Статья "Работа с одарёнными детьми"
статья по истории по теме

Валькова Светлана Леонидовна

В статье описываются приёмы и методы работы с одарёнными детьми на уроках обществоведческого цикла и во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление Вальковой С.Л. Работа с одарёнными детьми на уроках обществоведческого цикла.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. А ученики у нас разные. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные, и даже «одаренные». Из курса психологии мы помним, что характеризует одаренного ребенка: отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас (качества со знаком «+»), но также характерными для него являются неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, а также нетерпимость, даже снобизм (качества со знаком «-»). Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им не достает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Так нельзя ли изыскать возможность и направить эти качества и способности во благо всем: и самому ученику, и учителю, и школе?

Это мы и стараемся делать  . Работа с одаренными – одна из наших приоритетных областей       . Именно учитель отбирает материал, составляет тесты, задания, анализирует тесты и составляет новые задания на устранение допущенных ошибок. Учитель же находит такие задания (для устной речи, например), которые развивали бы и творческое начало в ученике, дивергентное мышление – т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. И, наконец, что тоже является очень важным, если не самым важным: учитель учит одаренных детей (да и обычных) пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием. Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий.

Работа с одаренными детьми не ограничивается только подготовкой и участием в олимпиадах. Преподаватели кафедры ведут большую работу в рамках Научного общества учащихся, которое действует на кафедре уже много лет. Стало доброй традицией на кафедре привлекать к работе в НОУ талантливых детей, проявляющих интерес к лингвистике, культуроведению, литературе стран изучаемого языка. Следует отметить интеграцию английского языка с другими областями знаний: педагогикой, литературоведением, психологией, музыкой. В прошедшем учебном году в нашей школе также успешно прошла научная конференция, и опытными учителями были выявлены очень талантливые и одаренные дети.

Есть у нас в школе немало детей, одаренных в другом плане – так называемые «правополушарные» дети – дети, талантливые, способные играть на сцене, читать стихи, петь песни. Не всегда эти дети имеют высокие способности к  предметам, но, как правило, это дети с хорошим слухом.. Поэтому мы широко привлекаем их к внеклассной работе: дети участвуют в конкурсах чтецов , песенных фестивалях, праздниках  .
Ну а если говорить об уроке? Если не занимать таких одаренных детей спец.заданиями – заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. И начинается творческий поиск учителя – осуществляется дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает; если задание – пересказать текст, то одаренному – проанализировать поступки героев, сделать выводы и т.п.

Кроме того, учителя все чаще применяют новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования – т.е. в нашем случае – помогают работе с одаренными детьми. В последнее время речь все чаще идет о разноуровневой технологии, когда одаренные дети собираются на уроке   в одну группу и занимаются по особой программе.

Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству – работе в команде или группе. Суть этой технологии в том, что на уроках ребята объединяются в небольшие группы по 3-4 человека, и им дается одно общее задание. При этом оговариваются роли каждого ученика в выполнении задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно – за результат всей группы. Поэтому сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Сильный ученик выполняет роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки, помогает понять прочитанное, решить задачи   и т.д. То есть он обучает, но с другой стороны обучается сам; например, объясняя правило, он сам повторяет его, систематизирует. В то же время он приобретает очень ценные человеческие качества: готовность помочь, ответственность, толерантность.

Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.














Система работы с одаренными детьми
по предмету «Экономика»


(выступление на установочном семинаре

по проекту «Одаренные дети» в НИУ-ВШЭ (Пермь) 09.02.11)


МОУ «Гимназия №17» - образовательное учреждение с углубленным изучением математики является пионером школьного экономического образования в крае. Предмет «Экономика» в учебном плане с 1992 г. В то время Гимназия первой освоила обучение по единственной на тот момент программе «Junior Achivement», подготовив первых учителей экономики.

Система экономического образования в Гимназии на сегодняшний день состоит из двух частей: предмет «Экономика» в учебном плане для 2-11 классов и дополнительное образование для 9-11 классов.

Преподавание предмета «Экономика» ведется по следующим программам:

2-4 класс – И.А. Сасова «Экономика для младших школьников».

5-6 класс – И.В.Ермакова, Т.А.Протасевич «Начала экономики».

7 класс – И.В. Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности».

8-9 класс – В.С. Автономов «Введение в экономику».

10 класс - С.И. Иванов «Основы экономической теории».

11 класс - Т.Ю. Матвеева «Введение в макроэкономику».

Дополнительное образование по экономике в Гимназии направлено на выявление и развитие одаренных учащихся по предмету и включает в себя работу по двум направлениям: факультатив «Решение олимпиадных задач по экономике» (Пермяков Г.В., доцент кафедры экономической теории НИУ-ВШЭ) и факультатив «Подготовка к олимпиадам и НПК по экономике» (Анчуткина Ю.А.).

Георгий Васильевич Пермяков обладает огромным опытом по подготовке школьников к олимпиадным состязаниям по экономике различного уровня, создает собственные методические и дидактические материалы по этой теме, банк олимпиадных задач, которые успешно используются на занятиях со школьниками. Методика Георгия Васильевича и хорошая математическая подготовка наших гимназистов позволяют эффективно осваивать сложный материал и успешно выступать на олимпиадах.

Мои занятия с олимпиадниками основываются на решении тестовых олимпиадных заданий. В основном мы работаем над решением тестов Всероссийских олимпиад по экономике. Материалы Всероссийских олимпиад представлены в журнале «Экономика в школе», который уже много лет выписывает библиотека нашей Гимназии. Журнал дорогой, но очень ценный для учителя с методической и дидактической точек зрения, так как содержит не только тексты олимпиадных состязаний различного уровня, но и публикует новые учебники по экономике профильного уровня, например учебник Д.В. Акимова и О.В.Дичевой «Лекции по экономике: профильный уровень», который еще не выпущен издательством. Кроме того, Георгий Васильевич и я используем в своей работе новые сборники Д.В. Акимова и О.В. Дичевой «Задания по экономике от простых до олимпиадных», в которых собрано огромное количество олимпиадных заданий, и , что выгодно отличает его от других изданий, – в нем практически нет ошибок и опечаток.

Можно выделить три направления работы с одаренными детьми в нашей Гимназии:


  1. Подготовка к олимпиадам различного уровня.

  2. Исследовательская работа.

  3. Участие в интеллектуальных состязаниях.


Ниже представлены некоторые результаты работы по этим направлениям:



  1. Результаты олимпиад (2010-2011 гг.)


Олимпиада


Количество участников от Гимназии


Победители


Призеры






Многопрофильная олимпиада ГУ-ВШЭ 2010


30


3


10


Молодежный экономический чемпионат 2010

8-11 классы


100


1


10


Муниципальный этап 2010-11

8-11 классы


37


2


15


Региональный этап 2010-11

10-11 классы


8


1


2





Победительница регионального этапа олимпиады по экономике 2011 года – Филиппова Ирина, учащаяся 11Б нашей гимназии. Ее путь к этому результату был долгим: в 9 классе (2009 г.) на региональной олимпиаде она была единственной среди 9-классников и заняла в общем рейтинге 16 место,

в 10 классе (2010 г.)- 10 место, а 11 класс (2011 г.)- 1 место. Целеустремленность Ирины и еженедельные занятия в течение трех лет позволили добиться такого успеха. При этом удивительно, что Ирина продолжала заниматься музыкой и играть в оркестре.



  1. Научно-практические конференции


В нашей Гимназии постоянно ведется работа по подготовке учащихся к научно-практическим конференциям. Это кропотливая и «штучная» работа, которая требует определенных навыков и опыта не только от ученика, но и учителя. Но именно в этой деятельности могут успешно проявить себя ребята, которые, может быть, не обладают ярко выраженным математическим мышлением, необходимым для решения олимпиадных задач по экономике, но умеют работать с научной литературой, систематизировать и анализировать данные, могут успешно презентовать свою работу. Эта направление работы для «гуманитариев», увлеченных экономикой. И надо сказать, что в моей практике не было случаев, когда ученик мог бы успешно выступать и в олимпиадах, и в научно-практических конференциях. Гимназисты 17-ой являются постоянными призерами краевого конкурса научно-исследовательских работ по экономике:


  1. 2006 год – Рыболовлева Ксения - диплом за работу «Приемы, применяемые гипермаркетами для увеличения объемов продаж».

  2. 2007 год – Букин Егор - диплом за работу «Выбор оптимальной программы кредитования на Пермском рынке банковских услуг».

  3. 2008 год – Таранова Софья - диплом за работу «Автокредиты в России».

  4. 2009 год – Букин Егор - похвальный отзыв за работу «Выявление конкурентных преимуществ пермского края для проведения региональной экономической политики».

  5. 2010 год – Букин Егор - похвальный отзыв за работу «Проблемы и перспективы развития транспорта в Пермском крае».




  1. Интеллектуальные состязания по экономике


В рамках работы городского методического объединения учителей экономики в течение последнего года состоялось два интересных интеллектуальных конкурса, в которых наши ребята успешно выступили:


  1. Городская игра «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»


для 5-6 классов (май 2010 г.) - III место.


  1. Интеллектуальная экономическая игра «БРЕЙН-РИНГ» для старшеклассников (октябрь 2010 г.) - III место.


Каждое мероприятие стало событием для ребят, пришедших на конкурс. И не важно, какое место заняла та или иная команда! Главное, что участникам представилась возможность не только применить полученные на уроках знания, но и проявить командные качества, сравнить себя с другими ребятами, увлеченными изучением экономики. Показательно, что первый вопрос, который задали наши 11-классники после окончания экономического брейн-ринга: «Когда состоятся следующие такие соревнования?». Наша команда полностью состояла из участников нынешнего регионального тура олимпиады по экономике, но двое из них – Черный Артем и Ефремов Кирилл – профессиональные игроки «Что? Где? Когда?» - с легкостью давали ответы на каверзные вопросы, требующие не только большого багажа экономических знаний, но и определенного навыка решения логических нестандартных задач.

Разнообразная учебная и внеучебная деятельность по предмету «Экономика» в стенах Гимназии отражается и в выборе профессии нашими выпускниками. Так, в 2007 году 46% закончивших 11 класс выбрали продолжение обучения в экономических вузах и на факультетах экономического профиля. В 2010 году эта цифра составила 33%. Перед Вами география поступления наших выпускников-экономистов в 2010году:


ВУЗ


количество поступивших гимназистов


Фамилия, Имя выпускника 2010 г.





МГУ эконом.факультет


2


Сумин Станислав

Налобин Алексей


Финансовая Академия при Правительстве РФ


1


Максимча Евгений


СПбГУ

эконом.факультет


2


Баяндина Настя

Коляденко Андрей


ГУ-ВШЭ Москва


1


Гладких Вадим


ГУ-ВШЭ СПб


1


Мурин Андрей


ГУ-ВШЭ Пермь


7




ПГУ эконом.факультет


5




Всего


19


33% от всех выпускников


Большинство этих ребят прошли через систему школьного дополнительного образования по экономике, многие являлись участниками муниципального этапа олимпиады. А Сумин Станислав и Максимча Евгений - участники регионального этапа и призеры Многопрофильной олимпиады ВШЭ.


Заканчивая выступление, хочется выделить главное в работе Гимназии, то,
что позволяет нашим гимназистам в достижении высоких показателей по всем предметам:


  1. Высокопрофессиональный педагогический коллектив.

  2. Дух сотрудничества учителей и учеников.

  3. Конкурентная, соревновательная среда Гимназии.

  4. Финансовая поддержка лучших учащихся Попечительским Советом Гимназии (выплата стипендий, оплата участия и проезда на различных состязания, награды и премии).

  5. Бесплатное дополнительное образование по всем предметам.

  6. Мощная мотивация гимназистов на достижение учебных результатов, «культ учебы».

  7. «Учебные» лидеры, как правило, являются лидерами классных коллективов.

  8. Разнообразие интересов гимназистов.





А вот, на мой взгляд, то,
 что помогает в достижении высоких результатов по экономике:


  1. Развитое математическое мышление гимназистов, у многих – опыт участия в олимпиадах по математике.

  2. Оплачиваемые школой занятия с Г.В. Пермяковым на базе нашей Гимназии.

  3. Занятия с Г.В. Пермяковым в «Школе олимпийского резерва» на базе ПФ-ГУ ВШЭ (Филиппова Ирина).

  4. Большой объем часов экономики в начальном и среднем звене (что способствует развитию интереса к предмету).





Спасибо за внимание!

Добавить документ в свой блог или на сайт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...