Воспитание городом
статья (история) по теме

Горская Людмила Леонидовна

в своей статье я рассматриваю основные цели и задачи патриотического и гражданского воспитания вна современном этапе воспитания и обучения сегодняшних учеников. Одним из приоритетных видов работы я считаю воспитание городом, то есть на основе ценностей и культурных памятников нашего города воспитать личность, которая бы знала, любила и берегла бы наш родной город

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_kursov.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Горская Людмила Леонидовна,

преподаватель ГБОУ НПО ПТЭЛ № 148

Воспитание городом.

(из опыта использования учебных экскурсий на уроках истории)

Чего ловить в Петербурге — не очень понятно.

Это не скажешь словами. Это либо чувствуешь всей кожей,

 либо никогда не объяснишь, о чём речь…

Илья Стогов, журналист.

Залогом стабильного развития государства является активная гражданская позиция и патриотизм его подданных. От активности молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения общества по пути демократических преобразований. Поэтому гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. Ведь воспитание гражданина – это сложный длительный процесс, который охватывает основные этапы становления личности: от формирования общих представлений о Родине у школьников до поиска гражданских идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения у подростков и далее к становлению гражданского мировоззрения юношества.

Поэтому развитие гражданственности школьников определяется преимущественно социальными и культурными ориентирами. И в этом отношении нам, петербуржцам, повезло необычайно, потому что именно наш город служит средоточием социально-культурных учреждений, комплексов, памятников архитектуры, которые, несмотря на свой возраст, продолжают сохранять и демонстрировать социальные, политические, исторические и другие ценности нашей национальной культуры. Наш город имеет мощный культурно-воспитательный потенциал, среди мировых мегаполисов Санкт-Петербург – уникальнейший по масштабу памятник, сохранившийся грандиозный музей под открытым небом, исторический центр в ожерелье пригородных ансамблей Петергофа, Ораниенбаума, Стрельны, Ропши, Царского Села, Гатчины и Павловска, обладает огромным бесценным кладом, который называется культурное наследие. Именно оно питает современную науку, образование, культуру. А главными наследниками и будущими носителями культурного наследия является молодежь, т.е. наши воспитанники.

Учитывая все вышеизложенное, нам, преподавателям лицея, стало понятно, что осмысление и освоение великого пространства под названием Санкт-Петербург необходимо проводить систематически. Поэтому была разработана и опробирована интегрированная учебно-экскурсионная программа под названием «Блистательный Санкт-Петербург», которая дает нашим педагогам возможность решать следующие учебно-воспитательные задачи:

  1.  Повышение у учащихся интереса к богатому историческому наследию Санкт-Петербурга и воспитание гордости и достоинства за то, что они – петербуржцы;
  2. Воспитание уважения и бережного отношения к историческому наследию СПб и желание сохранить его для будущих поколений;
  3. Расширение кругозора и эмоционально-чувственной сферы у учащихся и побуждения стремления к самостоятельному изучению культурного наследия нашего великого города;
  4. Активизация и развития знаний, полученных на уроках истории, литературы, географии.

Интегрированная программа представляет собой перечень тематических экскурсий по основным памятным местам и музеям нашего города и района. Тематика была подобрана в соответствии с учебными программами по истории, литературе, обществознанию, географии, ОБЖ в разделе «Военная история». Для каждой экскурсии указывается дата проведения, продолжительность по времени и форма проведения: пешеходная или автобусная экскурсии. Кстати, после приобретения лицеем собственного автобуса в 2011 году по программе Комитета по образованию «Автобус» эта часть программы стала для ребят еще доступнее, так как появилась возможность бесплатно съездить на выставку или в музей. По данной программе наш лицей работает с 2003 года, и за это время целесообразная интеграция возможностей программы создала благоприятные условия нашему лицею для выхода на качественно новый уровень учебно-воспитательного процесса.

Сотни ребят, обучавшихся в лицее за это время, имели возможность увидеть и «почувствовать кожей», что наш город – один из прекраснейших в мире, великолепный синтез различных архитектурных стилей и направлений; в его судьбе сыграли огромную роль многие выдающиеся личности, деятели культуры и искусства. Своими впечатлениями от увиденного учащиеся с удовольствием делились с помощью групповых или индивидуальных отчетов в различных формах: рисунках, фотокомпозициях, эссе-впечатлениях, фотогазетах, слайд-шоу и презентациях. Лучшие из работ представлялись на выставках, ежегодно устраиваемых в лицее к памятным датам нашего города.

Вместе с ребятами мы организовываем и проводим викторины по теме «Наш любимый город», к которым учащиеся самостоятельно готовят интересные вопросы и задания.

Итак, в результате многолетнего сотрудничества мы убедились, что интегрированная экскурсионная программа «Блистательный Санкт-Петербург» имеет большой воспитательный потенциал, предполагающий на выходе получение гармонично развитой личности, живущей в согласии с собой и с окружающим миром, знающей и любящей свою малую родину – блистательный Санкт-Петербург.

Данная программа стала в 2009 году победителем районного конкурса педагогических достижений в номинации «Лучший инновационный продукт года».

Список использованной литературы:

1. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2009.

2. Пашкович А.П. Как воспитать париота / А.П. Пашкович. – : СПб: КАРО, 2009

3. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание/ Л.С Выгодский Пед. психология. – М.,1991.

4. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // А. Замостьянов Народное образование, 2008. - № 4.- С.183-189.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Нравственное и физическое воспитание школьников» МОУ СОШ №5 город Балтийск Калининградской обл.

Программа разработанна на период с 2009 по 2024 учебные годы, которые должны стать решающими для становления действенной системы нравственного и физического воспитагия в школе....

Программа «Нравственное и физическое воспитание школьников» МОУ СОШ №5 город Балтийск Калининградской обл.

Программа разработанна на период с 2009 по 2024 учебные годы, которые должны стать решающими для становления действенной системы нравственного и физического воспитагия в школе. Зам. директора по ...

Рекомендации по организации социально-значимой деятельности в образовательном учреждении в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания и празднования юбилея города

В статье представлены возможные виды   социально-значимой деятельности и примеры социальных проектов гражданско-патриотической направленности....

Внеклассное мероприятие по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся к 65 летию Победы в Великой Отечественной войне «Героические страницы города Набережные Челны»

Цели: показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие Победы....

Воспитание петербуржца в поликультурном и многонациональном городе

В статье поднимается вопрос воспитания  школьников на петербургских традициях взаимодействия и взаимовлияния разных национальных культур и  подлинного российского патриотизма  в со...

«Нравственно патриотическое воспитание подростков в семье через знакомство с родным городом»

Разработка родительского собрания в 8 классе по проблеме патриотического воспитания подростков...

Проект по патриотическому воспитанию "Город патриотов"

В рамках воспитательного проекта "Святые защитники Руси" представляю видеофильм "Город патриотов", который является своеобразной формой внеклассной работы по русскому языку.Файл для скачивания: h...