Урок истории в 9 классе Раскол и объединение Германии
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Разработка урока истории в 9 классе по теме "Раскол и объединение Германии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ-СОШ№ №16.
Раскол и объединение Германии.
9 класс
учитель истории
Васильева С. В.
г. Белгород
2013год
Раскол и объединение Германии.
Цель: 1. Содействовать ознакомлению учащихся с процессами,
происходившими в Германии во второй половине XX века .
2. Способствовать формированию умений анализировать ис-
торические факты, сравнивать внутриполитическую и социально
экономическую ситуацию в двух государствах.
- Способствовать воспитанию уважения к истории другого государства
Основные понятия: социально рыночное хозяйство.
Оборудование:
- карта “Политическая карта мира”;
- схема “Экономические системы двух Германий”;
- Раздаточный материал
Ход урока.
- Организационный этап.
- Этап проверки д/з.
Подготовка устного ответа по карточке
КАРТОЧКА
Какие внешние и внутренние факторы привели к краху Четвёртой республики и возвращению де Голля к власти?
КАРТОЧКА
Каковы причины итальянского экономического чуда?
Исторический диктант.
Правильная цепочка:
- Париж
- Центризм
- Алжир
- Левоцентризм
- Лион
- Турин
- Миттеран
- Ваттикан
- Сенат
- Альдо Моро
Учитель:
- Столица Франции
- Политика балансирования ХДП до середины 60-х годов
- Бывшая колония Франции в Северной Африке.
- Политический курс правительств Италии в 60-70е годы
- Промышленный центр и железнодорожный узел на юге Франции
- Промышленный центр на севере Италии
- Президент Франции социалист
- Государство в Риме
- Верхняя палата французского парламента
- Лидер ХДП, выступивший за сотрудничество с ИКП
- Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Итак, мы познакомились с процессами, происходившими во Франции и в Италии во второй половине XX - начала XXI веков.
- Территория какого известного государства была разбита на зоны? ( Германии)
Сегодня мы поговорим о тех процессах, которые происходили в Гемании во второй половине XX - начала XXI веков
Задача для учащихся: Почему раскол Германии на два государства приобрёл характер раскола Европы и мира на две социально- экономические системы и почему объединение произошло мирным путём ?
Запишите тему урока.
IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
- Работа с документом.
Договорённости на Потсдамской конференции
Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство – постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения. Предусматривалось, что верх, власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруж. сил СССР, США, Англии и Франции, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям соответствующих правительств
2. Беседа по прочитанному.
—Какие четыре принципа были были выдвинуты относительно Германии? (денацификация, децентрализация, демилитаризация, демократизация).
— Кто брал на себя контроль за происходящее? (страны союзники).
-Между какими странами была разделена Германия? (СССР, США,
Великобританией,Францией.).
3. Работа с учебником с 238- 239.
4. Беседа по прочитанному материалу.
— Каковы были причины окончательно раскола Германии ? (Холодная война, денежная реформа 1948 года.)
— Какие государства образовались на территории Германии? (7 сентября 1949 г –ФРГ, 7октября 1949 г ГДР.)
5. Работа с документом по группам
I группа
Ф. Хайек о социализме
Слово «социализм» может означать (и зачастую именно
в этом значении и используется) исключительно идеалы со-
циальной справедливости, большего равенства и уверенно-
сти в завтрашнем дне, то есть конечные цели социализма.
Но оно означает, кроме того, и конкретные методы, с по-
мощью которых большинство социалистов надеется этих
целей достичь, причем многие компетентные люди считают
эти методы единственным путем к полному и быстрому
достижению перечисленных целей. В таком понимании со-
циализм — это упразднение частного производства, отмена
частной собственности на средства производства, создание
системы плановой экономики... С другой стороны, немало
тех, кто предан конечным целям социализма не менее са-
мих социалистов, но отказывается его поддерживать, ибо
видит в предлагаемых социалистами методах угрозу цен-
ностям иного порядка... Почти все расхождения между со-
циалистами и либералами касаются именно методов, харак-
терных для всех форм коллективизма, а не конкретных
целей, для достижения которых их хотят использовать социа-
листы.
II группа
Из книги Л. Эрхарда « Благосостояние для всех.» 1960
Государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкеуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции неосуществимы…
В том изаключается тайна рыночного хозяйства и его превосходства над любым видом планового хозяйства, что в рыночном хозяйстве как бы ежедневно и ежечасно осуществляются процессы приспособления, которые приводят к правильному соотноршению спрос и предложение, национальную продукцию и национальный доход и тем к самым к равновесию….
Я также считаю само собой разумеющимся долгом общественности заботиться об обеспечении людей не старости лет. Я имею ввидеу тех старых людей, которые не по своей вине потеряли свои сбережения в результате политики, приведшей к двум инфляциям…
Вначале должна быть собственная, личная ответственность и только тогда, когда одной этой ответственности оказывается мало или она безрезультатна, вступают в силу обязательства государства или общества в отношении человека.
Там, где человек и его семья, сознавая ответственность перед собой, в состоянии сами позаботиться о себе, -там принудительная защита со стороны государства должна прекратиться …
Стремление к организации, к коллективному планированию и к коллективному строю может получить почву под ногами только тогда, когда человек готов к отречению от самого себя и к отказу от личной ответственности… В человеке стремление к свободе неотделимо от сознания ответственности…. Свобода без чувства ответственности ведёт к вырождению и хаосу!
Материальные свободы делают людей несвободнее… Лишь подъём уровня благосостояния создаёт те условия, которые могут оторвать человека от его примитивного, по существу только материально мышления.
Отношение потребителя к нашему экономическому строю будет становиться всё более положительным, если каждый гражданин будет уверен, что благодаря свободному рынку он сам будет определять свою судьбу и не будет зависеть от анонимных экономических сил…
Повышение жизненного уровня , к которому я стремлюсь, является проблемой не столько распределения, сколько производства, точнее, призводительности. Решение лежит не в делении, а вумножении национальной продукции. Те, кто своё внимание уделяет проблемам распеделения, всегда приходят к ошибочному желанию распределять больше, чем в состоянии производить народное хозяйство….
Мы не строим египетских пирамид ради самих пирамид, это не самоцель: у нас каждая машина, каждая вступающая в строй электростанция, каждое новое рабочее место и все иные возможности повышения интенсивности труда в конечном итоге служат обогащению человека, всех людей живущих и работающих в условиях « социального рыночного хозяйства»
- Сравните « социально рыночное хозяйство» и социалистическое хозяйство(----)
6. Составление схемы
№ п/п | Либеральная социально рыночная экономика ФРГ | Социалистическая экономика ГДР |
1 | Часная собственность | Отмена частной собственности на средства производства |
2 | Частное производство | Упразднение частного предпренимательства |
3 | Свободная конкуренция | Система плановой экономики |
4 | Рыночная экономика | Административное регулирование |
5 | Доход по труду и капиталу | Уравнивание |
6 | Индивидуализм | Коллективизм |
7 | Плюрализм мнений | |
8 | Равенство возможностей |
К концу 80 –х социально- экономическое положение в ГДР ухудшилось . ВА стране назрел глубокий политический кризис и возникла революционная ситуация. Выход был найден только через смену власти
18 октября1989г – отставка Э.Хоннекера
8 ноября 1989г- падение Берлинской стены
18 марта 1990г- первые свободные выборы в ГДР
1 июля 1990г- введение западногерманской марки в ГДР
2 декабря 1990г- общегерманские выборы
12 сентября 1990г- Договор об окончательном урегулировании в отношении
Германии
1990-1998- правление Г. Колля
1998-2006- правление Г Шрёдера
2006- правление А. Меркель
V. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности.
I ряд Оккупационный режим в Германии: задать друг другу вопрос;
если сосед ответит неправильно, объяснить ему правильный
ответ. Оцените ответ.
II ряд – Экономический и политический режим двух Германий; если
сосед ответит неправильно, объяснить ему правильный ответ.
Оцените ответ.
III ряд – Экономический и политический режим двух Германий; если
сосед ответит неправильно, объяснить ему правильный ответ.
Оцените ответ.
- Этап обобщения и систематизации новых знаний и способов деятельности
Решение творческой задачи.
Составьте аналитическую записку на тему « Было ли неизбежно объединение двух германских государств с противоплложным социально- экономическим строем и почему процесс объединения произошёл мирно и фактически вышел из под контроля властей ГДР»
- Этап информации о д/з.
Д/з&32 Р.Т №1 с 72
№2 с 73
№4 с 74
№5с 75
№6 с 75
- Этап подведения итогов учебного занятия.
- Рефлексия.
- Как вы чувствовали себя на уроке? (---)
- С каким настроением вы работали? (---)
- Достигли ли цели? (---)
- Какими приемами и методами мы ее достигли?(---)
- Что нового мы узнали? (---)
КАРТОЧКА
Какие внешние и внутренние факторы привели к краху Четвёртой республики и возвращению де Голля к власти?
КАРТОЧКА
Каковы причины итальянского экономического чуда?
Договорённости на Потсдамской конференции
Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство – постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения. Предусматривалось, что верх, власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруж. сил СССР, США, Англии и Франции, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям соответствующих правительств
Ф. Хайек о социализме
Слово «социализм» может означать (и зачастую именно
в этом значении и используется) исключительно идеалы со-
циальной справедливости, большего равенства и уверенно-
сти в завтрашнем дне, то есть конечные цели социализма.
Но оно означает, кроме того, и конкретные методы, с по-
мощью которых большинство социалистов надеется этих
целей достичь, причем многие компетентные люди считают
эти методы единственным путем к полному и быстрому
достижению перечисленных целей. В таком понимании со-
циализм — это упразднение частного производства, отмена
частной собственности на средства производства, создание
системы плановой экономики... С другой стороны, немало
тех, кто предан конечным целям социализма не менее са-
мих социалистов, но отказывается его поддерживать, ибо
видит в предлагаемых социалистами методах угрозу цен-
ностям иного порядка... Почти все расхождения между со-
циалистами и либералами касаются именно методов, харак-
терных для всех форм коллективизма, а не конкретных
целей, для достижения которых их хотят использовать социа-
листы.
Из книги Л. Эрхарда « Благосостояние для всех.» 1960
Государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкеуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции неосуществимы…
В том изаключается тайна рыночного хозяйства и его превосходства над любым видом планового хозяйства, что в рыночном хозяйстве как бы ежедневно и ежечасно осуществляются процессы приспособления, которые приводят к правильному соотноршению спрос и предложение, национальную продукцию и национальный доход и тем к самым к равновесию….
Я также считаю само собой разумеющимся долгом общественности заботиться об обеспечении людей не старости лет. Я имею ввидеу тех старых людей, которые не по своей вине потеряли свои сбережения в результате политики, приведшей к двум инфляциям…
Вначале должна быть собственная, личная ответственность и только тогда, когда одной этой ответственности оказывается мало или она безрезультатна, вступают в силу обязательства государства или общества в отношении человека.
Там, где человек и его семья, сознавая ответственность перед собой, в состоянии сами позаботиться о себе, -там принудительная защита со стороны государства должна прекратиться …
Стремление к организации, к коллективному планированию и к коллективному строю может получить почву под ногами только тогда, когда человек готов к отречению от самого себя и к отказу от личной ответственности… В человеке стремление к свободе неотделимо от сознания ответственности…. Свобода без чувства ответственности ведёт к вырождению и хаосу!
Материальные свободы делают людей несвободнее… Лишь подъём уровня благосостояния создаёт те условия, которые могут оторвать человека от его примитивного, по существу только материально мышления.
Отношение потребителя к нашему экономическому строю будет становиться всё более положительным, если каждый гражданин будет уверен, что благодаря свободному рынку он сам будет определять свою судьбу и не будет зависеть от анонимных экономических сил…
Повышение жизненного уровня , к которому я стремлюсь, является проблемой не столько распределения, сколько производства, точнее, призводительности. Решение лежит не в делении, а вумножении национальной продукции. Те, кто своё внимание уделяет проблемам распеделения, всегда приходят к ошибочному желанию распределять больше, чем в состоянии производить народное хозяйство….
Мы не строим египетских пирамид ради самих пирамид, это не самоцель: у нас каждая машина, каждая вступающая в строй электростанция, каждое новое рабочее место и все иные возможности повышения интенсивности труда в конечном итоге служат обогащению человека, всех людей живущих и работающих в условиях « социального рыночного хозяйства»
№ п/п | Либеральная социально рыночная экономика ФРГ | Социалистическая экономика ГДР |
1 | Часная собственность | Отмена частной собственности на средства производства |
2 | Частное производство | Упразднение частного предпренимательства |
3 | Свободная конкуренция | Система плановой экономики |
4 | Рыночная экономика | Административное регулирование |
5 | Доход по труду и капиталу | Уравнивание |
6 | Индивидуализм | Коллективизм |
7 | Плюрализм мнений | |
8 | Равенство возможностей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 9 классе Раскол и объединение Германии
Разработка урока истории в 9 классе по теме "Раскол и объединение Германии"...
урок в 6 классе "Как происходило объединение Франции"
история средних веков...
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...
Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"
Задачи урока:· сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...
Разработка урока истории 10 класс Объединение земель вокруг Москвы
Тема урока: Объединение земель вокруг Москвы Цели урока:Образовательные: определить причины и особенности образования централизованного государства, итоги деятельности московских князей в XIY век...
Презентация к уроку всеобщей истории 6 класс "КАК ПРОИСХОДИЛО ОБЪЕДИНЕНИЕ ФРАНЦИИ"
Презентация предназначина для урока всеобщей истории в 6 классе, тема:"Как происходило объединение Франции"...
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...