"Метод проектирования на уроках истории"
учебно-методический материал по истории на тему
«Метод проектирования на уроках истории»
Содержание
Введение.
Часть 1. Проектная деятельность на уроках истории.
Часть 2. Виды проектов.
Часть 3. Исследовательский проект по истории в 9 классе (из опыта работы).
Заключение.
Введение.
В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объём информации постоянно увеличивается. Поэтому задачей школьного образования становится не только передача определённых знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими. Важным является извлечение новой информации из разнообразных источников.
Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.
Создание проектов предоставляет школьникам максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. при этом дети получают возможность осваивать продуктивные приёмы мыслительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод проектирования на уроках истории | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метод проектирования на уроках истории»
Автор:
Плотникова Татьяна Николаевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Пролетарская СОШ»
Московской области Серпуховского района
г.п. Пролетарский
Содержание
Введение.
Часть 1. Проектная деятельность на уроках истории.
Часть 2. Виды проектов.
Часть 3. Исследовательский проект по истории в 9 классе (из опыта работы).
Заключение.
Введение.
В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объём информации постоянно увеличивается. Поэтому задачей школьного образования становится не только передача определённых знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими. Важным является извлечение новой информации из разнообразных источников.
Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.
Создание проектов предоставляет школьникам максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. при этом дети получают возможность осваивать продуктивные приёмы мыслительной деятельности.
часть 1. Проектная деятельность на уроках истории.
Проект - это целостная практическая деятельность, направленная на достижение определённого результата. Его осуществление происходит поэтапно: движение идёт от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям, даёт школьнику чувство осмысленности и оправданности усилий.
Отличительные признаки проектной деятельности:
- метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта образовательного продукта;
- работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата;
- проект, являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:
- подготовка, то есть формулирование темы и целей проекта;
- планирование. На этом этапе идёт определение источников информации, распределение обязанностей в группе, если проект коллективный;
- исследование - сбор информации, решение промежуточных задач;
- оформление результатов;
- предоставление (отчёт);
- оценка результатов проекта.
Использование метода проекта возможно как при закреплении ранее изученного материала, так и в ходе его освоения. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее. Например, при изучении темы "Великие географические открытия" совместно с учащимися были разработаны следующие цель и задачи:
Цель: определить те причины, которые побудили людей отправиться в далёкие путешествия, попытаться оценить географические открытия и завоевания с разных точек зрения современников событий и с позиции современного нам человека.
- Отразить причины путешествия в виде письма к купцу или правительству с просьбой о финансировании экспедиции с обоснованием её необходимости.
- Составление бортового вахтенного журнала.
- Создание карты - маршрута путешествия.
- Описание впечатлений о путешествии и его результатах.
Разработанные задания дети распределяют между собой самостоятельно.
Часть 2. Виды проектов.
В своей практике я применяю метод проекта в процессе преподавания истории с учётом возрастных особенностей школьников.
5 класс: изготовление устных и письменных подражательных произведений (грамота, письмо, учёт и др.), иллюстрации (живописные и словесные), инсценирование.
Примеры: при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект "По следам древних людей". Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать всё своими руками. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать "клинописью" на глиняных табличках.
6 класс: создание рисунка на основе прочитанного (словесное рисование, графика, живопись), инсценирование.
7 класс: написание писем к историческим личностям (царям, полководцам, учёным и др.), написание дневников от имени героя, создание самостоятельных произведений (баллада, исповедь и др.).
8 класс: продолжение или изменение исторических событий (восстание, бунт, революция и др.), написание собственных подражательных исторических произведений, создание презентаций.
Примеры: на уроках истории в 6, 7, 8-х классах мы разрабатывали разнообразные ролевые проекты. Примером может служить проект "Деятельность парламента в средневековой Англии". Для выполнения проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Англии. Среди участников распределялись роли депутатов палаты лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы представителей различных сословий.
9-11 классы: создание собственных произведений-проектов, театрализация, исследование, презентации в форме ток-шоу, видеороликов. Обязательным для всех является поисковая составляющая работы, обзор информационных ресурсов с аннотированием, создание текстового материала и публичная защита с презентацией.
Примеры: учащимся предлагаются темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках. ("Кто строил курганы?", "Какая была Земля в представлении людей древности?", "Возможно ли сегодня восстановить монархию в России?" и т.п.).
Часть 3. Исследовательский проект по истории в 9 классе.
Тема: "Итоги Гражданской войны в России".
Цели: учащиеся усваивают неизбежность революционного насилия, идеологию и психологию политики "военного коммунизма", причины победы "красных" в гражданской войне, должны понять трагедию гражданской войны, как методы государственного строительства, всей организации общества как способа осчастливить народ, воспитание социально-активной личности, способной к самоутверждению и самообразованию.
Задачи:
- формирование навыков самостоятельной исследовательской, индивидуальной и групповой работы и её оформление в форме сообщения или доклада;
- умение формировать задачи. Искать пути их решения, корректировать деятельность;
- делать обобщающие выводы своей работы и работы других групп;
- формировать практическое и творческое мышление, умение работать с информацией.
Создание рабочих групп учащихся для исследовательской работы и распределение задач:
- Группа политологов: исследование особенностей большевистской государственности после октября 1917 года.
- Группа социологов: раскрыть отношения между различными социальными группами.
- Группа экономистов: особенности экономической политики большевиков и её влияние на социальные и политические отношения.
- Группа международников: характеристика международного аспекта гражданской войны.
- Группа краеведов: особенности гражданского противостояния в Забайкалье.
Содержание работы:
- Вводный этап:
- установочное занятие "цели и задачи" проектной деятельности;
- темы и жанры будущих проектов.
Учащиеся выбирают темы и жанры, работают с источниками, формируют проектные группы, распределяют обязанности между членами группы.
2. Стендовая информация о проектной работе.
3. Поисково-исполнительский этап, сбор и систематизация материалов.
Учащиеся разрабатывают структуру презентации, выделяют предполагаемые проблемные задачи, отрабатывают ключевые моменты проекта.
4. Обобщающий этап: оформление результатов проектной деятельности.
Подготовка публичной защиты проекта (даты, сценарии), подготовка аудитории, стендовой информации, формирование групп оппонентов (параллельный класс).
5. Заключительный этап.
Защита проектов. Подведение итогов. Анализ.
Заключение.
В процессе работы над проектом обучающиеся получают опыт интенсивного личностного развития в условиях взаимного обучения (работа в группах), опыт анализа, прогнозирования собственной деятельности, организационной работы и деловой коммуникации, опыт осмысления событий через призму нравственных ценностей, опыт социализации, гражданской ответственности и активности.
По результатам работы с применением метода проектной и исследовательской деятельности можно сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения школьников, повышается интерес к предмету. Оформление результатов деятельности даёт обучающимся возможность познать себя, свой внутренний мир с разнообразною палитрою эмоций, ощущений, чувств. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты, участвуют в различного рода конкурсах, конференциях, занимают призовые места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод обучения на уроках истории.
В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе....
Воспитательный процесс методом проектирования на уроках русского и английского языков
Моей целью является то, что надо воспитытвть не только на специализированных уроках, но и на любо другом предмете.Являясь заместителем директора по воспитательной работе, совмещая уроки русского и анг...
Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»
С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...
Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".
В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу ...
Проектирование медиа уроков истории и обюществознания
Приоритетной целью медиа уроков является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде. ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.
Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся связать и соотнести общие пр...
Открытый урок для преподавателей по теме "Использование метода "Кроссенс" на уроках истории
Данный материал можно использовать для трансляции педагогического опыта среди преподавателей общественных и гуманитарных дисциплин...