Реформы Петра I
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Данный открытый урок содержит описание и суть реформ, которые были проведены императором Петром I.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_istorii_v_7_klasse.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории в 7 классе
Тема: Реформы Петра I.
.
Цели урока:
- Охарактеризовать государственные реформы Петра I.
- Определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
- Осветить роль сподвижников Петра I.
- Показать изменения, происшедшие в положении церкви и её отношениях с государством.
Задачи урока:
- Показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления.
- Продолжить формирование у учащихся умения работать с таблицами, схемами, документами, с материалом параграфа учебника.
Основные понятия и термины:
Абсолютизм, аристократия, Правительствующий сенат, генерал-прокурор, коллегии, Тайная канцелярия, Указ о единонаследии, Табель о рангах, губернии, провинции, магистрат, бурмистр, Святейший правительствующий Синод, обер-прокурор.
Оборудование урока:
Доска с меловым текстом; портреты Петра I, А. Д. Меншикова, Б. П. Шереметева, П. И. Ягужинского, репродукция Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает своего сына царевича Алексея»; телевизор с видеомагнитофоном, видеокассеты – фрагменты учебного фильма «Петр Великий» и художественного фильма «Пётр Первый»; раздаточный материал – конспект-шаблон урока.
План урока:
- Реформа центрального управления.
- Указ о единонаследии. Табель о рангах.
- Областная реформа.
- Реформа городского управления.
- Церковная реформа.
- Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».
Ход урока:
Начало урока: 1) Постановка целей и задач урока.
2) Беседа по домашнему заданию:
- Итоги Северной войны.
- Реорганизация армии (военные преобразования Петра I).
- Заслушиваются короткие доклады по сподвижникам Петра I: А. Д. Меншиков, Б. П. Шереметев.
Объяснение нового материала:
Вводное слово учителя. Разъяснение по работе с конспектом-шаблоном урока.
Учащиеся работают на уроке вместе с учителем. Основные вехи урока заносятся в конспект-шаблон, который потом можно использовать дома при подготовке домашнего задания.
Конспект-шаблон урока (см в приложении).
- Реформа центрального управления.
В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».
В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, – это законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Управлял страной, если царь в отъезде за границу или в походе (на войне).
«Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен генерал-прокурор. Им был Павел Иванович Ягужинский. (далее звучит короткое сообщение о нём, рассказанное учеником).
В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было 11). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия – Главный магистрат.
Далее – заполнение таблицы по коллегиям.
Название коллегии | Чем ведала (компетенция) |
Иностранных дел | Внешняя политика |
Воинская | Сухопутная армия |
Адмиралтейств-коллегия | Морской флот |
Юстиц-коллегия | Гражданский и уголовный суд |
Берг-коллегия | Горно-заводская промышленность |
Мануфактур-коллегия | Мануфактурная промышленность |
Коммерц-коллегия | Торговля |
Штатс-контор-коллегия | Государственные расходы |
Ревизион-коллегия | Контроль за финансами |
Камер-коллегия | Государственные доходы |
Вотчинная коллегия | Землевладение |
Главный магистрат | Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы) |
В каждую коллегию входили: президент, вице-президент, советники.
Создана Тайная канцелярия – занималась делами о государственных преступлениях.
- Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Вотчина и поместье в России после 1714 года.
До указа | Указ Петра I от 1714 г. | После указа |
Вотчина – наследственная собственность. Поместье – пользование землёй при условии несения военной службы. | Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. | Поместье передаётся по наследству. Обязательность службы для дворян со-хранялась. |
В 1722 году царь принял Табель о рангах.
Классы | Чины военные сухопутные | Чины гражданские | Что давало? |
I | Генералиссимус, Фельмаршал | Канцлер | Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги. |
II | Генерал от артиллерии… | Действительный тайный советник | |
III | Генерал-лейтенант | Тайный советник | |
IV | Генерал-майор | Действительный статский советник | |
V | Бригадир | Статский советник | |
VI | Полковник | Коллежский советник | |
VII | Подполковник | Надворный советник | |
VIII | Майор | Коллежский асессор | |
IX | Капитан | Титулярный советник | Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги |
X | Штабс-капитан | Коллежский секретарь | |
XI | – | Сенатский секретарь | |
XII | Поручик | Губернский секретарь | |
XIII | Подпоручик | Сенатский регистратор | |
XIV | Прапорщик | Коллежский регистратор |
Теперь старая и новая аристократия (см в конце параграфа – стр. 122) уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.
- Областная реформа.
- Городская реформа. (1720 год.)
В городах стали выбирать выборные органы - магистраты, во главе которых стояли бурмистры. (Добавить в коллегии по Главному магистрату!)
- Церковная реформа.
В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём.
(Можно включить фрагмент из учебного в/ф «Пётр Великий»)
Установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод – управлял делами церкви.
В 1722 году за его надзором введена светская должность обер-прокурора.
6. Выступление против реформ. «Дело царевича Алексея».
Здесь можно применить для большей ясности фрагмент из художественного фильма «Пётр Первый». После фрагмента – вопрос: в чём вы видите вину царевича Алексея перед отцом и государством.
Подведение итогов.
Губернии (1708 год) – 8 (во главе с губернаторами): Московская, Ингерманландская (позже – Петербургская), Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская, Сибирская |
Провинции (1719 году) – их было 50 (во главе – воеводы) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Реформы Петра Великого"
Презентация "Реформы Петра Великого" может использоваться при объяснении темы "Петровские реформы", а также при обобщении материала по всей главе "Эпоха Петра I" Предназначена для учащихся 7 класса, с...
Элективный курс "Реформы Петра Первого"
-помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований для истории России, обобщить знания о Петре Iи его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;-показать, что в ист...
урок "Реформы Петра Первого"
Расширить и помочь осмыслить знания о Петре Первом. Урок проводится в форме игры. Класс делится на группы....
Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"
«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...
Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)
Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)...
Реформы Петра Великого
Презентация к занятию по истории России в 10 класcе по теме: «Реформы Петра Великого». На изучение данного материала желательно отвести не менее 90 минут. Текст презентации и тест, а...
Презентация "Реформы Петра I"
Презентация "Реформы Петра I" поможен учителям литературы, а также других предметов при изучении материалов о личности Петра Великого, при знакомстве с художественными произведениями о нём....