Овладение универсальной и коммуникативной учебной деятельностью на уроках истории с помощью УДЕ и ОКа.
методическая разработка по истории по теме
С помощью укрупнённых дидактических единицх (УДЕ) достигается значительный рост производительности и продуктивности труда учащихся. Методика УДЕ содействует обдуманности умозаключения. Опорный конспект представляет систему опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, завершающего систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Данная методика позволяет сократить объем учебного материала. Успешно внедрять интерактивные формы и методы обучения. Освободить время для проведение творческих, семинарских занятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В последние годы произошли очень серьёзные изменения в содержании исторического образования: появляются новые учебники, включаются новые факты, нормой становится интерпретация различных событий и явлений, версий и гипотез на основе множества подходов: цивилизационных, культурологических и др.
Трудности, с которыми сталкиваются преподаватели и ученики, весьма разнообразны и определяются как особенностями самого процесса усвоения исторического материала (необходимо запомнить даты, ориентироваться в историческом времени), так и спецификой его восприятия каждым школьником. Некоторые учащиеся хорошо пересказывают то, что слышали на уроке от учителя, но им тяжело работать с печатным текстом. Другие опираются только на учебник. Не все умеют использовать дополнительные сведения, почерпнутые из кинофильмов, художественной литературы или рассказов участников событий, Интернета.
Как научить детей анализу и синтезу исторических фактов? На что опираться? На слуховую память, зрительную? Использовать ассоциации? Учить логическому мышлению?
Очевидно, что в зависимости от ситуации надо применять различные средства. Преподавание следует строить так, чтобы научить учащегося индивидуальным приёмам усвоения исторического материала, помочь каждому выбрать оптимальный вариант изучения проблемы, помочь сформировать индивидуальный стиль познавательной деятельности.
К таким приёмам изучения, преподавания, а также усвоения исторического материала можно отнести метод П.М.Эрдниева - укрупнение дидактических единиц, который позволяет качественно преобразовать все элементы системы обучения: от структурирования образования и форм его воплощения, до труда учителя и, соответственно, ученика. Преподавание и учение, освобождаясь от присущих ныне догматизма, императивно-исполнительских по сути передачи и усвоения готовых знаний, приобретают характер взаимообогащающего общения и сотрудничества. Иными словами, благодаря укрупнённым дидактическим единицам (УДЕ) достигается значительный рост производительности и продуктивности труда учащихся. Методика УДЕ содействует обдуманности умозаключения. Методическая система, основанная на укрупнении знаний, проявляется и на микроэтапах урока положительно сказывается на результатах. «В связи с этим особое значение приобретает уточнение методологических аспектов взаимодополнительных понятий - знание и информация. Так, информация может рассматриваться как конкретная форма знания, знание как инвариант информации. Знание обладает; различной степенью достоверности, отражая, в конечном счёте, диалектику абсолютной и относительной истины. С этой точки зрения важно различать знание внешнее и знание внутреннее.» ' Знание внешнее зафиксировано в книгах, пособиях и т.д. Развивающее обучение переводит внешние знаки во внутреннее восприятие. Внутреннее знание - знание в человеческом мозге. И то, и другое знание - это единое знание, отражение реальности.
Знание, хранящееся в мозге человека, саморазвивается. Знание, сконцентрированное во внешних носителях информации, должно быть познанным, чтобы обрести форму внутреннего знания.
Внутренняя информация, в отличие от внешней, тесно связана с психофизиологическими механизмами мышления человека, она во многом определяет мышление, в процессе обучения. Информация должна быть понята, чтобы трансформировать ее во внутреннюю, т.е. личное знание. П.М.Эрдниев делает вывод: чем больше структура внешней информации будет приближена к свойствам внутренней информации, тем легче и эффективнее будет протекать процесс ее усвоения.
Технология УДЕ как раз приближена к свойствам внутренней информации, что и приводит к упрощению и облегчению процесса обучения. Процесс обучения приобретает и эмоциональную окраску, подъём, особенно тогда, когда ученик убеждается в своей правоте.
Эрдниев.П.М. Укрупнение дидактических единиц кат: технология обучения. Ч. 1. М. Просвещение. 1992г. с. 15-16.
В настоящее время усилия психологов и дидактов направлены преимущественно по линии классической цепи психологических понятий отпущение - восприятие - представление - мышление. Согласно концепции И.М. Амосова мозг человека перерабатывает информацию этажной системы кодов, связанных друг с другом многосторонними переходами (код звуков, знаков, код-слов, код-фраз, код-смысла). «Указанные этажи переработки информации функционируют у человека одновременно: он слышит, слушает, видит и смотрит. Существенно при этом, что все этажи информации не только взаимодействуют, но и функционируют самостоятельно. Т.о. информация усваивается и перерабатывается на нижних этажах кодовой системы.»²
Если учащиеся приобретают первые навыки работы с информацией в младшей ступени, а затем продолжают работать в средней и старшей ступенях, то процесс изучения самопроизвольно, опережая объяснения учителя, актуализируется в причинно-следственные связи, которые, несомненно облегчают изучение нового материала.
В психологии различают память произвольную и непроизвольную. Применяя данную методику, можно успешно использовать ресурсы непроизвольного запоминания и переработку информации в- нижних этажах памяти. В связи с рассматриваемым вопросом заслуживает специального внимания исследование П.Шеварёва, посвященное так называемым обобщённым ассоциациям. Сущность этого исследования сводится к следующему: «Даже в формальной логике, не интересующейся процессом развития мысли, а изучающей лишь результаты мышления, рассматриваются сокращённые формы умозаключений. Человек не думает цепью силлогизмов, в реальном мышлении, во внутренней речи колоссальную роль играют свёрнутые умозаключения, которые сводятся, в конечном счёте, к сокращённым, правилосообразным связям»³. Первосигнальный компонент информирует помимо всяких словесных пояснений, на коде, знаков, и так успешно, что ученик запомнит этот момент навсегда. Многое можно зафиксировать в виде опорных конспектов, таблиц, схем. В процессе обучения недостаточно учитываются и другие закономерности переработки информации. Установлено, что с помощью органов зрения и соответствующих центров мозга человек перерабатывает большой поток: информации ( в 100 раз больше чем с помощью органов слуха, и слуховых центров мозга). Однако ученики редко используют цвет, часто он черно – белый, поэтому использование опорных конспектов (ОК) посредством схем, цветных и выразительных рисунков, таблиц, как показала практика моей работы облегчает процесс усвоения ими нового материала и позволяет качественно преобразовывать его. Срабатывает и долговременная память. Таким образом, для результативности процесса усвоения и применения знаний большое значение имеет методика использования знаков, символов, несущих учебную информацию в концентрированном виде. Это нетронутые резервы совершенствования и ускорения учебной работы учащихся.
П.М.Эрдниев отмечает немаловажную деталь, что если при изучении нового материала процесс мышления идёт по принципу «слово-символ», то усвоение материала совершаемся в обратном направлении - « символ-слово». В итоге при непосредственном следовании проявляется связь замкнутой мысли - « слово-символ-слово», являющаяся главным условием прочности знаний, т. е. длительного сохранения информации. Так, например, при рассмотрении вопроса «Международные отношения в
XIX - XX в.в.Путь к войне.» можно использовать стволы, которые заключают в себе всю информацию по данной теме.
Но при объяснении их необходимо снабдить дополнительной информацией, включить даты.
_______________________
² Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. Ч. 1 М. Просвещение 1992г. с,49-50
³ Эрдниев П.М. там же с. 52
Быстрый рост объёма информации ставит перед нами трудную и неотложную задачу - сжатие учебного материала, повышение ёмкости знаний, которые входят в минимум содержания образования. Естественная реакция современной педагогики на данные требования — поиск путей синтеза и переработки учебной информации.
Анализируя структуру различных программ и учебников, распространённую практику обучения, нельзя не сделать вывода о несовершенстве её теоретической базы. Основные принципы науки об обучении, о систематичности, наглядности, доступности были сформулированы ещё в 17 веке Я.А. Коменским и существенно не изменились.
Концентрическое изучение истории позволяет учителю и ученикам быстро и точно, вспомнив посредством символов, знаков и схем изученный ранее материал (в среднем звене), затратив минимум учебного времени, проанализировать и сформулировать причинно-следственные связи, выводы. Подобно тому, как возводить здание удобно и быстро посредством крупных блоков, также и учебный материал в старшем звене удобнее и быстрее вводить укрупнёнными единицами. В этом случае проявляется дидактическая закономерность, целое содержит больше информации, чем сумма информации, содержащихся во всех частях, слагающих целое. Оптимизации учебного процесса способствует принцип обратной связи. Если учитель на уроке больше говорит сам и не опрашивает учеников или невнимательно слушает их ответы, то ослабевает поток обратной связи, а поэтому снижается и результативность. Опорный конспект позволяет в процессе объяснения беседовать с учащимися, актуализировать их внимание, даёт возможность высказать свою точку зрения, участвовать в учебном процессе
Учение - индивидуальный процесс познания - познания осознанного, совершающегося под руководством учителя. Знания, сообщаемые учащимся в пределах школьной программы и учебников, должны стать творческой основой для самостоятельного накопления знаний. Поэтому обучение должно проводиться в таком направлении, чтобы учащиеся умели ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока, умели воспринимать и перерабатывать информацию, умели провести самоанализ и самооценку своей деятельности.
Важно научить не просто читать исторические книги, а осваивать их, обдумывать прочитанное, искать и находить пути решения различных вопросов. Учитель должен воспитывать привычку сравнивать события, явления, проводить аналогии, а также находить особенное и частное, делать обобщающие выводы. Результаты подобной умственной деятельности благотворно влияют на пытливость, ум, воображение. Учащиеся могут открыть уже давно известное, могут ограничиться догадкой, т.к. они знакомятся с логической структурой умозаключений. Огромное значение имеет эмоциональная окраска первооткрывателя, которая активизирует в сильнейшей степени познавательный процесс.
Процесс первооткрывателя, эмоциональная окраска радости способствуют желанию учиться, запоминать учебный материал, сравнивать.
Учащиеся легко определяют общее и частное, делают выводы и в итоге на два параграфа тратится один час учебного времени. На первый взгляд, может показаться, что материал слишком упрощён, но в этом звене учащиеся только знакомятся с логической структурой умозаключений.
В дальнейшем можно усложнить изучение материала. Все эти особенности методики мне представляются перспективными для сегодняшнего, каждодневного процесса обучения. Излагая новый материал, я предлагаю учащимся опорный конспект-схему, в котором отражены основные факты и намечена их логическая взаимосвязь, последовательность изложения фактов, событий.
Технология интенсификации обучения на основе схемы и знаковых моделей учебного материала разработана В. Ф. Шаталовым.
В основе этой технологии лежат целевые ориентации:
- формирование ЗУН,
- обучение всех детей с любыми индивидуальными данными,
- усвоенное обучение.
Обучающие принципы:
- многократное повторение,
- обязательный контроль,
-изучение крупными блоками,
-применение опор.
Личностно-ориентированный подход (все дети талантливы),
-ученье без принуждения,
-бесконфликтность учебного процесса,
-гласность успехов каждого,
-открытые перспективы для исправления, нахождения ошибок и исправление их,
-соединение обучения, социализации, воспитания.
Особенности содержания материал дается крупными блоками, оформление материала опорными конспектами-схемами. Требование к оформлению - лаконизм, простота, доступность понимания, оригинальность, творчество, эмоциональность. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражаются единицы информации и представлены различные связи между ними, а также введены знаки.
Опорный конспект представляет систему опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, завершающего систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В. Ф.Шаталов разработал учебную деятельность школьников, которая обеспечивала полную и всеобщую активность на уроке.
Для ОК необходимо использовать простейшие значки, сокращения, аббревиатуры. Некоторые из них понятны без специальных комментариев .Например: (гос-во» — государство, «прол-т» — пролетариат, скрещенные мечи- битву , сражение. Корну — короля. Буквенные аббревиатуры не вызывают затруднений и легко понимаются учениками. «3» - Запал. «В»- Восток ;- «Др.В» -- Древний Восток, «Др.Р» -Древний Рим. Употребляются и математические знаки: ≠ неравенство, ↑— возвышение, -↓- снижение, + увеличение и т.д.. Опорный конспект не исчерпывает отображение всего учебного материала, а является средством, чтобы выделить главное, дать в виде УДЕ, привлечь внимание школьников к учебному материалу, идеям, фактам.
Вот несколько примеров: История России. Тема « Процесс формирование государства». . ПЛЕМЯ → → → ≠ →гос-во
↑ ↑ ↑
Род+род+ род создание формирование
Родовая община металлических соседской
орудий труда общины
↑
Учащиеся могут работать с данной темой ↑
и наполнять новым содержанием. ↑
Например, вниз ↑
Родовая община ↑
↓ ↑
палеолит→огонь, каменные орудия, ↑
религия, матриархат ↑
↓ ↑
мезолит→лук, стрелы, лодка ↑
↓ ↑
неолит→колесо, посуда, ↑
ткачество, хижины, медь+олово=бронза, ↑
скотоводство, земледелие→патриархат. → ↑
↓
энеолит→развитие языков
( По учебнику А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России с древнейших времен до конца XVIIвека ( 10 класс) М. Просвещение. 2006г. на эту тему отводится стр. 16-22.
По учебнику Н.В.Загладина. Всемирная история России и мира с древнейших времен до конца ХIХв. М. «Русское слово» 2006г. стр.32-47.)
Государство –аппарат управления
армия ← ↓ → законы, суд
казна, налоги
или
Государство- форма правления
авторитарное ← ↓ → тоталитарное
↓ демократическое ↓
(хар-ка) ↓ ( хар-ка)
( хар-ка)
При рассмотрении темы « Первая мировая война» использую схему для объяснения причин войны.
Англия Франция Германия
♥ ≠ ▲
Россия Австро - Венгрия Италия
В символах уже заложена характеристика названия военно- политических блоков
Антанта- сердечное согласие Тройственный союз
↓ ↓
Сердце Треугольник
Расположение государств не случайно. Первыми вошли в Антанту –Англия и Франция, затем Россия. В Тройственном союзе организатором явилась Германия.
Франция и Германия находятся рядом, продолжается конфликт после франко-прусской войны, когда Германии отошли территории- Эльзас и Лотарингия.
Англия продолжает вести политику «блестящей изоляции». А у России с Австро-Венгрией конфликт на Балканах.
Учитель может объяснить схему, а лучше задать учащимся вопрос:
- Почему я расположила так государства ( для подсказки предлагается карта). Учащиеся владеют материалом, но он не всегда систематизирован. Эта схема работает на причинно-следственную связь.
В своей повседневной практической деятельности я начинаю с того, что в начале урока знакомлю учащихся с темой, объясняю её актуальность и предлагаю написать цели урока самим ученикам, кто- то пишет получить «5», другие узнать новое, третьи приобрести новые умения. На доске план урока, но можно предложить учащимся самим озаглавить пункты плана по мере изучения блока ОК. Как правило, это 3-4 вопроса, каждому соответствует блок ОК. В плане урока могут быть вопросы для
самостоятельного изучения, но систематически использовать такую работу особенно в младших классах, не стоит.
В процессе изучения раскрывается первый вопрос. Если для изучения необходима карта, то рассказ учителя сопровождается демонстрацией карты или иными наглядными пособиями (картины, иллюстрации, фрагменты видеороликов и т.д.). Затем вторично излагается материал в сокращённом варианте, не задерживаясь на второстепенных деталях, фактах, доказательствах. Сейчас задача учителя - нацелить учащихся на суть проблемы, показать причинно-следственные связи, зависимости. Свой рассказ я сопровождаю графическими изображениями на доске соответствующего блока ОК. Можно использовать заранее приготовленный файл или запись на доске, но в работе, которая сопровождается рассказом, есть важное преимущество: схема излагаемого материала появляется постепенно, при этом учащиеся видят процесс рождения мысли, становятся соавторами или авторами ОК. Ученик может мысленно забежать вперёд, и, если знания и интуиция не подводит, он получает интеллектуальное удовольствие от своей маленькой победы. Если же совершил "ошибку, он будет внимательнее относиться к словам учителя, проникать в их смысл.
В такой же последовательности излагаются и другие пункты плана урока, после чего можно проговорить весь ОК или это может сделать ученик. Главное чтобы ученики усвоили логическую взаимосвязь основных проблем урока, их внутреннее единство.
Очередной урок начинается с того, что учащиеся по памяти письменно воспроизводят ОК. Пока ученики пишут, учитель может устно проверить двух-трех учеников (они отвечают только учителю). Затем работы сдаются. Можно провести беглый опрос по блокам ОК. Таким образом, достигается усвоение материала.
Учитель может оценить работу сам, как устную, так и письменную, но может попросить класс оценить работу учащегося, или ученика, справившегося на «5» по ОК, проверить письменные работы. Учащиеся могут, за урок получить две оценки, это стимулирует активность и дает возможность повысить успеваемость, исправить недочёты.
Заканчивая изучение темы, необходимо её закрепить и проверить знания, полученные учащимися на уроках. Делается это в форме взаимного контроля. Это могут быть задания на понятийный уровень или вопросы для письменного ответа, а могут и соединять в себе эти два вида. Вопросы для учащихся не новые, о них шла речь на рабочих уроках. Учитель может использовать помощников, или в течение 10 минут 1-ый вариант опрашивает 2-ой вариант. На следующем уроке 2-ой вариант опрашивает 1-ый, выставляются оценки. Как показывает практика, самые строгие и самые придирчивые учителя - это сами ученики. Кроме того, можно попросить учащихся прокомментировать выставленную оценку, таким образом, учащиеся получают опыт общения. Я нацеливаю учащихся следовать определённой схеме разбора ответа: в самом начале необходимо выделить положительные стороны, а затем подойти к недочётам (если таковые имеются) и предложить вопросы для преодоления в ответе недостатков или ошибок. Можно предложить ученикам вместо написания ОК написать план ответов на 3-4 вопроса - это разнообразит работу и позволит охватить большой объём материала, проверить и оценить уровень логического мышления школьников. Если работать с опорами постоянно, то учащиеся быстро начинают схватывать главную мысль, правильно делать выводы, а затем и сами создают ОК.
ОК даёт эффективные развивающие и воспитательные результаты. Каждый ученик приобщается к труду - творчеству, воспитывается трудолюбие, воля. Развивается самостоятельность — учащийся знает, по какой схеме, какими знаками оперировать при написании ОК. Появляется уверенность в своих силах, способностях. Формируется ответственность, честность, социализация, товарищество.
Я использую различные схемы, приёмы, позволяющие наглядно изобразить исторические события и явления. При этом эмоционально окрашиваю материал. Например, рассказываю наиболее яркие эпизоды или биографии политических деятелей, привожу фрагменты исторических документов.
Работа с ОК не решает проблем всего исторического образования, можно потерять эмоциональность. Поэтому следует постоянно напоминать учащимся, что в событиях участвуют люди, что они имеют свои интересы, взгляды. Не следует забывать о роли
личности в истории, личностного отношения к фактам. Необходимо приучать учеников высказывать оценочное суждение об исторических деятелях и их поступках. Важно
поддержать ученика, даже если его суждение не совпадает с общим мнением - это тоже часть творческого процесса, и главное в этом - желание и логика мышления. Если учащийся ошибся, то в процессе обсуждения проблемы в классе у него появится возможность исправить ошибку и прийти к правильному выводу.
Хорошие результаты дают учебные тесты, т.к. в них заложены минимум и конкретность, которые необходимо усвоить учащимся. ОК позволяют учащимся успешно справиться и освоить большой объём материала.
В нижней части ОК я предлагаю учащимся записать вывод. Я не считаю нужным использовать ОК при изучении всех без исключения тем, пожалуй, лишь в каждом втором случае подобный способ систематизации материала оказывается достаточно эффективным.
Использование ОК поможет учащимся составить более чёткое представление об основных составляющих исторического процесса, о наиболее характерных чертах событий, явлений. Порой, ученик, от которого редко можно получить вразумительный ответ, вполне удовлетворительно расскажет о событиях, глядя на схему.
Основная цель – научить ребенка жить в меняющемся мире, помочь найти свой способ самореализации, воплотить идеи, мысли, чувства.
Собственный опыт, даже ошибочный, …является важным источником информации. Ученик не должен ждать радости лишь в конечном результате, а находить в процессе познания, созидания, общения. Ученик должен быть признан уникальным, неповторимым, индивидуальным и в конечном итоге – личностью. Педагогика сегодня имеет широкое разнообразие методов и технологий.
Из набора фактов выявлять исторические закономерности развития. И переносит в
нашу современную жизнь. Это уже его мысли, и он будет рад этим процессам. Это его
эврика. Я могу привести множество таких схем, которые полные или сделаны
наполовину и ученик сам их доделывает. Это для меня ценно. И пусть они с моими
схемами разняться или ошибочны, но он нашел путь, а я ему подскажу правильный.
Самое главное в соединении ОК с УДЕ это:
-процесс составления конспекта (на доске, в тетрадях)
способствует концентрации внимания учащихся, вынуждает даже не слишком усердных и рассеянных учеников следить за объяснением материала;
-работа с конспектами, с любыми схемами способствует логическому мышлению, облегчает понимание причинно-следственных связей, учит выбирать главное, концентрировать свою мысль;
- благодаря ОК облегчается контроль знаний.
При этом опрос по конспекту может проводить и учитель, и ученик (успевающий на «5»). Кроме того, работая в парах, ученики в состоянии оценить, в какой степени они сами и их товарищи усвоили минимум материала. Регулярное использование знаков и символов, сокращений позволит учащимся приобрести навыки, которые будут полезны для будущей учёбы в ВУЗах, техникумах и других учебных заведениях;
-такое изложение позволяет сократить учебный материал, который в связи с переходом на концентрическую систему изучения, даётся в большем объёме, чем отведённое количество часов в учебном плане. Или позволяет высвободить дополнительное время для проведения творческих, семинарских занятий и т.д., которые требуют коллективного решения исторических проблем;
-в современных условиях информационного общества ОК очень хорошо размещается на мониторе компьютера. ОК ёмкий, воспринимать его легко. С возрастающим потоком информации, открытий и т.д., объём учебников будет увеличиваться. Педагогическая наука встанет перед проблемой создания учебников на новой основе. Т.о. новые компьютерные технологии позволяют создать учебники другого поколения. Подходя к созданию ОК на компьютерной основе, необходимо учитывать следующее: передать максимум информации, но не превратить компьютер в справочник. Размещать параллельно творческие, познавательные, тестовые и другие задания. Проверять степень усвоения ЗУНов контрольными работами.
Таким образом, на уроках истории я использую ОК, схемы, знаки и т.п. Злоупотреблять этим не стоит, но и недооценивать их тоже нельзя. Эмоциональность учителя, любящего свои предмет, учебные игры, использование наглядных пособий, просмотр диафильмов, умело организованная беседа по вопросам, лекции, зачёты - всё это может и должно существовать рядом с ОК.
А самое главное ученик может сознательно организовывать свою познавательную деятельность от постановки целей до результата. У него вырабатывается способность реально оценить ситуацию. Выбирать адекватные способы деятельности в рамках основных социальных ролей. Овладеть различными видами публичных выступлений.
Использование метода П.М.Эрдниева в совокупности с системой В.Ф.Шаталова, дает возможность увеличения объёма изучаемого материала и упрощения его для понимания. А также использования в компьютерных технологиях.
Литература.
1.Гузеев В.Б. Образовательная технология: от приёма до философии.
Директор школы. Вып. № 4, 1996 г.
2. Гузеев Б.В. Лекции по педагогическим технологиям. М: «Знание», 1992г.
3.Преображенский А. А, Рыбаков Б. А. История Отечества. - М: «Просвещение», 1996 г.
4.Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. Народное образование, 1998 г.
5. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М: «Педагогика», 1979 г.
6.Шаталов В.Ф. Точка опоры. М: «Педагогика», 1987 г.
7. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология о6учения.(часть 1,2). М: «Просвещение», 1992 г.
8.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М: Директор школы (библиотека журнала), выпуск № 7, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации через активные формы учебной деятельности на уроках истории.
Какие активные формы урока можно применить и повысить мотивацию учащихся( из опыта работы)...
Использование личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности на уроке истории как условие повышения мотивации и качества знаний учащихся.
Актуальный педагогический опыт, обобщен на муниципальном уровне в 2010г....
Приёмы организации учебной деятельности в рамках технологии критического мышления, используемые учителем в практической деятельности для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания
Тезисы выступления учителя МБОУ СОШ №5 на РМО учителей истории и обществознания г. Киржача Владимирской обл....
Методическая работа: «Повышение мотивации учебной деятельности на уроках истории» (из опыта работы)
Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» нужно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному тру...
Моделирование учебной деятельности на уроках истории
Технология моделирования учебной деятельности, с одной стороны, позволяет ученикам обосновывать свое отношение к образовательным задачам, поставленным в процессе учебы. С другой – требует от уче...
«Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории»
В работе «Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории» описываются различные приёмы работы на уроках истории, вызывающие интерес к изучению. Развивающие мышление, ко...
Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИМЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИобщеобразовательных дисциплинТема: «Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории»...
Комментарии
Овладение универсальной и коммуникативной учебной деятельностью
ОЧЕНЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНО, СПАСИБО!!!