Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 38 г. УЛЬЯНОВСКА»
Рассмотрено на заседании
школьного метод. совета
От « » 2011г №
Утверждено решением педагогического совета
МОУ «Физико-математический лицей № 38 г. Ульяновска »
«__ » __________ 2011r №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Истории древнего мира
( 5 класс)
на 2011-2012 учебный год
Разработчик программы:
Зиновьева Татьяна Владимировна –
учитель истории второй категории
МОУ «Физико-математический лицей № 38
г. Ульяновска »
г. Ульяновск
2011 г.
ПРОГРАММА КУРСА
«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»
Авторы: А. А. Вигасин, доктор исторических наук;
Г. И. Годер, кандидат педагогических наук;
И. С. Свенцицкая, доктор исторических наук
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).
Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса –
формировать историческое мышление — дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В цели курса входит:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:
- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- умения спорить и отстаивать свои взгляды;
- умения анализировать исторический источник;
- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Введение
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Тема I. Жизнь первобытных людей. (8 ч)
Первобытные собиратели и охотники
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от
животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Первобытные земледельцы и скотоводы
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Тема 2. Древний Восток. (20ч)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.
Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Западная Азия в древности
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Индия и Китай в древности
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
Тема 3. Древняя Греция. (21ч)
Древнейшая Греция
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Македонские завоевания в IV в. до н. э.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
Тема 5. Древний Рим (17ч).
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция». Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Гражданские войны в Риме
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,
«диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Римская империя в первые века нашей эры.
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Падение Западной Римской империи
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый
захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Итоговое повторение (2 ч)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Вклад народов древности в мировую культуру.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Календарно – тематическое планирование уроков истории в 5 классе составлено на основе программы, рекомендованной Департаментом общего и среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (М., «Дрофа», 2007г.) и «Оценки качества подготовки выпускников основной школы по истории» (М., «Дрофа» 2000г.)
Авторы программы: История Древнего мира. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая М., «Просвещение», 2007г.
В соответствии с приказом «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации №1312 от 09.03.2004г. на изучении истории в 5 классе отводится 2 часа в неделю.
Планирование составлено на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
В основном планирование реализуется в форме комбинированных уроков, уроков изучения нового материала, лабораторно-практических занятий по учебнику, уроков обобщения.
Цели курса:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения истории учащиеся:
должны знать/понимать:
- даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
- результаты и итоги ключевых событий истории древнего мира;
- представителей и памятники культуры древнего мира, изученные виды исторических источников.
должны уметь:
- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
- показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории древнего мира.
- использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
владеть компетенциями:
- информационно-поисковой;
- учебно-познавательной;
- коммуникативной;
- рефлексивной;
- смысла-поисковой.
Календарно-тематический план для 5 класса по учебнику
«История Древнего Мира» под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера 68 ч
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Тема I. Жизнь первобытных людей. (8 ч) | |||
1 | Введение в историю Древнего Мира. | 1 | |
2 | Древнейшие люди. | 1 | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | |
4 | Возникновение искусства и религиозного верования. | 1 | |
5 | Возникновения земледелия и скотоводства. | 1 | |
6 | Появления неравенства и знати. | 1 пр.р | |
7 | Счёт лет в истории. | 1 | |
8 | Повторение. | 1 итр | |
Тема 2. Древний Восток. (20) | |||
9 | Государство на берегу Нила. | 1 | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 1 | |
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | |
12 | Военные походы фараонов. | 1 | |
13 | Религия древних Египтян. | 1 | |
14 | Искусство Древнего Египта. | 1 | |
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | |
16 | Повторение | 1 пр.р | |
17 | Древнее Двуречье. | 1 | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | |
19 | Финикийские мореплаватели. | 1 | |
20 | Библейские сказания. | 1 | |
21 | Древнееврейское Царство. | 1 | |
22 | Ассирийская держава. | 1 | |
23 | Персидская держава «Царя царей». | 1 пр.р | |
24 | Природа и люди Древней Индии. | 1 | |
25 | Индийские касты. | 1 | |
26 | Китайский мудрец Конфуций. | 1 | |
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 пр.р | |
28 | Повторение. | 1 итр | |
Тема 3. Древняя Греция. (21ч) | |||
29 | Греки и критяне. | 1 | |
30 | Микены и Троя. | 1 | |
31 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | |
33 | Религия древних греков. | 1 пр.р | |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | |
36 | Древняя Спарта. | 1 | |
37 | Греческие колонии по берегам Средиземного и Чёрного моря. | 1 | |
38 | Олимпийские игры в древности. | 1 | |
39 | Победа греков над персами в Марафонская битве. | 1 | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | |
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | |
42 | В городе богини Афины. | 1 | |
43 | В Афинских школах и гимназиях. | 1 | |
44 | В театре Дионисия. | 1 | |
45 | Афинская демократия при Перикле. | 1 пр.р | |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | |
48 | В Александрии Египетской. | 1 | |
49 | Путешествие по Древней Греции. Повторение. | 1 итр | |
Тема 4. Древний Рим (17ч). | |||
50 | Древнейший мир. Древний Рим. | 1 | |
51 | Завоевание Римом Италии. | 1 | |
52 | Устройство Римской республики. | 1 | |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | |
54 | Установление господства Рима над всем Средиземноморьем. | 1 | |
55 | Рабство в Древнем Риме. | 1 пр.р | |
56 | Земельный закон братьев Гракков. | 1 | |
57 | Восстание Спартака. | 1 | |
58 | Единовластие Цезаря. | 1 | |
59 | Установление империи. | 1 | |
60 | Соседи Римской империи. | 1 | |
61 | В Риме при императоре Нероне. | 1 | |
62 | Первые христиане и их учение. | 1 | |
63 | Расцвет Римской империи во II веке. | 1 | |
64 | «Вечный город» и его жители. | 1 | |
65 | Римская империя при Константине. | 1 пр.р | |
66 | Взятие Рима варварами. | 1 итр | |
Итоговое повторение (2ч). | |||
67 | Повторение. | 1 пр.р | |
68 | Повторение. | 1 ит.кр год. |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
Раздел | Перечень ключевых понятий раздела |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей Раздел 2. Древний Восток. Раздел 3. Древняя Греция Раздел 4. Древний Рим | Археология, история, всеобщая история, исторический источник, орудия труда, человеческое стадо, племя, рубило, палка-копалка, гарпун, родовая община, род, племя, соседская община, воспроизводящее и присваивающее хозяйство, религия, искусство, старейшина, мотыга, плуг, неравенство, знать, классы, государство. Цивилизация, фараон, налог, ремесленники, земледельцы, пирамида, жрецы, культура, иероглифы, рабы, рабство, долговое рабство, колония, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет, праща, касты, Конфуций, буддизм. Эллада, о. Крит, Микены, Афины, Троянская война, Ахиллес, Гектор, Гомер, полисы, архонты, Ареопаг, демократия, Народное собрание, граждане, Спарта, спартанское воспитание, скифы, Олимпийские игры, атлеты, Марафонская битва, Акрополь, Агора, гимнасии, палестра, театр, орхестра, комедия, трагедия, стратег, Македония, Александр Македонский, чудеса света. Ромул, Рем, Рим, патриции, плебеи, республика, консулы, галлы, Сенат, фаланга, Карфаген, Ганнибал, провинция, наместник, амфитеатр, гладиаторы, гражданская война, Тиберий и Гай Гракх, восстание, Спартак, легион, Цезарь, диктатор, император, империя, варвары, славяне, Вифлеем, христиане, Нагорная проповедь, колоны, «рабы с хижинами», термы, Константинополь, готы, вандалы. |
Распределение учебного материала курса
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Практических работ | Итоговый тест к разделу | Контрольных работ |
1 | Жизнь первобытных людей | 8 | 1 | 1 | |
2 | Древний Восток | 20 | 3 | 1 | |
3 | Древняя Греция | 21 | 2 | 1 | |
4 | Древний Рим | 17 | 2 | 1 | |
5 | Итоговое повторение | 2 | 1 | 1 | |
Итого | 68 | 9 | 4 | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА ОРИЕНТИРОВАНО НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ:
Учебные пособия:
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свинцицкая История Древнего мира. М, «Просвещение», 2011г.
Методические пособия:
1. О.В. Арасланова Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. М., «ВАКО», 2009г.
- О.А. Северина История Древнего мира. 5 класс. Поурочные планы по учебнику «История Древнего мира» Волгоград, «Учитель – АСТ», 2003г. Части 1,2.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс, М., «ТЦ Сфера», 2002г.
- Ю.Н. Лубченко, В.В. Михайлов История Древнего мира. 5 класс. Методическое пособие для учителя М., «АСТ издательство», 1998г.
- Л.И.Зверева, А.Е.Тувельман Древний мир. 5 класс. Краткие конспекты уроков для учителя истории. М., «ВЛАДОС», 2004г.
- Н.Б.Крючкова Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. Методическое пособие. М., «ТЦ Сфера», 2003г.
- Г.А.Кулагина Сто игр по истории», М., «Просвещение», 1983г.
КИМ:
1 . Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории древнего мира 5 класс.» М., Т.Ц. «Сфера» 1999 год.
- М.Ю.Брандт «Тесты. История Древнего мира. 5 класс» М., «Дрофа», 2002 год.
- Репин А.В. История Древнего мира.5 класс Дидактические материалы. Саратов, «Лицей» ,2007г.
- Г.И.Старобинская Вопросы и задания по истории Древнего мира.5 класс.М.«АРКТИ»,2003г.
- Тесты методического пособия «О.В. Арасланова Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс». М., «ВАКО», 2005г.
- Ю.И. Максимов «Тесты по истории древнего мира» Москва «Экзамен», 2011г.
Список литературы для обучающихся
- Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для
класса.-М., 2011.
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2011
- Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977
- Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998
- Рони-Старший Ж. Борьба за огонь М., 1966
Интернет – ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира
- А. Лукьянова «Всемирная история для школьников.История первобытных
времен, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)
2. История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)
3. Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным УКа3ателем и
содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам.
4. Античная мифология ( http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает
не только изучение материала, но и .возможность on-line тестирования,
а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки,
библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле,
рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.
5. сайт История Древнего Рима (http://аnсiеntгоme/ru).
критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Критерии оценки качества знаний учеников 5 класса
по истории ДРЕВНЕГО МИРА
ОТЛИЧНО
- Умеет применять счет лет в истории
- Устанавливает длительность и синхронность событий
- Показывает по карте несложные объекты
- Умеет элементарно читать карту с опорой на легенду
- Умеет элементарно обобщать исторические факты
- Правильно употребляет и применяет изученные исторические термины в устной речи
- Дает отзыв на ответ учащегося
- Умеет ориентироваться в ОК.
ХОРОШО
- Умеет применять счет лет в истории
- Устанавливает длительность и синхронность событий
- Показывает по карте несложные объекты
- Умеет элементарно читать карту с опорой на легенду
- Умеет элементарно обобщать исторические факты
- Правильно употребляет и применяет изученные исторические термины
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
- Умеет применять счет лет в истории
- Устанавливает длительность и синхронность событий
- Показывает по карте несложные объекты
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
- Не умеет применять счет лет в истории
- Не устанавливает длительность и синхронность событий
- Не может ориентироваться в исторической карте
- Не знает ни одного исторического термин
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема уроков | Цели изучения темы | Планируемый результат | Формы работы и контроля | Д/з | Средства обучения | Сроки проведения |
РАЗДЕЛ 1 ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (8 часов) | |||||||
1. | Введение | Опираясь на знания учащихся, полученные в пропедевтическом курсе, подготовить их к изучению систематического курса истории. | Пон.: «Всемирная история» или «Всеобщая история», история Древнего мира, вещественные и письменные исторические источники | Знакомство со структурой учебника Введение в курс. Р.т. №1 | С.6-7 | Карта полушарий, Карта мира. | 1 нед. |
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники | |||||||
2. | Древнейшие люди. | Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить. | Описывать внешний облик древнейшего человека, отличия от современного; по рисункам описывать орудия труда. Пон.: человеческое стадо, «человек разумный», каменный век, охота, собирательство. | Устный опрос, работа с карточками, тест Р.т.№2 | §1 вопросы стр. 10 р.т. №3 | Карта полушарий, Карта мира. Презентация по теме: « История первобытного общества (слайды 4,5, 10, 12, 13) | 1 нед. |
3. | Родовые общины. | Познакомить учащихся с расселением первобытных людей на земле. | Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни древнейших людей. Пон.: Родовая община, сородичи, охотничий лук и стрелы, гарпун. | Устный опрос, игра «Переводчик» (словарная работа) | §2, р.т. №8 вопросы стр 14 подготовить сообщение «Человек разумный» | Презентация Картины схемы | 2 нед. |
4. | Возникновение искусства и религиозных верований | Рассказать учащимся о возникновении искусства и религиозных верований у людей. | Называть характерные черты религиозных верований древнейших людей. Пон.: искусство, религия, миф. | Решение творческих задач, Р.т № 10, Инд. тест. | §3, Р.т. №11-12 | Памятка с алгоритмом решения познавательных задач, рабочие тетради. | 2 нед. |
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | |||||||
5. | Возникновение земледелия и скотоводства | Рассмотреть с учащимися как возникло земледелие и скотоводство. | Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни древнейших людей. Пон.: земледелие, скотоводство, мотыга, духи, молитва, жертвоприношение. | Игра «Исправь ошибки», устный опрос. Р.т №13,17 | §4,р.т №14 Подготовить сообщение по теме: «Как появилось скотоводство | Атласы по истории древнего мира. | 3 нед. |
6. | Появление неравенства и знати. | Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми. | Выделять на элементарном уровне причины исторических событий. Пон.: ремесленник, плуг, вождь, знать, царь, государство. | Р.Т. №15 Устный опрос. Кроссворд Практическая работа | §5 пересказ, понятия Р.т №17 | Презентация Атласы по истории древнего мира | 3 нед. |
7. | Счёт лет в истории. | Сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний. | Уметь ориентироваться по ленте времени, показывая события н.э. и до н.э. Пон.: столетие, тысячелетие, век, наша эра, до нашей эры. | С 28-30, р.т№ 18-20 вопросы стр. 30 решение задач Понятийный диктант ТЕСТ по теме «Жизнь первобытных людей» | С. 28 р.т №21 составить задачи на летоисчисление | Катра-схема Карточки с заданиями | 4 нед. |
8 | Повторительно-обобщающий урок | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу. | Уметь работать с тестами Объяснять понятия | Игра-путешествие по станциям «Рассказкино», «Картово», «Задачкино», «Кроссвордово», «Терминово», «Отгадайкино» | Составить ребусы на понятия раздела | Схема «путешествия» (Презентация Power Point с гиперссылками на задания) | 4 нед. |
РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 часов) | |||||||
Глава 4. Древний Египет. | |||||||
9. | Государство на берегах Нила. | Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. | Причины возникновения древнеегипетской цивилизации, показывать на карте местоположение Египта, работать с историческими источниками. Пон.: Нил, дельта, Египет, оазис, ил, фараон | Устный опр Работа в группах с текстом учебника и Работа с исторической картой р.т №22,25,26 | §6 пересказ, р.т.№23 | Карта «Древний Восток» Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего Египта с.31-33 Книга «Планета чудес и загадок» «Нил» | 5 нед. |
10. | Как жили земледельцы и ремесленники. | Рассмотреть с учащимися жизнь и деятельность жителей Египта. | Описывать условия жизни, основные занятия, образ жизни древних египтян. Пон.: вельможа, писцы, налоги, каналы, амулет. | Игры «Верно ли это?», «Переводчик» Работа в группах с текстом учебника | §7 , пересказ, составить рассказ по вопросу №3 на с.39 Р.т №24 | Карта «Древний Восток», картина «Гончарная мастерская», Хрестоматия с.40-41. | 5 нед. |
11. | Жизнь египетского вельможи. | Познакомить учащихся с жизнью египетских вельмож. | Анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. Пон.: каменная гробница. | Устный опрос, инд. письм. работа | §8, пересказ, составить рассказ Р.т №27 | Карта «Древний Восток». | 6 нед. |
12. | Военные походы фараонов. | Рассмотреть с учащимися причины военных походов и состояние египетского войска. | Показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний. Пон.: бронза, пехотинцы, боевая колесница, дротик, дышло, стрелок, колесничий, наёмное войско. | Инд. работа по карточкам Устный опрос Работа с исторической картой | §9 к. к, р.т.№ 29, 28 | Карта «Египетское царство», хрестоматия с.44-45. | 6 нед. |
13. | Религия древних египтян. | Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян. | Называть характерные, существенные признаки религиозных верований древних египтян. Пон.: храм, статуи, жрецы, саркофаг, мумия. | «Найди ошибки в тексте», инд. письм. работа «Заполни пропуски», тест. Выполни задание: помоги художнику. Р.т №31 | §10 составить рассказ по вопросу №6 на с.48 Р.т №32-33, карточки с именами богов, пересказать миф из доп. лит-ры | Книга «Планета чудес и загадок» «Гробница Тутанхамона» | 7 нед. |
14. | Искусство Древнего Египта | Показать учащимся достижения искусства Древнего Египта. | Составлять описания и объяснять значение памятников древней культуры – пирамиды, храмы. Пон.: пирамида, сфинкс, обелиск, колонна, скульптор. | Игра «Жили ли они?», устный опрос. Р.т №34-35 | §11, ответить на вопросы Р.т №36 | Презентация, иллюстрации Карта «Египет и Передняя Азия в Древности». Атлас. Древний мир. | 7 нед. |
15. | Письменность и знания древних египтян | Сформировать у учащихся представления о достижениях египтян в области письменности. | Пон.: иероглиф, папирус, астрономия, календарь, водяные часы. | Творческая работа - составление «Поучения отца сыну» Р.т №37,39, 43,44 | §12 вопросы стр.57 Р.т №38,45 | Презентация,, «Атлас Древнего мира», иллюстрации | 8 нед. |
16. | Повторительно-обобщающий урок по теме « Древний Египет» | Систематизировать и обобщить знания учащихся по пройденному материалу | Уметь работать с тестами Объяснять понятия | Практическая работа Понятийный диктант, тест Работа с исторической картой | Р.т № 40, 41 по вариантам Работа с контурными картами | Карточки, схемы, Презентация, иллюстрации «Атлас Древнего мира» | |
Глава 5. Западная Азия в древности. | |||||||
17. | Древнее Двуречье | Ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Междуречья. | Показывать на карте местоположение государства, сравнивать географическую среду Египта и Двуречья. Пон.: Двуречье или Междуречье, клинопись. | Игры «Переводчик», «Испорченные рукописи». Работа в группах с текстом учебника Р.т № 46-47 | §13 пересказ, ответить на вопросы Р.т №48 | Путешествие по странам Передней Азии в древности. Древнее Двуречье (презентация Power Point) | 8 нед. |
18. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | Показать учащимся достижения Вавилонского царства в период правления Хаммурапи» | Анализ исторических документов. Пон.: Вавилон, законы царя Хаммурапи, ростовщик. | Урок с элементами групповой работы Р.т №50-52 | §14 пересказ, ответить на вопросы контурная карта № 2 задания № 1-8 Р.т №53-55 | Карта «Египет и Передняя Азия в Древности».Атлас. Древний мир. | 9 нед. |
19. | Финикийские мореплаватели | Познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры. | Показывать на исторической карте местоположение государства, | Работа в группах с текстом учебника Р.т №61,63 Игра «Три направления» | §15пересказ, ответить на вопросы Р.т №62 | Путешествие по странам Передней Азии в древности. Финикия (презентация Power Point). Книга для чтения по истории Древнего мира «Царская краска» | 9 нед. |
20. | Библейские сказания | Показать учащимся с библейскими сказаниями, показать вклад древних евреев в мировую культуру. | Называть характерные черты религиозных верований древних евреев. Пон.: Библия, Ветхий завет | Инд. работа по карточкам Устный опрос | §16пересказ, ответить на вопросы Р.т №67-70 Подготовить пересказ одного из библейских сказаний | Карта «Древний Восток» «Детская Библия», «Библия в картинках» | 10 нед. |
21. | Древнееврейское царство | Показать учащимся историю развития древнееврейского царства. | Называть характерные черты политического строя, правителей Древнееврейского царства. Пон.: израильтяне, Иерусалим, жертвенник | Устный опрос, Инд. работа замени одним словом выражение. | §17 пересказ, ответить на вопросы на с.81. | Карта «Древний Восток» Презентация, иллюстрации | 10 нед. |
22. | Ассирийская держава | Показать учащимся причины возвышения Ассирии, ассирийских завоеваниях и гибели государства. | Причины возникновения и гибели Ассирии, грабительский характер завоеваний. Показывать на карте завоёванные страны. Пон.: железо, таран, держава. | Устный опрос, инд. работа «Заполни пропуски», «Вставь пропущенные слова», «Что лишнее?» Р.т №74-75 | §18 , ответить на вопросы Р.т №76 Работа с исторической картой | Путешествие по странам Передней Азии в древности. Ассирийское царство (презентация Power Point). | 11 нед. |
23. | Персидская держава | Познакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и её государственно-административным устройством. | Показывать на карте территорию государства, называть характерные черты политического строя государства, правителей. Пон.: персы, держава «царя царей» | Практическая работа Понятийный диктант Работа с исторической картой Р.т №78-79 | §19 подготовить пересказ близкий к тексту | Путешествие по странам Передней Азии в древности. Персидская держава (презентация Power Point). | 11 нед. |
Глава 6. Индия и Китай в древности. | |||||||
24. | Природа и люди древности. | Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. | Показывать на карте местоположение государства, описывать условия жизни, занятия индийцев. | Комбинированный урок с элементами практической работы Р.т №81-82 | §20 пересказ, подготовить сообщение о поклонении в Индии животным. | Презентация, иллюстрации Карта «»Индия в древности» | 12 нед. |
25. | Индийские касты. | Показать учащимся особенности индийского общества и религии. | Называть касты, кто в них входил, чем занимались, права. Пон.: каста, буддизм. | Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам (5-6 чел.) Р.т. №83-84 | §21 Р.т №85-86 по вариантам | Презентация, иллюстрации | 12 нед. |
26. | Китайский мудрец Конфуций. | Познакомить учащихся с взглядами китайского мудреца Конфуция. | Показывать на карте положение государства, основные положения учения Конфуция. Пон.: Конфуций, дракон, бамбук. | Устный опрос, тест (инд.) Р.т №87-88 | §22 пересказ, подготовить сообщение о Китайской стене. Р.т №89 | Современная политическая карта, карта «Древний Восток. Индия и Китай» | 13 нед. |
27. | Первый властелин единого Китая. | Рассмотреть с учащимися процессы объединения Китая в одно государство. | Знать правителей Древнего Китая, показывать на карте главные реки, Великую стену, Великий шёлковый путь. Пон.: гунны, Великая Китайская стена. | Практическая работа Понятийный диктант Работа с исторической картой
| §23 , ответить на вопросы | Книга «Планета чудес и загадок» «Великая Китайская стена» | 13 нед. |
28. | Повторительно-обобщающий урок. | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу. | Уметь работать с тестами Объяснять понятия | Тест по разделу Игра «Рекламный плакат» Р.т №90-91 | Повторить имена и даты Р.т № 92-96 | Листы ватмана, фломастеры, иллюстрации. Таблица «Государства Западной Азии» | 14 нед. |
РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 час) | |||||||
Глава 7. Древнейшая Греция. | |||||||
29. | Греки и критяне. | Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории. | Показывать на карте местоположение государства, моря, острова; сравнивать географическую среду Египта и Греции. Пон.: Минотавр, лабиринт, световые колодца. | Устный опрос Комбинированный урок с элементами практической работы Р.т №1-4 | §24 пересказ, подготовить постановку Мифа о Тесее и Минотавре. Р.т №5-6 | Книга «Планета чудес и загадок» «Кносский дворец» | 14 нед. |
30. | Микены и Троя. | Показать учащимся взаимоотношения греческих городов между собой и причины троянской войны. | Показывать на карте города, давать характеристику событиям и их участникам на основе документальных источников. | Игра «Верно ли это?» Комбинированный урок Р.т №7 | §25 составить конспект Р.т №8 | Карта «Древняя Греция» Книга «Планета чудес и загадок» «Троя», «Микены» | 15 нед. |
31. | Поэма Гомера «Илиада» | Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником. | Знать содержание поэмы. Пон.: Ахиллесова пята, троянский конь. | Устный опрос, тест Комбинированный урок с элементами групповой работы Заслушивание сообщений учащихся Р.т №15-16 | §26 пересказ Р.т № 9-10 | Карта «Древняя Греция» Книга «Легенды и сказания Древней Греции» | 15 нед. |
32. | Поэма Гомера «Одиссея» | Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником. | Знать содержание поэмы. Пон.: сирены. | Комбинированный урок с элементами групповой работы Заслушивание сообщений учащихся | §27 составить конспект Р.т №11-14 | Карта «Древняя Греция» Книга «Легенды и сказания Древней Греции» | 16 нед. |
33. | Религия древних греков. | Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них. | Уметь представлять греческие мифы визуально Знать основных богов Уметь анализировать источники Называть характерные черты греческой религии. Пон.: Олимп, Зевс, Аид, Посейдон, Прометей. | Урок- инсценировка известных греческих мифов Использование на уроке м\ф о Древнегреческих богах | Практическая работа §28 пересказ | Книга «Легенды и сказания Древней Греции» | 16 нед. |
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | |||||||
34. | Земледельцы Аттики теряют свободу. | Познакомить учащихся с населением Древней Аттики и процессами взаимоотношений между ними. | Причины возникновения греческих полисов. Пон.: Аттика, архонт, ареопаг, долговой камень. | Комбинированный урок с элементами групповой работы Р.т №16,18 | §29 пересказ Р.т № 17 | Карта «Древняя Греция» Презентация к уроку с заданиями (выполняют ученики на компьютерах). | 17 нед. |
35. | Зарождение демократии в Афинах. | Показать учащимся процессы зарождения демократии в Афинах. | Причины проведения реформ Солоном, их значение. | Устный опрос, Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы Р.т №24 тест | §30 пересказ, выучить понятия Р.т №19-22 | Карта «Древняя Греция» Хрестоматия с. 130-132 | 17 нед. |
36. | Древняя Спарта. | Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить их с Афинским государством. | Называть характерные, существенные черты политического строя, положение основных групп населения. Пон.: спартанец, илот, Совет старейшин, лаконическая речь. | Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам (5-6 чел.) | §31 пересказ, ответить на вопрос №3 на с. 144 | Карта «Древняя Греция» Хрестоматия с. 135-136 | 18 нед. |
37. | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | Показать учащимся процессы возникновения греческих колоний и их взаимоотношения с родиной. | Причины возникновений колоний, основные направления греческой колонизации. | Урок- путешествие по исторической карте Р.т №25-26 | §32 пересказ Р.т №27-28 | Карта «Древняя Греция» | 18 нед. |
38. | Олимпийские игры в древности. | Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. | Роль олимпийских игр в жизни древних греков. Пон.: Олимпия, атлеты, стадион, состязания. | Урок – иллюстрация Использование фрагментов в\ф «История Олимпийских игр» Р.т №29-30 | §33 вопрос №4 на с.154 Р.т №31-32 | Презентация Карта «Древняя Греция» | 19 нед. |
39. | Победа греков над персами в Марафонской битве. | Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве. | Показывать на карте места сражений. Причины вторжения персов в Грецию, результаты Марафонской битвы. Пон.: Марафон, фаланга. | Устный опрос, Р.т №33 | §34 Пересказ Р.т №33-34 | Презентация Карта «Древняя Греция в V в.до н.э.» | 19 нед. |
40. | Нашествие персидских войск на Элладу. | Рассмотреть с учащимися нашествие персидских войск на Элладу, героизм греков и причины поражения персов. | Показывать на карте места сражений. Причины, поражения персов. Пон.: Фермопильский проход, триера. | Урок – семинарское занятия с работой в группах над ист. Картой Греко-персидских войн, заслушивание сообщений | §35 пересказ вопрос №3 на с.163 Инд. тест. | Карточки, Атлас. Древний мир | 20 нед. |
Глава 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии. | |||||||
41. | В гаванях афинского порта Пирей | Показать учащимся торговую жизнь главного афинского порта Пирей. | Составлять по рисунку рассказ. Пон.: верфь, пошлина, переселенцы, вольноотпущенники. | Комбинированный урок с элементами практической работы Р.т №35-35 | §36 пересказ Заполнить сравнительную таблицу «Население Афин» | Картина «Афинская гавань Пирей». | 20 нед. |
42. | В городе богини Афины. | Познакомить учащихся с главным городом афинского государства. | Составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры. Пон.: керамика, портик, Совет пятисот, Агора, Акрополь. | Игра «Жили ли они?» Р.т №37 | §37 Подготовить сообщение об Акрополе. Р.т №38 | Карта «Древняя Греция в V в.до н.э.» | 21 нед. |
43. | В афинских школах и гимназиях. | Показать учащимся особенности обучения детей в афинских школах. | Особенности обучения детей, виды учебных заведений. Пон.: педагог, стиль, палестра, гимнасия. | Комбинированный урок с элементами групповой работы Заслушивание сообщений учащихся | §38 пересказ. Вопрос №3 на с.176 | Карточки-задания для групп. | 21 нед. |
44. | В театре Диониса. | Познакомить учащихся с историей возникновения и развития театра в Афинах. | Описывать внешний вид древнегреческого театра, отличии греческого театра от современного. Виды представлений. Пон.: театр, орхестр, скене, трагедия, комедия. | Исторический «Блейф-клуб» Комбинированный урок с элементами игры Р.т №39 | §39 пересказ Р.т №40 №43 | Презентация | 22 нед. |
45. | Афинская демократия при Перикле. | Углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла. | Называть характерные, существенные черты политического строя, положение основных групп населения. Пон.: оратор, тайное голосование, стратег. | Комбинированный урок с элементами практической работы Р.т №4142 Инд. тест. | §40 пересказ Р.т №44-45 | Схема «Функции народного театра» | 22 нед. |
Глава 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э. | |||||||
46. | Города Эллады подчиняются Македонии. | Рассмотреть с учащимися причины возвышения Македонии и подчинение ей греческих государств. | Причины подчинения греческих государств Македонии. Пон.: междоусобная война, Македонское царство. | Урок с элементами практической работы в группах Работа с контурными картами №8 Р.т №46 | §41 пересказ. Подготовить реферат о Филиппе Македонском. | Карта «Древняя Греция в V в.до н.э.» | 23 нед. |
47. | Поход Александра Македонского на Восток. | Познакомить учащихся с причинами похода Александра Македонского на Восток и его результатами. | Причины похода, его результаты. Показывать на карте направления походов, завоёванные страны. Пон.: держава Александра Македонского. | Урок с элементами практической работы в группах Работа с контурными картами | §42 пересказ Подготовить реферат об Александре Македонском. Р.т №47 | Карта «Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток» | 23 нед. |
48. | В Александрии Египетской. | Показать учащимся основные достижения науки и культуры, собранные в Александрии Египетской. | Составлять описание и объяснять назначение памятников Александрии Египетской. Пон.: Фаросский маяк, музей, библиотека. | Устный опрос, инд. тест | §43 пересказ. Повторить понятия. | Карта «Распад державы Александра Македонского» | 24 нед. |
49. | Повторительно-обобщающий урок. Путешествие по Древней Греции. | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу. | Уметь работать с тестами Объяснять понятия | Тестирование по разделу Понятийный диктант | Р.т №49-52, кроссворд по вариантам | Карта «Древняя Греция», картина «Саламинский бой», изображение Троянского коня, Прометея. | 24 нед. |
ДРЕВНИЙ РИМ (17 часов) | |||||||
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | |||||||
50. | Древнейший Рим. | Изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима и его развитие. | Показывать на карте Рим, Италию. Сравнивать географическую среду Италии и Греции. Пон.: Аппенинский полуостров, латины, весталка, ликтор, плебей, патриций, сенат. | Урок с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, документами Р.т №55-56 | §44 пересказ. Сравнит природные условия Греции и Италии. Р.т №59 | Карта «Древняя Италия» | 25 нед. |
51. | Завоевание Римом Италии. | Познакомить учащихся с причинами завоевания Римом Италии. | Показывать на карте завоёванные территории. Пон.: республика, народный трибун, консул, право вето, галльские племена, сенатор, пиррова победа. | Урок с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, документами Р.т №57-58 | §45 пересказ. Составить план пересказа. Р.т № 60 | Карта «Древняя Италия» | 25 нед. |
52. | Устройство Римской империи. | Рассмотреть с учащимися государственное устройство Римской республики. | Называть характерные, существенные черты политического строя, положение основных групп населения. Пон.: Марсово поле, Форум, легион. | Урок с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, документами, Р.т №63-64 Инд. тест. | §46 пересказ. Повторить понятия. пересказ. Повторить схему Р.т №65 | Карта «Древняя Италия» | 26 нед. |
Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | |||||||
53. | Вторая война Рима с Карфагеном. | Рассмотреть причины войн Рима с Карфагеном, их результаты. | Причины, характер, итоги войны. Пон.: Карфаген, Ганнибал. | Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам (5-6 чел.) Р.т. 67-68 | §47 Работа с контурными картами Р.т №69 | Хрестоматия с.185-186 Карта «Вторая война Рима с Карфагеном». | 26 нед. |
54. | Установление господства Рима с Карфагеном. | Показать учащимся процессы установления господства Рима над всем Средиземноморьем. | Причины разгрома Македонского царства. Пон: триумф, император. | Работа с контурными картами | §48 хронологическая таблица Р.т №71 | Карта «Рост Римского государства». | 27 нед. |
55. | Рабство в древнем Риме. | Познакомить учащихся с причинами появления в Риме большого числа рабов и их положении. | Источники рабства, положение рабов, гладиаторов. Пон.: имение, гладиатор, амфитеатр. | Урок с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, документами Инд. тест. | §49 схема понятия | Презентация с заданиями-гиперссылками, картина «Труд и жизнь рабов в имении II-I вв. до н.э.», «В римском амфитеатре». | 27 нед. |
Глава 13. Гражданские войны в Риме. | |||||||
56. | Земельный закон братьев Гракхов. | Рассмотреть с учащимися деятельность братьев Гракхов по сохранению свободных земледельцев в Риме. | Причины проведения законов, их результаты. Пон.: югер. | Урок с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, документами | §50 пересказ | Карта «Рост Римского государства». | 28 нед. |
57. | Восстание Спартака. | Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака. | Причины восстания, его результаты. Пон.: Спартак, восстание рабов. | Комбинированный урок с элементами практической работы | §51 пересказ Подготовить развернутый ответ на вопрос №2 на с.238 | Картина «Бой Спартака с римским отрядом» | 28 нед. |
58. | Единовластие Цезаря. | Показать учащимся процессы усиления армии в Риме и её роли в жизни государства. | Называть характерные, существенные черты политического строя, положение основных групп населения. Пон.: наёмная армия, диктатор, гражданская война. | Урок с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, документами Устный опрос | §52 пересказ. Подготовить сообщение о Юлии Цезаре | Хрестоматия с.216-217 Карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.» | 29 нед. |
59. | Установление империи. | Рассмотреть с учащимися причины поражения республики и установление империи, изучив особенности установления Октавианом Августом правления | Причины падения республиканского строя в Риме. Называть имена правителей и характерные черты политического строя. Пон.: преторианцы, император. | Урок с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, документами Инд. тест. | §53 составить опорный конспект. | Карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.» | 29 нед. |
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры. | |||||||
60. | Соседи Римской империи. | Познакомить учащихся с взаимоотношениями Римской империи с соседними государствами и народами. | Особенности правления Октавиана Августа, деятельность первого императора. Пон.: германцы, славяне. | Комбинированный урок с элементами практической работы. Работа с контурными картами | §54 Составить план пересказа | Карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.» | 30 нед. |
61. | В Риме при императоре Нероне. | Показать усиление императорской власти, познакомить с правлением и личностями римских императоров. | Называть характерные, существенные черты политического строя, положение основных групп населения. Пон.: Нерон, христиане. | Урок с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, документами Игра «Продолжи рассказ» | §55 пересказ | 30 нед. | |
62. | Первые христиане и их учение. | Познакомить с возникновением мировой христианской религии и образованием христианской церкви. | Причины появления первых христиан и их учение. | Урок с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, документами Р.т №72-72 | §56 составить опорный конспект. Р.т №74-76. Кроссворд по вариантам | 31 нед. | |
63. | Расцвет империи во втором веке. | Познакомить учащихся с периодом наивысшего расцвета Римской империи во II в. | Изменения в положении рабов, причины перехода Рима к обороне своих границ. Пон.: колоны, «рабы с хижинами», водопровод, арка, бетон, баня. | Комбинированный урок с элементами практической работы | §57 Составить план пересказа | Карта «Римская империя в I-III вв. н.э.» | 31 нед. |
64. | «Вечный город» и его жители. | Показать учащимся жизнь «вечного города» и его жителей. | Достижения древних римлян. Пон.: Колизей, Пантеон, термы, цирк. | Работа в группах, устный опрос. Р.т №78,80 Инд. тест. | §58 Р.т №79 | Карточки с заданиями, дополнительная литература. | 32 нед. |
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. | |||||||
65. | Римская империя при Константине. | Познакомить учащихся с изменениями характера императорской власти при Константине и признании христианства господствующей религией. | Называть характерные, существенные черты политического строя, положение основных групп населения. Пон.: варвар, христианские обряды, папа. | Комбинированный урок с элементами практической работы Р.т №81-83 | §59 Составить план пересказа | Карта «Римская империя в I-III вв. н.э.» | 32 нед. |
66. | Взятие Рима варварами. | Показать учащимся признаки упадка Риской империи в IV-V вв. н.э. | Причины падения Римской империи. Пон.: готы, Аларих, вандалы, античная культура. | Урок с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, документами Инд. тест. | §60 пересказ | Карта «Римская империя в IV-V вв. н.э. Падение Западной Римской империи» | 33 нед. |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ( 2 часа) | |||||||
67. | Повторительно-обобщающий урок. | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу. | Знать даты, понятия, личности, уметь систематизировать и обобщать материал | Практическая работа Викторина «Где?», игра «Жили ли они?», итоговый кроссворд | С74-80 Р.т №84-88 Подготовиться к итоговой контр. работе | Атлас История древнего мира Презентации Иллюстрации | 33 нед. |
68. | Итоговое повторение. | Обобщить знания учащихся по данному курсу. | Уметь работать с тестами, понятиями, фактическим материалом | Итоговая контрольная работа | Карточки с заданиями. | 34 нед. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе на 70 часов....
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...
Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной про...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...