Участие земств в повышении профессионального уровня учительских кадров.
статья по истории (10 класс) на тему
Данная статья может быть полезна учителям истории при объяснении темы "Либеральные реформы Александра II", а конкретно, земской реформы. Земские учреждения возникли одними из первых в Самаре. Предложенную Вашему вниманию информацию можно использовать как дополнительный материал на уроках, или элективных курсах по истории. В работе представлены архивные материалы, данные о числе начальных училищ в Самарской губернии по уездам, программа по истории для учительских курсов и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_zemstvah.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Участие земств в повышении профессионального уровня учительских кадров.
Деятельность земских организаций в развитии народного образования была связана не только с открытием и реорганизацией учебных заведений, но и с формированием педагогического персонала. Главная задача учителя заключается в том, чтобы научить своего ученика учиться, что в первоначальном обучении, подчеркивал К.Д.Ушинский, «важнее самого учения». Трудно найти деятеля народного образования в XIX- начале XX века, который не испытывал бы на себе влияния идей К.Д.Ушинского. Его сторонниками и последователями в деле развития прогрессивной системы начального народного образования и в первую очередь земской начальной школы, считали себя Н.Ф.Бунаков, Н.А.Корф, В.И.Водовозов, Д.Д.Семенов, В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптерев и другие.[1]1 Конечно, все передовые люди того времени осознавали необходимость повышения интеллектуального уровня учительского персонала. И в первую очередь, это понимали и реализовывали земские учреждения. Первоначально они пытались решить эту задачу с помощью краткосрочных учительских курсов и съездов, как более дешевого способа подготовки учителей для начальных училищ. Однако вскоре правительство установило над курсами жесткий контроль и в конечном итоге ликвидировало их. Между земством с одной стороны, школой и земским учителем – с другой, был поставлен представитель учебного ведомства в качестве руководителя и наблюдателя учебной стороны школы. Это обстоятельство пресекало земское влияние на качественное развитие школы, хотя оно и пыталось использовать различные лазейки в законодательстве, чтобы проводить в жизнь свои образовательные принципы.[2]2 Так, в 1871 году в России были учреждены 5 учительских семинарий для образования научно подготовленных в начальном обучении народных учителей для одноклассных и двуклассных училищ. Одну из этих семинарий, назначенную к открытию в Казанском учебном округе, решено было устроить в Самаре. На содержание первых семинарий в России было ассигновано 84 050 рублей в год. В результате, 17 октября 1871 года помощником попечителя Казанского учебного округа Соколовым была открыта в Самаре учительская семинария.[3]3 Открытие подобного рода заведений было очень важным средством повышения уровня профессионализма учительского персонала. По данным на 1880 год, 63,2% учителей и учительниц имели низшее образование, 21,4%- среднее и только 15,4% окончили учительские семинарии.[4]4 В Новоузенском уезде Самарской губернии одной из причин недостатка в квалифицированных педагогических кадрах считали неосведомленность воспитанников специальных учебных заведений о существующих вакансиях. Поэтому Уездная Управа обратилась в педагогический совет с просьбой предлагать оканчивающим курс обучения и желающим занять должности учительниц, заявлять о своем намерении поступить на службу.[5]5
По официальным данным Министерства народного просвещения, в 1898 году действовало 193 общества, содействовавших распространению народного образования. Большинство из них (111) составляли организации по оказанию помощи учащимся. Распространением начального образования занималось 35 просветительских обществ, а учительских обществ взаимопомощи было 47.[6]6 Обер- прокурор Синода, юрист К.П.Победоносцев критически оценивал ситуацию, сложившуюся в российской школе к концу XIX века и главную проблему он видел в непрофессионализме и излишней политизированности учителей. В Самарской губернии этой проблеме уделяли большое внимание. Именно поэтому практически ежегодно устраивались разнообразные курсы для обучения учительского персонала. Данные курсы были рассчитаны на учителей народных школ нашей губернии. Так, в 1901 году планировалось провести курсы, охватив 200 учителей и учительниц. Занятия должны были продолжаться в течение четырех недель. Предполагались занятия по русскому языку, церковно-славянскому чтению, училищеведению и по арифметике, а также чтение лекций по мироведению, гигиене и психологии. Сведения о количестве учителей, направленных на педагогические курсы, мы можем получить, ознакомившись с данными таблицы №3.
Таблица 3.Ведомость о количестве начальных училищ Самарской губернии, учащих в них и числе учителей и учительниц, назначенных на педагогические курсы летом 1901 года в г.Самаре.
Название уезда | число | Из них назначено на курсы | |||||
училищ | учителей | учительниц | всего | учителей | учительниц | всего | |
Самарский | 142 | 89 | 157 | 246 | 16 | 29 | 45 |
Ставропольский | 66 | 23 | 73 | 96 | 4 | 13 | 17 |
Бузулукский | 106 | 59 | 93 | 152 | 11 | 16 | 27 |
Бугурусланский | 67 | 27 | 62 | 89 | 5 | 11 | 16 |
Бугульминский | 24 | 8 | 30 | 38 | 1 | 5 | 6 |
Николаевский | 133 | 97 | 52 | 149 | 17 | 9 | 26 |
Новоузенский | 255 | 208 | 141 | 349 | 37 | 26 | 63 |
Итого: | 793 | 511 | 608 | 1119 | 91 | 109 | 200 |
*ГАСО.Ф.5.Оп.9.Д.564.Л.63
Итак, как видно из данных таблицы, из каждого уезда была направлена примерно пятая часть от общего числа учителей. Равномерность распределения, на наш взгляд, являлась не маловажным фактором по следующим причинам: во-первых, в каждом уезде равномерно развивалось образование с позиции повышения профессионализма педагогических кадров, во- вторых, обучившиеся учителя могли делиться полученными знаниями со своими коллегами.
Программа обучения была разнообразной и достаточно серьезной. Например, программа по русской истории для учительских курсов была рассчитана на 24 часа. Ее составителями были: А.А.Кизеветтер, Н.А.Рожков, В.Н.Сторожев. Предлагалось выполнить краткий обзор всей русской истории, исключив изложение внешних факторов политической истории. Ниже приводится перечисление рассматриваемых периодов с приблизительным распределением часов для каждого отдела курса.
Киевский период 1 час
Хозяйственный строй
Сословный строй
Политический строй
Новгород до падения его самостоятельности 1 час
Хозяйственный строй
Сословный строй
Политический строй
Северовосточная Русь XIII-XVвв. 1 час
Колонизация русского северовостока
Хозяйственный строй
Сословный строй
Северовосточная Русь XIII-XVвв. 1 час
Политический строй
Возникновение Московского государства
Московская Русь XVI-XVIIвв. 5 часов
Экономическая и социальная эволюция
Развитие административных учреждений
Реформа Петра I 4 часа
А) подготовка
Б) финансовые и военные преобразования
В) сословные преобразования
Г) административные преобразования
Эпоха Екатерины II 4 часа
А) жалованные грамоты
Б) «Учреждение о губерниях»
Александр I 2 часа
Обзор преобразовательных опытов
Александр II 5 часов
Беглый обзор разработки крестьянского вопроса в царствование Николая I
Очерк реформ 60-х гг. XIX в.
Итого: 24 часа[7]7
Программу по русской истории для педагогических курсов 1903 года составил Е.Шмурло. Она была дополнена следующими вопросами: что такое история и чем она занимается, отличия русской истории от истории европейских народов, участие России в международной жизни Западной Европы в 18-м и первой половине 19-го столетия. [8]8Также краткосрочные педагогические и певческие курсы устраивались для учительского персонала церковно-приходских школ и школ грамоты. Например, в 1899 году в Самаре такие курсы были проведены для 100 учителей. Занятия продолжались с 20 июня по 23 июля. До 10 июля утренние занятия начинались с 8.30 и продолжались до 13.30 (4 урока), а с 10 июля- с 8 и до 14.00 часов (5 уроков). Первую неделю на педагогических курсах эти уроки были образцовыми и давались только преподавателями курсов, со второй недели уроки чередовались (один- два урока были образцовыми, а остальные - пробными).[9]9 С целью оказывать как можно большее содействие просвещению народных масс, в 1907 году было основано Самарское общество народных университетов. Одной из задач являлось проведение систематических, образовательных и профессиональных курсов, постоянных и подвижных, организация отдельных лекций, чтений и т.д.[10]10
Разнообразные педагогические курсы проводились на достаточно высоком уровне. Губернская Управа приглашала для чтения лекций высококвалифицированных преподавателей, программа курсов была достаточно продуманной и часто сочетала как теоретические, так и практические занятия. Немаловажным является тот факт, что курсы охватывали учителей различных уездов губернии и данные мероприятия не являлись одноразовой акцией, а проводились систематически. Кроме того, занятия длились достаточно долго - около или более одного месяца. Безусловно, забота земских учреждений о повышении профессионального уровня педагогических кадров имела большое значение, особенно в условиях всеми осознанной необходимости распространения уровня грамотности и просвещения народных масс.
Деятельность земств сыграла огромную роль в деле народного просвещения и может вызывать только уважение. Возможно, данное обстоятельство заставит задуматься современную общественность о необходимости способствовать развитию образования в нашей стране, т.к. от этого зависит будущее нашей страны, а значит жизнь наших детей и внуков.
[1]1 А.В.Калачев,А.И.Сарапов. Вклад педагогической мысли в развитие земского образования в России второй половины XIX- начала XXв.//Социокультурные исследования. Волгоград,1999.С.73
[2]2 Турганова О.В.Культурно-просветительская деятельность Самарского земства во второй половине XIX-начале XX веков.Самара,1999.С.14
[3]3 П.Алабин. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. Самара,1877.С.190
[4]4 Наякшин К.Я.Очерки из истории Среднего Поволжья. Куйбышев, 1955.С.199
[5]5 ГАСО.Ф.163.Оп.1.Д.24.Л.103
[6]6 Власов В.А. Школа и общество. Пенза,1998.С.14
[7]7 ГАСО.Ф.5.Оп.9.Д.564.Л.134
[8]8 ГАСО.Ф.5.Оп.9.Д.578.Л.225
[9]9 Самарские епархиальные ведомости,1900, №1,1 января.С.35.
[10]10 ГАСО.Ф.3,Оп.123.Д.56.Л.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня учителя в условиях ФГОС
Документ содержит личностный, социальный, профессиональный компоненты повышения профессинализма учителя с учетом перехода на новые ФГОС...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня, учителя биологии Гришиной Марины Анатольевны
Индивидуальный план повышения профессионального уровня...
Индивидуальный ПЛАН повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя математики Салаватуллиной Ф.Ф.
Ключевая цель моей методической работы: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенст...
Доклад "Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров на уровне современных требований"
"Национальная доктрина образования в Российской Федерации" является концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2025 г. Именно в сфере об...
Индивидуальный план профессионального развития педагога по повышению профессионального уровня на межаттестационный период
Реализация учителя в профессиональной деятельности, результативность собственного труда...
"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС
Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...
Участие в сетевых сообществах как средство повышения профессионального уровня педагога
В соответствии с профессиональным стандартом педагог должен владеть следующими ИКТ-компетенциями: иметь навыки поиска информации в Интернете и базах данных, владеть современными информационно-коммуник...