Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме «Марийский край в 18 веке»
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Санникова Лариса Шамаевна

Каждому человеку свой родной край кажется самым дорогими родным,потому что это его Родина. Данный материал может быть использован учителями ИКН в 7 классе при обобщении раздела "Марийский край в 18 веке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtoritelno.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме

«Марийский край в 18 веке»

Цели и задачи урока:

1.Систематизация и контроль качества знаний обучающихся о Марийском крае 18 века

2. Продолжение формирования умений логически мыслить, рассуждать, делать правильные  выводы

3. Воспитание уважения и интереса к истории марийского народа и к его культуре

Гордиться славной историей своих  предков не

только можно, но и должно,

не уважать оной есть постыдное малодушие…

А.С.Пушкин

Ход урока:

I.Организационный момент.

Поро эр, дорогие ребята! Я пожелала вам доброго утра! Пожелайте и вы друг другу, мне и нашим гостям доброго утра. А как можно это сделать? Посмотрите  друг другу в глаза, посмотрите на наших гостей и улыбнитесь. От вашей улыбки  и в классе стало теплей и я ,надеюсь, что урок у нас пройдет успешно.

Сегодня  у нас повторительно-обобщающий урок по теме «Марийский край в 18 веке».(1 слайд)

 –И мы отправляемся в путешествие в прошлое (можете закрыть глаза и представить картины прошлого). (2 слайд)

Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского поэта А.С.Пушкина.(Зачитывается эпиграф учителем и дети записывают тему урока и эпиграф к нему.)

II. Работа по теме.

Вступительное слово учителя.

Восемнадцатое столетие во многих отношениях оказалось сложным для марийского народа. Оно наполнено многими фактами и событиями, затронувшими важнейшие стороны жизни (петровские реформы, принудительное крещение народа, массовое переселение, оформление этнической группы восточных марийцев, открытие первых новокрещенских приходов с церквями и школ, участие крестьян в восстании Е.Пугачева, изменения в управлении марийской деревней и многие другие). И все это мы с вами знаем.

Вопросы и задания для повторения:

Задание 1. По карте расскажите о расселении марийцев в 18 веке (3 слайд).

(В 1708-1710 гг проведена губернская реформа. по которой территория края вошла в состав трех губерний: в Казанскую, в Вятскую, в Нижегородскую)

Учитель: Вы знаете, что в 1781 году в Среднем Поволжье проведена новая губернская реформа. В это же время были учреждены гербы городов Марийского края.

Задание 2. Что вы можете сказать об этих гербах?(4 слайд)

(Гербы имели форму щита. Щит делился на две части.. В верхней части изображался герб губернского города(Казани- крылатый змей, дракон) В нижней части помещался герб уездного города. ;например, Царевококшайска –лось(«в знак того, что таковых зверей в ловле обыватели сих мест упражняются»; Козьмодемьянска –золотой лук и три скрещенные стрелы, положенные на нем( « в знак того, что жители сих мест оное орудие с отменным искусством употребляют»)

Учитель. Мы знаем, что 97 процентов марийского населения входили в разряд государственных крестьян.

Задание 3. Назовите основные хозяйственные занятия крестьян.(5 слайд)

(Основным занятием марийцев по- прежнему оставалось земледелие. У марийцев также с давних пор было развито скотоводство, бортничество и охота.В первой половине 18-го века под влиянием русских крестьян у волжских народов возникают зачатки садоводства.)

Вопросы к 3-му слайду:

1.Какие сельскохозяйственные культуры выращивали на своих полях марийцы?

2. Каких домашних животных держали марийцы в 18 веке?

3.Объясните слово «Бортничество»

4.Марийцы славились как искусные охотники. Они уходили в дальние леса на всю зиму. Что давала марийцам охота?

5.У кого переняли марийцы садоводство?

Учитель. Ребята, скажите, сколько городов имеется в настоящее время в Республике Марий Эл?

Задание 4. -Перечислите города Марийского края в 18 веке?(6 слайд).

              - Какой из перечисленных городов сегодня не является городом? По указу какого русского царя  и почему он был переведен в разряд сел?

Задание 5. Заполните таблицу(самостоятельная работа обучающихся с таблицей).(7 слайд).

- Взаимопроверка(8 слайд)

Учитель. С начала 18 века началось  массовое переселение марийцев. Так и произошло оформление этнической группы восточных марийцев.

Задание 6.-  Назовите, на какие группы сегодня делятся марийцы.(9 слайд)

                 - Определите, к каким группам относятся эти марийцы?(10 слайд)

                -   По карте расскажите о расселении восточных марийцев(11 слайд)

Задание 7. Посмотрите, ребята, на следующий слайд(12слайд) и скажите, Какая связь между этими фотографиями и темой нашего урока .

Учитель. XVIII век – время появления большого количества этнографического и языкового материала о марийцах в трудах многих ученых.

В XVIII веке появилось немало различных словарей марийского языка.

 XVIII век – время появления первых текстов на марийском языке.

XVIII век – это время выхода первой марийской грамматики.  

Задание 8. Викторина. Что ты знаешь о марийской письменности

  1.  С какого года официально в республике отмечается День письменности?
  1. Объясните значение слов «тиште», «тиштер», «тамга»
  1. Как называлась первая марийская грамматика и кто ее автор?
  1. В каком году и в каком городе поступила в продажу первая грамматика?
  2. Кто автор первого букваря на марийском языке?

 Итог урока

– Наш урок «Марийский край в 18 веке» подходит к концу. И я хочу закончить его строками из школьного сочинения :

«Каждому человеку свой родной край кажется дорогим и родным, потому что это его Родина. Я тоже очень люблю свою Родину и поэтому изучаю ее историю. И я знаю: соприкосновение со страничками нашего прошлого, изучение истории родного края – это пути  воспитания любви к Родине, ее многовековой истории и культуре.

Учитель. Я сегодня с гордостью могу сказать, что вы любите свой край.

– Сегодня наиболее проявили свои знания, эрудицию, активность? (самооценка).

– Молодцы! Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИКН в 7 классе Тема: Марийский край и губернские реформы XVIII века. Гербы городов

Данный материал может быть использован учителями ИКН и педагогами ,занимающимися краеведением,историей Марийского края...

Урок ИКН в 7 классе Тема: Марийский край и губернские реформы XVIII века. Гербы городов

Данный материал может быть использован учителями ИКН и педагогами ,занимающимися краеведением,историей Марийского края...

ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В XVII ВЕКЕ»

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Россия в XVII веке»....

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

Повторительно-обобщающий урок 5 класс по теме "Первые земледельцы и скотоводы"

Закрепление изученного материала по теме "Первые земледельцы и скотоводы"....

Сценарий повторительно- обобщающего урока,10 класс по теме:"Смута"

Урок повторения по теме"Смутное время" . На уроке истользуется проблемный метод....