Начало противостояния
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Урок истории в 11 классе по учебнику Волобуева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalo_protivostoyaniya.docx | 23.24 КБ |
holodnaya_voyna_11.ppt | 424 КБ |
Предварительный просмотр:
Начало противостояния
Урок проводится при изучении истории России и новейшей истории в 11 классе. При изучении раздела «Советский Союз в 1945 – 1964гг.» — это заключительный урок в теме. Учащиеся получают документы и готовятся к работе на уроке, готовятся к дискуссии. На данном уроке используется мемуарная, историческая литература, что способствует развитию критического мышления учащихся.
Форма урока: проблемный урок.
Проблема: Кто виноват в развязывании «холодной войны»?
Тип урока: комбинированный урок с применением нового документального материала.
Методы и приемы учителя: беседа- диалог, самостоятельная работа с документами, использование проблемной ситуации, элементы дискуссии, использование ИКТ, презентация.
«Отыщи всему начало
И ты многое поймешь».
Цель урока:
развитие критического мышления у учащихся в процессе изучения исторических событий и причин их появления.
Задачи:
1.повысить активность учащихся в процессе получения новых знаний посредством работы с мемуарной, исторической и документальной литературой;
2.создать условия на уроке для понимания сути такого явления в истории как «холодная война» и подвести учащихся к самостоятельному выводу по теме урока через сопоставление исторических документов;
3.продолжить формирование личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, уважение к себе как к личности через проявление собственного мнения, отстаивание своей точки зрения и уважение к мнению других.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
2.Работа с понятием «холодная война».
3.Презентация учащихся по теме урока
4.Работа с документами, таблицей.
5.Выводы по теме урока «Кто развязал холодную войну?».
6. Домашнее задание.
- Вступительное слово учителя:
Вторая мировая война привела к многомиллионным жертвам, огромным разрушениям и материальным потерям. Казалось, что те, от кого зависели судьбы людей послевоенного поколения, воспримут уроки войны и будет сделано всё для обеспечения прочного мира. Однако этого не случилось. После окончания 2 мировой войны произошли большие изменения в мире. Одним из главных итогов войны стало появление на международной арене 2 сверхдержав.
-Назовите эти государства (США и СССР)?
Биполярный мир.
Капиталистический лагерь. Социалистический лагерь: лагерь:
США СССР
Апрель1949г. НАТО Май 1955г. ОВД
США, Канада и др. страны СССР, Албания, Болгария,
Западной Европы. Венгрия, Польша, Румыния, ЧССР.
-На чем строилось их могущество?
США: экономическая мощь, доллар – международная единица, международный валютный банк, атомная бомба, военно-техническое могущество, 60% -всей мировой пром. продукции.
СССР: мощная армия, развитая военная промышленность, неоспоримый авторитет.
-Идеологические разногласия: капитализм и социализм.
Мировое сообщество находилось в состоянии новых локальных войн и ожидания новой мировой войны.
Годы с 1946 – 1991 принято называть периодом «Холодной войны».
-Что означает этот термин? (Словарная работа со словарём)
Один влиятельный американский журналист назвал конфликты между великими державами «холодной войной». Пресса подхватила это словосочетание, и оно быстро вошло в обиход.
«Холодная война» - система международных отношений, основанных на политическом, идеологическом противостоянии двух мировых сверхдержав США и СССР и их союзников, балансировавших на грани настоящей войны.
Холодная война - страшный период в мировой истории - период накопления ядерного оружия, политических интриг и невероятных идей, шпионских разоблачений и невероятного напряжения в политической жизни мира. Биполярный мир, противоборствующими сторонами в котором были приверженцы диаметрально противоположных взглядов, сделал историю того периода чередой конференций и споров, интриг и уступок. Это было время, когда судьбу всего человечества решали, по большому счету, несколько государств, еще не до конца осознавая, какая на них лежит ответственность.
Период не был однообразен. Периоды оттепелей и примирений, сменяли периоды напряжения и накала такой силы, что мир стоял на пороге мировой войны. Страны разрабатывали планы ядерных атак с невероятным количеством бомб, намечали цели бомбардировок, создавали целые подземные города, для жизни в условиях ядерной войны, просвещали население. И если бы хоть 1 из этих планов был бы реализован, мир бы погрузился в следующий период - период ядерной зимы.
Почему это произошло? Кто виноват в обострении международной обстановки? Можем ли мы сегодня дать объективную оценку деятельности политиков ведущих государств мира, тех, кто определял климат на планете?
- Самостоятельная работа. Вопросы о том, что послужило причиной «холодной войны» и связанной с ней гонки ядерных вооружений, можно ли было ее избежать, кто первым вступил на путь конфронтации, уже десятилетия дискутируется в зарубежной литературе. А в нашей стране эти проблемы стали подниматься с конца 80-х годов XXв.
Ответить на некоторые из этих вопросов мы попытаемся сегодня, опираясь на мнения современников тех событий, политиков, современных историков.
Работать будем в двух группах: одна – «советские историки», другая – «западные историки».
Вы получите документы и материалы, проанализируете их и ответите на поставленные вопросы.
- Защита проектов.
- Итог. Рефлексия.
- Дача домашнего задания. § 27, Продолжается ли «холодная война» сегодня? Подберите факты СМИ подтверждающие или опровергающие данное утверждение.
Инд. задания: 1 Характерные проявления «холодной войны»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Свобода и разум: взаимосвязь или противостояние?»
Классный час «Свобода и разум: взаимосвязь или противостояние?» ...
Противостояние музыкальных образов в одном музыкальном произведении
УРОК МУЗЫКИ В7 КЛАССЕ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ...
Конспект открытого урока по музыке «Тема противостояния в искусстве». Класс: 7
Цели урока:Научить отличать главную партию от побочной партии в сонатной форме.Познакомить с понятием « музыкальная драматургия » в симфонии, сонатная форма и кульминация в ней.Воспитать чувство патри...
разработка урока с применением ЭОР "Противостояние Руси западным завоевателям"
Урок истории в 6 классе по курсу "История России" с применением ЭОР...
Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв. Противостояние Орде
Содержит карты, иллюстрации, схемы....
"Конфликт - противостояние двух сторон"
В данном занятии разбираются способы выхода из конфликтных ситуаций...
Урок в 11 классе на тему: "Начало противостояния"
Урок в 11 классе на тему: "Начало противостояния"...