"Метод проектирования на уроках истории"
учебно-методический материал по истории на тему

Плотникова Татьяна Николаевна

 

«Метод проектирования на уроках истории»

Содержание

 

  Введение.

Часть 1. Проектная деятельность на уроках истории.

Часть 2. Виды проектов.

Часть 3. Исследовательский проект по истории в 9 классе (из опыта работы).

  Заключение.

 

Введение.

         В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объём информации постоянно увеличивается. Поэтому задачей школьного образования становится не только передача определённых знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими. Важным является извлечение новой информации из разнообразных источников.

         Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.

         Создание проектов предоставляет школьникам максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. при этом дети получают возможность осваивать продуктивные приёмы мыслительной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Метод проектирования на уроках истории»

Автор:

Плотникова Татьяна Николаевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Пролетарская СОШ»

Московской области Серпуховского района

                                                                                                                                          г.п. Пролетарский

Содержание

  Введение.

Часть 1. Проектная деятельность на уроках истории.

Часть 2. Виды проектов.

Часть 3. Исследовательский проект по истории в 9 классе (из опыта работы).

  Заключение.

Введение.

         В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объём информации постоянно увеличивается. Поэтому задачей школьного образования становится не только передача определённых знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими. Важным является извлечение новой информации из разнообразных источников.

         Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.

         Создание проектов предоставляет школьникам максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. при этом дети получают возможность осваивать продуктивные приёмы мыслительной деятельности.

часть 1. Проектная деятельность на уроках истории.

        Проект - это целостная практическая деятельность, направленная на достижение определённого результата. Его осуществление происходит поэтапно: движение идёт от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям, даёт школьнику чувство осмысленности и оправданности усилий.

      Отличительные признаки проектной деятельности:

  1. метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта образовательного продукта;
  2. работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата;
  3. проект, являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.

       Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:

  1. подготовка, то есть формулирование темы и целей проекта;
  2. планирование. На этом этапе идёт определение источников информации, распределение обязанностей в группе, если проект коллективный;
  3. исследование - сбор информации, решение промежуточных задач;
  4. оформление результатов;
  5. предоставление (отчёт);
  6. оценка результатов проекта.

​       Использование метода проекта возможно как при закреплении ранее изученного материала, так и в ходе его освоения. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее. Например, при изучении темы "Великие географические открытия" совместно с учащимися были разработаны следующие цель и задачи:

      Цель: определить те причины, которые побудили людей отправиться в далёкие путешествия, попытаться оценить географические открытия и завоевания с разных точек зрения современников событий и с позиции современного нам человека.

  1. Отразить причины путешествия в виде письма к купцу или правительству с просьбой о финансировании экспедиции с обоснованием её необходимости.
  2. Составление бортового вахтенного журнала.
  3. Создание карты - маршрута путешествия.
  4. Описание впечатлений о путешествии и его результатах.

​      Разработанные задания дети распределяют между собой самостоятельно.

Часть 2. Виды проектов.

        В своей практике я применяю метод проекта в процессе преподавания истории с учётом возрастных особенностей школьников.

      5 класс: изготовление устных и письменных подражательных произведений (грамота, письмо, учёт и др.), иллюстрации (живописные и словесные), инсценирование.

Примеры: при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект "По следам древних людей". Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать всё своими руками. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы,  а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать "клинописью" на глиняных табличках.

      6 класс: создание рисунка на основе прочитанного (словесное рисование, графика, живопись), инсценирование.

      7 класс: написание писем к историческим личностям (царям, полководцам, учёным и др.), написание дневников от имени героя, создание самостоятельных произведений (баллада, исповедь и др.).

       8 класс: продолжение или изменение исторических событий (восстание, бунт, революция и др.), написание собственных подражательных исторических произведений, создание презентаций.

Примеры: на уроках истории в 6, 7, 8-х классах мы разрабатывали разнообразные ролевые проекты. Примером может служить проект "Деятельность парламента в средневековой Англии". Для выполнения проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Англии. Среди участников распределялись роли депутатов палаты лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы представителей различных сословий.

        9-11 классы: создание собственных произведений-проектов, театрализация, исследование, презентации в форме ток-шоу, видеороликов. Обязательным для всех является поисковая составляющая работы, обзор информационных ресурсов с аннотированием, создание текстового материала и публичная защита с презентацией.

Примеры: учащимся предлагаются темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках. ("Кто строил курганы?", "Какая была Земля в представлении людей древности?", "Возможно ли сегодня восстановить монархию в России?" и т.п.).

Часть 3. Исследовательский проект по истории в 9 классе.

        Тема: "Итоги Гражданской войны в России".

        Цели: учащиеся усваивают неизбежность революционного насилия, идеологию и психологию политики "военного коммунизма", причины победы "красных" в гражданской войне, должны понять трагедию гражданской войны, как методы государственного строительства, всей организации общества как способа осчастливить народ, воспитание социально-активной личности, способной к самоутверждению и самообразованию.

         Задачи:

  1. формирование навыков самостоятельной исследовательской, индивидуальной и групповой работы и её оформление в форме сообщения или доклада;
  2. умение формировать задачи. Искать пути их решения, корректировать деятельность;
  3. делать обобщающие выводы своей работы и работы других групп;
  4. формировать практическое и творческое мышление, умение работать с информацией.

​          Создание рабочих групп учащихся для исследовательской работы и распределение задач:

  1. Группа политологов: исследование особенностей большевистской государственности после октября 1917 года.
  2. Группа социологов: раскрыть отношения между различными социальными группами.
  3. Группа экономистов: особенности экономической политики большевиков и её влияние на социальные и политические отношения.
  4. Группа международников: характеристика международного аспекта гражданской войны.
  5. Группа краеведов: особенности гражданского противостояния в Забайкалье.

​         Содержание работы:

  1. Вводный этап:
  1. ​установочное занятие "цели и задачи" проектной деятельности;
  2. темы и жанры будущих проектов.

Учащиеся выбирают темы и жанры, работают с источниками, формируют проектные группы, распределяют обязанности между членами группы.

​       2. Стендовая информация о проектной работе.

       3. Поисково-исполнительский этап, сбор и систематизация материалов.

Учащиеся разрабатывают структуру презентации, выделяют предполагаемые проблемные задачи, отрабатывают ключевые моменты проекта.

         4. Обобщающий этап: оформление результатов проектной деятельности.

Подготовка публичной защиты проекта (даты, сценарии), подготовка аудитории, стендовой информации, формирование групп оппонентов (параллельный класс).

       5. Заключительный этап.

Защита проектов. Подведение итогов. Анализ.

Заключение.

        В процессе работы над проектом обучающиеся получают опыт интенсивного личностного развития в условиях взаимного обучения (работа в группах), опыт анализа, прогнозирования собственной деятельности, организационной работы и деловой коммуникации, опыт осмысления событий через призму нравственных ценностей, опыт социализации, гражданской ответственности и активности.

        По результатам работы с применением метода проектной и исследовательской деятельности можно сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения школьников, повышается интерес к предмету. Оформление результатов деятельности даёт обучающимся возможность познать себя, свой внутренний мир с разнообразною палитрою эмоций, ощущений, чувств. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты, участвуют в различного рода конкурсах, конференциях, занимают призовые места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод обучения на уроках истории.

В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе....

Воспитательный процесс методом проектирования на уроках русского и английского языков

Моей целью является то, что надо воспитытвть не только на специализированных уроках, но и на любо другом предмете.Являясь заместителем директора по воспитательной работе, совмещая уроки русского и анг...

Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»

С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...

Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".

     В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу ...

Проектирование медиа уроков истории и обюществознания

Приоритетной целью медиа уроков является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде. ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.

Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся  связать и соотнести общие пр...

Открытый урок для преподавателей по теме "Использование метода "Кроссенс" на уроках истории

Данный материал можно использовать для трансляции педагогического опыта среди преподавателей общественных и гуманитарных дисциплин...