разработка урока с применением ЭОР "Противостояние Руси западным завоевателям"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Урок истории в 6 классе по курсу "История России" с применением ЭОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 49.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Солнечная средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока истории по теме «Противостояние Руси западным завоевателям»,
6 класс.
Автор: Лебедева Елена Васильевна, учитель истории
2
Оглавление:
Введение…………………………………………..с.3
Цели и задачи урока……………………..……….с.3
План урока……………………………………….с.3-4
Конспект урока………………………………….с.4-8
Форма плана-конспекта урока…………………с.9-15
Приложения…………………………………….с.16-25
3
Введение
Как известно, Невская битва и Ледовое побоище - две великие победы, одержанные русскими воинами под руководством Александра Невского.
Значение победы войск Александра Невского в 1242 г. было оценено автором Жития. Он писал, «нача слыти имя его по всем странам и до моря Египетьского, и до гор Араратьских и об ону страну моря Варяжьского, и до великаго Рима». Не понятно, были ли эти слова преувеличением, но Северо-западная Русь в результате действий войск под предводительством Александра Ярославича сохранила свою свободу и независимость.
На фоне феодальной раздробленности на Руси это событие было очень важной составляющей в объединении в единое государство.
До нас дошло описание победителя в двух великих битвах Руси, в котором он предстает на фоне персонажей мировой истории. «Глас его акы труба в народе, и лице его аки лице Есифа, иже поставил его Егупетьскый цесарь вто-раго цесаря в Егупте; сила бе его часть от силы Самсоня; дал бе ему Бог премудрость Соломоню, и храбрьство же акы цесаря Римьскаго Еуспасьяна, иже бе пленил всю Подъиюдейскую землю. ...Такоже и сий князь Олександр бе побежая, а не победим». (http://www.bibliotekar.ru/rusNevskiy/2.htm)
Таким образом, тема единства государства, противостояния внешней экспансии всегда будет, на мой взгляд, всегда актуальна.
3
Урок по теме: «Противостояние Руси западным завоевателям»
Цель урока: показать значение Невской битвы и Ледового побоища для Руси
Задачи урока:
Образовательная: выяснить причины, обстоятельства и последствия нашествия на Русь крестоносцев.
Развивающая: развитие аналитико-синтетической деятельности, развитие навыка работы со схемами.
Воспитательная: формирование чувства гордости за Родину, раскрытие сущности полководческого искусства Александра Невского.
Форма урока: урок изучение нового материала с применением ЭОР
План урока:
1.Вторжение шведских феодалов и немецких рыцарей в земли Прибалтики.
2.Борьба против вторжения.
3. Александр Невский
4.Шведская агрессия.
5.Ледовое побоище.
6.Значение Невской битвы и Ледового побоища.
Методы: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый.
Межпредметные связи: информатика, литература.
Требования к знаниям по итогам урока: обучающиеся должны знать причины, обстоятельства и последствия нашествия на Русь крестоносцев; знать, в чем заключался полководческий талант Александра Невского, уметь показывать на карте места Невской битвы и Ледового побоища.
Оборудование урока:
1.Карта Руси(12-13 вв.)
2.Схема Невской битвы и Ледового побоища.
3.Компьютер, проектор
4
4. Иллюстрации обмундирования русских воинов и немецких рыцарей.
Основные термины: орден крестоносцев, меченосцы, ополченцы.
Эпиграф: «“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие”. (А.С. Пушкин)
Ход урока
Вопросы для повторения:
1.Какую тему изучали на прошлом уроке?
2. Что вам известно о монголо-татарах?
3. Назовите русские города, которые оказали упорное сопротивление захватчикам?
4.Как вы думаете, почему монголо-татары, ведомые Батыем смогли так быстро захватить Русь?
5. Каковы последствия монголо-татарского ига?
Подведем итог: монголо-татары, несмотря на героическое сопротивление русского народа сумели захватить Русь. Захватчики нанесли огромный урон русским княжествам. Но, к сожалению последние были не единственными врагами. На ослабевшую Русь поглядывали и с Запада, как легкую добычу для завоевания.
И вот сегодня мы познакомимся с западными завоевателями.
Изложение новой темы.
1.Вторжение шведских феодалов и немецких рыцарей в земли Прибалтики.
На земли Великого Новгорода давно претендовали шведские феодалы, их привлекал торговый путь, который связывал север Европы с Русью и странами Востока.
В середине 12 века они появились на берегах Финского залива и приступили к покорению финских племен.
5
В 1164 году шведские отряды вторглись в пределы Новгородской земли в районе Ладоги, но были разбиты новгородским ополчением. Более того, в 1187 году новгородская рать напала на крупнейший город Сигтуну и разорила его. Только в начале 13 века шведские рыцари отправляются в новые походы. В 1227 году они были отброшены войском князя Ярослава Всеволодовича.
Получив известия о нашествии монголов, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси.
Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить Русь в католическую веру. (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2006 с.106-107.
Д. у: слушают рассказ учителя или читают п.13(п.1.) учебника и выполняют задание 1.1.и 1.2. в рабочей тетради (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2006 с.38
2.Борьба против вторжения.
Далее вопросы для обсуждения:
1.Почему немецкие рыцари вторгались в Прибалтику?
(привлекали обширные и богатые земли, стремление распространить католичество среди местного населения).
2.Какое событие произошло в 1234 году?
(князь Ярослав Всеволодович одержал победу над Ливонским орденом под Юрьевом)
Необходимо обратить внимание на зарождение дружественных связей между русскими и прибалтийскими народами.
К сожалению, остановить продвижение феодалов не удалось, и создавалась прямая угроза Новгороду и Пскову.
Далее дается характеристика вооружению западноевропейских рыцарей и русских воинов.
Обучающимся предлагается беседа по вопросам: как были вооружены западноевропейские рыцари? Какие у них были доспехи? Как готовились рыцари к военным походам? Какова была тактика ведения боя?
6
Рыцари были профессиональными воинами, всю свою жизнь с самого детства они обучались рыцарскому искусству, участвовали в турнирах, походах, сражениях.
(xartman.ru›panorama/40-krestonoscy-panorama.htm)
Затем обучающийся рассказывает о вооружении русских воинов.
В конце XII—XIII веках в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительного доспеха на Руси появляются шлемы, снабженные маской-личиной, то есть забралом, защищавшим лицо воина как от рубящих, так и от колющих ударов. Маски-личины снабжались прорезями для глаз и носовыми отверстиями, и закрывали лицо либо наполовину (полумаска), либо целиком. Шлем с личиной надевался на подшлемник и носился с бармицей, кольчужной сеткой, прикрывавшей, как правило, все лицо, шею и плечи воина. Маски-личины, помимо своего прямого назначения — защитить лицо воина, должны были видом своим еще и устрашить противника, для чего они соответственно и оформлялись.
Шлемы, брони, щиты — весь набор оборонительного и наступательного воинского доспеха — стали непременным предметом обихода в беспокойное и кровавое время (XII—XIII века) русской истории. Феодальная усобица, войны с половцами, рыцарями, Литвой, монгольское нашествие... Летописи пестрят записями о сражениях, походах, вражеских набегах. Вот одно из таких сообщений (год 1245): «Воевала Литва около Торжку и Бежицы; и гнашася по них новоторжцы с князем Ярославом Володимиричем и бишася с ними, и отъяша у новоторжцев кони и самех биша, и поидоша с полоном проче...» (Новгородская первая летопись).
Пехотинцев — «пешцев» — использовали при защите городских стен и ворот, прикрытии тылов конницы, для проведения необходимых транспортных и инженерных работ, для разведывательных и карательных вылазок.
Вооружались пешцы разнообразными видами оружия — метательными, рубящими и ударными. Их одежда и вооружение в целом были более простыми и дешевыми, чем у дружинников, так как отряды пехотинцев в массе своей формировались из простонародья — смердов, ремесленников, а не из профессиональных воинов. Оружием пещца были походный топор, тяжелое копье и сулица, дубина и рогатина.
Доспех на пешце был чаще кольчужный, а то и вовсе никакого. Щиты пехотинцы XII века употребляли и круглые, и миндалевидные.(cg-warrior.com›index.php)
3.Александр Невский
7
Сообщение учащегося
4.Шведская агрессия.
Ход битвы излагается согласно тексту учебника. Особое внимание уделяется мужеству и находчивости Александра Невского и его дружины.
Далее на экран выводится таблица с незаполненным столбцом. Дается задание: заполните таблицу «Невская битва».
Дата | |
Место | |
Противоборствующие стороны | |
Исход битвы | |
Значение победы | |
Далее учащиеся просматривают схему битвы и заполняют таблицу
4.Ледовое побоище.
Рассказ о Ледовом побоище начинаем с характеристики военных действий в 1242 году.
Ход сражения излагаем в соответствии с текстом учебника. В рассказ можно включить фрагменты сюиты А. Прокофьева «Александр Невский» и поэмы К. Симонова «Ледовое побоище».
Дается задание: заполните таблицу «Ледовое побоище».
Учащимся предлагается самостоятельно заполнить недостающую информацию. Затем осуществляется взаимопроверка – на экран возвращаются данные из незаполненных ячеек и учитель комментирует результаты
Далее обучающиеся представляют результаты своей работы.
Вопросы: Почему русские воины смогли победить русских воинов?
8
В чем проявился полководческий талант Александра Невского?
5.Значение Невской битвы и Ледового побоища.
Учащиеся работают с презентацией
Д. з: Написать мини-сочинение “Защитник земли русской”.
Итоговый контроль.
Вывод: Таким образом, сегодня мы познакомились с трагическими страницами в истории нашей Родины. Узнали, что героизм, мужество и храбрость русского народа, полководческий талант Александра Невского помогли отстоять независимость Новгородской и Псковской земель.
9
ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: Борьба Руси с западными завоевателями
Лебедева Елена Васильевна | ||
МОБУ «Солнечная СОШ» Вышневолоцкого района Тверской области | ||
Учитель истории | ||
история | ||
6 | ||
Урок 4. Раздела 2. | Противостояние Руси с западным завоевателям | |
Базовый учебник: А. А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2009 |
Цель урока: показать значение Невской битвы и Ледового побоища для Руси
Задачи урока:
Образовательная: выяснить причины, обстоятельства и последствия нашествия на Русь крестоносцев.
10
Развивающая: развитие аналитико-синтетической деятельности, развитие навыка работы со схемами.
Воспитательная: формирование чувства гордости за Родину, раскрытие сущности полководческого искусства Александра Невского.
Форма урока: урок изучение нового материала
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер
Структура и ход урока
План урока:
1.Вторжение шведских феодалов и немецких рыцарей в земли Прибалтики.
2.Борьба против вторжения.
3. Александр Невский
4.Шведская агрессия.
5.Ледовое побоище.
6.Значение Невской битвы и Ледового побоища.
Оборудование урока:
1.Карта Руси(12-13 вв.)
2.Схема Невской битвы и Ледового побоища.
3.Компьютер, проектор
4. Иллюстрации обмундирования русских воинов и немецких рыцарей.
Основные термины: орден крестоносцев, меченосцы, ополченцы.
Эпиграф: «“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие”. (А.С. Пушкин)
11
Ход урока
Вопросы для повторения:
1.Какую тему изучали на прошлом уроке?
2. Что вам известно о монголо-татарах?
3. Назовите русские города, которые оказали упорное сопротивление захватчикам?
4.Как вы думаете, почему монголо-татары, ведомые Батыем смогли так быстро захватить Русь?
5. Каковы последствия монголо-татарского ига?
Подведем итог: монголо-татары, несмотря на героическое сопротивление русского народа сумели захватить Русь. Захватчики нанесли огромный урон русским княжествам. Но, к сожалению последние были не единственными врагами. На ослабевшую Русь поглядывали и с Запада, как легкую добычу для завоевания.
И вот сегодня мы познакомимся с западными завоевателями.
Изложение новой темы.
1.Вторжение шведских феодалов и немецких рыцарей в земли Прибалтики.
На земли Великого Новгорода давно претендовали шведские феодалы, их привлекал торговый путь, который связывал север Европы с Русью и странами Востока.
В середине 12 века они появились на берегах Финского залива и приступили к покорению финских племен.
В 1164 году шведские отряды вторглись в пределы Новгородской земли в районе Ладоги, но были разбиты новгородским ополчением. Более того, в 1187 году новгородская рать напала на крупнейший город Сигтуну и разорила его. Только в начале 13 века шведские рыцари отправляются в новые походы. В 1227 году они были отброшены войском князя Ярослава Всеволодовича.
Получив известия о нашествии монголов, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси.
12
Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить Русь в католическую веру. (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2006 с.106-107.
Д. у: слушают рассказ учителя или читают п.13(п.1.) учебника и выполняют задание 1.1.и 1.2. в рабочей тетради (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2006 с.38
2.Борьба против вторжения.
Далее вопросы для обсуждения:
1.Почему немецкие рыцари вторгались в Прибалтику?
(привлекали обширные и богатые земли, стремление распространить католичество среди местного населения).
2.Какое событие произошло в 1234 году?
(князь Ярослав Всеволодович одержал победу над Ливонским орденом под Юрьевом)
Необходимо обратить внимание на зарождение дружественных связей между русскими и прибалтийскими народами.
К сожалению, остановить продвижение феодалов не удалось, и создавалась прямая угроза Новгороду и Пскову.
Далее дается характеристика вооружению западноевропейских рыцарей и русских воинов.
Обучающимся предлагается беседа по вопросам: как были вооружены западноевропейские рыцари? Какие у них были доспехи? Как готовились рыцари к военным походам? Какова была тактика ведения боя?
Рыцари были профессиональными воинами, всю свою жизнь с самого детства они обучались рыцарскому искусству, участвовали в турнирах, походах, сражениях.
(xartman.ru›panorama/40-krestonoscy-panorama.htm)
Затем обучающийся рассказывает о вооружении русских воинов.
В конце XII—XIII веках в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительного доспеха на Руси появляются шлемы,
13
снабженные маской-личиной, то есть забралом, защищавшим лицо воина как от рубящих, так и от колющих ударов. Маски-личины снабжались прорезями для глаз и носовыми отверстиями, и закрывали лицо либо наполовину (полумаска), либо целиком. Шлем с личиной надевался на подшлемник и носился с бармицей, кольчужной сеткой, прикрывавшей, как правило, все лицо, шею и плечи воина. Маски-личины, помимо своего прямого назначения — защитить лицо воина, должны были видом своим еще и устрашить противника, для чего они соответственно и оформлялись.
Шлемы, брони, щиты — весь набор оборонительного и наступательного воинского доспеха — стали непременным предметом обихода в беспокойное и кровавое время (XII—XIII века) русской истории. Феодальная усобица, войны с половцами, рыцарями, Литвой, монгольское нашествие... Летописи пестрят записями о сражениях, походах, вражеских набегах. Вот одно из таких сообщений (год 1245): «Воевала Литва около Торжку и Бежицы; и гнашася по них новоторжцы с князем Ярославом Володимиричем и бишася с ними, и отъяша у новоторжцев кони и самех биша, и поидоша с полоном проче...» (Новгородская первая летопись).
Пехотинцев — «пешцев» — использовали при защите городских стен и ворот, прикрытии тылов конницы, для проведения необходимых транспортных и инженерных работ, для разведывательных и карательных вылазок.
Вооружались пешцы разнообразными видами оружия — метательными, рубящими и ударными. Их одежда и вооружение в целом были более простыми и дешевыми, чем у дружинников, так как отряды пехотинцев в массе своей формировались из простонародья — смердов, ремесленников, а не из профессиональных воинов. Оружием пещца были походный топор, тяжелое копье и сулица, дубина и рогатина.
Доспех на пешце был чаще кольчужный, а то и вовсе никакого. Щиты пехотинцы XII века употребляли и круглые, и миндалевидные.(cg-warrior.com›index.php)
3.Александр Невский
Сообщение учащегося
4.Шведская агрессия.
Ход битвы излагается согласно тексту учебника. Особое внимание уделяется мужеству и находчивости Александра Невского и его дружины.
Далее на экран выводится таблица с незаполненным столбцом. Дается задание: заполните таблицу «Невская битва».
14
Дата | |
Место | |
Противоборствующие стороны | |
Исход битвы | |
Значение победы | |
Далее учащиеся просматривают схему битвы и заполняют таблицу
4.Ледовое побоище.
Рассказ о Ледовом побоище начинаем с характеристики военных действий в 1242 году.
Ход сражения излагаем в соответствии с текстом учебника. В рассказ можно включить фрагменты сюиты А. Прокофьева «Александр Невский» и поэмы К. Симонова «Ледовое побоище».
Дается задание: заполните таблицу «Ледовое побоище».
Учащимся предлагается самостоятельно заполнить недостающую информацию. Затем осуществляется взаимопроверка – на экран возвращаются данные из незаполненных ячеек и учитель комментирует результаты
Далее обучающиеся представляют результаты своей работы.
Вопросы: Почему русские воины смогли победить русских воинов?
В чем проявился полководческий талант Александра Невского?
5.Значение Невской битвы и Ледового побоища.
Учащиеся работают с презентацией
15
Д. з: Написать мини-сочинение “Защитник земли русской”.
Итоговый контроль.
Вывод: Таким образом, сегодня мы познакомились с трагическими страницами в истории нашей Родины. Узнали, что героизм, мужество и храбрость русского народа, полководческий талант Александра Невского помогли отстоять независимость Новгородской и Псковской земель.
16
Приложение 1:
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
24
Приложение 2
Таблица 3.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ _ 1. 2. | Название ресурса Вторжение шведских феодалов ми немецких рыцарей в земли Прибалтики ________ Снаряжение рыцаря и русского воина | Тип, вид ресурса ________ модуль ___________ модуль | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Презентация Презентация | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР fcior.edu.ru/card/9916/ekspansiya-s-zapada-aleksandr-nevskiy.html http://fcior.edu.ru/card/21389/ledovoe-poboishe.html |
3 | П. Корин портрет Александра Невского | модуль | иллюстрация | fcior.edu.ru/card/14549/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html |
4 | Схема Ледового побоища и Невской битвы | Модуль | Презентация | fcior.edu.ru/card/1098/borba-s-krestonosnoy-agressiey.html |
5 | Тест | Интерактивный тест | Тест | fcior.edu.ru/card/21259/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Оборона северо-западных рубежейРусскойземли"
Представленная разработка урока по теме "Оборона северо-западных рубежей Русской земли"выполнена в рамках апробации УМК А.Ф. Кмиелёва и В.П. Попова по истории России с древнейших времён до конца...
Открытый урок "Борьба русских земель с западными завоевателями "
Данный урок посвещен событиям далекого XIII века,когда с востока на Русь напали монголо-татары,а с запада- немецкие и шведские рыцари. В нём рассказывается о выдающемся полководце того времени- князе ...
Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"
Урок музыки в 6 классе Тема: Фольклорные традиции Руси.Подтема: «Рождественские посиделки» Цель: создать условия для ознаком...
методическая разработка урока по теме "Принятие Русью христианства"
Урок с применеием инновационных технологий - электронной презентации, в урок включены материалы (документы) для самостоятельной работы учащихся...
Методическая разработка урока "Ярослав Мудрый. Расцвет Руси" 6 класс
Форма урока - урок открытия нового знания. Тип урока - комбинированный. Урок разработан в соответствии с требованиями стандарта второго поколения....
Открытый урок "Борьба русских земель с западными завоевателями" , 6 класс
Представляю вашему вниманию разработку открытого урока для 6 класса "Борьба русских земель с западными завоевателями". Этот методический продукт адресован педгогам, которые используют ...
Презентация к уроку "Борьба русских земель с западными завоевателями", 6 класс
Использование ИКТ и ЭОР...