Ремесла восточных славян
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Агеева Елена Николаевна

Виды ремесел восточных славян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon remesla_vostochnyh_slavyan.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГК СОУ ВО «Ратисловская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Открытый урок по истории в 7 классе

тема:

«Ремесла восточных славян»

Работу выполнил учитель:

Агеева Елена Николаевна

Октябрь 2012

Цель: Дать понятие о том, какие же были ремесла у восточных славян и как они жили.

Задачи урока:

Образовательные:

- дать детям знания о том, что такое ремесло;

- дать знания о том, кто такие гончары, бондари, кузнецы и чем они занимались;

- показать посуду и как она применялась.

- объяснить детям, что же такое прялка и ткацкий станок у восточных славян.

Коррекционно-развивающие:

- коррекция и развития мнестических процессов.

Воспитательные:

- воспитание дисциплинированности, активности, взаимоуважения при работе в коллективе, развитие рефлексии.

Основные термины и понятия: гончар, кузнец, туесок, бондарь, ладья.

Оборудование: физическая карта, деревянная посуда, прялка, картины, видео.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент: Приветствие, рассказ цели нашего урока.
  2. Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос учащихся:

- Чьими предками были восточные славяне?

- На какой территории проживали?

- Какие дома строили славяне? Кратко рассказать о каждом.

- Какие были основные занятия восточных славян? Кратко рассказать о каждом.

Кроссворд:

1. Народное собрание племени? (вече)

2. Несколько родственников, живущих вместе? (семья)

3. Глава семьи (большак)

4. Наши предки? (славяне)

5. Деревянная постройка для домашних животных? (хлев)

6. Изба, пол у которой на полтора метра ниже уровня земли, а крыша почти касается земли? (землянка)

7. Лов диких животных? (охота)

3. Физкульт. минутка

Игра «Огонь, вода, земля, воздух»

Земля – руки вниз, воздух – руки вверх, огонь – в стороны, вода – прямо. При этом учитель, путает детей и показывает неправильные движения.

4. Изучение нового материала:

Рассказ с применением наглядности:

В холодную зимнюю пору, славяне не оставались без дела. Семья должна была обеспечить себя всем необходимым: одеждой, посудой, оружием и снастями для рыболовства. Так вот с давних пор у славян появилось много ремесел. Длинными зимними вечерами вся семья собиралась в избе и каждый делал свою работу. Эти занятия сопровождались песнями (демонстрация видео).

Каждая женщина в славянской семье умела прясть пряжу, ткать и шить одежду. Из стеблей льна делали нити. Зимой из них ткали полотно. На деревянную раму наматывались нити параллельно друг другу. Между ними вертикально пропускалась другая нить. Получалась плотная ткань – полотно (демонстрация видео – прядут пряжу). Теперь можно было из него шить рубахи и юбки, так же другую одежду. Такая одежда называлась домотканой (демонстрация прялки).

Мужчины плели сети для рыбной ловли, чинили орудия труда, мастерили из дерева посуду: миски, кружки, ложки, ковши, блюда. Владели славяне ещё и гончарным ремеслом: изготовлением глиняной посуды. Мастеров-гончаров уважали и ценили в славянских селениях (разбор слова гончар и запись его в тетради и на доске).

Еще более уважаемыми были кузнецы. Кузнецом называли мастера, который изготавливал изделия из железа, то есть ковал (разбор слова кузнец и запись его в тетради и на доске).

Кузнецы и гончары не занимались сельским хозяйством. Круглый год они обеспечивали своими изделиями соседей. А те взамен давали им мясо, молоко и одежду.

Из дерева не только строили дома, лодки, амбары и сараи, а так же делали короба, лавки, скамейки, столы, изготавливали многочисленную и разнообразную посуду.

Посуду делали из березы, осины и липы. Из березовой коры – бересты делали туески и кружки большие и маленькие. А кто из вас знает, что такое туесок? (демонстрация деревянной и берестяной посуды, разбор слова туесок и запись его в тетради и на доске) В больших туесках хранили соленья, молоко, квашенную капусту. Еще березовую кору нарезали длинными лентами и из них плели корзины. Из тонких дощечек славяне изготавливали кадки, бочки, ведра. Изготавливать бочки было сложно, и не у каждого получалось. Поэтому среди славян появились мастера, которые занимались только этим, что мастерили бочки и кадки. Этих мастеров называли бондари (разбор слова кузнец и запись его в тетради и на доске, дети рассматривают картинки с тем как работают бондари и слушают рассказ учителя).

Для изготовления деревянных изделий использовали топор и нож. Зимой мужчины заготавливали деревья для строительства новых хозяйственных построек и изб. А почему именно зимой? Были среди славян и мастера, которые выдалбливали из целого дерева лодки – ладьи (разбор слова ладья и запись его в тетради и на доске). Таких мастеров называли ладейщиками. На ладьях славяне плавали по рекам и морям в дальние края, продавали там изделия своих мастеров и покупали там иноземные товары.

Так трудились славяне. Хозяйство их всегда было большим и требовало заботы. Заканчивалась зима, наступала весна, и снова надо было пахать, сеять, а летом и осенью собирать урожай. И так каждый год.

5. Закрепление нового материала:

Итак, мы с вами говорили о том, где же жили, как работали, чем занимались восточные славяне. Теперь ответьте мне на вопросы:

  1. Почему же материалы для изготовления посуды, бочек, лодок заготавливали зимой?
  2. Чем же занимались славяне летом?
  3. Какие ремесла были у восточных славян?
  4. Чем занимался гончар?
  5. Чем занимался кузнец?
  6. Чем занимался бондарь?
  7. Какими инструментами они пользовались?
  8. За что их уважали соплеменники?

6. Подведение итогов и выставление оценок с комментариями:

Мы сегодня с вами говорили о ремеслах восточных славян. Все молодцы, хорошо отвечали.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание:

Страница 63-66 пересказ и ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Появление государства у восточных славян.

Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...

Словарь "Восточные славяне. Первые князья"

Краткий словарь-глоссарий по теме "Восточные славяне. Правление первых князей"...

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

Презентация "Происхождение славян. Восточные славяне в древности"

Презентация предлагает наглядное сопровождение учебного процесса при изучении темы "Происхождение славян. Восточные славяне в древности". Рекомендуется использование в 10 классе. Домашнее задание форм...

Восточная Европа: природная среда и человек. Восточные славяне в VII—IX вв.

Формирование славянской общности. Выделение восточных славян из массы народов Восточной Европы....

Урок истории в 7 классе "Ремесла восточных славян"

Цель –узнать какими ремёслами владели восточные славяне, познакомить учащихся с условиями жизни и труда восточных славян; обратить внимание на трудолюбие славян....