О дополнительном образовании в Еврейской автономной области
статья (5 класс) на тему
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_dop_obr_v_eao.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учреждений дополнительного образования
детей и школ в Еврейской автономной области
Конькова Нелли Леонидовна,
старший преподаватель
кафедры педагогического менеджмента
института повышения квалификации
педагогических работников ЕАО
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка).
Дополнительное образование является необходимым компонентом современного образования.
В течение длительного времени задача развития творческих способностей детей не занимала должного места в комплексе задач, решаемых системой образования. Сегодня же актуальность этой проблемы признана теорией и практикой образования, в этой сфере особая роль отводится внешкольному воспитанию. (Дорожкина Л.А. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся средствами внешкольного образования.//Менеджмент в образовании 3/04) Неотъемлемой частью непрерывного воспитания остается сфера внешкольной работы, где также осуществляются возможности творческого совершенствования всех школьников. Именно система внешкольных организаций: Центры творчества детей и юношества, станции юных натуралистов, техников, туристов, школы искусств, детские музыкальные, художественные, спортивные школы, подростковые клубы и др. позволяют вовлечь школьников в процесс саморазвития творческих способностей.
Дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:
– возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;
– возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;
– специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);
–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
– открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;
– изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;
– методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.;
– уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;
– образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.;
– возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);
– возможности работы в социуме, социального творчества детей;
– организацию каникулярного времени детей;
– возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.
Требования к содержанию дополнительного образования детей сегодня меняются. С учетом ФГОС дополнительное образование должно быть нацелено на достижение воспитательных результатов внеурочной деятельности и приобретение опыта самостоятельного действия. Достижение результатов, связанных с различными видами деятельности, предусмотрено и на уроках по отдельным предметам, и во внеурочной деятельности. Вес внеурочной деятельности выше и в формировании мотивов поведения, поскольку ученик сам выбирает направление внеурочной деятельности. В системе дополнительного образования акценты смещены в сторону его развивающей и обучающей функции. Предстоит разработка системы использования специфических методов воспитания в ходе реализации образовательных программ дополнительного образования; разработка сквозных программ воспитания, охватывающих учебное и внеучебное время; проработка методов повышения воспитательной эффективности учебного занятия; анализ внеурочной деятельности, деятельности ученического самоуправления, как форм дополнительного образования
В соответствии с ФГОС основное (базовое) и дополнительное образование детей рассматривается в Еврейской автономной области как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты и тем самым создают единое образовательное пространство. Данный подход к взаимодействию образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей обеспечивает основу для успешной социализации в обществе.
В Еврейской автономной области дополнительное образование выступает как «зона ближайшего развития» личности ребенка, направлено на свободный выбор каждого обучающегося, сопряжено с желаниями и потребностями детей и обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса.
В рамках взаимодействия в области реализуются программы по следующим направлениям:
-художественно-эстетическое;
-физкультурно-спортивное;
-военно-патриотическое;
-эколого-биологическое;
-социально-педагогическое;
-культурологическое;
-досуговое.
Все эти направления внедряются в образовательную практику через разнообразные виды деятельности: исследовательская, проектная, творческая, познавательная, развлекательная.
В ЕАО уровень организации дополнительного образования разный:
-на базе учреждения дополнительного образования: центры детского творчества, спортивные школы, художественная и музыкальная школы);
-набор секций, кружков в зависимости от кадровых и материальных условий. Такая форма используется в основном педагогами сельской местности;
-развитие дополнительного образования как отдельного подразделения школы;
-интеграция основного и дополнительного образования, где педагоги совместно выстраивают воспитательную систему, разрабатывают программу.
В Еврейской автономной области дополнительное образование предоставляют следующие учреждения:
-«Детско-юношеский центр еврейской культуры»: история, праздники еврейского народа, дополнительная образовательная программа «Культура и традиции еврейского народа».
-«Детско-юношеский центр»: туристско-краеведческое направление.
-«Дом школьника с. Ленинское»: художественное, спортивное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое.
-«Дом детского творчества» п. Приамурский Смидовичского района: спортивно-техническое, художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.
-«Детско-юношеская спортивная школа» п. Смидович: спортивное.
-«Центр детского творчества с. Амурзет» Октябрьского района: спортивное, туризм и краеведение, декоративно-прикладное, вокальное, хореографическое, техническое, театральное.
-«Центр детского творчества» с. Птичник Биробиджанского района: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое.
Основным учреждением дополнительного образования является «Центр детского творчества» г. Биробиджана, который предоставляет образовательные услуги по следующим направлениям: техническое творчество, спортивно-техническое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, декоративно-прикладное, изобразительное, музыкальное, хореографическое, театральное, школа эстетического развития, которую посещают дети с двух лет.
Следовательно, в области наиболее востребованы объединения физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой деятельности. Охват несовершеннолетних дополнительным образованием составляет 90%. Школьники занимаются в различных кружках, клубах, секциях, научных обществах. Большое внимание уделяется занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных семей, детей «группы риска», состоящих на различных видах учета (65%). Всего в области действуют 1309 объединений по интересам в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей. Особенно успешно работают такие объединения как клубы «Аленушка» и «Радуга» на микрорайонах, районный центр «Патриот», районный музей п. Волочаевка, Казачий клуб в МБОУ СОШ № 8 г. Биробиджана, кадетский корпус.
В области активизируется работа по созданию условий для социальной адаптации школьников. Успешно функционируют 85 детских организаций в школах и 8 детских организаций в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во всех образовательных учреждениях действуют органы самоуправления. Координируют деятельность детских объединений и органов самоуправления городская и районные детские организации.
Объединениями накоплен интересный опыт работы по различным направлениям творческого развития личности ребенка, организации досуга, здорового образа жизни, гражданско-патриотического воспитания. В городе и районах организовано и эффективно развивается волонтерское движение, в котором активное участие принимают обучающиеся школ, учреждений НПО, СПО и учреждения интернатного типа. Второй год в области реализуется проект «Путь к успеху» по социализации воспитанников и выпускников интернатных учреждений, получивший грант Правительства ЕАО. Проведен областной конкурс органов ученического самоуправления. Обучающиеся и воспитанники участвовали в областном слете лидеров. В настоящее время учреждения готовят свои команды для участия в форуме детских объединений, организованного в рамках Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию дополнительного образования в РФ. В форуме примут участие 16 образовательных учреждений области.
В связи с введением ФГОС и нового закона «Об образовании в РФ» назрела острая необходимость в повышении профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей. Эту задачу решает областной институт повышения квалификации педагогических работников через курсы повышения квалификации, областные, районные семинары, групповые и индивидуальные консультации, которые стали носить более практическую направленность. Организуется обмен опытом между коллегами, учреждениями, районами. Обобщен и распространен опыт многих педагогов дополнительного образования детей. Причем акцент делается на индивидуальную помощь, тьюторское сопровождение.
Таким образом, можно говорить о том, что в области:
-сформировалась потребность в системном подходе к процессам интеграции учреждений дополнительного образования и школ;
-повысилась активность педагогов в освоении и внедрении в практику работы современных информационно-коммуникативных технологий;
-значительно расширилась область реализации социально-значимых проектов учреждений дополнительного образования детей с образовательными учреждениями, организация мероприятий на микрорайоне;
-накоплен позитивный опыт в работе с детьми «группы риска», одаренными, в организации профильного обучения.
Однако, существуют и актуальные проблемы:
-отсутствие единой программы развития дополнительного образования в РФ:
-ощущается дефицит бюджетного финансирования, недостаточно развита материально-техническая база;
-ограниченные возможности в сельской местности (слабая скорость в интернете, отсутствие условий для удовлетворения запросов интересов детей);
-отсутствие государственной поддержки учреждений дополнительного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост»
Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Ц...
Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"
Интегрированное внеклассное мероприятие «История создания Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области», соединяющее два предмета: модуль «Основы православной ку...
Программа дополнительного образования "Кулинария в предметной области"Технология"
Эта программа посвящена разделу "Технологии" "кулинария"...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН» ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗО
Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области х...
Выступление на областном семинаре для педагогов и методистов учреждений дополнительного образования «Художественное (флористическое) направление в дополнительном образовании Кировской области: опыт, проблемы, перспективы»
Технология работы с цветным опилом в рамках дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Природа и фантазия»...
Концепция развития дополнительного образования детей В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года
Концепция развития дополнительного образования детей В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года...
Программа профессионального саморазвития педагога дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
Тема программы саморазвития педагога: «Инструменты разработки и реализации учебных проектов».Сроки реализации: 2023 г.Цель: повысить свой научно – методический уровень, профессиональ...