Исследование "Духовный подвиг Кирилла и Мефодия"
учебно-методический материал по истории (8 класс) по теме

Уринова Наталья Андреевна

Исследование "Духовный подвиг Кирилла и Мефодия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirill_i_mefodiy.rar644.13 КБ

Предварительный просмотр:

Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия.

Так, куда ни посмотри, всюду, где у славян
     сияет свет и творится добро, мы видим
     труды святых Мефодия и Кирилла.
 

Ведение.

Кирилл и Мефодий внесли величайший вклад в культуру славянских народов. Только с установлением письменности начинается подлинная история народа, история его культуры, история развития его мировоззрения, научных знаний, литературы и искусства.        

Судьбы подвижников, привносящих в культуру великие изобретения и открытия, редко бывают благополучны. Так стало и с братьями Кириллом и Мефодием.        

Эти два человека никогда в своей жизни не попадали в земли Древней Руси; жили они за сто с лишнем лет до того, когда здесь официально крестились и приняли их письмена. Казалось бы, Кирилл и Мефодий принадлежат к истории других народов. Но именно они кардинально перевернули бытие русского народа. Они передали ему кириллическую азбуку, которая стала достоянием культуры, которая жива и сейчас. И это величайший дар людям.        

Кирилл и Мефодий — славянские первоучители, великие проповедники христианства, канонизированные не только православной, но и католической церковью.

Кирилл и Мефодий были основоположниками литературно- письменного языка славян- старославянского языка, который в свою очередь явился своеобразным катализатором для создания древнерусского литературного языка, древнеболгарского и литературных языков других славянских народов.        

Ежегодно 24 мая в нашей стране отмечаются Дни славянской письменности и культуры. История их возникновения неразрывно связана с именами святых равноапостольных , не только православной, но и римско-католической церкви.

Краткие биографические сведения о Кирилле и Мефодии.

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Кирилл - самый младший.

        Мефодий, старший из восьми братьев, состоял на военной службе. В течение 10 лет он был правителем какой-то славянской области, потом ушел в монастырь Олимп в Малой Азии. В 860-е годы, отказавшись от сана архиепископа, он стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря, около города Кизика.
        Святой Кирилл в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе.

Оба брата жили в основном духовной жизнью, стремясь к воплощению своих убеждений и идей, не придавая значения ни чувственным радостям, ни богатству, ни карьере, ни славе. Братья никогда не имели ни жен, ни детей, всю жизнь скитались, так и не создав себе дома или постоянного пристанища, и даже умерли на чужбине.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского. Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке.

Просветительская деятельность святых братьев.

Когда к византийскому императору прибыло посольство от хазарского кагана с просьбой прислать мусульманам ученых для знакомства с христианством, император и патриарх единодушно выбрали Константина. Император поручал ему самые важные и ответственные миссии. Вместе с братом Мефодием несколько лет он провел в монастыре Олимп, а затем братья отправились с новой миссией к хазарам.

Кириллу и Мефодию не пришлось просвещать ни болгар, ни русичей. В 863 году братья-солуняне, знавшие славянский язык, были направлены византийским императором в Моравию на помощь моравскому князю Ростиславу. Чехи Моравии уже приняли христианство, но церковно не были организованы. Историческая ситуация осложнялась тем, что на Моравию претендовал баварско-немецкий епископат, а на политическую независимость покушались немецкие князья под водительством Людовика Немецкого.Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая. Святой Кирилл отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание…». Но тем временем ситуация становилась критической, и Кирилл и Мефодий решили вернуться вместе с моравскими учениками в Константинополь.

Братья отправились за защитой к папе римскому Адриану II, который  торжественно встретил их в своей резиденции. Как это не странно, папа Адриан II одобрил славянские книги Кирилла и Мефодия, посвятил некоторых их учеников в священнический сан и разрешил отслужить славянскую литургию в соборе св. Петра. Шел 869 год. 14 февраля слабый здоровьем Кирилл умер.

В конце 869 года Адриан II возвел Мефодия в звание архиепископа Моравии и Паннонии, разрешив в его епархии службу на славянском языке.

Мефодий вернулся в 870 году из Рима в Паннонию и развернул широкую деятельность по распространению славянского богослужения. Но это продолжалось недолго. В том же году он был вызван на суд. Его обвинили в нарушении исконных иерархических прав католической церкви и приговорили к тюремному заключению. Мефодий пробыл в тюрьме в самых тяжелых условиях три года, после чего новый папа Иоанн VIII освободил Мефодия. 

Мефодия папа Римский поставил архиепископом Паннонии и Моравии. Однако прежде чем вступить на кафедру, этот учитель славян претерпел плен и притеснения от священников-латинян, желавших отречения его от просветительства. Он не отрекся. И от него не отреклись вверенные ему чада Церкви  выступили с восстанием. 4 апреля, в Вербное воскресенье 885 года, почти перед смертью, Мефодий попросил учеников перенести его в церковь, где обратился к моравскому народу с прощальным словом. Он предупредил, что славянам еще много раз придется отстаивать свою веру, свою культуру.

6 апреля хоронил народ своего учителя.

 

Вывод:  Вера двух людей во Христа и в свою подвижническую миссию во благо славянских народов — вот что было движущей силой деятельности Кирилла и Мефодия. Исключительный интеллект одного и стоическое мужество другого — качества двух людей, живших очень задолго до нас, обернулись тем, что мы сейчас пишем их письменами.

 

Распространение славянской письменности после смерти Кирилла и Мефодия.

Ученики Мефодия, изгнанные из Моравии, отправились частью на юг - к хорватам, где в это время складывалось независимое славянское государство, частью на юго-восток - к болгарам и македонцам. Там они и продолжили дело славянской книжности. Особенно благоприятные условия для развития славянской письменности складываются на юго-востоке. В Македонии создается ряд рукописей, продолжающих традиции кирилло-мефодиевских переводов.

Константин и Мефодий создали Славянский алфавит для перевода текстов Библии на языки Славян. Поскольку для перевода Библии было необходимо, чтобы Славянский алфавит имел строй согласованный с Божественными законами, чтобы в результате перевода сохранилась преемственность алфавитов и не было нарушено священное строение слов Библии. ( См. приложение, рисунок №1)

Кирилл и Мефодий создали алфавит, в котором объединили Славянские языки в единой закономерной фонетической системе тождественной фонетической системе Греческого алфавита, посредством которого ранее был выполнен перевод Библии с арамейского языка на греческий язык, и заключили в системе Славянского алфавита сакральную формулу или иначе говоря сакральное высказывание, которое выражало Божественные законы.

Вывод: Таким образом, основы, заложенные еще Контантином и Мефодием более 1100 лет назад, продолжают непрерывно совершенствоваться и успешно развиваться вплоть до настоящего времени

Сакральная азбука Кирилла и Мефодия.

В современном Русском алфавите буквы не имеют названий, но изначальные буквы Славянского алфавита обладают названиями и составляют азбуку, в которой последовательность названий образует осмысленное высказывание.                

Кирилл и Мефодий из создали Славянский алфавит для перевода текстов Библии на языки Славян.  Поскольку для перевода Библии было необходимо, чтобы Славянский алфавит имел строй согласованный с Божественными законами, чтобы в результате перевода сохранилась преемственность алфавитов и не было нарушено священное строение слов Библии.
        Поэтому Кирилл и Мефодий создали алфавит, в котором объединили Славянские языки в единой закономерной фонетической системе тождественной фонетической системе Греческого алфавита, посредством которого ранее был выполнен перевод Библии с арамейского языка на греческий язык, и заключили в системе Славянского алфавита сакральную формулу или иначе говоря сакральное высказывание, которое выражало Божественные законы. (См. приложение, рисунок №2)

Вывод.

Заслуги Кирилла и Мефодия в истории культуры огромны. Во-первых, Кирилл, разработал первую упорядоченную славянскую азбуку и этим положил начало широкому развитию славянской письменности. Во-вторых, Кирилл и Мефодий перевели с греческого многие книги, что явилось началом формирования старославянского языка В-третьих, Кирилл и Мефодий способствовали распространению грамотности у славянских народов. Кирилл и Мефодий были основоположниками первого литературно-письменного языка славян.                

Кирилл и Мефодий, составив азбуку, осуществляя переводы с греческого, обучая грамоте и приобщая местное население к богатой по содержанию и формам христианской и энциклопедической литературе, были именно учителями славянских народов.

Таким образом, Кирилл и Мефодий создали славянский язык.

Приложение.

(Рисунок № 1)

Алфавит и азбука Кирилла и Мефодия (Кириллица).

 БУКВЫ
 

ИМЕНА

ФОНЕТИКА И ОЗНАЧАЕМЫЕ СЛОВА

 1.

Первая буква алфавита; происходит от греческой буквы "альфа" и финикийской "алеф".
Означает местоимение Я или КАЖДЫЙ.
 

 2.

Происходит от греческой буквы "бета".
Означает слово БУКВЫ.
Имеет общее происхождение с буквой В (веди).
 

 3.

Происходит от греческой буквы "бета".
Означает слова ВЕДАТЬ или ЗНАТЬ.
Имеет фонетическое соотношение с буквами ОУКЪ и ИЖИЦА.
 

 4.

Происходит от греческой буквы "гамма".
Означает слова ГЛАГОЛИТЬ или ГОВОРИТЬ.
Имеет несколько вариантов произношения в разных славянских языках.
 

 5.

Происходит от греческой буквы "дельта".
Означает слова ДОБРОЕ или ДОБРОТА.
В сочетании с буквами Ж и З в некоторых славянских языках используется в звукосочетаниях ДЖ и ДЗ, которые являются звонкими соответствиями Ч и Ц.
В сербском алфавите звук ДЗ имеет особый буквенный знак, который имеет название "дьжервь" или "дервь", что соотносится с буквой ЧЕРВЬ.
В македонском языке для обозначения звуков Д, Ж, ЖД применяется буква, которая соотносится с буквой ГЛАГОЛИ, и соответственно звуки Д, Ж, ЖД преобразуются в звонкий звук Г.

 

 6.

Происходит от греческой буквы "эпсилон".
Означает слова ЕСТЬ (ЕСТЕСТВО) или СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ.
В русском языке эта буква соответствует йотированному звуку Э, но в большинстве славянских языков означает обыкновенное Э, что указывает на фонетическое соотношение с 35 буквой славянского алфавита Е ЙОТИРОВАННОЕ.
 

(Рисунок № 3, Памятник  святым Кириллу и Мефодию в Москве)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святые Кирилл и Мефодий

Сочинение ученицы 10 А класса МОУ СОШ №30 Гарибьянц Виктории о начале письменности нишего народа...

Тема урока: Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Истоки русской письменности. Первые книги Руси.

Тема урока: Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Истоки русской письменности. Первые книги Руси. Урок для учащихся  5-9 классов.Цель: познакомить учащихся с книгами Священного писания, ...

Эссе "Великий дар Кирилла и Мефодия".

Размышление в художественно-публицистическом стиле над тем, что нам подарили Кирилл и Мефодий, попытка взглянуть на них не только как на просветителей, но и простых людей....

Мастер-класс "Кирилл и Мефодий – первоучители славянские".

Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к истории христианства, его духовным ценностям и подвижникам.Задачи: 1. Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России. Причисл...

Кирилл и Мефодий.

Иллюстрационный материал "Дни славянской письменности: Кирилл и Мефодий" (Жизнеописание, создание азбуки; памятники Кириллу и Мефодию в разных городах и странах)....

Кирилл и Мефодий.

Иллюстрационный материал к "Дням славянской письменности"....

Сценарий " Подвиг первоучителей святых Кирилла и Мефодия".

Создание азбуки стало уникальным открытием в истории русского языка. День славянской культуры и письменно традиционно отмечается в нашей стране....