Мастер класс-учителя истории
методическая разработка по истории по теме

Яшина Татьяна Николаевна

 

Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся через проблемное обучение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_uchitelya_istorii_i_obshchestvoznaniya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс учителя истории и обществознания

 Яшиной Татьяны Николаевны.

Тема: Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся через проблемное обучение".

Цель: представить собственную систему работы, нацеленную на формирование познавательной деятельности учащихся через проблемное обучение на уроках истории и обществознания.

Задачи:

– сформировать у участников М-К представление о собственной системе работы учителя, через активизацию  познавательной деятельности и проблемного обучения учителя.

– продемонстрировать результаты деятельности детей в форме активного мыслительно-познавательного поиска различных конечных продуктов деятельности.

План проведения.

                                                          Выступление. Слайд №1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я благодарю всех, кто сегодня пришёл меня поддержать и готов к сотрудничеству. Позвольте мне представить свой опыт работы.

Слайд №2. ТЕМА НАД КОТОРОЙ РАБОТАЮ.

Методическая тема, над которой я работаю последние несколько лет – “«Активизация познавательной деятельности учащихся через проблемное обучение".

Она выбрана не случайно ВЕДЬ   активизация ЭТО - формирование активности учащихся, А В СОЧИТАНИИ С ПРИНЦИПОМ   ПРОБЛЕМНОСТИ  , направлена не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности.

Слайд №3. Цель активизации проблемного обучения

  1. обучить не отдельным мыслительным операциям в  стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач.
  2. углубить знания при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.
  3. научить анализировать, сравнивать, синтезируя и  обобщая, конкретизируя фактический материал, самому получать из него новую информацию.

Слайд №4. Актуальность опыта:

Историческое образование, как и образование в целом  в настоящее время переживает сложный период – период модернизации, главная задача которого повышение доступности и качества образования.  Но вместе с этим получается противоречие с одной стороны  объем информации на уроках  истории увеличивается ,  а количество учебного времени  на изучение истории сокращается. Кроме этого современные психологи отмечают интенсивное  стремление  детей  к «взрослости»,   главной проблемой становится общение со сверстниками,  самоутверждение,  а интерес к учебе ослабевает. Поэтому активизация познавательной деятельности учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки.

Слайд №5 Теоретическое обоснование исследования.

 В настоящее время проблема  активизации  обучения достаточно глубоко осознается педагогической общественностью

  1. Вопросам изучения применения  активизации проблемного обучения на уроках истории посвящены статьи многих передовых учителей-новаторов в частности:
  2.  Алексашкина, Л.Н. Н.И. Ворожейкина «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории» Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010.- № 4. – С. 14
  3. Теории проблемного обучения (авторы Л.И. Лернер, И.И. Махмутов. М.Н. Скаткин).

  Материалы, опубликованные на сайте Федерации Интернет - образования, свидетельствуют, что учителя целого ряда школ ведут активный поиск возможностей использования  данного метода  в целях решения задач повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Слайд №6. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.

Одной из главных  своих задач   я вижу в организации учебной деятельности таким образом, чтобы  сформировать  у учащихся  потребность  овладения новыми  знаниями. Работать над активизацией  в первую очередь  - это, значит:

- формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности,

- развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов.

 Применяя данный метод использую в первую очередь

-  возрастные  особенности  школьников

- Выбираю такие  действия,  которые  соответствуют   возможностям ученика

-  использую нестандартные формы проведения уроков

- Создаю  атмосферу  взаимопонимания и сотрудничества.

- Использую  групповые и коллективные формы организации учебной деятельности,

  игровые технологии;

- стараюсь создать обстановку психологического комфорта на уроке, веру в свои силы у каждого ребенка не зависимо от его способностей.

Для организации познавательной самостоятельности школьников  использую  элементы проблемного обучения. Принцип проблемности - необходимое условие для зарождения исторического  мышления. Проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырех компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации) на каждом занятии. Элементы проблемного обучения мотивируют учащихся на самостоятельный поиск информации и активизацию  мышления.  

В своей работе использую

Слайд №7.Формы проблемного обучения.

 проблемное изложение и поисковую беседу.

В ходе проблемного изложения проблему ставлю и решаю сама. Я не  просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Например  при изучении истории государственной символики в старших классах по обществознанию . Спорным,  остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? Предлагаю учащимся  разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь внимание  учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленных заранее  вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети уже  обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Например, в начале обобщающего урока в 9-м классе по теме “СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” даю задания проблемного характера: “В чем источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была достигнута победа?”

Для решения этой проблемы класс делю на группы, которые двигаются по этапам:

1-й этап: “разминка” - актуализация знаний (фактически проверка домашнего задания) в форме тестового задания;

2-й этап: от каждой группы по три ученика на листе бумаги  пишут термины, даты, имена, связанные с заявленной темой; листы раздаются группам, которые должны составить опорный конспект по данной теме;

3-й этап: работа с текстами документов (анализ и ответы на вопросы к ним);

4-й этап: проверка знания хронологии (индивидуальная работа).

После такой работы возвращаемся к проблемным вопросам.

Пример:

При изучении темы

«Индустриальное общество” детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы “Где интереснее жить: в городе или в деревне?” учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.

Слайд №8.

В чем же заключается новизна исследования данного метода?

В первую очередь в выявлении новых подходов к мотивации и стимулированию процесса обучения;

– дальнейшей разработке приемов оптимизации познавательной деятельности учащихся;

– комплексном характере,  применения методов активного обучения и использования условно-графической наглядности.

Слайд №9.

Активизацию познавательной деятельности и проблемное обучение использую как в урочной,  так и внеурочной деятельности, активизация тесно связана с исследовательской деятельностью.

Слайд №10

Занимаясь исследовательской  деятельностью, учащиеся приняли

 участие в социально-значимом проекте «Гражданин», где изучали историю возникновения своей школы. Результатом этой деятельности стало издание брошюры.

Слайд №11.

Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Качество знаний учащихся стало выше.

 К историко-педагогическим предпосылкам проблемного обучения относятся идеи активизации обучения, которые высказывались учеными на протяжении всего становления и развития педагогики и даже еще до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину (к примеру, майевтика Сократа). Эвристический метод Сократа обучения в виде бесед можно считать предвестником проблемною обучения. Позже основные направления будущего "проблемного обучения" разрабатывал ЖЖ. Руссо, немецкий педагог А. Дистерверг, наши соотечественники Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В то время это направление педагогики получило название эвристических бесед. Эвристический или проблемный метод обучения возможен в любых видах учебного процесса.

Это подтверждает тот факт, что проблемное обучение- явление не новое.  Идеи активации обучения не составляют целостной дидактической концепции. Они проступают в отдельных теоретических принципах и способах построения конкретных методик, разработанных педагогами прошлого. Часто эти идеи развивались на противоположных методологических платформах. К тому же различные варианты активизации обучения в истории педагогики преследовали разные цели - от гуманистических (свободное самораскрытие природных дарований ребенка - у Ж.Ж Руссо и И.Г. Песталоцци) до утилитарно- прагматического (формирование навыков практического мышления для улучшения подготовки учащихся к будущему профессиональному труду - у разработчиков исследовательского метода) однако у этих разных направлений существуют общие черты. Прежде всего, это натуралистическая направленность идей активизации, конкретизирующаяся в принципе природосообразности обучения и воспитания. Этот принцип имеет две грани:

1.     Источники творческой активности ребенка укорены в его биологической природе. Педагог должен с максимальной осторожностью и деликатностью ввести ребенка в такую ситуацию, где его творческие возможности могут наиболее полно проявиться.

2.     Этот принцип признает общность законов развития природы как единого целого и развития способностей человека.

Отец дидактики, Л.А. Коменский, резко выступает против традиционного обучения, который вынуждает ребенка «мыслить чужим умом». Ж.Ж. Руссо призывает возбуждать детскую мысль новыми для ребенка вопросами. И.Г. Песталоцци подчеркивает необходимость развития самостоятельного и творческого мышления учащихся на основе принципа наглядности. К.Д. Ушинский видит одну из центральных задач в активизации детского мышления, способности приобретать новые знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс учителя истории

Мастер класс посвящен составлению кластера и синквейна. В архиве собраны конспект мастер-класса + презентация....

Мастер класс учителя истории и обществознания

: Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся через проблемное обучение"....

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н

Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н...

Мастер-класс учителя истории по теме "Славные страницы истории Российской Александр Невский – защитник и спаситель Руси. Национальный герой".

Мастер-класс учителя истории на конкурс "Учитель года", проводился на учителях. Использовались карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема Невской битвы», «Схе...

Мастер-класс учителя истории Головановой Валентины Петровны

Тема моего мастер-класса "Приёмы и методы познавательной деятельности на уроках истории и обществознания". Эпиграфом к своему выступлению взяла слова К.Д. Ушинского "Ученик на уроке уст...


 

Комментарии

Мазаева Мина Джамаледдиновна

Спасибо за предоставленный материал! Очень пригодилось.