Участие земств в повышении профессионального уровня учительских кадров.
статья по истории (10 класс) на тему

Данная статья может быть полезна учителям истории при объяснении темы "Либеральные реформы Александра II", а конкретно, земской реформы. Земские учреждения возникли одними из первых в Самаре.  Предложенную Вашему вниманию информацию можно использовать как дополнительный материал на уроках, или элективных курсах по истории. В работе представлены архивные материалы, данные о числе начальных училищ в Самарской губернии по уездам, программа по истории для учительских курсов и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_zemstvah.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Участие земств в повышении профессионального уровня учительских кадров.

Деятельность земских организаций в развитии народного образования была связана не только с открытием и реорганизацией учебных заведений, но и с формированием педагогического персонала. Главная задача учителя заключается в том, чтобы научить своего ученика учиться, что в первоначальном обучении, подчеркивал К.Д.Ушинский, «важнее самого учения». Трудно найти деятеля народного образования в XIX- начале XX века, который не испытывал бы на себе влияния идей К.Д.Ушинского. Его сторонниками и последователями в деле развития прогрессивной системы начального народного образования и в первую очередь земской начальной школы, считали себя Н.Ф.Бунаков, Н.А.Корф, В.И.Водовозов, Д.Д.Семенов, В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптерев и другие.[1]1 Конечно, все передовые люди того времени осознавали необходимость повышения интеллектуального уровня  учительского персонала. И в первую очередь, это понимали и реализовывали земские учреждения. Первоначально они пытались решить эту задачу с помощью краткосрочных учительских курсов и съездов, как более дешевого способа подготовки учителей для начальных училищ. Однако вскоре правительство установило над курсами жесткий контроль и в конечном итоге ликвидировало их. Между земством с одной стороны, школой и земским учителем – с другой, был поставлен представитель учебного ведомства в качестве руководителя и наблюдателя учебной стороны школы. Это обстоятельство пресекало земское влияние на качественное развитие  школы, хотя оно и пыталось использовать различные лазейки в законодательстве, чтобы проводить в жизнь свои образовательные принципы.[2]2 Так, в 1871 году в России были учреждены 5 учительских семинарий для образования научно подготовленных в начальном обучении народных учителей для одноклассных и двуклассных училищ. Одну из этих семинарий, назначенную к открытию в Казанском учебном округе, решено было устроить в Самаре. На содержание первых семинарий в России было ассигновано 84 050 рублей в год. В результате, 17 октября 1871 года помощником попечителя Казанского учебного округа Соколовым  была открыта в Самаре учительская семинария.[3]3 Открытие подобного рода заведений было очень важным средством повышения уровня профессионализма учительского персонала. По данным на 1880 год, 63,2% учителей и учительниц имели низшее образование, 21,4%- среднее и только 15,4% окончили учительские семинарии.[4]4 В Новоузенском уезде Самарской губернии одной из причин недостатка в квалифицированных педагогических кадрах считали неосведомленность воспитанников специальных учебных заведений о существующих вакансиях. Поэтому Уездная Управа обратилась  в педагогический совет с просьбой предлагать оканчивающим курс обучения и желающим занять должности учительниц, заявлять о своем намерении поступить на службу.[5]5 

По официальным данным Министерства народного просвещения, в 1898 году действовало 193 общества, содействовавших распространению народного образования. Большинство из них (111) составляли организации по оказанию помощи учащимся. Распространением начального образования занималось 35 просветительских обществ, а учительских обществ взаимопомощи было 47.[6]6 Обер- прокурор Синода, юрист К.П.Победоносцев критически оценивал ситуацию, сложившуюся в российской школе к концу XIX века и главную проблему он видел в непрофессионализме и излишней политизированности учителей. В Самарской губернии этой проблеме уделяли большое внимание. Именно поэтому практически ежегодно устраивались разнообразные курсы для обучения учительского персонала. Данные курсы были рассчитаны на учителей народных школ нашей губернии. Так, в 1901 году планировалось провести курсы, охватив 200 учителей и учительниц. Занятия должны были продолжаться в течение четырех недель. Предполагались занятия по русскому языку, церковно-славянскому чтению, училищеведению и по арифметике, а также чтение лекций по мироведению, гигиене и психологии. Сведения о количестве учителей, направленных на педагогические курсы, мы можем получить, ознакомившись с данными таблицы №3.

Таблица 3.Ведомость о количестве начальных училищ Самарской губернии,           учащих в них и числе учителей и учительниц, назначенных на педагогические курсы летом 1901 года в г.Самаре.

Название уезда

число

Из них назначено на курсы

училищ

учителей

учительниц

всего

учителей

учительниц

всего

Самарский

142

      89

157

  246

16

         29

   45

Ставропольский

     66

      23

         73

    96

        4

         13

   17

Бузулукский

106

      59

         93

  152

 11

         16

   27

Бугурусланский

     67

      27

         62

    89

        5

         11

   16

Бугульминский

     24

        8

         30

    38

        1

           5

     6

Николаевский

133

      97

         52

  149

17

           9

   26

Новоузенский

255

208

141

  349

37

         26

   63

            Итого:

793

511

608

1119

91

109

200

*ГАСО.Ф.5.Оп.9.Д.564.Л.63

Итак, как видно из данных таблицы, из каждого уезда была направлена примерно пятая часть от общего числа учителей. Равномерность распределения, на наш взгляд, являлась не маловажным фактором по следующим причинам: во-первых, в каждом уезде равномерно  развивалось образование с позиции повышения профессионализма педагогических кадров, во- вторых, обучившиеся учителя могли делиться полученными знаниями со своими коллегами.

Программа обучения была разнообразной и достаточно серьезной. Например, программа по русской истории для учительских курсов была рассчитана на 24 часа. Ее составителями были: А.А.Кизеветтер, Н.А.Рожков, В.Н.Сторожев. Предлагалось выполнить краткий обзор всей русской истории, исключив изложение внешних факторов политической истории. Ниже приводится перечисление рассматриваемых периодов с приблизительным распределением часов для каждого отдела курса.

Киевский период                                                                                               1 час

       Хозяйственный строй

       Сословный строй

       Политический строй

Новгород до падения его самостоятельности                                                1 час

       Хозяйственный строй

       Сословный строй

       Политический строй

Северовосточная Русь XIII-XVвв.                                                                  1 час

       Колонизация русского северовостока

       Хозяйственный строй

       Сословный строй

Северовосточная Русь XIII-XVвв.                                                                 1 час

       Политический строй

       Возникновение Московского государства

Московская Русь XVI-XVIIвв.                                                                     5 часов  

       Экономическая и социальная эволюция

       Развитие административных учреждений

Реформа Петра I                                                                                            4 часа

       А) подготовка

       Б) финансовые и военные преобразования

       В) сословные преобразования

       Г) административные преобразования

Эпоха Екатерины II                                                                                      4 часа

       А) жалованные грамоты

       Б) «Учреждение о губерниях»

Александр I                                                                                                   2 часа

       Обзор преобразовательных опытов

Александр II                                                                                                 5 часов    

 Беглый обзор разработки крестьянского вопроса в царствование Николая I

Очерк реформ 60-х гг. XIX в.

                                                                                                           Итого: 24 часа[7]7

Программу по русской истории для педагогических курсов 1903 года составил Е.Шмурло. Она была дополнена следующими вопросами: что такое история и чем она занимается, отличия русской истории от истории европейских народов, участие России в международной жизни Западной Европы в 18-м и первой половине 19-го столетия. [8]8Также краткосрочные педагогические и певческие курсы устраивались для учительского персонала церковно-приходских школ и школ грамоты. Например, в 1899 году в Самаре такие курсы были проведены для 100 учителей. Занятия продолжались с 20 июня по 23 июля. До 10 июля утренние занятия начинались с 8.30 и продолжались до 13.30 (4 урока), а с 10 июля- с 8 и до 14.00 часов (5 уроков). Первую неделю на педагогических курсах эти уроки были образцовыми и давались только преподавателями курсов, со второй недели уроки чередовались (один- два урока были образцовыми, а остальные - пробными).[9]9 С целью оказывать как можно большее содействие просвещению  народных масс, в 1907 году было основано Самарское общество народных университетов. Одной из задач являлось проведение систематических,  образовательных и профессиональных курсов, постоянных и подвижных, организация отдельных лекций, чтений и т.д.[10]10

 Разнообразные педагогические курсы проводились на достаточно высоком уровне. Губернская Управа приглашала для чтения лекций высококвалифицированных преподавателей, программа курсов была достаточно продуманной и часто сочетала как теоретические, так и практические занятия. Немаловажным является тот факт, что курсы охватывали учителей различных уездов губернии и данные мероприятия не являлись одноразовой акцией, а проводились систематически. Кроме того, занятия   длились достаточно долго - около или более одного месяца. Безусловно, забота земских учреждений о повышении профессионального уровня педагогических кадров имела большое значение, особенно в условиях всеми осознанной необходимости распространения уровня грамотности и просвещения народных масс.

Деятельность земств сыграла огромную роль в деле народного просвещения и может вызывать только уважение. Возможно, данное обстоятельство заставит задуматься современную общественность о необходимости способствовать развитию образования в нашей стране, т.к. от этого зависит будущее нашей страны, а значит жизнь наших детей и внуков.

 


[1]1 А.В.Калачев,А.И.Сарапов. Вклад педагогической мысли в развитие земского образования в России второй половины XIX- начала XXв.//Социокультурные исследования. Волгоград,1999.С.73

[2]2 Турганова О.В.Культурно-просветительская деятельность Самарского земства во второй половине XIX-начале XX веков.Самара,1999.С.14

[3]3 П.Алабин. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. Самара,1877.С.190

[4]4 Наякшин К.Я.Очерки из истории Среднего Поволжья. Куйбышев, 1955.С.199

[5]5 ГАСО.Ф.163.Оп.1.Д.24.Л.103

[6]6 Власов В.А. Школа и общество. Пенза,1998.С.14

[7]7 ГАСО.Ф.5.Оп.9.Д.564.Л.134

[8]8 ГАСО.Ф.5.Оп.9.Д.578.Л.225

[9]9 Самарские епархиальные ведомости,1900, №1,1 января.С.35.

[10]10 ГАСО.Ф.3,Оп.123.Д.56.Л.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня учителя в условиях ФГОС

Документ содержит личностный, социальный, профессиональный компоненты повышения профессинализма учителя с учетом перехода на новые ФГОС...

Индивидуальный ПЛАН повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя математики Салаватуллиной Ф.Ф.

Ключевая цель моей методической работы:  повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенст...

Доклад "Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров на уровне современных требований"

"Национальная доктрина образования в Российской Федерации" является концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2025 г. Именно в сфере об...

Индивидуальный план профессионального развития педагога по повышению профессионального уровня на межаттестационный период

Реализация учителя в профессиональной деятельности, результативность собственного труда...

"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС

Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...

Участие в сетевых сообществах как средство повышения профессионального уровня педагога

В соответствии с профессиональным стандартом педагог должен владеть следующими ИКТ-компетенциями: иметь навыки поиска информации в Интернете и базах данных, владеть современными информационно-коммуник...