Урок-погружение "Детство, опалённое войной"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Данилова Людмила Валентиновна

Быстрое взросление детей в годы войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detstvoopalyonnoe_voynoy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК - ПОГРУЖЕНИЕ

«Детство, опаленное войной»

(по рассказу Ф. Абрамова «Валенки»)

Цели: 1) знакомство 6-классников с биографией писателя и его творчеством;

           2) показать драматизм детей-подростков в военное и послевоенное время;

           3) помочь учащимся почувствовать гордость за своих предков и проявлять к ним достойное уважение.

Тип урока: урок-погружение.

Оборудование: портрет Ф. Абрамова, выставка книг, творческие зарисовки учащихся, мультимедийная презентация.

                                                                                           

                                                                                      Я уверен, что придет время, когда

воздвигнут памятник мирному подвигу русской бабы…

                                                                              Ф. Абрамов

                                                 Ход урока.

 1.Вступительное слово учителя.

     Читаю рассказ Фёдора Александровича Абрамова, и слёзы наворачиваются на глаза. Вспоминаю бабушку, свою бабушку, простую деревенскую женщину. Ведь похожая история произошла и с ней. Правда, нужны были ей не валенки, а галоши. Значит, это не единичный пример, раскрывающий трудную, суровую жизнь людей военного времени.

     У нас сегодня необычный урок. Он родился не только в связи с изучением рассказа Ф. Абрамова «Валенки», но и благодаря нашим бабушкам, чьё детство и молодость пришлись на суровые военные и послевоенные годы. К сожаленью, в повседневной жизни мы редко говорим по душам с теми, кто с любовью и надеждой, не требуя ничего, наблюдает за нами и просит у невидимого Бога спасти и сохранить нас от того, что выпало на долю им.

II. Сообщение темы и целей урока.

   Сегодня мы на уроке будем говорить на тему «Детство, опалённое войной» и постараемся понять, прочувствовать историю Дарьи Леонтьевны из рассказа Ф. Абрамова «Валенки», увидеть драматизм детей-подростков в военное и послевоенное время. Эпиграфом нашего урока является высказывание самого Ф.Абрамова « Я уверен, что придет время, когда воздвигнут памятник мирному подвигу русской бабы…». Давайте сначала познакомимся с фактами из жизни Ф.Абрамова.

III. Выступление учащегося о Ф. Абрамове  (Презентация)

     Федор Александрович Абрамов – советский писатель, публицист и яркий представитель «деревенской прозы», популярной в русской литературе в 1960-1980-е годы. Федор Абрамов родился 29 февраля 1920 года в селе Веркола в Архангельской области, в обычной крестьянской семье. Отец умер, когда мальчику было два года. Начальную школу Федор посещал в родном селе, а затем был отправлен в Карпагоры для обучения в десятилетке.

    С отличием окончив школы, экстерном был зачислен в ЛГУ (Ленинградский гуманитарный университет) на факультет филологии. После трех лет студенчества, будущий писатель, ушел добровольцем на фронт. Во время службы перенес ранения, из-за которых был вынужден вернуться обратно в Ленинград. Здесь его ждали тяжелые годы блокады и эвакуация…

     В 1980 году писатель был награжден Орденом Ленина и медалями за оборону Ленинграда. Умер Ф. А. Абрамов 14 мая 1983 года в Ленинграде, но был похоронен в родном селе. В Верколе в честь писателя открыт музей.

   Учитель: Главный критерий человека в творчестве Ф. Абрамова – правда, пусть и некрасивая, иногда даже жестокая. Такую, ничем не приукрашенную правду, мы видим в рассказе «Валенки». В тексте имеются непонятные вам слова, которые написаны на доске. Обратите на них внимание.

IV.Словарная работа.

Запись на доске:

- барак – временное деревянное жильё

- бурки – сапоги из войлока

- нары – дощатый настил, иногда в 2 яруса, для сна

- полушалок – небольшая шаль или большой платок,

- робить – работать (диал),

- скоростить – сшить, смастерить (диал),

- шони – самодельная обувь (диал),

- куржак – иней.

V. Работа по тексту.

1.Из скольких частей состоит рассказ? От чьего лица ведётся повествование во 2-ой части? Почему?

2.Что привлекло внимание рассказчика среди хороших вещей Дарьи Леонтьевны? Какие они были? (Старые, растоптанные, без подошв чёрные валенки).

3. Вспомним, как достались хозяйке эти валенки? А что случилось с прежними валенками?

4. Ну, подумаешь, сгорели. С кем не бывает. Почему Дарка босиком бежит к начальнику лесопункта и тот угрожает девочке судом? (Ей не в чем  было ходить на работу. Тогда было суровое, жестокое время. Каждый должен был помочь фронту. Каждая сила была на счету).

Учитель: Действительно ли так было в военное время, Нина Игнатьевна?

Приглашённая Кондратьева Нина Игнатьевна, труженица тыла, рассказывает о работе во время войны, о строгих законах военного времени.

Учитель: Спасибо, Нина Игнатьевна, за трогательный рассказ. А теперь вернёмся к содержанию рассказа Ф. Абрамова.

5. Как характеризует героиню её поступок? (Ответственная. Чувствует свою причастность к общему делу приближения победы. О себе не думает, думает об оказании помощи фронту).

6. Кто помог Дарке, спас её от беды?

Вывод: В трудные военные годы люди помогали друг другу как могли. Это единение помогло выстоять и победить. В нашей деревне насчитывалось 122 труженика тыла, а осталось всего – 10. И за самоотверженный труд в тылу после войны их награждали медалями «За самоотверженный и доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». В канун знаменательной даты - 70- летия Победы  идёт награждение участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла памятными медалями.

7. Как вы думаете, почему Дарья Леонтьевна до сих пор хранит эти валенки? Как сказано об этом в тесте? (« А от этих молодцов я жить пошла… Первая премия в жизни. И вот жалко, никак не могу выбросить… Дарью Леонтьевну прошибает слезой»).

8. А какие подарки вы предпочитаете?

Групповая  работа.

1 гр.: Какие слова, или художественно-выразительные средства использованы в рассказе, которые помогают увидеть благосостояние Дарьи Леонтьевны?

2 гр.: Какие слова подтверждают трудную жизнь героини в военное время?

3 гр.: Можно ли по рассказу судить о том, какие человеческие качества ценит в людях Дарья Леонидовна? Как об этом написано в тексте?

Составление кластера. Какими вы представили тружеников тыла? (Запись в тетрадях и на доске).

 . 

VI. Чтение сочинений учащимися.

      В пору жестокой войны оказались и ваши сверстники. Они рано повзрослели из-за войны. Вместо того чтобы сидеть за партами, играть, встречать праздники за щедро уставленным столом,  ваши бабушки помогали, чем могли, фронту. «Все для фронта, все для победы!» - таков был  лозунг того времени. Послушаем сочинения о ваших сверстниках, чьё детство опалено войной. 

VII. Чтение стихотворения Надежды Медведевой «Бабы» 

     Ф. Абрамов назвал русских женщин мерилом духовной силы, нравственной красоты и чистоты. Для них звучит данное стихотворение.

Я помню эти выстрелы в ночи,

По-волчьи выли бабы на печи,

Казалось каждой в этот страшный час,

Что мужа расстреляли в сотый раз.

Они своих не помнили заслуг,

По семеро впрягались бабы в плуг,

Чтоб хлеб родили минные поля,

Чтоб ровной стала рваная земля.

А нынче в хатах есть и хлеб и соль,

Былую жгучесть выплакала боль,

И слезы вдовьи сдержанно текли…

Все сердцем бабы вытерпеть смогли.

Когда в дороге встретятся они,

В поклоне низком голову склони.

Залатанная бабами земля

Вспоила море – хлебные поля.

  Учитель: Что объединяет рассказ «Валенки» и стихотворение Н.Медведевой «Бабы»? (Подвиг. В тылу вели самоотверженную борьбу, помогая фронту, и дети, и русские женщины. Именно хрупкие женские и детские плечи вынесли эту войну).

Учитель: Подвиг этот отражается не только в произведениях русской литературы, но и в чувашской литературе (Л.Агаков «Салтак ачисем»), на картинах художников и в музыкальных произведениях. Посмотрите картины и фотографии того периода и послушайте песню неизвестного автора «Труженики тыла».

VIII. Составление синквейна со словом «подвиг» (работа парами)

                                                                     Подвиг.

Бессмертный, героический.

Совершать, помнить, жить.

Всё вынесет русская женщина.

Память.

    Вывод учителя. Всё дальше и дальше отдаляет нас от злополучной даты – 1941 – 1945 гг. Уходят живые свидетели истории, очевидцы одной из самых страшных войн человечества. Вместе с ними уходят традиции  и целая эпоха. Конечно, о прошлом можно узнать из кинофильмов, прочитать в книгах. Но ангел добра услышан будет лишь тогда, когда обращаются именно к тебе, и не через экран или книгу, а воочию. Наши бабушки и дедушки не могут ждать. Почаще общайтесь с ними. Не забывайте их. И мы надеемся, как Ф. Абрамов, что когда-нибудь воздвигнут памятник мирному подвигу русской женщины.

IX. Домашнее задание.

Составить эскиз памятника мирному подвигу русской женщины.

X. Учитель: Я хочу, чтобы вы, как это было раньше, возобновили семейные чтения. Для этого предлагаю список дополнительного чтения произведений Ф. Абрамова:

«Пелагея»                                                «Дом»

«Деревянные кони»                               «Алька»

«Безотцовщина»                                    «О чем плачут лошади?»

 XI. Рефлексия.

       1.Понравился вам урок?

       2.Что нового узнали на уроке?

       3.Ваши пожелания.

 XII. Выставление оценок.    

Интернет-ресурсы

1. https:// prezentacija.biz/abramov-fyodor-aleksandrovich/

2. http:www.sdamna5.ru/fedor-abramov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строки,опалённые войной

Музыкально-литературная композиция,посвящённая Великой Отечественной войне....

разработка внеклассного мероприятия по истории "Детство, опалённое войной"

внеклассное мероприятие по истории  для средних классов коррекционной школы 8 вида "Детство, опалённое войной"....

Строки, опалённые войной

Сценарий литературной гостиной о  творчестве поэтов, погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне: М.Кульчицкий, П.Коган, Н.Майоров, И.Лапшин, В.Багрицкий, Б.Смоленский....

Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)

Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....

Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Строки, опалённые войной» к 75-летию Победы.

В конкурсе принимают участие чтецы с 1 по 10  класс. Ведущие предлагают познавательную информацию либо об истории создания стихотворения, либо об авторе. Предложенный материал можно использовать ...

Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"

На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием  периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...