Исследование "Духовный подвиг Кирилла и Мефодия"
учебно-методический материал по истории (8 класс) по теме
Исследование "Духовный подвиг Кирилла и Мефодия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kirill_i_mefodiy.rar | 644.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия.
Так, куда ни посмотри, всюду, где у славян
сияет свет и творится добро, мы видим
труды святых Мефодия и Кирилла.
Ведение.
Кирилл и Мефодий внесли величайший вклад в культуру славянских народов. Только с установлением письменности начинается подлинная история народа, история его культуры, история развития его мировоззрения, научных знаний, литературы и искусства.
Судьбы подвижников, привносящих в культуру великие изобретения и открытия, редко бывают благополучны. Так стало и с братьями Кириллом и Мефодием.
Эти два человека никогда в своей жизни не попадали в земли Древней Руси; жили они за сто с лишнем лет до того, когда здесь официально крестились и приняли их письмена. Казалось бы, Кирилл и Мефодий принадлежат к истории других народов. Но именно они кардинально перевернули бытие русского народа. Они передали ему кириллическую азбуку, которая стала достоянием культуры, которая жива и сейчас. И это величайший дар людям.
Кирилл и Мефодий — славянские первоучители, великие проповедники христианства, канонизированные не только православной, но и католической церковью.
Кирилл и Мефодий были основоположниками литературно- письменного языка славян- старославянского языка, который в свою очередь явился своеобразным катализатором для создания древнерусского литературного языка, древнеболгарского и литературных языков других славянских народов.
Ежегодно 24 мая в нашей стране отмечаются Дни славянской письменности и культуры. История их возникновения неразрывно связана с именами святых равноапостольных , не только православной, но и римско-католической церкви.
Краткие биографические сведения о Кирилле и Мефодии.
Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Кирилл - самый младший.
Мефодий, старший из восьми братьев, состоял на военной службе. В течение 10 лет он был правителем какой-то славянской области, потом ушел в монастырь Олимп в Малой Азии. В 860-е годы, отказавшись от сана архиепископа, он стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря, около города Кизика.
Святой Кирилл в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе.
Оба брата жили в основном духовной жизнью, стремясь к воплощению своих убеждений и идей, не придавая значения ни чувственным радостям, ни богатству, ни карьере, ни славе. Братья никогда не имели ни жен, ни детей, всю жизнь скитались, так и не создав себе дома или постоянного пристанища, и даже умерли на чужбине.
Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского. Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке.
Просветительская деятельность святых братьев.
Когда к византийскому императору прибыло посольство от хазарского кагана с просьбой прислать мусульманам ученых для знакомства с христианством, император и патриарх единодушно выбрали Константина. Император поручал ему самые важные и ответственные миссии. Вместе с братом Мефодием несколько лет он провел в монастыре Олимп, а затем братья отправились с новой миссией к хазарам.
Кириллу и Мефодию не пришлось просвещать ни болгар, ни русичей. В 863 году братья-солуняне, знавшие славянский язык, были направлены византийским императором в Моравию на помощь моравскому князю Ростиславу. Чехи Моравии уже приняли христианство, но церковно не были организованы. Историческая ситуация осложнялась тем, что на Моравию претендовал баварско-немецкий епископат, а на политическую независимость покушались немецкие князья под водительством Людовика Немецкого.Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая. Святой Кирилл отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание…». Но тем временем ситуация становилась критической, и Кирилл и Мефодий решили вернуться вместе с моравскими учениками в Константинополь.
Братья отправились за защитой к папе римскому Адриану II, который торжественно встретил их в своей резиденции. Как это не странно, папа Адриан II одобрил славянские книги Кирилла и Мефодия, посвятил некоторых их учеников в священнический сан и разрешил отслужить славянскую литургию в соборе св. Петра. Шел 869 год. 14 февраля слабый здоровьем Кирилл умер.
В конце 869 года Адриан II возвел Мефодия в звание архиепископа Моравии и Паннонии, разрешив в его епархии службу на славянском языке.
Мефодий вернулся в 870 году из Рима в Паннонию и развернул широкую деятельность по распространению славянского богослужения. Но это продолжалось недолго. В том же году он был вызван на суд. Его обвинили в нарушении исконных иерархических прав католической церкви и приговорили к тюремному заключению. Мефодий пробыл в тюрьме в самых тяжелых условиях три года, после чего новый папа Иоанн VIII освободил Мефодия.
Мефодия папа Римский поставил архиепископом Паннонии и Моравии. Однако прежде чем вступить на кафедру, этот учитель славян претерпел плен и притеснения от священников-латинян, желавших отречения его от просветительства. Он не отрекся. И от него не отреклись вверенные ему чада Церкви выступили с восстанием. 4 апреля, в Вербное воскресенье 885 года, почти перед смертью, Мефодий попросил учеников перенести его в церковь, где обратился к моравскому народу с прощальным словом. Он предупредил, что славянам еще много раз придется отстаивать свою веру, свою культуру.
6 апреля хоронил народ своего учителя.
Вывод: Вера двух людей во Христа и в свою подвижническую миссию во благо славянских народов — вот что было движущей силой деятельности Кирилла и Мефодия. Исключительный интеллект одного и стоическое мужество другого — качества двух людей, живших очень задолго до нас, обернулись тем, что мы сейчас пишем их письменами.
Распространение славянской письменности после смерти Кирилла и Мефодия.
Ученики Мефодия, изгнанные из Моравии, отправились частью на юг - к хорватам, где в это время складывалось независимое славянское государство, частью на юго-восток - к болгарам и македонцам. Там они и продолжили дело славянской книжности. Особенно благоприятные условия для развития славянской письменности складываются на юго-востоке. В Македонии создается ряд рукописей, продолжающих традиции кирилло-мефодиевских переводов.
Константин и Мефодий создали Славянский алфавит для перевода текстов Библии на языки Славян. Поскольку для перевода Библии было необходимо, чтобы Славянский алфавит имел строй согласованный с Божественными законами, чтобы в результате перевода сохранилась преемственность алфавитов и не было нарушено священное строение слов Библии. ( См. приложение, рисунок №1)
Кирилл и Мефодий создали алфавит, в котором объединили Славянские языки в единой закономерной фонетической системе тождественной фонетической системе Греческого алфавита, посредством которого ранее был выполнен перевод Библии с арамейского языка на греческий язык, и заключили в системе Славянского алфавита сакральную формулу или иначе говоря сакральное высказывание, которое выражало Божественные законы.
Вывод: Таким образом, основы, заложенные еще Контантином и Мефодием более 1100 лет назад, продолжают непрерывно совершенствоваться и успешно развиваться вплоть до настоящего времени
Сакральная азбука Кирилла и Мефодия.
В современном Русском алфавите буквы не имеют названий, но изначальные буквы Славянского алфавита обладают названиями и составляют азбуку, в которой последовательность названий образует осмысленное высказывание.
Кирилл и Мефодий из создали Славянский алфавит для перевода текстов Библии на языки Славян. Поскольку для перевода Библии было необходимо, чтобы Славянский алфавит имел строй согласованный с Божественными законами, чтобы в результате перевода сохранилась преемственность алфавитов и не было нарушено священное строение слов Библии.
Поэтому Кирилл и Мефодий создали алфавит, в котором объединили Славянские языки в единой закономерной фонетической системе тождественной фонетической системе Греческого алфавита, посредством которого ранее был выполнен перевод Библии с арамейского языка на греческий язык, и заключили в системе Славянского алфавита сакральную формулу или иначе говоря сакральное высказывание, которое выражало Божественные законы. (См. приложение, рисунок №2)
Вывод.
Заслуги Кирилла и Мефодия в истории культуры огромны. Во-первых, Кирилл, разработал первую упорядоченную славянскую азбуку и этим положил начало широкому развитию славянской письменности. Во-вторых, Кирилл и Мефодий перевели с греческого многие книги, что явилось началом формирования старославянского языка В-третьих, Кирилл и Мефодий способствовали распространению грамотности у славянских народов. Кирилл и Мефодий были основоположниками первого литературно-письменного языка славян.
Кирилл и Мефодий, составив азбуку, осуществляя переводы с греческого, обучая грамоте и приобщая местное население к богатой по содержанию и формам христианской и энциклопедической литературе, были именно учителями славянских народов.
Таким образом, Кирилл и Мефодий создали славянский язык.
Приложение.
(Рисунок № 1)
Алфавит и азбука Кирилла и Мефодия (Кириллица).
БУКВЫ | ИМЕНА | ФОНЕТИКА И ОЗНАЧАЕМЫЕ СЛОВА |
1. | Первая буква алфавита; происходит от греческой буквы "альфа" и финикийской "алеф". | |
2. | Происходит от греческой буквы "бета". | |
3. | Происходит от греческой буквы "бета". | |
4. | Происходит от греческой буквы "гамма". | |
5. | Происходит от греческой буквы "дельта". | |
6. | Происходит от греческой буквы "эпсилон". |
(Рисунок № 3, Памятник святым Кириллу и Мефодию в Москве)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Святые Кирилл и Мефодий
Сочинение ученицы 10 А класса МОУ СОШ №30 Гарибьянц Виктории о начале письменности нишего народа...
Тема урока: Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Истоки русской письменности. Первые книги Руси.
Тема урока: Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Истоки русской письменности. Первые книги Руси. Урок для учащихся 5-9 классов.Цель: познакомить учащихся с книгами Священного писания, ...
Эссе "Великий дар Кирилла и Мефодия".
Размышление в художественно-публицистическом стиле над тем, что нам подарили Кирилл и Мефодий, попытка взглянуть на них не только как на просветителей, но и простых людей....
Мастер-класс "Кирилл и Мефодий – первоучители славянские".
Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к истории христианства, его духовным ценностям и подвижникам.Задачи: 1. Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России. Причисл...
Кирилл и Мефодий.
Иллюстрационный материал "Дни славянской письменности: Кирилл и Мефодий" (Жизнеописание, создание азбуки; памятники Кириллу и Мефодию в разных городах и странах)....
Кирилл и Мефодий.
Иллюстрационный материал к "Дням славянской письменности"....
Сценарий " Подвиг первоучителей святых Кирилла и Мефодия".
Создание азбуки стало уникальным открытием в истории русского языка. День славянской культуры и письменно традиционно отмечается в нашей стране....