Урок эмоционального сопереживания для учащихся 8-9 классов «ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ».
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Уроку предшествовала большая и длительная подготовительная работа учащихся, осуществляемая в форме долговременного, разновозрастного проекта. Одни дети вели поисковую краеведческую работу, другие - подбирали и репетировали стихи, прозу, песни, третьи – подбирали материал и делали компьютерные слайды, записывали музыку. В целом данный урок эмоционального сопереживания – это коллективная работа учащихся 8-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyjj_urok_istorii_i_literatury_v_8-9_klassakh._d.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Суворова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания
Урапина Тамара Михайловна, учитель русского языка и литературы
МОУ Абашевской основной общеобразовательной школы
Хворостянского района Самарской области
Урок эмоционального сопереживания для учащихся 8-9 классов
«ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ».
Технология: историко-литературная гостиная.
Форма работы: проектная.
Уровень образования школьников: учащиеся общеобразовательных классов среднего звена.
Цель: интериоризация ценности жизни по нормам добра, осознание учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятие идей насилия.
Образовательные задачи:
- обучающая – получение основанных на исторических и литературных источниках и широкой документальной базе (в том числе, краеведческой) сведений по истории Великой Отечественной войны;
- воспитательная – формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей Родины;
- развивающая – развитие абстрактно-теоретического мышления на основе активизации поисково-исследовательской деятельности.
Зрительный ряд: слайды с использованием компьютерных технологий (в основном – фотографии и кадры кинохроники военных лет).
Звуковой ряд: песни в исполнении детей (по сценарию).
Особенности урока (аннотация): уроку предшествует большая и длительная подготовительная работа учащихся, осуществляемая в форме долговременного, разновозрастного проекта. Одни дети ведут поисковую краеведческую работу, другие – пишут сочинения, подбирают и репетируют стихи, прозу, песни, третьи – подбирают материал и делают компьютерные слайды, записывают музыку. В целом данный урок эмоционального сопереживания – это коллективная работа учащихся 8-9 классов.
Ход урока:
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Р. Рождественский.
Слайд №1. (Эпиграф и иллюстрация).
Суворова Г.В.: Здравствуйте уважаемые гости и ребята. Мы сегодня пригласили вас на необычный урок: в историко-литературную гостиную. Урок истории и литературы в 8 и 9 классе.
Урапина Т.М.: Тема урока: «Детство, опалённое войной».
Суворова Г.В.: Наш урок даст возможность узнать новое, применить уже имеющиеся знания, пообщаться. Урок, на котором, нам хотелось бы познакомить вас с вашими сверстниками. Только сверстниками из прошлого. Мы будем говорить сегодня о детях войны. О таких же детях, как и вы, только их детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.
Урапина Т.М. Цель нашего урока: понять умом и прочувствовать сердцем драматизм людских судеб, по которым покатилась гусеницами танков война.
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Они должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова.
Урок начнём с разминки: «Эрудит».
Вопросы учащимся по литературе:
- Какие основные жанры лирики использовали в произведениях о войне:
1. Песня, элегия, ода.
2. Эпитафия, стансы.
3. Гимн, эпиграмма.
4. Баллада, поэма.
- Назовите автора стихов о войне: «Клятва», «Мужество».
1. А. Ахматова.
2. А. Твардовский.
3.Симонов.
4. А. Фатьянов.
Суворова Г.В.: Вопросы учащимся по истории:
- По плану Гитлера море должно было возникнуть на месте советского города:
а) Киева;
б) Москвы;
в) Смоленска.
- Парад Победы состоялся в Москве в 1945 г.:
а) 9 мая;
б) 24 июня;
в) 2 сентября.
Урапина Т.М.: Тема Великой Отечественной войны - особая тема в русской литературе 20 века. Поэзия и проза этого периода – явление уникальное. В ней органически сочетаются гражданские и личные моменты. В лирике о войне выделяют три основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песни), сатирические и лироэпические (баллады, поэмы).
Поэты и писатели (многие из них были участниками боевых действий, военными корреспондентами) писали и о самой войне, её тяготах, военных сражениях, трагедии отступления, о победных походах, о партизанах, о женщинах и детях на фронте и в тылу, передавали трагедию многих семей.
Видеоролик: «Художественная культура военной поры».
Суворова Г.В.: 1 сентября 1939 г. Германия начала войну против Польши. Этот день считается началом Второй мировой войны.
На рассвете 22 июня 1941 г. без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германская армия обрушилась всей мощью на советскую землю. Началась Великая Отечественная война.
Карта Самарской области.
Война не обошла стороной наш Хворостянский район, нашу малую Родину, село Абашево.
Ученик: Ушло на фронт 372 человека, не вернулись 192, они пали в боях, защищая Родину.
В 1945 году с фронта стали возвращаться односельчане, вернулось 180 человек.
Суворова Г.В.: О войне много сказано, написано. Учащимися нашей школы был создан проект:
- «Колокол Памяти», посвящённый участникам Великой Отечественной войны.
А в прошлом учебном году учащимися 9 класса нашей школы был собран материал для проекта: «Война и дети», посвящённого 65-летию победы.
Ребята обратились к печатным изданиям и выяснили, что настоящему и будущему поколению села Абашево негде узнать о том, как жили бабушки и дедушки в детстве, наши односельчане, в то время, когда в стране шла война.
Урапина Т.М.: - Ребята, что было задано на дом?
Ученик (группа 1): Нашим домашним заданием было: подготовить мини-проекты на основе материалов альманаха «Война и дети».
Ученик: а мы начали сбор информации о жизни ветеранов педагогического труда Абашевской школы в годы войны.
Ученик (группа 2): Наша группа вела поисковую работу по сбору материала по теме: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Этот материал лёг в основу наших сочинений.
Урапина Т.М.: - Предоставляем слово ребятам первой группы.
Ученик: Поисковая группа встретились с жителями нашего села, которые поделились с ними своими «детскими» воспоминаниями о тех страшных и тяжёлых годах. Они не переставали удивляться при встречах: откуда столько сил и терпения бралось у людей, это же чувство овладело и нами, когда мы работали над этим материалом. Люди проявляли высокое гражданское сознание и не жалели себя, лишь бы победить врага. Не смотря на то, что в деревне остались старики, женщины и дети, хлеб для армии и рабочих заводов шёл бесперебойно.
Суворова Г.В.: Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас, в наше время где-то рвутся снаряды, свистят пули, рассыпаются на крошки взорванные дома, горят детские кроватки.
Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:
Ученик: Из всего материала, представленного в альманахе «Война и дети», я выбрал материал о своём двоюродном дедушке Черябкине Александре Лукьяновиче. Он рассказывал: «В 1941 году мне было 6 лет. Семья у нас была большая.
Я работал за кусок хлеба, пас гусей. Хлеб я приносил своим братьям и сёстрам. Ещё сгребал на лошадях сено для колхоза, возил на быках воду для колхозного скота. Кладовщик после работы взвешивал кусочек хлеба, примерно 200 граммов, и давал его мне. Я снова нёс его домой.
На трудодни семья получала немного зерна».
Дедушкино детство было опалено войной. Хочется, чтобы мы, внуки знали об их жизни, которая стала историей нашей страны и нашего маленького села Абашево.
Ученик: Перечитывая материалы альманаха меня, заинтересовали воспоминания Кузьмичёва Всеволода Ивановича, он тоже получил статус «Дети войны». Всеволод Иванович со своей семьёй жил рядом, по соседству. Из его воспоминаний: «Жил я, в то время как в аду. В 1940 году умер мой отец после долгой болезни. У матери нас осталось семь человек. Как только началась война, я начал работать. Сначала работал водовозом. Стоя по колено в воде, мне приходилось в день наполнять до семнадцати огромных бочек. Потом вёз воду на поля, где две женщины вёдрами поливали овощи. За работу получал 500 граммов хлеба. Пока вечером шёл до дома, этот кусок пощипывал.
Работа за день менялась несколько раз. Работал на лошадях, быках. Было очень тяжело. Некоторые дни проходили так трудно, что не было сил идти домой, засыпал, где придётся. Дома было холодно. Очень тяжело было с питанием, страшно вспомнить».
Суворова Г.В.: Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу.
Да, дети остаются детьми даже на войне. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети.
Урапина Т.М.: Главным источником победы СССР в войне стали беспримерные мужество и героизм советских людей на фронте и в тылу.
Многочисленные встречи, беседы с жителями нашего села (детьми войны) - это всё нашло отражение в сочинениях, стихах, проектах, рисунках наших учащихся.
Ученик: Я собирала материал по теме: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». На основе этого материала написала сочинение, героиней моего сочинения стала моя прабабушка Комелькова Антонина Ивановна, которая не получила статус «Дети войны», ей было всего 6 лет, но она очень хорошо помнит это тяжёлое время.
Для меня стало открытием жизнь моего близкого человека, моей бабуленьки. Зачитаю только некоторые эпизоды: «Когда началась война, в школу я ещё не ходила. В колхозе работали и женщины, старики и дети. Мужчины были на фронте. Всё делали для фронта, для победы. В 1943 году пошла в школу, училась очень хорошо, но учёбу пришлось бросить, нужно было помогать маме, вместе с ней работала в колхозе. Как и все односельчане голодали, мёрзли, но трудились и в зной, и в холод. Я ездила по селу, собирала золу, а весной вывозили на поля как удобрение. В посевную подвозили зерно на быках прямо на пашню. Осенью, во время уборки, возили убранный урожай в сараи. Для детей это был непосильный труд, но радовались, что помогаем своим отцам и братьям, которые бьют фашистов».
Моя прабабушка имеет много почётных грамот, благодарностей за долголетний и безупречный труд на благо родного колхоза, ей присвоено звание «Ветеран труда».
Ученик: я прочту стихотворение ученика Абашевской школы Филатова Ивана, которое он посвятил своему деду, участнику войны.
Это стихотворение вошло в альманах: «Война и дети».
Прошло уж шесть десятков лет,
Но дед всё помнит как сейчас.
«Война - есть худшее из бед»,
Он начинает свой рассказ.
Он помнит всё: как началась война,
Как молодым ещё его на фронт забрали,
Как провожала мать, как плакала она,
Как поезда гудки отбытие возвещали.
Я слушаю, смотрю в его глаза.
Глаза полны сердечной боли.
И страшно слушать мне слова
О тех боях, о лужах крови.
Война – не страшный боевик,
К которым мы уже давно привыкли.
Ещё чуть-чуть и лишь из книг
Узнаем, кем прадеды были.
Герои – другого слова не найти!
За Родину, Отечество, за мать
Они все воевать ушли,
Чтоб победить, чтоб не упасть,
Чтоб жить, чтоб дети жили,
Чтобы росли свободными людьми!
И жизнь свою за это положили.
За всё, что сделано, им благодарны мы!
Физкультминутка.
Ученик: У нас замечательная, дружная и большая семья. Мои прадеды были участниками Великой Отечественной войны.
В год 65-летия Великой победы задумался я над тем: «А какой вклад моей семьи в победе над фашисткой Германией?»
Ответ на этот вопрос я получил от своей бабушки, Тамары Андреевны Плаксивой, она написала статью в районную газету «Чагринские зори», о своём отце, участнике Великой Отечественной войны Блинове Андрее Петровиче. Статья называется «Расскажи мне, бабуля, про войну», с этим вопросом, я не раз обращался к ней. Зачитаю эпизоды из своего сочинения.
- Мой прадед в 1941 году воевал на Пулковских высотах в районе города Ленинград. Прадед был ранен в левый глаз. Лечился он в госпитале в городе Тбилиси. Стояла осень 1941 года. В госпитале ему вручили орден Славы 3 степени и медаль «За оборону Ленинграда». Вернулся домой прадед инвалидом 3-й группы. Его отправили в Сталинград работать на тракторном заводе, где он ремонтировал танки.
Только в 1947 году прадед вернулся домой. В мирное время прадед работал в колхозе им. Пугачёва.
Прадед умер в 1987 году. Вот откуда идут истоки моей любви, преданности к своей земле, стране и малой Родине, селу Абашево.
Ученик: А мы: Кирюшин В., Борисов А. работали с материалом по теме: «Учителя Абашевской школы в годы Великой Отечественной войны».
Ученик: В нашем селе живёт замечательный человек - Алина Борисовна Алмаева. Более тридцати лет она проработала в Абашевской школе, преподавала физику и математику. У неё много наград: медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «Ветеран труда», а также грамоты за многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм.
Сейчас она находится на заслуженном отдыхе.
Ученик: Мы оказываем ей посильную помощь в рамках акции «Ветеран живёт рядом с нами», встречаемся с ней в школе и у неё дома, разговариваем на разные темы. Она вспоминает своё детство, юность, годы работы в школе.
Видеоролик «Первые гектары военного урожая».
Наше поколение рано повзрослело, вспоминает Алина Борисовна. «Нам приходилось помогать колхозу в поле, на ферме. Угнали на фронт даже новую технику, трактора, машины. В селе осталась старая техника, лошади, так что многие работы приходилось выполнять вручную. Ребятам постарше приходилось брать в руки косы, садиться на оставшуюся технику. А мы, девочки и кто помладше, помогали на прополке, на сенокосе, заготавливали корм для скота. Помогали убирать урожай, приходилось и серпом жать, колоски в поле собирали, чтобы не пропало ни одно зёрнышко драгоценного хлеба. И все безоговорочно ходили на работу и работали совершенно бесплатно.
Зимой мы, дети, ходили по домам и собирали тёплые вещи для солдат: носки, варежки, рукавицы, шарфы. А мы, девочки, шили кисеты, их с любовью вышивали, в кисеты вкладывали записочки для солдат, чтобы били они фашистов крепче. Затем эти посылки отправляли на фронт».
Ученик: Надо беречь память о прошлом, уважать своих земляков, которые испытали все тяготы войны, будучи детьми. Ведь это наша история.
Урапина Т.М.: Лирика военных лет не просто отражала или рисовала какие-либо реальные картины и события, проходившие перед глазами поэтов, но и давала представление об особенностях сознания человека, защищающего Отечество или приближающего своим трудом и всей жизнью победу в глубоком тылу.
Звучит метроном, гаснет свет, на экране – слайды детских рисунков о войне.
Ученик: Тема войны и детства ярко отражена в стихах и музыке песни Жанны Бичевской «Рисуют мальчики войну».
Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и «катюши»,
Висят во всю листа длину
Снаряды толстые, как груши,
Рисуют мальчики войну…
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, незнакомы,
И берегут они свои
Огнём кричащие альбомы.
Звучит метроном – на экране детские фотографии военных лет.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых!
Рисуют мальчики войну…
Урапина Т. М.: - Перед вами выступает вокальная группа «Девчата», победители районного конкурса: «Я люблю тебя, Россия!».
Ученик Суворова К.: Нашим землякам посвящаем песню «Рябинушка». Автор слов Ким Рыжов, композитор Александр Колкер.
Ученик: А сейчас прозвучит стихотворение Анатолия Запрягаева, который не был профессиональным поэтом, а всю жизнь проработал на одном из Смоленских заводов, оставил нам свои воспоминания о военном детстве в этих стихах.
***
Нам безотцовщина копейку
Не выдавала на заплаты.
Не по размеру телогрейку
Вдвоём носили с младшим братом.
Глядели радостно, влюблёно
На серые шинели взрослых
И молча, кляли почтальона –
Он –
похоронку в дом
принёс нам…
Наметил не возраст, а голод
Нам сроки рабочих начал.
А добрые помыслы – холод
До самых костей простучал.
Столбы прогремят костылями
Оттуда, с чужой стороны.
И рощи останутся – пнями
Но больше не будет войны!
Урапина Т.М.: Сегодня дети войны – это особое поколение россиян. Сегодня они – последние свидетели тех трагических дней. Последние свидетели Великой Отечественной войны. За ними больше никого! Сейчас – это уже пожилые люди. Но своё военное детство они не забудут никогда.
Им, детям войны, труженикам тыла посвящены и посвящаются стихи, песни, рассказы, повести…
Суворова Г.В. Вывод урока: Вторая мировая война завершилась полным поражением тех, кто её развязал. Победа в войне имела всемирно-историческое значение.
Она далась нам огромной ценой. Для многонационального советского народа в самой кровавой и жестокой войне в истории человечества она стала звёздным часом для нашей страны в XX в. Подвиг победителей никогда не будет забыт.
Урапина Т.М. Вопрос учащимся: Какой вывод можно сделать из сегодняшнего урока?
Ученики (вывод): Все мы знаем и восхищаемся подвигами наших русских солдат, их мужеством, силой, отвагой и стойкостью. И вечную славу поёт им Земля на все века.
Ученик: Я отвечу кратко: «Я горжусь своим прадедом».
Ученик: Но победа, полная победа, над фашистскими захватчиками была бы просто невозможной без ещё одной, не слишком заметной, но чрезвычайно важной «армии» - «армии» тыла. Ведь именно они, оставшиеся дома старики, женщины, дети, инвалиды, они одни взвалили на свои слабые хрупкие плечи всё хозяйство страны. Они стояли у станков, чтобы армия получала оружие, снаряжения, одежду. Они пахали, сеяли, осваивали технику, чтобы армия была сыта и вела бои. Они ютили солдат в своих бедных домах и отдавали им последнюю кроху.
Ученик: Горжусь тем, что рядом со мной живут такие люди, мои земляки.
Ученик: Я думаю, что каждый из нас должен беречь близких для нас людей в любой жизненной ситуации. До слёз меня тронули эпизоды из воспоминаний о том, что заработанный хлеб несли своим сёстрам и братьям.
Ученик: Мы, живущие в 21 веке, должны помнить о тех, кто внёс огромный вклад в победу над фашистской Германией, и быть благодарными за наше счастливое детство.
Оценки за урок.
Домашнее задание по истории: Ребята, мы начинаем работу над новым проектом, который позволит нам с вами рассказать о ваших сверстниках, ставших жертвами террористических актов.
Ваша задача: придумать название проекта; написать мини-сочинение на тему: «Я против терроризма». Используйте данный материал.
Заветная мечта любого здравомыслящего человека, любого ребёнка – чтобы на земле был мир, чтобы не гибли ни взрослые, ни дети. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в начале 21 века, в нашей стране мы будем терять детские жизни в террористических актах. В столице нашей Родины в городе Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии в маленьком городке Беслане 1 сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более 1000 учеников, их родителей и учителей школы № 1. В результате этого террористического акта погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.
Скажите, люди, кому всё это нужно?
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери?
У любого отца?
Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились.
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.
Домашнее задание по литературе: Используйте данный материал. (Текст о Великой Отечественной войне).
Суровые будни Великой Отечественной войны.… Сколько самоотверженности, стойкости, повседневного героизма стоит за словом «Победа»! За победу заплачено десятками миллионов жизней. Из призывников двадцатых годов рождения вернулся лишь каждый десятый. По сути дела, погибло целое поколение. Каждая семья потеряла мужа, сына, брата. Такой ценой было завоевано право 24 июня 1945 года бросить к подножию мавзолея знамёна поверженных армий фашистов, стремившихся к мировому господству.
С каждым годом свидетелей той страшной войны, к сожалению, становится всё меньше. Но, по словам самих ветеранов, они ещё полны сил, готовы и дальше подавать пример подрастающему поколению: любить и уважать родину. А мы, не знавшие той страшной бойни, ещё имеем счастливую возможность отметить праздник с теми, для кого эта война не страница учебника, а часть жизни. Наши фронтовики – это живая история Великой Отечественной войны. У каждого своя судьба, и каждое воспоминание уникально.
Задания: 1. Озаглавить текст.
2. Написать концовку к данному тексту, используя материал
урока.
Учитель: А наш урок подошёл к концу. Всего вам доброго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка внеклассного мероприятия по истории "Детство, опалённое войной"
внеклассное мероприятие по истории для средних классов коррекционной школы 8 вида "Детство, опалённое войной"....
Урок эмоционального сопереживания для учащихся 9 классов «ДЕТИ ВОЙНЫ»
презентация к уроку эмоционального сопереживания для учащихся 9 классов «ДЕТИ ВОЙНЫ»...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной».
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе "Судьба человека"...
Презентация к классному часу "Детство, опалённое войной". Для 9 - 11 классов
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» определяет содержание и основные пути развития патриотического воспитания граждан Росси...
Урок внеклассного чтения в 8 классе «Детство, опалённое огнём войны» по отрывку из романа Риты Гуенко «Дети войны»
Цель: знакомство обучающихся с новым писательским именем, текстом его произведения и осознание проблемы детских страданий в годы войны, расширение знаний о Великой Отечественной войн...
Сценарий внеклассного мероприятия "Детство, опалённое войной" для обучающихся 9 -х классов.
Внеклассное мероприятие, посвящённое 75-годовщине в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г....
Урок-погружение "Детство, опалённое войной"
Быстрое взросление детей в годы войны...
Комментарии
Прекрасный урок, насыщенный и
Прекрасный урок, насыщенный и содержательный, решает одну из первостепенных задач современной образовательной системы - духовно-нравственное воспитание учащихся. Родной край, его история - та основа, на которой надо воспитывать подростающее поколение.
Спасибо, Татьяна Васильевна.
Спасибо, Татьяна Васильевна. Уроку предшествовала большая и длительная подготовительная работа учащихся, осуществляемая в форме долговременного, разновозрастного проекта. Дети вели поисковую краеведческую работу.