ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Вопросы воспитания патриотизма и формирования в молодежной среде гражданской ответственности занимают далеко не последнее место. Поэтому темой беседы был выбран вопрос о сущности гражданской позиции человека. Необходимо четко определить, что такое активная гражданская позиция? В чем она выражается? Как её выражение влияет на жизнь нашего общества? Почему этот вопрос так важен сейчас для нашей страны и подрастающего поколения.
Сегодня гражданская социализация молодежи является одним из важнейших вопросов современности. Объясняется это вступлением развитых стран в новую эпоху информационной цивилизации и проблемами формирования гражданского общества. Гражданское общество предполагает существование многообразных форм собственности, обеспечивающих фундамент свободы личности и удовлетворение ее потребностей и интересов. Понятие «гражданская социализация» характеризует процесс усвоения каждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Россия вступает в этот процесс только в 90-е годы, когда в стране начинаются демократические преобразования. Эти процессы связаны с переоценкой людьми социальных ценностей, их стремлением построить светское правовое государство.
Развитие современной молодежи приходится на годы преобразований во всех сферах жизнедеятельности российского общества, на период нового государственного строительства, на время изменения положения России на мировой арене. И эти реформы могут быть успешными только при активном участии в них молодого поколения.
. Мы выделили компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.
Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития .
Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.
Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность –важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.
Социальная активность как деятельное отношение человека к социуму, определяющее его гражданское поведение, жизненная позиция (нестабильная в подростковом возрасте) оказывают влияние на формирование гражданского сознания и развитие гражданских качеств личности – патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, чувство любви к ней.
Как мне кажется, происходящий сегодня процесс создания гражданского общества предполагает уважение выбора гражданами своей социализации. Социализация – это процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, который происходит как под влиянием внешней среды (воспитание, обучение, СМИ), так и в результате самовосприятия и самомоделирования жизни, которые помогают ему функционировать как в конкретном обществе, так и в мировом пространстве. Общество должно быть заинтересовано в направлении социализации своих граждан с тем, чтобы она соответствовала его целям, имела позитивное развитие. В современной России, где существует демократический режим, социализация формируется как в нормах общества, так и самостоятельно, в силу своих политических, экономических интересов, собственных представлений о нравственности, долге.
Мне представляется важным в этом процессе осознание молодежью понятия «гражданин», которому по праву принадлежит одно из самых значительных мест в нашей жизни. Сегодня оно означает субъекта, члена политического сообщества, имеющего права и обязанности, связанные с членством в нем. Именно мы, граждане, являемся субъектами непосредственной демократии, через непосредственное властное изъявление осуществляющими государственную или публичную власть. Ведь гражданские права даны нам по закону. Здесь можно выделить еще два понятия: «гражданское сознание» как особая форма индивидуального группового и массового сознания, специфически, в виде понятий и образов, закрепленная в определенных стереотипах, воздействующих на образ мысли человека (сообщества людей-граждан государства) и на характер принимаемых им решений; и «гражданское поведение» как устойчивые стереотипы поведения, связанные с понятием гражданства и проистекающие из характера гражданского сознания.
Социальная или гражданская активность связана с желанием включаться в общественные преобразования, стремлением найти свое место. Гражданская позиция - это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который должен пройти сегодня молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны. Надо иметь гражданскую позицию.
В наши дни в современном обществе патриотизм и традиции гражданственности потеряли актуальность, которая была характерна для советского общества. Это произошло потому, что раньше был лидер, способный подчинить себе народ, и народ подчинялся ему и делал все, что он говорил, так как люди верили, что это во благо.
В нынешнем обществе представление о патриотизме значительно изменилось, так как изменилось само общество. Современная молодежь делится на группы, у которых свои представления и мысли по поводу патриотизма и гражданственности. Объединить и подчинить их в наше время стало гораздо сложнее, и в этом процессе, в определении данной позиции у современной молодежи, государство сыграло важную роль. Ведь патриотизм и другие социальные качества нужно воспитывать у человека с самого детства, тогда он вырастет истинным патриотом и гражданином своей страны.
В Советском Союзе мнение государства людям навязывалось, а кто не соглашался с ним, подвергался ограждению от полноценной жизни общества. Но сейчас в России формируется демократия, и навязывать единомыслие современной молодежи, как это было в СССР, уже не получится. Это доказывает, что общество развивается, а не стоит на месте. В нем уже создан плюрализм мнений, а мы, в свою очередь, терпимо относимся к разным оценкам патриотизма, взглядам на него.
Многие молодые люди сегодня считают себя патриотами своей страны, а знают ли они, что означает на самом деле слово патриот? Ведь патриот не только гражданин, живущий в своей стране, но и человек горячо любящий её. Также это ещё и человек, имеющий свою гражданскую позицию, поддерживающий её.
Мне кажется, что современная молодежь должна обратиться к ценностям общества, меньше уделять внимания своему личному, а приблизиться к решению проблем государства, проявить свою гражданскую позицию. И я верю, что будущее за нами - современной молодежью.
Одним из важнейших факторов и условий развития государства, на наш взгляд, является наличие гражданской позиции у граждан это государства. Поскольку гражданская позиция личности, прежде всего, отражает сопричастность человека к общим проблемам, его неравнодушие к происходящему, его готовность стать активным субъектом социального развития. Такая позиция закреплена и в статье 29 Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится о том, что «… каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» [1].
Аналогичный подход закреплен и в российском нормативном правовом поле. Так, в Концепции «Модернизация российского образования на период до 2010 года» было обозначено, что «… развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны» [2]. Таким образом, отсюда вытекает, что важнейшей задачей государства становится подготовка высоконравственных, интеллектуально развитых, творчески работающих профессионалов. Однако достижение этой задачи станет возможным только при целенаправленном формировании активной гражданской позиции у молодежи, поскольку от ее мировоззрения и социальной ответственности во многом будет зависеть развитие российского общества. Именно поэтому в последнее время в научном социологическом сообществе возрастает интерес к проблеме изучения особенностей формирования гражданской позиции молодежи как в целом по России, так и в ее отдельных регионах.
Исследование понятия «гражданская позиция» является достаточно новым явлением в современной социологии. Тем не менее, об основных индикаторах и компонентах гражданской позиции личности, в частности развития личности, говорится и в трудах классиков социологической мысли: Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Б. Скиннера, Дж. Хоманса, Т. Парсонса, Ч.Х. Кули [3] и других.
Рассматривая подходы к развитию личности в работах представителей классического периода развития социологии, можно сделать вывод о том, что личность может рассматриваться как с точки зрения ее внутренней позиции (то есть ее мыслями, чувствами, позициями), так и с точки зрения ее поведения в обществе. Следует отметить, что внутренняя позиция человека не всегда будет соответствовать его поведению в обществе. Индивид может иметь определенное мнение на проблему и путь ее решения, но по ряду причин поступать совершенно по-другому либо проявить индифферентность и не приступить к решению этой проблемы вообще.
Понятие «гражданская позиция» не имеет в науке единого определения, оно является достаточно дискуссионным. В основном, это связано с тем, что ученые выделяют разные личностные качества у индивида, являющиеся неотъемлемой составляющей гражданской позиции, выделяют различные составные компоненты гражданской позиции, различные факторы влияния и т. п.
Различные подходы к выделению основных компонентов гражданской позиции представлены в работах Л.М. Архангельского, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Элиасберга [4] и других. Вместе с тем, большинство ученых выделяют три основных компонента, входящих в состав понятия «гражданская позиция»: патриотизм, гражданственность и социально-политическая активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-правовое воспитание – как фактор социализации личности старшеклассника.
межрегиональная научно-практическая конференция "Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка"...
Фрегин И.Н. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся гражданско-правового аспекта общеинтеллектуального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519
Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся гражданско-правового аспекта общеинтеллектуального направления с использование технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего о...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДИУМ: ЧЕРЕЗ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Вопрос гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных задач, которые стоят сегодня перед государством в целом. К сожалению, в современном об...
Выступление на методическом объединении воспитателей старшего звена на тему:" Формирование гражданско-правовой культуры - как средство социализации детей с ОВЗ"
Тема выступления: "Формирование гражданско-правовой культуры - как средство социализации детей с ОВЗ"...
Программа по созданию социально активной воспитательной среды школы и формированию толерантной личности, способной к социализации в условиях гражданского общества «Поколение: твой выбор» для обучающихся 1-11 классов
Содержательно-технологический компонент воспитательной работы школы (из опыта)....
Формирование гражданской социализации обучающихся
Формирование гражданской социализации обучающихся...
Формирование гражданской социализации обучающихся
Формирование гражданской социализации обучающихся...