Урок истории в 9 классе Раскол и объединение Германии
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Васильева Светлана Викторовна

Разработка урока истории в 9 классе по теме "Раскол и объединение Германии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ-СОШ№ №16.

Раскол и объединение Германии.

                                                                                               9 класс

                                                                                               учитель истории

                                                                                               Васильева С. В.

г. Белгород

2013год

Раскол и объединение Германии.

     Цель:    1.  Содействовать ознакомлению учащихся  с процессами,

                     происходившими в Германии во второй половине XX века .

                    2. Способствовать формированию умений анализировать ис-
                     торические факты, сравнивать внутриполитическую и социально  

                        экономическую ситуацию в двух государствах.

  1. Способствовать  воспитанию уважения к истории другого государства

Основные понятия: социально рыночное хозяйство.

Оборудование: 

  1. карта “Политическая карта мира”;
  2. схема “Экономические системы двух Германий”;
  3. Раздаточный материал

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки д/з.

Подготовка устного ответа по карточке 

КАРТОЧКА

Какие внешние и внутренние факторы привели  к краху Четвёртой республики и возвращению де Голля к власти?

КАРТОЧКА

Каковы причины итальянского экономического чуда?

Исторический диктант.

Правильная цепочка:

  1. Париж
  2. Центризм
  3. Алжир
  4. Левоцентризм
  5. Лион
  6. Турин
  7. Миттеран
  8. Ваттикан
  9. Сенат
  10. Альдо Моро

Учитель:

  1. Столица Франции
  2. Политика балансирования ХДП до середины 60-х годов
  3. Бывшая колония Франции в Северной Африке.
  4.  Политический курс правительств Италии в 60-70е годы
  5. Промышленный центр и железнодорожный узел на юге Франции
  6. Промышленный центр на севере Италии
  7. Президент Франции социалист
  8. Государство в Риме
  9. Верхняя палата французского парламента
  10. Лидер ХДП, выступивший за сотрудничество с ИКП

  1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Итак, мы познакомились с процессами, происходившими во Франции и в Италии во второй половине XX - начала XXI веков.

- Территория какого известного государства была разбита на зоны? ( Германии)

Сегодня мы поговорим о тех процессах, которые происходили в Гемании во второй половине XX - начала XXI веков        
Задача для учащихся: Почему раскол Германии на два государства приобрёл характер раскола Европы и мира на две социально- экономические системы и почему объединение произошло мирным путём ?

Запишите тему урока.

 IV.       Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

  1. Работа с документом.

Договорённости на Потсдамской конференции

Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство – постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения. Предусматривалось, что верх, власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруж. сил СССР, США, Англии и Франции, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям соответствующих правительств

2. Беседа по прочитанному.

—Какие четыре принципа были         были выдвинуты относительно Германии? (денацификация, децентрализация, демилитаризация, демократизация).

 Кто брал на себя контроль за происходящее? (страны союзники).

     -Между какими странами была разделена Германия? (СССР, США,

      Великобританией,Францией.).


3. Работа с учебником с 238- 239.

 4. Беседа по прочитанному материалу.

— Каковы были причины окончательно раскола Германии ? (Холодная война, денежная реформа 1948 года.)

— Какие государства образовались на территории Германии? (7 сентября 1949 г –ФРГ, 7октября 1949 г ГДР.)

 5. Работа с документом по группам

I группа

Ф. Хайек о социализме

Слово «социализм» может означать (и зачастую именно
в этом значении и испо
льзуется) исключительно идеалы со-
циальной справедливости, большего равенства и уверенно-
сти в завтрашнем дне, то есть конечные цели социа
лизма.
Но оно означает, кроме того, и конкрет
ные методы, с по-
мощью которых большинство социалистов надеется этих
целей достичь, причем многие компетентные люди считают
эти методы единственным путем к полному и быстрому
достижению перечис
ленных целей. В таком понимании со-
циализм — это упразднение частного производства, отмена
частной собственности на средства производства, создание
системы плановой экономики... С другой стороны, немало
тех, кто предан конечным целям социа
лизма не менее са-
мих социа
листов, но отказывается его поддерживать, ибо
видит в предлагаемых социа
листами методах угрозу цен-
ностям иного порядка... Почти все расхождения между со-
циалистами и либералами касаются именно методов, харак-
терных для всех форм коллективизма, а не конкретных
целей, для достижения которых их хотят использовать социа-
листы.

II группа

Из книги Л. Эрхарда « Благосостояние для всех.» 1960

     Государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкеуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции неосуществимы…

      В том изаключается тайна рыночного хозяйства и его превосходства над любым видом планового хозяйства, что в рыночном хозяйстве как бы ежедневно и ежечасно осуществляются процессы приспособления, которые приводят к правильному соотноршению спрос и предложение, национальную продукцию и национальный доход и тем к самым к равновесию….

      Я также считаю само собой разумеющимся долгом общественности заботиться об обеспечении людей не старости лет. Я имею ввидеу тех старых людей, которые не по своей вине потеряли свои сбережения в результате политики, приведшей к двум инфляциям…

       Вначале должна быть собственная, личная ответственность  и только тогда, когда одной этой ответственности оказывается мало или она безрезультатна, вступают в силу обязательства государства или общества в отношении человека.

        Там, где человек  и его семья, сознавая ответственность перед собой, в состоянии сами позаботиться о себе, -там принудительная защита со стороны государства должна прекратиться …

        Стремление к организации, к коллективному планированию и к коллективному строю может получить почву под ногами только тогда, когда человек готов к отречению от самого себя и к отказу от личной ответственности… В человеке стремление к свободе неотделимо от сознания ответственности…. Свобода без чувства ответственности ведёт к вырождению и хаосу!

       Материальные свободы делают людей несвободнее… Лишь подъём уровня благосостояния создаёт те условия, которые могут оторвать человека от его примитивного, по существу только материально мышления.

 Отношение потребителя к нашему экономическому строю будет становиться всё более положительным, если каждый гражданин будет уверен, что благодаря свободному рынку он сам будет определять  свою судьбу и не будет зависеть от анонимных экономических сил…

 Повышение жизненного уровня , к которому я стремлюсь, является проблемой  не столько распределения,  сколько производства, точнее, призводительности. Решение лежит не в делении, а вумножении национальной продукции. Те, кто своё внимание уделяет проблемам распеделения, всегда приходят к ошибочному желанию распределять больше, чем в состоянии производить народное хозяйство….

 Мы не строим египетских пирамид ради самих пирамид, это не самоцель: у нас каждая машина, каждая вступающая в строй электростанция, каждое новое рабочее место и все иные  возможности повышения интенсивности труда в конечном итоге служат обогащению человека, всех людей живущих и работающих в условиях « социального рыночного хозяйства»

     

- Сравните « социально рыночное хозяйство» и   социалистическое хозяйство(----)

6. Составление схемы

№ п/п

Либеральная

социально рыночная экономика ФРГ

Социалистическая экономика ГДР

1

Часная собственность

Отмена частной собственности на средства производства

2

Частное производство

Упразднение частного предпренимательства

3

Свободная конкуренция

Система плановой экономики

4

Рыночная экономика

Административное  регулирование

5

Доход по труду и капиталу

Уравнивание

6

Индивидуализм

Коллективизм

7

Плюрализм мнений

8

Равенство возможностей

К концу 80 –х  социально- экономическое положение в ГДР ухудшилось . ВА стране назрел глубокий политический кризис и возникла революционная ситуация. Выход был найден только через смену власти

 18 октября1989г – отставка Э.Хоннекера

 8 ноября 1989г- падение Берлинской стены

 18 марта 1990г- первые свободные выборы в ГДР

1 июля 1990г-  введение западногерманской марки в ГДР

2 декабря 1990г- общегерманские выборы

12 сентября 1990г- Договор об окончательном урегулировании в отношении

                                 Германии

1990-1998- правление Г. Колля

1998-2006- правление Г Шрёдера

2006-          правление А. Меркель

V.       Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности.

              I ряд  Оккупационный режим в  Германии: задать друг другу вопрос;

                       если сосед ответит неправильно, объяснить ему правильный

                        ответ. Оцените ответ.

             II ряд – Экономический и политический режим двух Германий; если

                       сосед ответит неправильно, объяснить ему правильный ответ.

                       Оцените ответ.

          III ряд – Экономический и политический режим двух Германий; если

                       сосед ответит неправильно, объяснить ему правильный ответ.

                       Оцените ответ.

  1. Этап обобщения и систематизации новых знаний и способов деятельности

Решение творческой задачи.

Составьте аналитическую записку на тему « Было ли неизбежно объединение двух германских государств с противоплложным социально- экономическим строем и почему процесс объединения  произошёл мирно и фактически вышел из под контроля властей ГДР»

  1. Этап информации о д/з.

Д/з&32 Р.Т №1 с 72

                    №2 с 73

                    №4 с 74

                    №5с 75

                    №6 с 75

  1. Этап подведения итогов учебного занятия.
  2. Рефлексия.
  1. Как вы чувствовали себя на уроке? (---)
  2. С каким настроением вы работали? (---)
  3. Достигли ли цели? (---)
  4. Какими приемами и методами мы ее достигли?(---)
  5. Что нового мы узнали? (---)          

КАРТОЧКА

Какие внешние и внутренние факторы привели  к краху Четвёртой республики и возвращению де Голля к власти?

 

           

         

КАРТОЧКА

Каковы причины итальянского экономического чуда?

Договорённости на Потсдамской конференции

Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство – постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения. Предусматривалось, что верх, власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруж. сил СССР, США, Англии и Франции, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям соответствующих правительств

Ф. Хайек о социализме

Слово «социализм» может означать (и зачастую именно
в этом значении и испо
льзуется) исключительно идеалы со-
циальной справедливости, большего равенства и уверенно-
сти в завтрашнем дне, то есть конечные цели социа
лизма.
Но оно означает, кроме того, и конкрет
ные методы, с по-
мощью которых большинство социалистов надеется этих
целей достичь, причем многие компетентные люди считают
эти методы единственным путем к полному и быстрому
достижению перечис
ленных целей. В таком понимании со-
циализм — это упразднение частного производства, отмена
частной собственности на средства производства, создание
системы плановой экономики... С другой стороны, немало
тех, кто предан конечным целям социа
лизма не менее са-
мих социа
листов, но отказывается его поддерживать, ибо
видит в предлагаемых социа
листами методах угрозу цен-
ностям иного порядка... Почти все расхождения между со-
циалистами и либералами касаются именно методов, харак-
терных для всех форм коллективизма, а не конкретных
целей, для достижения которых их хотят использовать социа-
листы.

Из книги Л. Эрхарда « Благосостояние для всех.» 1960

     Государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкеуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции неосуществимы…

      В том изаключается тайна рыночного хозяйства и его превосходства над любым видом планового хозяйства, что в рыночном хозяйстве как бы ежедневно и ежечасно осуществляются процессы приспособления, которые приводят к правильному соотноршению спрос и предложение, национальную продукцию и национальный доход и тем к самым к равновесию….

      Я также считаю само собой разумеющимся долгом общественности заботиться об обеспечении людей не старости лет. Я имею ввидеу тех старых людей, которые не по своей вине потеряли свои сбережения в результате политики, приведшей к двум инфляциям…

       Вначале должна быть собственная, личная ответственность  и только тогда, когда одной этой ответственности оказывается мало или она безрезультатна, вступают в силу обязательства государства или общества в отношении человека.

        Там, где человек  и его семья, сознавая ответственность перед собой, в состоянии сами позаботиться о себе, -там принудительная защита со стороны государства должна прекратиться …

        Стремление к организации, к коллективному планированию и к коллективному строю может получить почву под ногами только тогда, когда человек готов к отречению от самого себя и к отказу от личной ответственности… В человеке стремление к свободе неотделимо от сознания ответственности…. Свобода без чувства ответственности ведёт к вырождению и хаосу!

       Материальные свободы делают людей несвободнее… Лишь подъём уровня благосостояния создаёт те условия, которые могут оторвать человека от его примитивного, по существу только материально мышления.

 Отношение потребителя к нашему экономическому строю будет становиться всё более положительным, если каждый гражданин будет уверен, что благодаря свободному рынку он сам будет определять  свою судьбу и не будет зависеть от анонимных экономических сил…

 Повышение жизненного уровня , к которому я стремлюсь, является проблемой  не столько распределения,  сколько производства, точнее, призводительности. Решение лежит не в делении, а вумножении национальной продукции. Те, кто своё внимание уделяет проблемам распеделения, всегда приходят к ошибочному желанию распределять больше, чем в состоянии производить народное хозяйство….

 Мы не строим египетских пирамид ради самих пирамид, это не самоцель: у нас каждая машина, каждая вступающая в строй электростанция, каждое новое рабочее место и все иные  возможности повышения интенсивности труда в конечном итоге служат обогащению человека, всех людей живущих и работающих в условиях « социального рыночного хозяйства»

№ п/п

Либеральная

социально рыночная экономика ФРГ

Социалистическая экономика ГДР

1

Часная собственность

Отмена частной собственности на средства производства

2

Частное производство

Упразднение частного предпренимательства

3

Свободная конкуренция

Система плановой экономики

4

Рыночная экономика

Административное  регулирование

5

Доход по труду и капиталу

Уравнивание

6

Индивидуализм

Коллективизм

7

Плюрализм мнений

8

Равенство возможностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 9 классе Раскол и объединение Германии

Разработка урока истории в 9 классе по теме "Раскол и объединение Германии"...

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

Разработка урока истории 10 класс Объединение земель вокруг Москвы

Тема урока: Объединение земель вокруг Москвы Цели урока:Образовательные: определить причины и особенности образования централизованного государства, итоги деятельности московских князей в XIY век...

Презентация к уроку всеобщей истории 6 класс "КАК ПРОИСХОДИЛО ОБЪЕДИНЕНИЕ ФРАНЦИИ"

Презентация предназначина для урока всеобщей истории в 6 классе, тема:"Как происходило объединение Франции"...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...