Тематическое планирование курса «Основы буддийской культуры»
календарно-тематическое планирование по истории по теме
тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_budd_kul.docx | 23.35 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 13.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование курса «Основы буддийской культуры».
№ п\п | Тема урока | Часы | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля измерители | Домашнее задание | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Россия-наша Родина | 1 | Изучение нового материала. | Знакомство с курсом. Гуманизм как принцип отно-шений окружаю-щей действитель-ности. | Знать термины, общие представ-ления об основах буддийской культуры. | Беседа. | Стр 4-5 Ответить на вопросы 1,2. | |
2 | Культура и религия. Введение в буддий-скую культуру. | 1 | Изучение нового материала. | Культура. Виды культур. История возникновения по-нятия «Будда». Кто Такие буддисты. Значение понятия «мировые религии». | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные вопросы, давать определения понятий. | Устный опрос. | Стр 6-7 ответить на вопросы 1-4. | |
3-4 | Будда и его учение. | 2 | Изучение нового материала и его зак-репление. | Легенда рождении Будды. Четыре благородных ис-тины.Медитация. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, от-вечать на вопросы. | Опрос. Письмен ные за-дания | Стр8-11 Вопросы 1-5. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
5-6 | Буддийский священ-ный канон «Трипи-така». | 2 | Изучение нового материала. Закрепление нового материала. | Канон «Трипитака» «Корзина дисцип-линированных правил». «Корзина наставлений». От-личие буддийских книг и их особен- ности. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать. | Опрос. Письменные за-дания. | Стр 12-15. Вопросы 1-3. | |
7-8 | Буддийская картина мира. | 2 | Изучение нового материала. Закрепление нового материала. | Объяснение буд-дистами устрой-ства мира, изобра-жение колеса сан-сары. Понятия: карма,сансара, рас-каяние. | Знать основные положения по теме урока: оперирова-ние понятиями: карма, хорошая и плохая карма; место и роль человека в жизни. Уметь характеризо-вать духовную жизнь человека; анализировать, де-лать выводы, отве-чать на вопросы. | Опрос. Письменные за-дания. | Стр 16-19 Вопросы на стр 19 | |
9 | Добро и зло. | 1 | Комбини-рованный | Необходимость следования в жиз-ни «восьмерич- ным благородным путем». Мудрость. | Знать основные положения по урока: следование правильному взгля-ду, правильной ре-чи, правильным действиям. Уметь характеризо-вать благие и небла гие деяния, анали-зировать поступки, делать выводы, от-вечать на вопрсы. | Опрос. Письменные за-дания. Модели-рование ситуаций | Стр 20-23 вопросы 1-3 | |
10 | Принцип ненасилия. | 1 | Комбини-рованный | Знать ценность че-ловеческой жизни, оказание помощи всем безвозмездно | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать. | Опрос. Модели-рование ситуаций | Стр24-25 вопросы 1-3 | |
11 | Любовь к человеку и ценность жизни. | 1 | Комбини-рованный | Планета Земля- об-щий дом. Основные отрица-тельные качества человека: гнев, за-висть, жадность, себялюбие. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать. | Опрос. Модели-рование ситуаций | Стр 26-27 вопросы 1-4. | |
12 | Сострадание и милосердие. | 1 | Изучение нового материала. | Бодхисаттва и его святость. Молитва четыре безмерных пожелания. | Знать основные положения по теме урока:проявление милосердия поступ-ками, мудрость че-ловека. Уметь анализиро-вать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Опрос. Модели-рование ситуаций | Стр28-29 вопросы 1-4 | |
13 | Отношение к природе. | 1 | Комбини-рованный | Тесная связь человека и при-роды. Система зап-ретов в буддизме. Тяжкие деяния. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать | Опрос. Письменные за-дания | Стр 30-31 вопросы 1-5. | |
14 | Буддийские учители. | 1 | Изучение нового материала | Определение по-нятия «духовный учитель». Качества духовного учителя. Направления и школы буддизма, основатель школы Гелуг Чже Цонкапа. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий | Беседа. Словар-ная ра-бота. | Стр 32-33 вопросы 1-4. | |
15 | Семья в буддийской культуре и ее цен-ности. | 1 | Комбини-рованный | Семейные ценнос-ти в буддийской культуре. Обязан-ности родителей и детей по отноше-нию к друг другу. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать | Беседа. Словар-ная ра-бота. Мо делирование си-туаций. | Стр34-35 вопросы 1-3 | |
16-17 | Культура. Религия. Основы буддийского учения. Родители и дети | 2 | Повторение и обоб-щение пройденного матери-ала. | Знать основные по-ложения раздела. Уметь анализиро-вать делать выводы Отвечать на вопросы | Опрос. Письмен ые за-дания. Творчес-кие рабо ты уча-щихся. | Стр 36-37 | ||
18 | Буддизм в России. | 1 | Изучение нового материала | История развития Буддизма в России. Современные сос-тояние буддизма. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать | Опрос. Словар-ная ра-бота. | Стр 38-39 Вопросы 1-5 | |
19 | Путь духовного со-вершенствования. | 1 | Изучение нового материала | Какова путь духовного совер-шенствования ис-тинно верующего человека. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать | Опрос. Словар-ная ра-бота. Письмен ные за-дания. | Стр 40-43. | |
20-21 | Буддийское учение о добродетелях. | 2 | Изучение нового материала. Закрепление нового материала | Пути совершен-ствования человека через щедрость, нравственность, терпение. | Знать основные по-ложения по теме урока:в чем состоят причины страданий человека и как можно избавиться следуя восьмерич-ному благород-ному пути. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий | Беседа. Словар-ная ра-бота. Мо делирование си-туаций | Стр 40-43 вопросы 1-8. | |
22 | Буддийские симво-лы. | 1 | Изучение нового материала | Буддийские сим-волы: три драго-ценности, восемь благоприятных сим волов. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать | Опрос. Работа с иллюст-рациями | Стр 48-51 вопросы 1-6 | |
23 | Буддийские ритуалы и обряды. | 1 | Изучение нового материала | Общие для буд-дистов ритуалы, понятия: мантра, подношение, ри-туальные четки. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать | Опрос. Письменные за-дания | Стр 52-55 вопросы 1-6 | |
24 | Буддийские святыни. | 1 | Изучение нового материала | Буддийские святы-ни в мире:дерево Бодхи, история буддийской ступы и история ее возникновения. Буддийские свя-тыни в России: сан-даловый Будда, Хомбо-лама Даша-Доржо Итигэлов. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать | Опрос. Письменные за-дания. Работа с иллюстрациями. | Стр56-59 вопросы 1-3. | |
25 | Буддийские священ-ные сооружения. | 1 | Комбинированный. | О буддийских свя-щенных сооруже-ниях. Особенннос-ти и значение их сооружения. Обря-ды освящения ступы. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать | Опрос. Письменные за-дания. Работа с иллюстрациями | Стр 60-63 вопросы 1-4. | |
26 | Буддийский храм. | 1 | Комбинированный. | Об особенностях буддийского храма устройство храма. Правила поведения верующего внутри храма. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать | Опрос. Письменные за-дания. Работа с иллюстрациями. Словар-ная ра-бота. | Стр 64-67 вопросы 1-4. | |
27 | Буддийский кален-дарь. | 1 | Комбинированный. | Каким календарем пользуются буд-дисты, особеннос-ти буддийского ка-лендаря. Астрологическая икона. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать | Письменные за-дания. Работа с иллюстрациями. Словар-ная ра-бота | Стр 68-69 вопросы 1-3. | |
28 | Буддийские празд-ники. | 1 | Комбинированный. | О значении празд-ников в буддийс-кой культуре. Об основных празд-никах, отмечаемых буддистами. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать. | Письменные за-дания. Работа с иллюстрациями. | Стр 70-73 вопросы 1-5. | |
29 | Искусство в буд-дийской культуре. | 1 | Комбинированный. | Строгие правила исполнения буд-дийских храмов, ступ, танк. Правила скульптурного изо-бражения Будды Шакьямуни. Духов-ная традиция буд-дизма. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать. | Письменные за-дания. Работа с иллюстрациями. | Стр 74-77 вопросы 1-3. | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Изучение нового материала | Ценность любви к Родине. Уважение к культурным тра-дициям других народов в полиэт-ническом и поли- конфессиональном пространстве нашей Родины. | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать | Письменные за-дания. Работа с иллюстрациями. | Стр 78-79 сочинение «Что та-кое истин-ная лю-бовь к своей Ро-дине». | |
31-32 | Повторительно-обоб щающий урок. | 2 | Повторение и обоб-щение пройденного матери-ала. | Знать основные по-ложения раздела. Уметь анализиро-вать делать выводы Отвечать на вопросы | Опрос. Письмен ые за-дания. Творчес-кие рабо ты уча-щихся. | |||
33-34 | Резервные часы. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Религия играет важнейшую роль в истории человечества - в течение тысячелетий она являлась (а во многом является и ныне) структурообразующим элементом культуры, в значительной степени определяя ее ценности. Религия оказывает свое влияние на формирование мировоззренческих установок людей, на их поведение. Поэтому на уроках истории и обществознания важно уделить особое внимание изучению феномена религии, непредвзято и объективно осветить ключевые проблемы религиоведения.
В связи с введением в России курса Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в 4-5 классах. Встает вопрос о втором концентре в изучении религиозной проблематики (в рамках старшей школы). Предлагаемый вариант организации учебной деятельности предусматривает продолжение работы по формированию представлений и знаний о религии в старших классах социально-гуманитарного профиля на уроках обществознания в рамках отдельного модуля.
Цель: на основе принципов научности, толерантности и уважения права личности на свободу вероисповедания рассмотреть основные концепции происхождения и сущности религии, ее исторические типы, структуру, функции и роль в жизни общества.
Основные умения учащихся:
-раскрывать содержание основных понятий модуля;
-характеризовать основные подходы к определению сущности религии;
-объяснять причины возникновения религиозных верований;
-называть отличительные признаки религии, ее структуру и основные функции;
-знать исторические формы религии;
-сравнивать мировые религии, особенности их вероучения;
-оценивать роль религии в жизни общества;
-обосновывать необходимость толерантного отношения к различным взглядам;
-доказательно аргументировать собственную точку зрения;
-самостоятельно получать, систематизировать, анализировать, творчески перерабатывать информацию из различных источников.
Формы проведения занятий: лекции, семинары, дидактические игры, дискуссии, беседы, уроки-решения проблемных ситуаций, практикумы.
Методы проведения занятий: проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.
Средства: иллюстрации, документы, раздаточный материал, медиа-ресурсы. Обширный перечень Интернет ресурсов по религиозной проблематике представлен в коллекции полезных ссылок на сайте журнала «Преподавание истории в школе».
Основные понятия: анимизм, атеизм, Бог, Будда, Сиддхарта, буддизм, вера, деноминация, Иисус Христос, ислам, конфессия, культ, мессия, Мухаммед, нирвана, религия, сансара, теизм, сакрализация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование курса Основы православной культуры в 6 классе
Планирование составлено по учебнику «Основы православной культуры». А. В. Бородина. Изд. «ОПК». М., 2007 г. 6 класс ...
тЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА "Основы религиозных культур и светской этики"и"
Данный материал поможет учителям, преподающим новый курс ОРКСЭ, дана подробная расчасовка тем по предметам...
Тематическое планирование модуля "Основы православной культуры"
Тематическое планирование составлено к учебнику А.В. Кураева "Основы православной культуры"(ОРКСЭ), ДЛЯ 4 КЛАССА...
Тематическое планирование предмета "Основы православной культуры" для 6 класса. Раздел "История церкви"
Тематическое планирование составлено к учебнику и программе "История христианской церкви" Щербаковой Е.В. и учебнику "История христианства. Духовные традиции и культура" под ред. Сахарова А.Н. Планиро...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 5-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 5-х классов муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Дмит...
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.9 КЛАСС.
Календарно- тематическое планирование 9 класс...