Информационные технологии в преподавании истории
статья по истории по теме

Тухалов Алексей Петрович

Статья представляет опыт работы учителя по адаптации компетентностного подхода к обучению истории на основе ИКТ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные компьютерные технологии 

в преподавании истории

А.П. Тухалов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Орликская средняя общеобразовательная школа» с. Орлик

Компетентностный подход в образовании в настоящее время является приоритетным, так как изменились требования, которые предъявляет общество к выпускнику.

Смысл образования заключается в развитии  у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Школа  должна готовить своих учеников  к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Современный выпускник  должен быть готов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Должен уметь  работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

В наш информационный век особенно актуальными и востребованными являются умения учащихся работать с потоками разного вида информации: отбор ее содержания, красочное и привлекательное представление результатов своей работы.

Роль  активных  форм  и  методов  обучения на уроках истории и обществознания очень велика. Необходимость этого связана с потребностью общества воспитать граждан с критическим мышлением, умеющих аргументировать, вести дискуссию, дебаты.

Одна из главных задач, которая стоит перед учителем - это построить учебный процесс так, чтобы дети почувствовали  удовлетворение от приобретения знаний и умений. У каждого учителя найдется в арсенале большое количество методов и приемов по привитию интереса к учебе. Я стараюсь строить отношения с учащимися и отношения учащихся друг с другом на принципах доверия, доброжелательности, партнерства, взаимопонимания, уважения интересов и возможностей друг друга. Это вселяет уверенность   ребенка в том, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться.

Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа  учителя истории – исследование различных источников информации: карт, исторических текстов, археологических находок, произведений искусства.

Информационные компьютерные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, сделать урок современным с точки зрения использования технических средств, приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств. Опыт и практика показывают, что при подготовке к урокам-практикумам, урокам-семинарам, урокам-конференциям дети сами используют видеофильмы, информацию из Интернета, компьютерные программы.

Презентации в виде слайдов эффективны на различных этапах урока. Зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Есть возможность эмоционально и образно подать материал. 

ИКТ расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Активно используются ИКТ и во внеклассной работе. Главными направлениями внеклассной работы по истории являются:

- развитие исследовательской деятельности учащихся;

-закрепление и развитие знаний об исторической науке;

-развитие исторического мышления;

-выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;

-связь с региональным компонентом;

-распространение опыта творческой деятельности учащихся;

-приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания истории, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе, районе, региональном уровне. Благодаря этой работе у школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Список литературы:

1. Петровская Л. А.,  Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.

2. Полат Е. С и др. Полат Е. С, Бухаркина М. Ю. , Моисеева М. В, Петров А. Е. . Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/. ; Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

3. Селевко Г. К.,  Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М: Народное образование, 1998. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные и информационные технологии в преподавании предмета "Технология" по ФГОC.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Использование современных информационных технологий в преподавании технологии

Статья  " Использование современных информационных технологий в преподавании технологии" методические рекомендации молодым учителям...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ.

В данной работе рассматривается вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя истории. Описаны возможности использования  программных прод...

Информационные технологии в преподавании предмета "Технология".

Применение информационных технологий на уроках технологии для девочек. Игровые технологии в разделе "Художественное моделирование изделий"....

Использование современных информационных технологий в преподавании технологии

Информационная технология – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возмо...

Применение информационных технологий в преподавании истории.

«Смысл работы современной школы сегодня в том, чтобы научить детей жить в мире, которого еще нет, и справляться с задачами, о которых учителя мало что знают….Едва ли не ко всему, что делается в школе,...

Информационные технологии в преподавании географии. Использование ЦОР в преподавании географии.

В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой...