история России 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
личносто-ориентированный урок по теме"Опричнина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii_6_klass.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пороховская Марина Ивановна
Личностно-ориентированный урок.
История России 6 класс.
Тема: ОПРИЧНИНА 1565 – 1572гг.
ЦЕЛЬ: Создать условия для формирования ЗУН обучающихся об опричнине, как о политике правления Ивана IV.
Задачи урока:
Воспитательная: формировать знания об опричнине: времени ее учреждения и основных событиях;
Развивающая: формировать умения выявлять причинно – следственные связи,
логического мышления, анализа исторических событий;
Воспитательная: создать атмосферу неприятия террористических методов, как решение политических и личностных проблем
Личностно-ориентированная направленность урока: учащиеся самостоятельно выбирают способ работы на уроке для усвоения учебного материала на основе своих способностей и интересов.
ХОД УРОКА.
I. Историческая разминка:
* даты по блоку «Иван Грозный» - 1533, 1547, 1552, 1556, 1581.
* понятия по блоку «Иван Грозный» - царь, Избранная рада, Земский собор, приказы, стрелецкое войско, уложение, мягкая рухлядь, засеки.
II. Сообщение темы, цели.
Мотивация: Знакомство с темой поможет больше узнать о личности Ивана IV, осознать, почему он вошел в историю как Иван Грозный. Эта тема даст нам возможность выяснить причины происхождения этого нарицательного имени.
III. Опричнина – происхождение от старорусского «оприч», что означает «кроме» и употребляется оно в случае, когда мы говорим о земле, а также об особом войске при Иване IV.
А. Курбский «Кромельщики, тьма кромешная, служители ада».
План урока:
1. Опричнина – детище Ивана IV.
2. Успехи и неудачи опричнины.
3. Отказ от опричнины.
(Учитель излагает факты без объяснений, тем самым побуждает учащихся к размышлению.)
1653г – болезнь Ивана IV, поиски наследника – Андрей Старицкий.
3 декабря 1564г. Царь едет в с. Коломенское на богомолье, а оттуда в Александровскую слободу.
3 января 1565г – Иван IV послал грамоту митрополиту о гневе его на всех бояр и приказных, за их многочисленные измены и казнокрадство. И грамоту посадским людям, что гневу на них не имеет. Бояре уговаривают Ивана IV вернуться на престол. Он ставит условия, что впредь он будет волен казнить и миловать по своему усмотрению и учредит опричнину.
Землицу русскую разделили 2 части: опричнина и земщина. В Москве от Кремля идти то слева опричные земли, а справа земские.
Опричники ходили в черной монашеской одежде. Только когда опричник садился на коня, его можно было отличить от монаха. К конскому седлу прикреплялись символы преданности царю: метла и собачья голова. Наказ царя судьям: «Судите праведно, наши виноваты бы не были».
Деяния опричников: И.П. Федоров – боярин казнен; князь А. Старицкий его жена и дочь выпили яд; Митрополит Филипп – задушен Малютой Скуратовым.
8 января 1570г. торжественный въезд Ивана IV в Новгород, когда опричники наелись и напились царь крикнул «Гайда» и начался погром, из 30 тыс. жителей погибли 15 тыс.
После Новгорода Нарва, Псков, Ивангород. 25 июля 1570 г. казни в Москве первым был казнен Иван Михайлович Висковатый. Казнь в кипящем котле в Москве на главной площади.
Но опричное войско не могло сражаться с вооруженными людьми – войск Девлет Гирея крымского хана и ливонского войска. Только объединенное земское и опричное войско во главе с Михаилом Ивановичем Воротынским в 1572г в битве у села Молоди (150 км от Москвы) одержали победу над крымским ханом. В 1572г. опричнину отменили.
Закрепление.
Задания по выбору учащихся:
1. Хочу знать:
1. Дать определение понятию опричнина.
2. Когда и каким образом создавалась опричнина?
3. Что входило в обязанности опричников?
4. Какие деяния опричников имели более трагические последствия?
II. Хочу уметь:
1. Выявление причинно – следственных связей:
Причина - ? Следствие: создание опричнины.
Причина - отмена опричнины. Следствие - ?.
2. Сравнить земщину и опричнину: найти черты отличия.
III. Хочу подумать.
1. Дать морально – политическую оценку опричнины.
а) моральная оценка – оценивают опричнину с позиции нравственности, гуманного отношения к людям.
б) политическая оценка – как ведение опричнины отразилось на экономическом и политическом состоянии России.
2. Можно ли утверждать, что если бы не было опричнины, то Иван IV мог не получить прозвище Грозный?
РЕФЛЕКСИЯ: Обучающиеся выполнив задания, делятся с другими ребятами полученной информацией и обсуждают результаты, выражают свое отношение к событиям.
ИТОГ УРОКА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории в 7 классе по истории России .Тема "Россия в 18 веке. Петр I"
Презентация о реформаторской деятельности Петра I....
Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)
Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...
Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"
Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...
План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».
План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации». Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимна...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...