Информационные технологии в преподавании истории
статья по истории по теме
Статья представляет опыт работы учителя по адаптации компетентностного подхода к обучению истории на основе ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_informacionnye_kompyuternye_tehnologii_v_prepodavanii_istorii.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные компьютерные технологии
в преподавании истории
А.П. Тухалов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Орликская средняя общеобразовательная школа» с. Орлик
Компетентностный подход в образовании в настоящее время является приоритетным, так как изменились требования, которые предъявляет общество к выпускнику.
Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Современный выпускник должен быть готов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Должен уметь работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
В наш информационный век особенно актуальными и востребованными являются умения учащихся работать с потоками разного вида информации: отбор ее содержания, красочное и привлекательное представление результатов своей работы.
Роль активных форм и методов обучения на уроках истории и обществознания очень велика. Необходимость этого связана с потребностью общества воспитать граждан с критическим мышлением, умеющих аргументировать, вести дискуссию, дебаты.
Одна из главных задач, которая стоит перед учителем - это построить учебный процесс так, чтобы дети почувствовали удовлетворение от приобретения знаний и умений. У каждого учителя найдется в арсенале большое количество методов и приемов по привитию интереса к учебе. Я стараюсь строить отношения с учащимися и отношения учащихся друг с другом на принципах доверия, доброжелательности, партнерства, взаимопонимания, уважения интересов и возможностей друг друга. Это вселяет уверенность ребенка в том, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться.
Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа учителя истории – исследование различных источников информации: карт, исторических текстов, археологических находок, произведений искусства.
Информационные компьютерные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, сделать урок современным с точки зрения использования технических средств, приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств. Опыт и практика показывают, что при подготовке к урокам-практикумам, урокам-семинарам, урокам-конференциям дети сами используют видеофильмы, информацию из Интернета, компьютерные программы.
Презентации в виде слайдов эффективны на различных этапах урока. Зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Есть возможность эмоционально и образно подать материал.
ИКТ расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.
Активно используются ИКТ и во внеклассной работе. Главными направлениями внеклассной работы по истории являются:
- развитие исследовательской деятельности учащихся;
-закрепление и развитие знаний об исторической науке;
-развитие исторического мышления;
-выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;
-связь с региональным компонентом;
-распространение опыта творческой деятельности учащихся;
-приобретение учащимися опыта публичных выступлений.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания истории, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе, районе, региональном уровне. Благодаря этой работе у школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Список литературы:
1. Петровская Л. А., Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
2. Полат Е. С и др. Полат Е. С, Бухаркина М. Ю. , Моисеева М. В, Петров А. Е. . Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/. ; Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
3. Селевко Г. К., Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М: Народное образование, 1998. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные и информационные технологии в преподавании предмета "Технология" по ФГОC.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Использование современных информационных технологий в преподавании технологии
Статья " Использование современных информационных технологий в преподавании технологии" методические рекомендации молодым учителям...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ.
В данной работе рассматривается вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя истории. Описаны возможности использования программных прод...
Информационные технологии в преподавании предмета "Технология".
Применение информационных технологий на уроках технологии для девочек. Игровые технологии в разделе "Художественное моделирование изделий"....
Использование современных информационных технологий в преподавании технологии
Информационная технология – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возмо...
Применение информационных технологий в преподавании истории.
«Смысл работы современной школы сегодня в том, чтобы научить детей жить в мире, которого еще нет, и справляться с задачами, о которых учителя мало что знают….Едва ли не ко всему, что делается в школе,...
Информационные технологии в преподавании географии. Использование ЦОР в преподавании географии.
В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой...