Исследовательская деятельность учащихся.
статья по истории по теме
Материал посвящен вопросу организации исследовательской деятельности школьников по проблемам гуманитарных дисциплин ( в частности, истории). Из опыта работы приводятся примеры такой работы с одаренными учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.rar | 10.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Семинар в рамках программы «Одаренные дети» «Организация исследовательской деятельности учащихся», МОУ «СОШ в пос.Усть-Омчуг», 3.11.2009 г.
Докладчик: Пименова О.А., учитель истории.
- Психологический и мотивационный факторы в исследовательской деятельности.
Природа изначально наделила человека способностью к исследованию. В современном мире способность к исследованию рассматривается как неотъемлемая черта успешной личности. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей современного образования.
Здесь стоит отметить психологический фактор, а именно: исследовательская деятельность ребенка будет успешной тогда, когда он ощущает поддержку окружающих., учителя, родителей, и уважение к своей работе. Для исследовательской работы весьма важно наличие у ребенка мотивации (стремление к успеху, поощрению, оформление портфолио, жажда новых знаний). Юному исследователю присущи следующие качества, которые выделяют его из сообщества учеников: стремление к успеху и настойчивость в достижении цели, высокий уровень познавательной активности, креативность (на эти качества я особенно обращаю внимание), абстрагирование, развитые учебные навыки, рефлексивные способности.
При этом недостаточная сформированность основных операций мышления (способности классифицировать, обобщать, определять понятия), низкая способность к распределению, переключению и концентрации внимания, слабая наблюдательность, проблемы в восприятии, запоминании, незначительный словарный запас – не могут являться «противопоказанием» к проведению исследования. Это особенности, которые не отменяют исследование как таковое, а корректируют программу: выбор проблематики, характер работы, методический инструментарий. Следует выбирать материал, доступный ученику. Исследовательская деятельность сама по себе – это мощный развивающий инструмент в руках мотивированного ученика и творческого педагога, который должен обладать компетентностью и гибкостью.
2. Исследовательско-краеведческая работа
Целью исследовательско-краеведческой работы является
- воспитание патриотизма,
- развитие творческих способностей,
- формирование гармоничной личности.
В процессе краеведческой работы ставятся определенные образовательные и воспитательные задачи:
- развивать познавательную, творческую деятельность учащихся,
- изучать историю и культуру родного края как части истории страны,
- знакомить с методами исследовательской работы, научить использовать различные источники краеведческой информации, собирать материалы и классифицировать их,
- воспитывать уважение и бережное отношение к наследию предшествующих поколений.
Процесс реализации творческих идей можно представить в виде нескольких этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи.
I этап – мотивационный.
-Выявление учащихся, имеющих желание заниматься исследовательской деятельностью. На данном этапе необходима работа в школе научного общества.
- Работа с родителями таких учащихся.
II этап – организационно-подготовительный.
- Проблема выбора темы.
Ее можно решить двояко: предоставить ребенку готовый список тем с учетом школьной программы или позволить ему подумать самому, ориентируясь на собственный интерес. Предпочтительнее 2-й путь, хотя нередко дети сами просят дать им возможные варианты тем. Однако каждый мой подопечный проходит через этап осмысления своих пристрастий, чтобы самостоятельно прийти к выбору если не готовой темы, то хотя бы наиболее интересного для себя периода, предмета, личности истории. В краеведении лучше выбирать темы более узкие, связанные с частными вопросами, нежели всеобъемлющие. Например, «История создания пионерского лагеря «Таежный»», «Мои учителя – выпускники школ поселка Усть-Омчуг». Иногда тема исследования рождается на стыке различных дисциплин, например, литературы и краеведения: «Творчество Леонтия Броцкого», «У войны не женское лицо».
Иногда толчком к исследованию являются личные впечатления или наличие источников по определенной теме.
- Обоснование актуальности выбранной темы.
Работа будет иметь результаты, если ученик понимает значимость исследования. Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. В этом разделе дается просто краткая характеристика современного состояния проблемы или ее история, обосновывается научное и практическое значение темы, здесь можно конкретизировать объект и предмет исследования. Объем до 1 страницы.
- Формулирование гипотезы исследования.
Гипотез может быть несколько. Гипотеза – ось исследования. Это развернутое предположение. В ходе исследования она может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться.
- Цели и задачи, методы исследования.
Работа на этой стадии полностью определяется характером темы и выдвинутой гипотезы. Здесь учащемуся необходимо помочь точно сформулировать цели, задачи исследования, определить методы работы. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. В задачах цель конкретизируется и развивается. Здесь выстраивается комплекс проблем, которые необходимо решать на этапах исследования. Методы – приемы, способы исследования, порядок их применения.
- Источники информации.
Пусть ученик самостоятельно попробует определить их. Чаще это различные документы архивов музея, делопроизводственные материалы, фотографии, опрос очевидцев событий
III этап – технологический (основной)
- Составление подробного плана (этапов) исследования.
Задача педагога – помочь выделить главные этапы исследования., поддержать и помочь «окультурить» пробу учащегося, сохранив при этом авторский подход к теме, помочь ему осознать, что он пытается узнать нового, обратить его внимание на гипотезу и цель исследования.
- Сбор собственного материала.
Самое главное – научить детей искать и находить нужный материал. Учащимся в большей степени приходится работать не с письменными источниками, а с устными – воспоминаниями самих людей. Необходимо научить юных исследователей вести беседу, интервью, делать записи, видеосъемку, фотографирование. Для этого проводятся индивидуальные или групповые занятия с детьми, тренинги. На этом этапе ученику предоставляется максимальная самостоятельность. Учителю только нужно ненавязчиво интересоваться ходом, результатами сбора информации, по возможности давать советы, проводить коррекцию.
- Обработка материала.
Классификация информации по темам, периодам, типу (текстовая, наглядная). Компьютерная обработка текстовой информации, фото и видеоматериала.
- Работа с текстом исследования.
Описание хода исследования, т.е. описание того, что делал ребенок на каждом этапе работы по исследуемой теме.
Создание связного, логически выстроенного текста из полученной информации по теме в ходе исследования, для этого необходим план-оглавление, который поможет написать грамотно, с логическими плавными переходами текст. Можно представить полученный текст в следующих жанрах: летопись, справочные статьи хронологические и тематические, один день из …, фильм, коллаж, буклет, стендовый доклад, презентация.
- Описание результатов исследования.
Описание нужно давать исходя из выдвинутой гипотезы и поставленных целей и задач.
- Оформление работы.
Познакомить учащегося с правилами и нормами оформления работы. Ученик самостоятельно оформляет, учитель корректирует и проверяет правильность.
IV этап – презентативный.
Чрезвычайно важно правильно подготовить публичное выступление ребенка. Как правило, дети не могут это сделать самостоятельно, и важно подробно разобрать с учеником уже готовый текст, помогая ему увидеть самое главное и интересное. Можно составить автореферат. Выступить с ним на уроке, классном часе, на занятии кружка. Нередко перед выходом на защиту необходим небольшой психологический тренинг, приучающий ребенка к тому, что ему придется не только представить доклад за определенное количество минут, но и ответить на вопросы, дать комментарии и (что самое сложное) отреагировать на критику. И в этом случае для руководителя нет мелочей, поскольку молодой человек может порой драматично воспринять нестандартную ситуацию, которая взрослому кажется несерьезной. Говоря проще, выпуская ребенка с готовой работой, нужно сделать так, чтобы после данного мероприятия он остался жив, здоров и по возможности не утратил желания попробовать свои силы еще раз.
Каждая краеведческая работа имеет практическую значимость. Имеющиеся работы пополнили фонд районного краеведческого выставочного зала, запрашивались редакцией местного телевидения, специалистами отдела образования и районного архива. Они стали основой для создания школьного музея.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
Руководить исследовательской работой учащегося в области искусства и культуры непросто. Приступая к такой работе, необходимо ясно представлять проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в процессе ведения исследования.
1 проблема – отсутствие элементарных навыков анализа произведения искусства.
2 – отсутствие серьезного внимания общества к культуре, искусству. Невнимательное отношение к этой сфере в системе образования в сочетании с прагматизмом семейного воспитания приводит к тому, что искусство оказывается выброшенным из комплекса интеллектуальных и нравственных ценностей подростка. Большинство учащихся не любят ходить в музеи, не замечают архитектурного пространства вокруг себя.
3 – у школьников возникают трудности в работе с научной литературой.
4 – отсутствие времени.
5 – отдаленность региона, недостаточность культурного пространства.
Направления исследовательской деятельности в данной сфере:
- монографическое формально-стилевое:
Многосторонний анализ одного произведения, визуальное изучение памятника культуры, основанное на методе описания и анализа композиции, колорита, особенностей фактуры. (Пример: «Икона XIV«12 апостолов») Цель такой работы – выявление степени новаторства выбранного памятника в контексте творчества автора, стиля или периода.
- Сравнительное формально-стилевое исследование:
те же методы, что и в монографическом исследовании, только за основу берется сопоставление 2-х памятников одного жанра, но разных авторов, работающих как в разных стилях, так и в рамках одного направления. Цель - выявить специфику индивидуального подхода разных мастеров к решению сходных проблем.
- Иконографическое исследование:
Более сложный вид искусствоведческого исследования. Для работы с произведениями
христианского искусства необходим определенный уровень владения Библейскими текстами; античные памятники невозможно анализировать без свободной ориентации в мифологии. Цели: 1- выявление эволюции иконографического канона, за которой могут стоять изменения духовного сознания мастера, а порой и целой эпохи; 2 – размышление над сложным миром отношений мастера с сакральным или литературным источником.
Можно проанализировать иконографическую эволюцию одного персонажа, охватив в работе круг памятников. Метод – иконографический анализ (трактовка символики поз, жестов, атрибутов, изучение семантики света и цвета).
- Проблемное исследование в области истории искусства:
Наиболее привлекательный вид работы для школьников.
Примеры: «Казимир Малевич и кубизм», «Пейзаж в живописи передвижников». «Образ Парижа в творчестве импрессионистов». Цели: рассмотрение развития того или иного жанра, системы образов или творческих методов в историко-искусствоведческом контексте. Методы: формально-стилевой, духовно-исторический.
- Междисциплинарное исследование:
Работа высшего пилотажа для школьника. Цели: 1 - исследование художественной интерпретации живописцем или скульптором литературного образа. Пример: «»Божественная комедия» Данте в иллюстрациях Боттичелли». 2 – исследование семантики художественного шедевра в литературном тексте, пример: «Картина Х.Гольбейна «Мертвый Христос» в романе Ф.М.Достоевского «Идиот»».
- Музыковедческие работы:
Продуктивнее всего:
- рассматривать отношение композитора к отдельным жанрам и инструментам: «Скрипка в музыке И.С.Баха»;
- проводить анализ музыкальных образов, наделенных духовной и общекультурной значимостью: «Образ колокольного звона в музыке С.В.Рахманинова»;
- междисциплинарное исследование на основе анализа специфики музыкального образа в живописи или литературе: «Крейцерова соната Бетховена в одноименной повести Л.Н.Толстого»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся
Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.
В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....
Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.
Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...
Исследовательская деятельность учащихся во внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности на уроках химии
основные принципы работы исследовательской деятельности учащихся во внеурочной время....
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....