Методическая копилка
материал по истории по теме

Мох Галина Сергеевна

Представленный материал состоит из :календарно-тематического планирования по истории Древнего мира 5кл.включая региональный компонент; плана-конспекта  и презентации к уроку по теме "Касты Древней Индии"; урока с использованием ЭОРов в 8 классе по теме "Внешняя политика Александра II"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по курсу история Древнего мира. 5 класс. 70 часов.

   №

   п\п

Тема

(общая)

подтема

Кол-во

часов

Сроки освоения

Форма

учебной

деятельности

Термины

Д/з

Виды

контроля

   1

Вводный урок

1

Урок-лекция

 

Введение.

с .6

 

2

Глава I. Жизнь первобытных людей.

Древнейшие люди .Родовые общины древнейших людей

6

1

Урок изучения нового материала

Древнейшие люди, орудия труда, собирательство, охота, родовые общины

№1-2

Устные ответы на вопросы д/з

3

Возникновение искусства и

религиозных верований.

1

Урок-практикум

Искусство, религиозные верования

№ 3

Устные ответы на вопросы д/з

4

Возникновение земледелия и

скотоводства.

1

Урок изучения нового материала

Земледелие, скотоводство, племя

№ 4

Устные ответы на вопросы д/з

5

Появление неравенства и

знати.

1

Урок изучения нового материала

вождь

№ 5

Устные ответы на вопросы д/з

6

Счёт лет в истории

1

Урок-практикум

Повт № 1-

5, с.28-30

 Решение задач

7

Жизнь первобытных людей

1

Урок повторения

Повт.№ 1-

5

Самостоятельная работа

8

II. Древний Восток. Древний Египет

Государство на берегах Нила

6

1

Урок изучения нового материала

Государство, папирус, рерьеф, фараон

№ 6

Устные ответы на вопросы д/з

9

Как жили земледельцы и

ремесленники

1

Урок изучения нового материала

Вельможи, налоги, ремесло

№ 7

Историческое сочинение

10

Жизнь египетского вельможи.

Военные походы фараонов

1

Урок изучения нового материала

рабы

№ 8-9

Историческое сочинение

11

Религия древних египтян

1

Урок-практикум

Жрецы, мифы

№ 10

12

Культура Древнего Египта

1

Пирамиды, сфинкс, иероглифы

Повт № 11-

12

13

Древний Египет

1

Урок повторения

П.№ 11-

12

Терминологический

диктант

 

14

Глава III. Западная Азия в

древности

Древнее Двуречье

7

1

Урок изучения нового материала

№ 13

Устные ответы на вопросы д/з

   №

   п\п

Тема

(общая)

подтема

Кол-во

часов

Сроки освоения

Форма

учебной

деятельности

Термины

Д/з

Виды

контроля

  15

Вавилонский царь Хаммурапи

и его законы

1

 Урок-практикум

 законы

№ 14

Устные ответы на вопросы д/з

16

Финикийские мореплаватели

1

Урок изучения

Нового материала

колонии

№ 15

Устные ответы на вопросы д/з

17

Библейские сказания. Древне

еврейское царство

1

Урок-практикум

Кочевники, Библия

№ 16-

17

Устные ответы на вопросы д/з

18

Ассирийская держава

1

Урок изучения

Нового материала

№ 18

Устные ответы на вопросы д/з

19

Персидская держава « царя

царей»

1

Урок изучения

Нового материала

«царь царей»

№ 19

П.№ 13-18

Устные ответы на вопросы д/з

20

Западная Азия в древности

1

Урок повторения

П, 13-19

Терминологический

диктант

21

Глава V Индия и Китай в  

Древности

Природа и люди Древней Индии

 5

1

Урок изучения

Нового материала

джунгли

№ 20

Устные ответы

22

Индийские касты

1

Урок изучения

Нового материала

Касты, брахманы, отшельники, неприкасаемые

№ 21

Устные ответы на вопросы д/з

23

Чему учил китайский мудрец

Конфуций

1

Урок-практикум

№ 22

Устные ответы на вопросы д/з

24

Первый властелин единого

Китая

1

221г.до н.э., бойница

№ 23

Устные ответы на вопросы д/з

25

Индия и Китай в древности

1

Урок повторения

П.№20-

23

 Контрольная работа

26

Глава VI Древнейшая Греция

Крит.Микены.Троя

3

1

«нить Ариадны»,»яблоко раздора»

 

№ 24-

25

Устные ответы на вопросы д/з

27

Поэма Гомера «Илиада» и

«Одиссея»

1

Урок изучения

нового материала

«Ахиллесова пята»,

№ 26-

27

Устные ответы на вопросы д/з

28

Религия древних греков

1

Урок изучения нового материала

№ 28

Устные ответы на вопросы д/з

29

ГлаваVII Полисы Греции и их

Борьба с персами

Земледельцы Аттики теряют

Землю и свободу.

7

1

Урок изучения

нового материала

Демос. Ареопаг, архонты,

№ 29

 

Устные ответы

   №

   п\п

Тема

(общая)

подтема

Кол-во

часов

Сроки освоения

Форма

уч. деят.

Термины

Д/з

Виды

контроля

   30

 Зарождение демократии в

Афинах

1

 

Урок-практикум

Демократия, долговое рабство

 

№ 30

Устные ответы на вопросы д/з

31

Древняя Спарта

1

Урок изучения нового материала

Илоты, «спартанское воспитание»,

«лаконичная речь»

№ 31

Устные ответы на вопросы д/з

32

Греческие колонии на берегах

Средиземного и Чёрного морей

1

Урок-практикум

№ 32

Устные ответы на вопросы

33

Олимпийские игры в

древности

1

Атлеты, пятиборье

№ 33

Устные ответы на вопросы

34

Греко – персидские войны

1

490 г. до н.э., «марафонский бег»

№ 34-35

Устные ответы на вопросы

35

Полисы Греции

1

Урок повторения

П.№

26-35

Терминологический диктант

 

36

Глава VIII Возвышение Афин в V в. до н.э.

В гаванях порта Пирей

5

1

Урок изуч.нов.мат.

Граждане, пошлина

№ 36

Устные ответы на вопросы

37

В городе богини Афины

1

Урок изучения нового материала

 Краснофигурные, чёрнофигурные

вазы, агора, акрополь, фронтоны

№ 37

Устные ответы на вопросы

38

В афинских школах и

гимнасиях

1

Урок изучения нового материала

Педагог, гимнассии, палестры

№ 38

Устные ответы на вопросы

39

В театре Диониса

1

Урок изучения нового материала

Трагедия, комедия, архестра,

№ 39

Устные ответы на вопросы

40

Афинская демократия при

Перикле

1

Урок изучения нового материала

Стратег, народное собрание

№ 40

Устные ответы на вопросы

41

Глава IX Македонские завое

Вания в IV в.

Города Эллады подчиняются Македонии

 4

Урок изучения нового материала

  № 41

Устные ответы на вопросы

42

Поход Александра Македонс

Кого на Восток

Урок-практикум

334-325 г.до н.э.

№ 42

Устные ответы на вопросы

43

В Александрии Египетской

музей

№ 43

Устные ответы на вопросы

44

Афины в V-IV вв.

Урок повторения

№ 24-

43

Контрольная работа

   №

   п\п

Тема

(общая)

подтема

Кол-во

часов

Сроки освоения

Форма

уч. деят.

Термины

Д/з

Виды

контроля

   

  45

Глава X Рим от  его возни

Кновения до установления

 господства над Италией

Древнейший Рим. Завоевание

Римом Италии

2

1

 

Урок изуч.нов.мат.

 

Ликторы, патриции, плебеи

№ 44 -45

Устные ответы

46

Устройство Римской

республики

1

Республика, сенат, легионеры

№ 46

Устные ответы

47

Глава XI Рим - сильнейшая

держава Средиземноморья

Установление господства в

Средиземноморье

2

1

Урок-практикум

218-216-146 г.до н.э.

№ 47-48

Устные ответы

48

Рабство в Древнем Риме

1

Урок изучения нового материала

Гладиаторы, амфитеатр

№ 49

Устные ответы

49

Глава XII Гражданские

Войны в Риме

Земельный закон братьев

Гракхов

 5

1

Урок изучения нового материала

133г. до н.э.

№ 50

Устные ответы

50

 Восстание Спартака

1

Урок изучения нового материала

74-71 г. до н.э.

№ 51

Устные ответы

51

Единовластие Цезаря

1

Урок изучения нового материала

№ 52

Устные ответы

52

Установление империи

1

Урок изучения нового материала

империя

№ 53

Устные ответы

53

Рим в к. н.э.

1

Урок повторения

№ 46-53

Терминологический диктант

54

Глава XIII Римская империя в первые века н.э.

Соседи Римской империи

5

1

Гражданские войны

№ 54

Устные ответы

55

В Риме при императоре

Нероне

1

№ 55

Устные ответы

56

Первые христиане и их

учение

1

христиане

№ 56

Устные ответы

57

Расцвет империи во 2-ом в.

1

№ 57

   №

   п\п

Тема

(общая)

подтема

Кол-во

часов

Сроки освоения

Форма

уч. деят.

Термины

Д/з

Виды

контроля

  58

   

 Вечный город и его жители

1

 

Урок изучения нового материала

 

«хлеба и зрелищ»

 

 № 58

Устные ответы

 

59

Глава XIV Разгром Рима

Германцами и падение

Западной Римской империи

Римская империя при

Константине

4

1

Урок изучения нового материала

Варвары, колоны, 330г.до н.э.

Устные ответы

60

Взятие Рима варварами

1

Урок изучения нового материала

Устные ответы

  61

Семь чудес света

1

Итоговое повторение

Защита проектов

62

 Основные события истории

Древнего мира

 1

Итоговая контрольная работа

63

Донской край в древности

Древнейшие стоянки на Дону 

8

1

Археология,топонимика,палеолит,, мезолит, неолит

№1

Сочинение «Мой край»

     64

Начало эпохи металлов

 1

№2

Творческое задание стр.31, таблица

65

 

 Таинственные киммерийцы

 

 1

Урок практикум

Работа с картой

№3

Творческое задание. с.38

66

 Скифы

 1

Урок практикум

№4

Творческое зад. С.45

67

 Курганы «Пять братьев»

 1

№5

Творческое задание.с.55,сочинение

68

 Первые греческие поселения на Дону

 1

Меотида

№6

Творческое зад.,с.65

      69

Танаис

 1

 

№7

Творческое зад.,с.73

      70

 

Сарматы

1

№8

Творческое зад.,с.87-88



Предварительный просмотр:

Касты в Древней Индии

Цели урока:

1.Образовательные.

  • знать характеристику кастового строя в Индии.

2. Развивающие:

  • Работать над развитием устной речи;
  • Развивать навыки работы с учебником и дополнительным материалом, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Развивать умение работать в парах, излагать свою точку зрения.

3.Воспитательные:

  • Формирование интереса к истории;
  • Воспитывать уважение к традициям народов Индии;
  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Основные понятия. Касты, буддизм, отшельник.

Оборудование: мультимедийный проектор, карта Индии, карточки №1,№2, №3, №4,№5 Таблица для игры “Крестики-нолики”, учебник “История Древнего мира” 5 класс.

Карточка №1 

Брахманы.

Появились изо рта бога Брахмы. В эту касту входили представители знатных родов. Выполняли жреческие обязанности. Им было предоставлено исключительное право совершать жертвоприношение. Брахманы были освобождены от повинностей. Цвет одежды- белый.

Карточка №2

Воины.

Вышли из могучих рук бога. В эту касту входила военная знать, цари. Эта каста располагала реальной властью в индийском обществе, так как имела в своих руках военную силу. Цвет одежды – красный.

Карточка №3. 

Земледельцы.

Созданы из бёдер Бога Брахмы. Эта каста состояла из земледельцев и скотоводов, а также из торговцев и ремесленников. Им было предоставлено право владеть землёй и незначительная роль в государственном управлении. Коронация царей происходила при их участии. Цвет одежды – жёлтый.

 

Карточка № 4. 

Слуги.

Возникли из запылённых ног Бога. Они занимались физическим трудом, были слугами. На них наложено много ограничений в правах. Они не имели права участвовать в управлении государством, занимать ответственные должности, участвовать в жертвоприношении богам. Цвет одежды – чёрный.

Карточка № 5. 

Неприкасаемые.

Была ещё одна группа людей о которой ничего в легенде не говорилось, поскольку считалось, что они этого не достойны. К этой группе относились рабы, захваченные, захваченные в походах, выполнявшие самую грязную и тяжёлую работу. Их называли “ неприкасаемые”. Носили лохмотья.

 Структура урока

Этапы урока

Время реализации

Организационная ситуация

3 минуты

Объяснение нового материала

20 минут

Закрепление

10 минут

Рефлексия

5 минут

Домашнее задание

2 минуты

Ход урока

1. Организационный момент. Создание благоприятной атмосферы общения.

Сегодня в нашем классе гости
И мы волнуемся слегка.
Но ждёт нас интересная работа,
Волненье прочь, вперёд, друзья!

Сегодня мы продолжим путешествие в Древнюю Индию. Слайд №1

Индия привлекает нас величием полноводных рек с непроходимыми джунглями по берегам, красотой храмов и разнообразным составом населения. Во время путешествия по Индии я познакомилась с семьей земледельцев. Мы разговорились, и я поинтересовалась, кем хотят стать их сыновья. На что глава семьи мне ответил, что они хотят стать воинами , но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле.

Меня очень заинтересовало, почему дети земледельцев не могут стать воинами. А вам хотелось бы знать ответ на этот вопрос?

Запишите тему урока. Слайд №2

Я хотела, чтобы вы подумали и задали те вопросы, на которые бы хотели получить ответ.

2. Объяснение нового материала.

Итак, что же такое касты? Откройте учебники на стр. 95, найдите определение. (Запись в тетрадь)

А теперь давайте подставим это определение в нашу тему урока. Что получается? “Группы людей в Древней Индии”. Что же это за группы? Как они появились и для чего? Давайте попробуем разобраться.

Для этого прочитайте первый абзац из параграфа 21 на стр. 95-96 и выпишите названия каст, на которые было разделено индийское общество.

Слайд №3, карточка1

А теперь посмотрите на экран. Кого вы видите на рисунке? Правильно, это бог Брахма. Какое отношение он имеет к кастам? Теперь назовите касты, и из каких частей тела бога Брахмы они произошли?

…У людей разных каст всё должно быть разное: и дом, и еда, и одежда, и права , и обязанности. А чтобы это доказать вы должны выполнить следующую работу. У вас на парте лежит лист с названием касты и карточка с описанием касты. Сейчас, работая в парах, вы должны будете прочитать текст учебника и карточки и составить рассказ о касте, отвечая на вопросы, записанные слева на листе. Страницы и пункты учебника указаны у вас на листах.

Расскажите, что вы узнали о каждой касте? Слайды №4,5,6,7,8

- К какой касте относятся “неприкасаемые”?

- Ребята, как вы думаете, какая каста была самая почитаемая в Индии? Почему?

- Да, именно брахманы являлись, по мнению древних индийцев, посредниками между богом и людьми. Жизнь брахмана делилась на три периода: учение, обзаведение семьёй и отшельничество.

Учение 7-16 лет.

Обзаведение семьёй с16 лет.

А кто такой отшельник? (стр.98). Найдите в тексте определение и запишите в тетрадь.

Вывод:

- Назовите, на какие касты было разделено древнее общество Индии? Слайд № 9

- Чем отличались люди разных каст друг от друга?

- Каким было отношение между людьми разных каст?

В наши дни деление на касты в Индии отменено официально, но Индия- страна, где чтят традиции и обычаи до сих пор и часто бывают такие случаи, когда учитель избил мальчика за то, что тот написал стихотворение девочке из высокой касты.

3. Закрепление.

Давайте поиграем в игру “Крестики-нолики”.

У вас есть карточки с табличкой, в которой записаны цифры, соответствующие номеру вопроса.Я читаю предложение, а вы если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.

1.Всё население Индии делилось на 5 каст.

2.Высшей кастой была каста воинов.

3.Только брахманы могли разговаривать с богом.

4.Принадлежность к касте передавалась по наследству.

5.Земледельцы носили одежду белого цвета.

6.Неприкасаемые относились к касте земледельцев.

7.Пасти скот, пахать землю должны были слуги.

8.Воины были созданы из рук бога Брахмы.

9.Все касты произошли из частей тела бога Будды.

Давайте проверим, как вы выполнили (самопроверка). Слайд №10

1 0

2 0

3 х

4 х

5 0

6 0

7 0

8 х

9 0

- Ребята, а кто такой Будда? Слайд №11

Будда - основатель религии буддизма. Он не придавал большого значения кастовым различиям, учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение.

Дома вы прочитаете легенду о Будде на стр. 97. Буддизм распространён по всему миру, есть его последователи и в России. Особенно среди калмыков.

4. Рефлексия.

Ребята, а теперь давайте ещё раз посмотрим на тему урока. Ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока. Слайд №12

Понравилось вам путешествие в древнюю Индию? Давайте попробуем закончить предложения. Слайд №13 

  • Я запомнил(а)…
  • Я понял(а)…..
  • Мне на уроке….

5. Домашнее задание.

Стр. 97.Творческая работа (сочинение или рисунок), на основании которой можно сделать альбом об Индии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 8 классе

Тема урока: « Внешняя политика Александра II»

ФИО

Мох Галина Сергеевна

Место работы

«МБОУ СОШ №20»

Должность

Учитель

Предмет

История

Класс

8

Тема урока

  Внешняя политика Александра II

Базовый учебник

Данилов А.А., Косулина Л.Г.  История России XIX в. 8 класс. – М.: Просвещение, 2008.

  1. Цель  урока: Познакомить учащихся с основными событиями внешней политики России при Александре II.
  2. Задачи урока:

- обучающие:  выяснить причины и ход действий России по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии; выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре II;

-развивающие:развивать навыки работы с картами, в том числе и контурными, анализировать исторические источники, отвечать на вопросы, делать выводы.

- воспитательные: интерес к предмету, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

План урока:

  1. Российская внешняя политика после Крымской войны.
  2.  Расстановка сил в Европе в 60-70-е гг.
  3.  Триумф российской дипломатии.
  4. «Союз трех императоров».
  5.  Завоевание Средней Азии.

Новые термины и даты: Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтрализации Черного моря; 60-80-е гг. - присоединение Средней Азии к России; 1875 г. - Петербургский договор с Японией о передаче ей Курильских островов, а России - о. Сахалин; 1858 г. - Айгунский договор, 1860 - Пекинский договор России с Китаем о разграничении территории.

Предварительная подготовка: Сообщение учащегося «Министр иностранных дел - светлейший князь А. М. Горчаков».

  1. Тип урока:    Изучение нового материала
  2. Формы работы учащихся: проблемно-поисковая, фронтальная, самостоятельная.
  3.  Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, индивидуальные задания, презентация по теме.
  4. Структура и ход урока

1.Организационный момент (1 минута);

2.Проверка домашнего задания (5 минуты);

3. Изучение нового материала (20 минут)

4.Закрепление знаний умений и навыков (12 минут);

6. Подведение итогов урока  (5 минут)

7. Домашнее задание (2 минуты).


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Организационный момент.

- приветствие учащихся;

- проверка их явки и готовности к уроку;

- приветствие учителя;

1

2.

Проверка домашнего задания.

- В чем выразился кризис внутренней политики Александра II?

- Какие шаги были предприняты правительством для выхода из кризиса? - Насколько они были результативны?

- Как повлияло убийство Александра II на внутреннюю ситуацию в стране и на внутриполитический курс правительства?

5

3.

Изучение нового материала

1. Направления российской внешней политики после Крымской войны

2. Расстановка сил в Европе в 60-70 - е гг.

3.Триумф российской дипломатии

4. «Союз трех императоров»

5. Завоевание Средней Азии

Лондонская конвенция 1871 г.

№ 1

Союз трех императоров

№ 2

К.П. Кауфман

№ 4

М. Д. Скобелев  

№ 5

Объявляет тему урока. План, по которому работать.

 Беседа с учащимися

-Что такое внешняя политика?

- Подумайте, какова была основная задача внешней политики России после Крымской войны?

Запись на доске и в тетради:

Внешняя политика Александра II:

-Ближневосточное направление;

-Европейское направление;

-Среднеазиатское направление;

-Дальневосточное направление.

Россия добивалась отмены нейтрализации Черного моря дипломатическими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между державами.

Беседа с учащимися

- Вспомните, после какой войны в 1870-е годы изменилась расстановка сил в Европе?

Успех Пруссии в борьбе против Дании, Австрии, а затем и разгром Франции привел к тому, что ни Франция, ни Австрия не могли противостоять России. Англия не решалась единолично участвовать в войнах. Турция без европейской поддержки не смела выступать против России. Пруссия же поддерживала Россию в её намерениях. В этой обстановке Россия предложила правительствам всех государств, подписавших Парижский договор, собраться для обсуждения вопроса отмены нейтрализации Черного моря.

Запись на доске и в тетради:

Лондонская конференция (март 1871 г.) - протокол о нейтрализации Черного моря.

Вывод: Россия вернула себе право строить крепости, держать флот на черном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте ее международного авторитета. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А. М. Горчакову.

В 1870-е годы после Лондонской конференции происходит сближение России и Германией. В подобном сближении Россия могла видеть определенную гарантию от нападения на нее Германии, чрезвычайно усилившейся после ее победы над Францией. Для России это так же был способ выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после Крымской войны. В результате в 1873 г. между Россией, Германией и Австрией было заключено соглашение, согласно которому в случае нападения на одну из этих стран между союзниками начинались переговоры о совместных действиях. В истории это соглашение России, Германии и Австрии получило название «Союз трех императоров».

Работа учащихся с контурной картой-отметить:

1) Кокандское, Хивинское ханства, Бухарский эмират;

2) Афганистан;

3) Оренбург, Сыр-Дарьинская и Западносибирская линии укреплений;

4) г. Аулие-Ата, Туркестан, Чимкент;

5) Ташкент и год его вхождения в Россию;

6) Ходжент, Ура- Тюбе;

7) Хива, год взятия русскими войсками;

8) Закаспийская область;

9) Каспийское море, Аральское море, р. Сырдарья, Амударья.

К середине XIX в. в Азии и Казахстане сложилась следующая ситуация.

Казахские жузы (объединения) номинально состояли в подданстве России. Далее на юге существовало три самостоятельных государства - Кокандское, Хивинское ханства и Бухарский эмират. Еще южнее располагался Афганистан.

В первой половине XIX в. российское правительство пыталось наладить торгово-экономические отношения со Средней Азией. Однако российские купцы облагались высокими пошлинами, а караваны грабились. Среднеазиатские народы совершали постоянные грабительские набеги на территорию России. Четкой линии укрепления на границе со среднеазиатскими государствами не было. С другой стороны, действия и влияние Англии в Афганистане и Иране, ее стремление продвигаться дальше беспокоило Россию, которая вступила в борьбу с Великобританией за государства в Средней Азии и на Среднем Востоке.

С 1864 г. начинается военное наступление. Сначала на Кокандское ханство. Малочисленные русские войска захватили города Аулие-Ата, Туркестан, Чимкент. В результате чего Оренбургское и Западносибирское укрепления были соединены.

-Предположите, каковы были дальнейшие планы российского командования?

На продолжении наступления настаивали военные, находившиеся в Средней Азии, но Министерство иностранных дел и Военное министерство предлагали закрепиться на занятых рубежах.

Пока принималось решение, генерал-майор Черняев с отрядом в составе 1000 человек начал наступление на Ташкент с 100-тысячным населением. Несмотря на первую неудачу, попытка взять Ташкент была повторена, и в 1866 г. город был включен в состав России.

В 1864 г. вышел закон об образовании Туркестанского генерал-губернаторства, главой которого был назначен К. П. Кауфман.

В результате продолжительных военных действий против Бухарского эмирата часть его территории вошла в состав России. Военные действия против Хивинского ханства были успешными и взятие Хивы - доказательство этого.

Запись на доске и в тетради:

Хива, Бухара, Коканд к 1873 г. стали вассальными владениями России при сохранении за их правителями права решать вопросы внутренней политики.

В начале 70-80-x гг. российские войска под командованием генерала М. Д. Скобелева продолжали подчинять силой оружия территории закаспийской области.

Одним из результатов завоевания Средней Азии стала ликвидация рабства и работорговли в Хивинском ханстве. Российское правительство освободило до 40 000 невольников.  

Записывают в тетрадь тему урока.

Взаимоотношения с другими государствами.

Отмена статей Парижского договора, запрещавших России иметь на Черном море военный флот, арсеналы и крепости. Это условие договора делало южные границы России незащищенными и подрывало ее влияние на Балканах и Ближнем Востоке.

Записывают в тетрадь.

Расстановка сил в Европе изменилась после франко-прусской войны.

Записывают в тетрадь.

Сообщение учащегося: «Министр иностранных дел - светлейший князь А. М. Горчаков».  

а) продолжить наступление;

б) остановиться на достигнутом.

Записывают в тетрадь.

Прекращение набегов, начало более активного экономического освоения края торговля, использование природных богатств (хлопководство, шелководство) Установление влияния в Средней Азии, на которое претендовала Англия.  

20

4.

Закрепление знаний.

Задания к параграфу «Внешняя политика Александра II»

№ 6

Выполняют тестовое задание

12

5.

Подведение итогов  работы и оценка деятельности учащихся.

Выставляют оценки

5

6.

Домашнее задание.

Прочитать § 27, устно ответить на вопросы после параграфа

Записывают домашнее задание.

2

Приложение к плану-конспекту урока «Внешняя политика Александра II»

 

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

 Лондонская конвенция 1871 г.

Практический

Исторический источник

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ce9679e-6a29-4914-9091-fe9d88179935/view/

2.

  Союз трех императоров

Информационный

Словарная статья о союзе трех императоров (1873 г.)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7abbce73-72bc-475c-ac97-fb21aa1f158b/view/

3.

Хивинское ханство

Информационный

Словарная статья о государстве в Средней Азии в 1511-1920 гг.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b0514ad7-2ac1-4185-b84e-502c8b91c5f9/view/

4.

К. П. Кауфман

Информационный

Биографическая справка о государственном деятеле XIX в. 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8ae2d965-bd76-4c19-801b-6e3de23f96c2/view/

5.

М. Д. Скобелев  

Информационный

Портрет

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb41d91e-e756-4a2e-bdae-73deba0a231d/view/

6..

Задания к параграфу «Внешняя политика Александра II»

Контрольный

Интерактивное тестовое задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/37571464-0d3b-4dc5-ab47-2f07c3d6f4c0/view/



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

Исследовательская работа

по теме:

«История Донского предпринимательства»

Хеирбекова Карина Тимуровна ,  

МБОУ СОШ № 20,  10  класс

адрес МБОУ СОШ № 20: 346406

 г. Новочеркасск  ул. Клещева 37

контактный телефон: 8(86352)3-22-56

эл. адрес: mou20n@yandex.ru

руководитель: Мох Галина Сергеевна, учитель истории

контактный телефон:89185683168.

                                                                   2012  г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………....2

История Донского предпринимательства…………………………………..3

ООО Предприятие «Базальт». Как всё начиналось………………………...7

«Базальт» - дипломант и призер……………………………………………..9

Литература…………………………………………………………………...10

Приложение………………………………………………………………….11


ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство прошлого и русский характер

Деятельность русского купечества основывалась на религиозных догматах и традициях, прежде всего официального православия и старообрядчества. Русские предприниматели, особенно выходцы из купечества, отличались большой религиозностью. Это не было случайностью, так как деловая активность, вопреки расхожему мнению, в христианской религии не осуждалась. Для Евангелия, например, даже расчет эффективности хозяйственной деятельности – явление вполне нормальное («кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек»). Более того, нормально и получение торговой или иной прибыли на выложенный «в дело» или «в оборот» капитал, причем норма прибыли может быть очень высокой. Торговля как таковая неприемлема только в одном случае – когда она связана с оскорблением святынь.

Сущность этических принципов русского предпринимательства всегда заключалась в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над мотивами материальными. К богатству и богачам, к накопительству русский человек издревле относился недоброжелательно и с большим подозрением. Многие в русском обществе считали, что любое богатство связано с грехом. Труд в православной этике русского человека – безусловная добродетель, исполнение которой – высшее жизненное наслаждение, посредством него он приближается к Богу, преодолевая свою греховную основу. Именно эти черты стали фундаментом развития русского предпринимательства, определившим его успех на протяжении многих веков.

Время нецивилизованных предпринимателей уходит

История современного российского предпринимательства началась около 15 лет назад под вывеской кооперативного движения. Предприниматели «кооперативной» эпохи имели такую свободу в установлении цен и распоряжении денежными средствами, которая не снилась тогдашним руководителям госпредприятий. Это позволяло хозяевам «кооперативов» получать большую прибыль и одновременно – платить наемным работникам зарплату, существенно более высокую, чем на государственных предприятиях. Высокий уровень зарплаты в возникающем частнопредпринимательском секторе и породил у многих трудящихся надежды на улучшение жизни с переходом к капитализму. В условиях капитализма зарплата лишь по видимости предстает платой за труд. На самом деле, это – денежное выражение стоимости рабочей силы, её цена. Стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств работника и членов его семьи, а также затратами на образование. С ростом человеческих потребностей под влиянием научно-технического прогресса возрастает и стоимость рабочей силы. Ведь тогда работник, приносящий капиталисту прибыль, полностью компенсирует затраченную энергию, имеет возможность повышать квалификацию и полноценно отдыхать, способен содержать семью, а, значит, - воспитывать будущих работников. В таком случае источник предпринимательской прибыли не только не иссякает, но, наоборот, прогрессирует.


ИСТОРИЯ ДОНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Малый и средний бизнес в Ростове-на-Дону

Малый и средний бизнес на Дону с каждым годом наращивает обороты и укрепляет свои позиции не только внутри области, но и за ее пределами. Программно-целевой и комплексный подход к решению проблем предпринимательского сообщества, многолетний последовательный курс на динамичное развитие малого и среднего бизнеса призваны решить приоритетные задачи социально-экономического развития Ростовской области – обеспечение экономического роста и занятости населения, повышение инвестиционной и инновационной привлекательности области и благосостояния жителей Донского края. Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, определено три критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу: 1) для юридических лиц; 2) численность работников:

- микро предприятия  - до 15 человек;

- малые предприятия – до 100 человек;

- средние предприятия – до 250 человек.

3) объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микро предприятия – 60 млн руб.;

- малые предприятия – 400 млн руб.;

- средние предприятия – 1000 млн руб.

На 1 января 2009 года в Ростовской области было зарегистрировано 7334 малых предприятия. Самым распространенным основным видом экономической деятельности у малых предприятий без учета микро предприятий остается «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», где сосредоточено 28,3% предприятий. Предприятия с основным видом деятельности составляют в суммарном выражении 17,7% малых предприятий. Операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг занимаются 16,7% малых предприятий, строительством – 14,9%.

Молодежное предпринимательство

На сегодняшний день молодежное предпринимательство играет все более важную роль в экономическом развитии Ростовской области. Оно получило признание в качестве того направления, которое способно мобилизовать средства, производить нужные товары, обеспечивать занятость населения, развивать условия для торговли. Говоря о молодых предпринимателях, мы имеем в виду людей в возрасте приблизительно от 25 до 35 лет. А это яркие, инициативные, энергичные карьеристы, готовые идти на риск и не щадить себя в работе, быстро воспринимающие все новое и склонные к новаторству.

Ростовская область входит в десятку регионов России, где малое предпринимательство наиболее успешно развивается, главным образом, благодаря молодым успешным бизнесменам, в числе которых, всем известный, Суховенко Сергей Леонидович, генеральный директор ООО «Бизон-Юг», который начал свою работу в бизнесе в 22 года, а уже в 35 лет основал собственную компанию. В настоящее время компания представляет собой агротехнологический холдинг, оказывающий весь спектр услуг по обслуживанию АПК и осуществляющий свою деятельность на территории ЮФО. Также среди лучших предпринимателей признаны Евгений Шельмин, управляющий компании «TDO Клининг», которая занимается профессиональной уборкой, предприниматель из Егорлыкского района Ростовской области Денис Баленко, Любовь Аксенова, директор одного из свадебных салонов Азова, Николай Смоляков из города Шахты было признан «Лучшим предпринимателем шахтерской территории», директор ООО «Завод торгового оборудования» Виталий Аствацатуров, и, хотелось бы упомянуть директора компании «Ролик», Михаила Лысых из небольшого поселка Усть-Донецка, который также вносит свой вклад в развитие региона.

Инициативы развития предпринимательства в Ростовской области

Опыт развития предпринимательства в Ростовской области представляет сегодня особый интерес с точки зрения механизма превращения инициатив в инвестиции, инновации, инфраструктуру и институты.

Ростовская область первой стала утверждать программы не поддержки, а развития малого бизнеса, первой стала разрабатывать программы в адресном, региональном разрезе, первой включила в программы не только бюджетные деньги, но и кредиты банков.

Действующее российское законодательство не стимулирует инициативу. Правовое поле для инициативного предпринимателя в России – это почти всегда минное поле. Однако на Дону удалось сформировать диалог, который позволяет прокладывать тропы для инициативы в рамках действующего законодательства.

На каждый бюджетный рубль в областной программе развития предпринимательства работают 250 рублей кредитов банков. Это самый высокий показатель в России.  В результате стоимость программы стала сопоставимой с областным бюджетом, а банки на Дону считают за честь попасть в число исполнителей программы и усиленно конкурируют за клиентов из малого донского бизнеса.
Ростовская область занимает 5-е место в рейтинге Министерства экономического развития Российской Федерации по уровню развития малого предпринимательства. Банк «Центр-инвест» занимает 5-е место в России по объемам кредитования малого бизнеса.
К счастью, при построении посткризисной экономики докризисные успехи в зачет не принимаются. Поэтому уже в 1 полугодии текущего года в рамках областной программы развития предпринимательства банк «Центр-инвест» выдал кредитов малому бизнесу на 9,2 млрд. руб.:  в 1,5 раза больше, чем в прошлом году и на 3% больше, чем 1 полугодии 2008 года. Малый бизнес сильнее упал, но быстрее отжался.

Чтобы быть конкурентоспособными в посткризисной глобальной экономике наши дети должны быть в 20 раз умнее нас. К сожалению, они не могут быть умнее федеральных образовательных стандартов. Только 5% школьников мечтают быть предпринимателями. Чтобы исправить эту ситуацию донские предприниматели подготовили базовый учебник и организовали конкурс среди учителей, ведущих курсы «Основы предпринимательства». 

Одна из ближайших задач – Центр кластерного развития энергоэффективности. Здесь есть все для проявления инициативы: сырая нормативно-законодательная база, разорванная организационная структура управления с жесткими показателями оценки деятельности глав администраций. Но есть и опыт взаимодействия законодателей, администрации, бизнеса по разработке и реализации программ развития предпринимательства Ростовской области.

Малый и средний бизнес в городе Новочеркасске

Новочеркасск столица Донского казачества, крупный административный центр Ростовской области. Население города составляет около 170 тысяч человек, наблюдается развитие городской инфраструктуры. В Новочеркасске стабильно работают около шести тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе более 250 предприятий малого, среднего бизнеса и микро предприятий, более 5900 индивидуальных предпринимателей. Доля предпринимателей составляет около 10% от всех работающих жителей города. 
Это количество постоянно увеличивается, но вместе с тем не все открываемые предприятия малого и среднего бизнеса в Новочеркасске способны «выживать». Поэтому вопрос с чего начать свой бизнес, чтобы он стал рентабельным и смог достичь самоокупаемости, а также как организовать свой бизнес с нуля является актуальной темой для многих начинающих предпринимателей Новочеркасска.
 

Новички в области малого или среднего бизнеса, в основном, имеют отличное образование, но могут испытывать дефицит финансовых ресурсов. Поэтому при условии подкрепления необходимыми средствами на выгодных условиях смогут успешно развивать свой бизнес.

Малое и среднее предпринимательство в городе Новочеркасске развивается с положительной динамикой. По состоянию на 01.01.2009 на территории города Новочеркасск зарегистрировано  3262 малых предприятий и 5507 индивидуальных предпринимателей.

С целью обеспечения равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства разработана и утверждена решением Городской Думы города № 497 от 21.11.2008 г. «Муниципальная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Новочеркасске на 2009-2011годы».

Впервые в рамках городской программы предусмотрены средства муниципального бюджета в объеме 9,5 млн. руб.  на прямые формы финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (в 2009 году – 1470 тыс.руб.; в 2010 году – 2470 тыс.руб.; в 2011 году – 5560 тыс.руб).  Также в 2009 году запланировано предоставление муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства в размере 6,5 млн. руб.

Программный подход позволит проводить планомерную работу по созданию более благоприятного предпринимательского климата в городе, объединив с этой целью усилия всех заинтересованных сторон: органы власти, объединения предпринимателей, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства и предпринимателей города.

В настоящее время на территории города действуют следующие объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства:

1) НП «Союз предпринимателей г. Новочеркасска»;

2) НП  «ИнТех-Дон»;

3) НП «Новочеркасское агентство поддержки малого и среднего бизнеса»;

4) УДЦ «Морозовский проект». Оказание поддержки и содействия российскому предпринимательству посредством предоставления широкого спектра учебных, информационных консалтинговых услуг;

5) НП «Южно-российский техно-агроцентр».

На постоянной основе ведется консультирование предпринимателей по вопросам ведения бизнеса, предоставляются юридические консультации  и консультации по возможности получения финансовой поддержки, оказываемой Администрацией Ростовской области в рамках действия “Областной целевой программы развития предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы”.

В Администрации города действует “телефон доверия”  ( т. 25-99-63, 25-99-68) по которому предприниматели города могут высказывать свои требования и пожелания. Также организована работа сайта администрации г. Новочеркасска, на котором предоставляется полная информация о законодательных  проектах, которые проходят общественную экспертизу, информацию о господдержке и другая полезная информация. Администрация города проводит постоянное информирование субъектов малого предпринимательства о возможности получения государственной поддержки и других вопросов, касающихся малого предпринимательства..

При администрации города действуют Совет по малому предпринимательству и Межведомственная комиссия по устранению административных на пути развития предпринимательства. Их задачами является рассмотрение обращений субъектов малого предпринимательства о правомерности действий государственных контролирующих органов, обсуждение  вопросов, относящихся к сфере малого предпринимательства и имеющих большое значение для его развития в г.Новочеркасске, содействие формированию позитивного общественного мнения о предпринимательской деятельности путем распространения положительного опыта субъектов предпринимательской деятельности.


ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «БАЗАЛЬТ». КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

         

ООО Предприятие «Базальт» зарегистрировано в городе Новочеркасске 12 февраля 1991 года. Игорь Григорьевич Гельман (см. Приложение №1), директор предприятия, как и многие в 1991 году начал с торгово-закупочной деятельности. Взял в аренду помещение под магазин на окраине микрорайона Молодежный. Но место оказалось для торговли не очень оживленным. Председатель колхоза «Дружба» И.Н.Дорошенко посоветовал Игорю Геннадьевичу заняться выпечкой хлеба.

Под пекарню приспособили помещение магазина в микрорайоне Молодежный, где когда-то начинали свой путь в малом бизнесе. Взяли кредит в банке, закупили оборудование и начали выпускать турецкие батоны «Экмасан». Новоявленные товаропроизводители отчаянно пытались найти свою нишу, так как в то время рынок сбыта хлебобулочных изделий был перенасыщен.

Но, как оказалось, «на чужой муке далеко не уедешь». Чтобы удержаться на плаву, Гельманы решили – нужна своя мельница. Они тщательно все просчитали, благо жена – Татьяна Яковлевна, выпускница РГУ, кандидат технических наук, и решила взять в банке «Центр - Инвест» валютный кредит.

На НЭВЗе нашли пустующий бывший овощной склад, привели его в порядок и за две недели смонтировали все оборудование. Заключили договоры с фермерскими хозяйствами Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев на поставку зерна. Начали получать муку и довели ассортимент выпуска хлебобулочных изделий до 34 наименований.

В связи с отсутствием сбыта муки, решили увеличить ее расход на собственные нужды и освоить производство макаронных изделий. Заключили договор лизинга с банком на поставку итальянского оборудования. В 2003 году предприятие «Базальт» приобретает итальянскую линию по производству короткорезанных макаронных изделий и начинает их выпуск.

Производство хлебобулочных изделий – зона рискованного предпринимательства, так как связана в первую очередь с урожайностью озимой пшеницы. А еще – инфляция, постоянный рост тарифов на воду, газ, свет. Цена на хлеб – последний бастион, если он падает, рухнет все остальное. Поэтому государство изо всех сил ее держит.

Но у товаропроизводителя бизнес может сойти на нет, нулевые прибыли любому отобьют охоту им заниматься. А ведь нужно еще платить проценты по кредитам, закупать новое оборудование, давать вовремя заработную плату работникам. А на Предприятии «Базальт» также считают своим долгом оплачивать больничные листы, отпуска.

И тем обиднее было, когда в одной из городских газет промелькнуло несколько статей с целью дискретизации малых пекарен. Из них сделали «страшилку». Там без каких-либо доказательств говорилось, что частники думают только о собственном кармане. В погоне за прибылью они добавляют в свою продукцию всевозможные улучшители, а они вредны для здоровья. Ничего подобного. В «Базальте» для выработки определенного вида продукции подбирают муку нужного качества, тем самым отпадает необходимость в применении улучшителей. Качество продукции контролирует лаборатория и Центр санитарно-эпидемиологического надзора города.

Игорю Григорьевичу пришлось проработать в Германии три недели на частной пекарне в городе Изерлоне. Больше всего его поразила интенсивность труда хлебопеков и отсутствие всесильных бюрократов. Там тяжело получить патент на производство, зато потом можно спокойно работать и никто тебя не будет дергать по пустякам.

Частник на Западе очень дорожит своей маркой, он никогда не станет выпускать некачественную продукцию, слишком дорогое удовольствие. Поэтому там никто не боится покупать у него хлеб. Не случайно во Франции, в Америке, в Германии до 80% хлеба производится в малых предприятиях.

У нас же надо пройти все круги ада, чтобы получить сертификат. Причем, он выдается малым предприятиям только на два года и по каждому виду продукции. И это для них очень накладно. Предприниматель постоянно в движении от инстанции к инстанции, для того чтобы пройти многоэтапную процедуру согласования и получения или продления договоров или разрешений. А ведь надо еще успевать работать.

И еще. У малых предприятий – товаропроизводителей должны быть свои маленькие фирменные магазины. У Предприятия «Базальт» такого преимущества нет. Он сдает свою продукцию в торговую сеть по оптовым ценам. Два маленьких павильона проблемы не решают. А ведь нужно платить налоги, обновлять оборудование, ремонтировать транспортные средства.

Основной вид деятельности предприятия «Базальт» - переработка зерна, производство хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий. Эти изделия – гордость предприятия, отличаются высоким качеством и доступной ценой. На сегодняшний день «Базальт» выпускает 10 видов макаронных изделий, 60 хлебобулочных и сдобных изделий, муку пшеничную хлебопекарную высшего, первого и второго сортов, а также отруби пшеничные пищевые. (см. Приложение №2)

За последние пять лет численность работающих на предприятии возросла в два раза и на данный момент составляет 66 человек. Товарооборот с 1998 года увеличился в 10 раз. Продукция «Базальта» завоевала рынок города Новочеркасска, все больше завоевывает рынок области и смело выходит к потребителям России. Вся продукция прошла сертификацию.


ЛИТЕРАТУРА

  1. С.К. Никитина // История Российского предпринимательства // ЗАО «Издательство «Экономика», 2001 год

  1. Н.А. Попов, В.Р. Захарьин, Н.П. Карпусь, В.Ф. Федоренко // Предпринимательство в АПК // Издательство ЭКМОС, 2001 год

  1. Местная газета «Новочеркасские ведомости» №5(661) от 5-11 феврвля 2003 года // Статья Юрия Васильева

  1. Выдержки   из   личного   интервью   с   Игорем   Григорьевичем   Гельманом

  1. Высоков   Василий   Васильевич   //   Интернет   ресурс:   vysokov.ru

  1. Интернет   ресурс:   rostov.ru

  1. Интернет   ресурс:   novochgrad.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....