Главные вкладки
образование СССР и национальная политика большивиков
план-конспект урока по истории (10 класс)
история
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_-_obrazovanie_sssr_i_natsionalnaya_politika_bolshevikov.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
История, 10 класс, урок № 15
Тема – Образование СССР и национальная политика большевиков.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Предпосылки и значение образования СССР.
- План федерализации В.И. Ленина.
- План автономизации И.В. Сталина.
- Заключение союзного договора и Декларации об образовании СССР.
- Принятие Конституции СССР 1924 г.
- Ситуация в Закавказье и Средней Азии.
- Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика коренизации и борьба по вопросу о национальном строительстве.
3. Тезаурус:
План автономизации – план объединения, предусматривающий вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий.
План федерализации – добровольное объединение суверенных и равноправных республик в единую федерацию, с правом свободного выхода.
Политика коренизации- политическая и культурная кампания советской власти в национальном вопросе в 1920-е и начале 1930-х годов, призванная сгладить противоречия между центральной властью и населением национальных республик СССР.
Теоретический материал
4. После Гражданской войны на территории бывшей Российской империи образовались формально независимые советские социалистические республики – РСФСР, Белоруссия, Украина, Дальневосточная республика, Азербайджан, Грузия, Армения, Хорезмская и Бухарская народные республики. В этих республиках были свои органы государственной власти, действовали свои конституции, но фактически власть принадлежала коммунистическим партиям, входившим в состав единой Российской коммунистической партии большевиков (РКП(б)). Объединение всех наций и народностей коммунисты считали основой построения единого социалистического общества.
5. К государственному объединению подталкивали экономические причины. Многовековая история Российской империи складывалась на основе взаимопомощи в развитии хозяйства и культуры. Экономика всех регионов страны была объединена единым всероссийским рынком - хлеб, уголь, металл Украины, продукты чёрной и цветной металлургии Урала, хлопок Средней Азии, изделия текстильной промышленности Москвы и Подмосковья, лесопродукты и масло Сибири, нефть Азербайджана, изделия промыслов Поволжья.
6. Объединение имело также внешнеполитические причины: советские республики должны были выжить во враждебном окружении. Ещё в годы Гражданской войны между РСФСР, Грузией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией и Украиной были заключены договоры о взаимодействии в дипломатической и военно-хозяйственной областях. Под руководством РСФСР были объединены вооружённые силы, промышленность, транспорт, финансы, внешняя торговля, телеграф и почтовая связь. В 1920-1921 гг. между советскими республиками были заключены договоры о взаимодействии в военно-хозяйственной и дипломатической областях.Всё это диктовало создание единого государства на территориях, где утвердилась советская власть.
7. Таким образом, запишем.
8, 9. В партии большевиков существовали разные точки зрения о принципах построения единого многонационального государства. Комиссия Центрального комитета РКП(б) под председательством Иосифа Виссарионовича Сталина разработала план объединения, предусматривающий вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Однако Владимир Ильич Ленин план Сталина подверг резкой критике и предложил создать добровольный союз суверенных и равноправных республик. ЦК РКП(б) проголосовал за ленинское предложение.
10. 30 декабря 1922 года в Москве состоялся съезд полномочных представителей РСФСР, Закавказской СФСР, Белорусской ССР и Украинской ССР, который утвердил Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). 31 января 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР.
11. Конституция СССР установила Государственный герб, воплотивший идею мирового братства рабочих и крестьян, Государственным флагом СССР стал алый стяг. Столицей государства была избрана Москва.
12. Высшим органом власти стал Всесоюзный съезд Советов, а между съездами – Центральный исполнительный комитет (ЦИК). Высшим исполнительным органом власти стал Совет народных комиссаров (СНК), первым председателем которого был назначен Владимир Ильич Ленин. В 1924-1925 годах были приняты конституции союзных республик, повторявшие основные положения конституции общесоюзной.
13. В середине 1920-х годов национально-территориальное устройство СССР значительно изменилось. В 1924 году на территории Туркестанской автономной ССР были образованы новые союзные республики: Узбекская и Туркменская ССР. В составе РСФСР образована Киргизская АССР. В сентябре 1924 года в состав Узбекской, Туркменской и Киргизской республик вошли Хорезмская и Бухарская народные социалистические республики. В октябре 1924 года в составе Украинской ССР возникла Молдавская АССР. В 1924-1926 годах Витебская, Гомельская и часть Смоленской губерний из состава РСФСР были переданы Белорусской ССР. В 1929 году образовалась Таджикская ССР, ранее входившая в состав Узбекистана.
14. На начальном этапе развития Советского государства центральная власть учитывала национальную специфику - в мусульманских республиках духовенству возвратили земли, восстановили шариатские суды, признали мусульманские нормы поведения. На Севере и в Сибири сохранялось родовое самоуправление. Большое внимание уделялось культурному развитию малых народов - многие из них впервые получили письменность. В Москве и Петрограде были открыты институты народов Востока и Севера. Одним из направлений национальной политики данного периода являлась коренизация, которая заключалась в подготовке, выдвижении и использовании национальных кадров для работы в государственных органах и учреждениях культуры. Это объяснялось просто – советской власти необходимо было привлечь на свою сторону местную интеллигенцию. Началась ускоренная подготовка национальных кадров через систему льгот и «национальных наборов» в вузы. Впоследствии из них сложилась местная элита, занявшая основные управленческие должности. Но коренизация имела и отрицательные моменты. В Киргизии началось насильственное переселение русских с их земель. На Украине украинский язык стал государственным, и без его знания нельзя было занимать никакие должности, что вызвало волну недовольства среди русского и еврейского населения.