План работы руководителя ШМО учителей истории и географии
методическая разработка по истории по теме
В качестве выступления на педагогическом совете руководитель ШМО учителей истории и географии рассказывает о плане и промежуточных итогах работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_pedsovet.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьное методическое объединение учителей истории и географии. Руководитель: Антонова С.Ю.
( выступление на педсовете, март 2013 года)
«История даёт нам возможность познать
процесс создания человеческого общества»
НАШИ УЧИТЕЛЯ:
Антонова Светлана Юрьевна
Гречнева Любовь Викторовна
Салгереева Надежда Михайловна
Цель работы МО:
- создание условий для формирования всесторонне развитой, патриотичной личности, способной к творчеству, толерантности и самореализации в современных условиях.
- Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.
Методическое объединение включает предметы обществоведческого цикла:
история России и Всеобщая история, обществознание, право, а также географию.
МО разрабатывает проблемы включения в преподавание исторического краеведения за счет привлечения к сотрудничеству школьный музей.
Цель : развивать интерес к истории, культуре и традициям родного края. Чему и способствует работа нашего школьного музея «Земляки». Деятельность МО будет иметь направление на решение темы: "Формирование исторического мышления учащихся на уроках и во внеурочное время.
Планы
- создать методическую копилку;
- продолжать вести мастер-классы, уроки, семинары…
- провести Интернет-семинар
(провести консультации по вопросам подготовки и размещения учителями в сети Интернет учебно-методических материалов).
Методическое объединение историков
И факты, и даты, и лет вереница
Свободно и плавно пред вами промчится.
И край родной, что Посадским зовут,
Узнать хорошо вы сумеете тут.
История – мать всех наук и учения,
Несет из былого событий течение,
О мире прошедшем свое представление –
Фундамент для будущего поколения.
Задачи методической работы
- Организация УВП на высоком теоретическом, методическом и практическом уровнях;
- Использование новых педагогических технологий, повышающих эффективность обучения, развивающих способности учащихся;
- Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей;
Профессиональное становление преподавателей;
- Формирование социально – активной личности с четко выраженной гражданско-патриотической позицией.
Основные формы работы в методическом объединении
заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.;
открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогии и психологии;
проведение предметных и методических декад;
взаимопосещение уроков;
организационно-деятельностные игры;
Краеведение в школьном историческом образовании
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей.
Школьное историческое краеведение: новые реалии .
Конечно, у учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев — по истории ближнего и дальнего зарубежья. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России; республики, входящей в состав РФ; более крупного региона (в составе нескольких территорий или стран, объединенных узами экономических, национальных, религиозных и культурных исторических связей); всемирной истории.
Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
Большое значение для совершенствования исторического краеведения и в целом исторического образования в школе имеют новые труды по истории. Исследования ученых-историков оказали значительную помощь в преодолении старых подходов к содержанию учебных программ, учебников истории, в том числе по истории родного края, содействовали в применении на практике многофакторного подхода к истории и ее преподаванию.
Значителен вклад и методистов-историков. Разработаны федеральный и региональные учебные планы для школ, предусматривающие реализацию национально-регионального компонента и использование материалов краеведения. Составлены учебные программы с краеведческим содержанием, в том числе углубленных и факультативных курсов по истории края, местных этносов, их культуре, интегрированных курсов краеведения и т.д. Практически во всех субъектах РФ изданы краеведческие учебники и методические руководства. Создаются хрестоматии, рабочие тетради, карты, пособия на электронных носителях. В ряде регионов появились новые книги по истории, экономике и культуре отдельных районов и городов, например, в Московской области (Зарайский, Раменский, Серпуховский и другие районы), Алтайском крае (город Барнаул), Самарской области (Кинель-Черкасский район, город Тольятти, Самарский район города Самары) и др. Эти краеведческие издания успешно используются в работе со школьниками. Материалы краеведения систематически публикуются в средствах массовой информации. В вузах, творчески работающих школьных коллективах исследуются вопросы содержания и организации краеведения. Больше внимания стало уделяться краеведческой подготовке и переподготовке педагогов. В Российской академии образования создан Совет по краеведению. Активно работает организованный в начале 90-х годов Союз краеведов России. Совет и Союз краеведов возглавляет крупный ученый-историк, академик РАО С.О. Шмидт.
За минувшее десятилетие в школьной истории значительно расширилось «поле» краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Ныне можно обратиться к ранее «запретным темам» (о них мы скажем чуть ниже). Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей — земляков и членов семьи, изучение повседневности — обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спец-хранов» музеев и библиотек. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.
Уровни краеведческой работы
Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников).
Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.
Третий уровень — изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.
Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9-летней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем. Последние составляют один из самых больших отрядов общероссийского краеведческого движения. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: «Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».
Намечаемое введение с 2006 г. профильного обучения в старших классах позволит существенно расширить возможности краеведческой работы учащихся, избравших гуманитарные, а также естественно-научные профили.
Жаль, что в ряде школ педагоги ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, — в результате складывается своеобразное «словесно-книжное краеведение».
Имеет место и другой недостаток: сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы, мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения и усвоения программного материала.
Потенциал исторического краеведения
Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».
Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.
Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Содержание краеведческих знаний по истории
Важная составляющая системы исторического краеведения в школе — содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний.
- Мой дом. Родословная семьи.
- Родная школа. Ее история и традиции.
- Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.
- История района.
- История автономного округа.
- История области (края).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы методического объединения учителей истории и обществознания
План работы ШМО учителей истории на 2012-13 учебный год....
План работы методического объединения учителей истории и обществознания
План работы методического объединения учителей истории и обществознания н а2012 - 2013 учебный год...
План работы методического объединения учителей биологии, географиии, истории, обществознания и химии на 2012/2013 учебный год
План работы методического объединения учителей химии и биологии...
Простой план для руководителя РМО учителей истории и обществознания
Предлагаю примерный план работы на учебный год для руководителей РМО...
План работы методического объединения учителей истории, обществознания и православной культуры
План работы методического объединения учителей истории, обществознания и православной культуры...
План работы методического объединения учителей истории, географии и обществознания
В помощь руководителю ШМО...
План работы методического объединения учителей истории и обществознания
План- сетка МО учителей истории и обществознания по четвертям...