"Станок и ткань из дедушкиного сундука"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Половникова Анна Юрьевна

Программа краткосрочных курсов в 5 классе по истории Древнего мира. Курсы предполагают теоретическую и практическую деятельность учащихся, позволяют через деятельностный подход осуществить  осуществить связь между прошлым и настоящим. Курс рассчитан на 8 часов.Программа курса посвящена одному из древних ремесел- ткачеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное  бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №6» г Пермь

Программа  краткосрочных курсов по истории Древнего мира

«Станок и ткань из дедушкиного сундука»

Учащиеся 11-12 лет

Автор: Половникова Анна Юрьевна

Учитель истории высшей категории

                                                        МБОУ «СОШ №6» г.Перми

2013

Программа «Станок и ткань из дедушкиного  реализуется в течение года.

   В результате ее реализации повысился интерес учащихся к истории Древнего мира. Обучающиеся активно принимали участие в различных конкурсах, конференциях и олимпиадах: школьный тур Всероссийской  олимпиады по истории  45 учащихся «Лисе - любитель истории»- 45 учащихся, «Восхождение на Олимп» 17 учащихся. Конкурс- конференция «Битва на Волге- город на Каме», поощрительный приз. Учащиеся продолжают заниматься  научно-исследовательской работой.

Пояснительная записка

   В системе образования идет процесс создания новых образовательных моделей, концептуальных конструкций, методологических технологий и методических систем, позволяющих в перспективе обеспечить образованию целостность и эффективность, отвечающих мировому уровню. В этом процессе особое место занимает совершенствование исторического образования, ибо изучение истории и социальных дисциплин играет важную роль в формировании личности молодого человека, в воспитании гражданина новой демократической России, поэтому поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время-явление не только закономерное, но и необходимое.

    В свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности личности. В условиях гуманизации образования существующая система должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в постоянно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

    В этой связи в последнее время многие учителя истории на первый план в системе исторического образования выдвигают задачу «оживления» исторического процесса. Наполняя его чувствами, страданиями, страстями, палитрой красок, именно поэтому учитель просто обязан «оживить» исторические события, факты, показать исторический процесс не только и не столько как цепочку войн, переворотов, революций и изобретений, но и полный драматизма и стремления к совершенству путь человечества.

    В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда .  

  Перед учителем встает задача ,как осуществить связь между прошлым и настоящим, как приблизить учащегося к его главной цели- живому осмыслению истории.

   Данную программу обличает  практическая направленность. В ней заложен индивидуальный подход  в создании условий для успешной деятельности учащихся.

Программа важна  для школьников тем, что она:

Во-первых, позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - к творческо - поисковой деятельности

Во- вторых,    активизируют воображение, не воображение вообще, а именно творческое воображение.

В- третьих ,   позволяет увлечь и заинтересовать  как  всю группу  в целом, так  и каждого ученика в отдельности.

Программа  актуальна тем, что  позволяют развить смекалку, оценивать свой и чужой труд. Освоить процесс созидания.

Цель программы: развитие устойчивого познавательного интереса, создание условий для формирования основных компетенций

Задачи :

Обучающие:

1.Способствовать прочному усвоению материала.

2.Способствовть расширению кругозора через использование дополнительных исторических источников.

Развивающие задачи:

1.Развивать творческое мышление.

2.самостоятельно выполнять различные работы ,участвовать в проектной деятельности.

3.Владеть умениями совместной деятельности, способствовать формированию коммуникативных компетенций.

4.Способствовать практическому применению умений и навыков.

Воспитательные задачи:

1.Вырабатывать нравственные взгляды и убеждения.

2. Формировать историческое самосознание.      

3.Развитие способности критически мыслить.                      

4. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Основные формы организации занятий групповые и индивидуальные.

Учебно-тематический план  8 часов

Тема

Общее кол-во

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

2

Виды ткацких станков.

1

1

3

Моделирование ткацкого станка

1

1

4

Изготовление вертикального ткацкого станка

1

1

5

Ткачество. Виды переплетений - полотняное

1

1

6

Изготовление ткани полотняным переплетением

2

2

7

Изготовление ткани из ниток разного цвета

1

1

Итого

8

3

5

Содержание программы

Описание темы

Форма занятий

Техническое оснащение

1

История возникновения  ремесел

Беседа.

Презентация

Проектор Компьютер

2

Виды ткацких станков. Вертикальный Ткацкий станок

Презентация

Проектор Компьютер

3-4

Изготовление модели вертикального  ткацкого станка

Практическое

занятие

Ножницы, картон, линейка, карандаш, нитки

5

Производство ткани. Виды переплетений.

Основа. Уток.

Беседа.

Презентация

Проектор Компьютер

6-7

Производство ткани  на вертикальном ткацком станке, сделанным своими руками. Одноцветное  ткачество

Практическое

занятие

 Вертикальный станок, собственного изготовления, нитки одного цвета

8

Производство ткани двух или нескольких цветов.

Беседа. Практическое

занятие

Вертикальный станок, собственного изготовления. Нитки двух или более цветов

Предполагаемый результат.

При  реализации программы осуществится связь между прошлым и настоящим,  обеспечится  активное участие  на занятии каждого ученика,  учащиеся  приобретут новые знания по истории, истории ткачества, о роли ткачества в жизни людей. Кроме того учащиеся смогут изготовить  вертикальный станок и ткань.

Оценка и контроль результатов.

Не считаю целесообразным на занятиях ставить оценки, лучше провести конкурс работ на котором учащиеся сами выберут лучшие работы по критериям.

Критерии;

1.Соблюдение технологии.

2.Аккуратноть.

3.Креативность.

Список литературы


  1. Бабанский М.И. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. М., 1982.

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика,1989.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.

  1. Давыдов В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.

  1.  Дроздовский В.П., Спадарщ В.И., Данильченко Н.И.. Преодолеть пропасть. М – Просвещение, 1989.

  1. Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки. М., 1987.

  1. Каплан С.Д. Я делаю уроки. Минск, 1998.

  1. Лукин А.И. Аудитория. Музей. Театр. Новосибирск, 1992.

  1. Маркова А.П. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.

  1. Оконь В. Введение в общую дидактику.  – М.: Высшая школа, 1990.

  1. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.: Просвещение, 1992.

  1. Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание. 1966, №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Устройство сверлильного станка. Техника безопасности при работе на станке".

Поурочный план учителя по теме "Устройство сверлильного станка. Техника безопасности при работе на станке"....

буклеты бисероплетение "Тканье со станком"

Содержит информацию о ремесле "Тканье со станком", о  обереговых символах, способах создания схем для ткачества....

Дедушкин альбом

Звучит веселая музыка. На сцену выходят двое: мальчик и девочка. На одной стороне сцены декорации комнаты. Лежит большой старый альбом с фото....

мастер-класс по тканью со станком "Изготовление фенички из бисера"

Мастер-класс по технологии 5-6 класс:"Изготовление феничек из бисера способом тканье со станком"1 часть подготовка к тканью: оборудование, материалы, схемы....

Занятие На тему: Выключить станок, снять изделие со станка, зачистить торцы .( Дата проведения 24.03. 20г)

Токарные станки – группа оборудования, которая сейчас широко используется на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях, домашних условиях и при обучении в школах  с целью механичес...

Сценарий ко Дню победы "Дедушкин альбом"

Сценарий, разработанный для проведения очередной годовщины в Великой Победы, для учащихся школы и гостей праздника...


 

Комментарии

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020