урок "Бунташный век", 7 класс
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Жигмитдоржиева Ханда Дашицыреновна

Урок изучения нового материала с использованием презентации. Даны приложения заданий учащимся по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon buntashnyy_vek.zip2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Тема: «Бунташный век»

Раздел: «Россия в XVII веке».

УМК: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России – конец XVI-XVIII век»

Класс: 7 «в»

Цель урока:

  1. раскрыть сущность «Бунташного века».

Задачи:

  1. образовательная – исследовать причины и особенности народных

                                     выступлений в России XVII века;

  1. развивающая –    способствовать развитию умений учащихся выделять

                                   главные мысли в тексте, определять причинно-

                                   следственные связи, делать самостоятельные выводы;

  1. воспитательная – способствовать формированию работоспособности и

                                    дисциплинированности на уроке, умения работать в

                                    группе, уважать и слышать друг друга.

Основные понятия: «Соляной» бунт, «Медный» бунт, «прелестные» письма, крестьянская война.

Оборудование: атласы, раздаточный материал, интерактивная доска.

Технология: развивающая

Тип урока: решение учебных задач

Метод: частично-поисковый, исследовательский.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Ход урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:


I. Вводно-мотивационный этап:

     Приветствие.

Ребята, уже на протяжении нескольких уроков  мы с вами изучаем XVII век. Это был один из самых сложных периодов в истории России, настолько сложный, что впоследствии, историки дали ему собственное название.

Под каким названием вошел в историю России этот век? Почему?  Как последствия Смуты отразились на развитии страны? Сумела ли Россия выйти из кризиса? Что стало с ее экономикой?


Но XVII век имеет еще одно название: «Бунташный век».

Ребята, как вы думаете, с чем могло быть связано это название?


Вы правы, на один только XVII век пришлось больше всего народных выступлений.

Ознакомление с планом работы.


Сегодня, я предлагаю вам взять на себя

роль историков-исследователей. Вам необходимо изучить исторический парадокс: почему, несмотря на подъем экономики,  в России произошли массовые народные выступления. А раз уж вы ученые, то в чем будет заключаться ваша работа?


Но прежде чем взяться за работу, любой

исследователь ставит гипотезу. Знаете ли вы что такое гипотеза? Какую гипотезу можем выдвинуть мы?


В результате проделанной работы вы должны будете данную гипотезу подтвердить или опровергнуть. Но чтобы успеть выполнить работу до конца урока, необходимо точно поставить цель и задачи нашего исследования.



Приветствие.







Ответы учащихся: Смутное время. Раскрывают смысл названия эпохи. Отвечают на вопросы учителя.

Отмечают тенденцию подъема экономического развития.



Дети записывают тему урока. Высказывают предположения.













Ответы детей.



Гипотеза - предположение.


Дети выдвигают гипотезы.



Совместно с учителем ставят цели и задачи урока.

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

II. Операционно-содержательный этап:

Учитель дает 7-10 минут на работу в группах.


Учитель задает вопросы группам, дополняет ответы учащихся, показывает иллюстрации-слайды в ходе выступлений учащихся.

 



После выступления первой группы учитель дает информацию о Соборном Уложении 1649 года. Обращает внимание учащихся на таблицу «Этапы закрепощения крестьян».



III. Рефлексивно-оценочный этап: Проверка гипотезы.

Оценивание учащимися работ в группах.



Домашнее задание:

сравнить положение крестьян в России и в странах Европы в XVII веке.



  1. Работа в группах;
  2. Заполнение таблицы;
  3. Выполнение заданий на карточках;
  4. Выступление групп;
  5. Совместное заполнение таблицы.


Учащиеся раскрывают смысл содержания каждого этапа закрепощения крестьян, отмечают постепенное  ухудшение в положении крестьян.



Учащиеся делают вывод по теме.

Анализируют работу в группах.




Записывают домашнее задание.

Исправьте не менее десяти ошибок в тексте.

В 1648 году по инициативе Никиты Одоевского  - воспитателя царя Михаила Федоровича, была проведена налоговая реформа. Увеличили налоги и установили низкую цену на сахар. Результатом реформы стало восстание в Москве в 1650 году. В жалобах, которые подавали восставшие, высказывалась мысль о необходимости все вопросы решать без участия выборных судей. Не выполнив ни одного требования восставших, царская власть приступила к демократизации системы управления.

Пронумеруйте события и явления в порядке их логической очередности.

Запрещение казакам походов на Черное море; восстание Разина; закрепощение крестьян; бедственное положение казаков на Дону; бегство крестьян на Дон.

Прочитайте отрывок из сочинения Г.Котошихина, раскройте его смысл и расскажите как события развивались дальше.

«Да в то ж время делали денги полтинники медные с ефимок (серебряная немецкая монета, имевшая хождение в России), и крестьяне увидев такие в одну пору худые деланые денги, неровные и смешаные, не почали в городы возить сена и дров и съестных запасов, и почала быть от тех денег на всякие товары дороговь великая …»

Заполните таблицу

Название события

Соляной бунт

Годы

Места выступлений



Участники



Причины выступлений




Цели восставших



Основные события




Итоги



Заполните таблицу

Название события

Медный бунт

Годы

Места выступлений



Участники



Причины выступлений




Цели восставших



Основные события




Итоги



Заполните таблицу

Название события

Восстание под руководством Степана Разина

Годы

Места выступлений



Участники



Причины выступлений




Цели восставших



Основные события




Итоги



Заполните таблицу

Название события

Выступления старообрядцев

Годы

Места выступлений



Участники



Причины выступлений




Цели восставших



Основные события




Итоги




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....