Тематическое планирование курса «Основы буддийской культуры»
календарно-тематическое планирование по истории по теме

Канчыыр Алена Хугбековна

тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_budd_kul.docx23.35 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx13.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование курса «Основы буддийской культуры».

п\п

Тема урока

Часы

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля измерители

Домашнее

задание

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Россия-наша Родина

1

Изучение нового материала.

Знакомство с курсом. Гуманизм как принцип отно-шений окружаю-щей действитель-ности.

Знать термины, общие представ-ления об основах буддийской культуры.

Беседа.

Стр 4-5

Ответить на вопросы

1,2.

2

Культура и религия. Введение в буддий-скую культуру.

1

Изучение нового материала.

Культура. Виды культур. История возникновения  по-нятия «Будда». Кто

Такие буддисты. Значение понятия «мировые религии».

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные вопросы, давать

определения понятий.

Устный опрос.

Стр 6-7 ответить на вопросы

1-4.

3-4

Будда и его учение.

2

Изучение нового материала и его зак-репление.

Легенда рождении

Будды. Четыре благородных ис-тины.Медитация.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, от-вечать на вопросы.

Опрос. Письмен

ные за-дания

Стр8-11

Вопросы 1-5.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5-6

Буддийский священ-ный канон «Трипи-така».

2

Изучение нового материала. Закрепление нового материала.

Канон «Трипитака» «Корзина дисцип-линированных правил». «Корзина наставлений». От-личие буддийских книг и их особен- ности.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать.

Опрос. Письменные за-дания.

Стр 12-15.

Вопросы 1-3.

7-8

Буддийская картина мира.

2

Изучение нового материала. Закрепление нового материала.

Объяснение буд-дистами устрой-ства мира, изобра-жение колеса сан-сары. Понятия: карма,сансара, рас-каяние.

Знать основные положения по теме урока: оперирова-ние понятиями: карма, хорошая и плохая карма; место и роль человека в жизни.

Уметь характеризо-вать духовную жизнь человека; анализировать, де-лать выводы, отве-чать на вопросы.

Опрос. Письменные за-дания.

Стр 16-19

Вопросы на стр 19

9

Добро и зло.

1

Комбини-рованный

Необходимость следования в жиз-ни «восьмерич- ным благородным путем». Мудрость.

Знать основные положения по урока: следование правильному взгля-ду, правильной ре-чи, правильным действиям.

Уметь характеризо-вать благие и небла

гие деяния, анали-зировать поступки, делать выводы, от-вечать на вопрсы.

Опрос. Письменные за-дания. Модели-рование ситуаций

Стр 20-23 вопросы 1-3

10

 Принцип ненасилия.

1

Комбини-рованный

Знать ценность че-ловеческой жизни, оказание помощи всем безвозмездно

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать.

Опрос. Модели-рование ситуаций

Стр24-25 вопросы 1-3

11

Любовь к человеку и ценность жизни.

1

Комбини-рованный

Планета Земля- об-щий дом. Основные отрица-тельные качества человека: гнев, за-висть, жадность, себялюбие.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать.

Опрос. Модели-рование ситуаций

Стр 26-27 вопросы 1-4.

12

Сострадание и милосердие.

1

Изучение нового материала.

Бодхисаттва и его святость. Молитва четыре безмерных пожелания.

Знать основные положения по теме урока:проявление милосердия поступ-ками, мудрость че-ловека.

Уметь анализиро-вать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Опрос. Модели-рование ситуаций

Стр28-29 вопросы 1-4

13

 Отношение к природе.

1

Комбини-рованный

Тесная связь человека и при-роды. Система зап-ретов в буддизме. Тяжкие деяния.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать

Опрос. Письменные за-дания

Стр 30-31 вопросы 1-5.

14

Буддийские учители.

1

Изучение нового материала

Определение по-нятия «духовный учитель». Качества духовного учителя. Направления и школы буддизма, основатель школы Гелуг Чже Цонкапа.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий

Беседа. Словар-ная ра-бота.

Стр 32-33 вопросы 1-4.

15

Семья в буддийской культуре и ее цен-ности.

1

Комбини-рованный

Семейные ценнос-ти в буддийской культуре. Обязан-ности родителей и детей по отноше-нию к друг другу.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать

Беседа. Словар-ная ра-бота. Мо

делирование си-туаций.

Стр34-35 вопросы 1-3

16-17

Культура. Религия. Основы буддийского учения. Родители и дети

2

Повторение и обоб-щение пройденного матери-ала.

Знать основные по-ложения раздела.

Уметь анализиро-вать делать выводы

Отвечать на вопросы

Опрос. Письмен

ые за-дания.

Творчес-кие рабо

ты уча-щихся.

Стр 36-37

18

Буддизм в России.

1

Изучение нового материала

История развития

Буддизма в России.

Современные сос-тояние буддизма.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать

Опрос. Словар-ная ра-бота.

Стр 38-39

Вопросы 1-5

19

Путь духовного со-вершенствования.

1

Изучение нового материала

Какова путь духовного совер-шенствования ис-тинно верующего человека.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать

Опрос. Словар-ная ра-бота. Письмен

ные за-дания.

Стр 40-43.

20-21

Буддийское учение о добродетелях.

2

Изучение нового материала. Закрепление нового материала

Пути совершен-ствования человека через щедрость, нравственность, терпение.

Знать основные по-ложения по теме урока:в чем состоят причины страданий человека и как можно избавиться следуя восьмерич-ному благород-ному пути.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий

Беседа. Словар-ная ра-бота. Мо

делирование си-туаций

Стр 40-43 вопросы 1-8.

22

 Буддийские симво-лы.

1

Изучение нового материала

Буддийские сим-волы: три драго-ценности, восемь благоприятных сим

волов.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать

Опрос. Работа с иллюст-рациями

Стр 48-51 вопросы 1-6

23

Буддийские ритуалы и обряды.

1

Изучение нового материала

Общие для буд-дистов ритуалы, понятия: мантра, подношение, ри-туальные четки.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать

Опрос. Письменные за-дания

Стр 52-55 вопросы 1-6

24

Буддийские святыни.

1

Изучение нового материала

Буддийские святы-ни в мире:дерево Бодхи, история буддийской ступы и история ее возникновения. Буддийские свя-тыни в России: сан-даловый Будда, Хомбо-лама Даша-Доржо Итигэлов.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать

Опрос. Письменные за-дания. Работа с иллюстрациями.

Стр56-59 вопросы 1-3.

25

Буддийские священ-ные сооружения.

1

Комбинированный.

О буддийских свя-щенных сооруже-ниях. Особенннос-ти  и значение их сооружения. Обря-ды освящения ступы.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать

Опрос. Письменные за-дания. Работа с иллюстрациями

Стр 60-63 вопросы 1-4.

26

Буддийский храм.

1

Комбинированный.

Об особенностях буддийского храма устройство храма. Правила поведения верующего внутри храма.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать

Опрос. Письменные за-дания. Работа с иллюстрациями. Словар-ная ра-бота.

Стр 64-67 вопросы 1-4.

27

Буддийский кален-дарь.

1

Комбинированный.

Каким календарем пользуются буд-дисты, особеннос-ти буддийского ка-лендаря. Астрологическая икона.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать

Письменные за-дания. Работа с иллюстрациями. Словар-ная ра-бота

Стр 68-69 вопросы 1-3.

28

Буддийские празд-ники.

1

Комбинированный.

О значении празд-ников в буддийс-кой культуре. Об основных празд-никах, отмечаемых буддистами.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать.

Письменные за-дания. Работа с иллюстрациями.

Стр 70-73 вопросы 1-5.

29

Искусство в буд-дийской культуре.

1

Комбинированный.

Строгие правила исполнения буд-дийских храмов, ступ, танк. Правила скульптурного изо-бражения Будды Шакьямуни. Духов-ная традиция буд-дизма.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать.

Письменные за-дания. Работа с иллюстрациями.

Стр 74-77 вопросы 1-3.

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Изучение нового материала

Ценность любви к Родине. Уважение к культурным тра-дициям других народов в полиэт-ническом и поли- конфессиональном пространстве нашей Родины.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать на пос-тавленные воп-росы, давать оп-ределения понятий, анализировать, делать выводы сравнивать

Письменные за-дания. Работа с иллюстрациями.

Стр 78-79 сочинение

«Что та-кое истин-ная лю-бовь к своей Ро-дине».

31-32

Повторительно-обоб

щающий урок.

2

Повторение и обоб-щение пройденного матери-ала.

Знать основные по-ложения раздела.

Уметь анализиро-вать делать выводы

Отвечать на вопросы

Опрос. Письмен

ые за-дания.

Творчес-кие рабо

ты уча-щихся.

33-34

Резервные часы.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Религия играет важнейшую роль в истории человечества - в течение тысячелетий она являлась (а во многом является и ныне) структурообразующим элементом культуры, в значительной степени определяя ее ценности. Религия оказывает свое влияние на формирование мировоззренческих установок людей, на их поведение. Поэтому на уроках истории и обществознания важно уделить особое внимание изучению феномена религии, непредвзято и объективно осветить ключевые проблемы религиоведения.

        В связи с введением в России курса Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в 4-5 классах. Встает вопрос о втором концентре в изучении религиозной проблематики (в рамках старшей школы). Предлагаемый вариант организации учебной деятельности предусматривает продолжение работы по формированию представлений и знаний о религии в старших классах социально-гуманитарного профиля на уроках обществознания в рамках отдельного модуля.

   Цель: на основе принципов научности, толерантности и уважения права личности на свободу вероисповедания рассмотреть основные концепции происхождения и сущности религии, ее исторические типы, структуру, функции и роль в жизни общества.

   Основные умения учащихся:

-раскрывать содержание основных понятий модуля;

-характеризовать основные подходы к определению сущности религии;

-объяснять причины возникновения религиозных верований;

-называть отличительные признаки религии, ее структуру и основные функции;

-знать исторические формы религии;

-сравнивать мировые религии, особенности их вероучения;

-оценивать роль религии в жизни общества;

-обосновывать необходимость толерантного отношения к различным взглядам;

-доказательно аргументировать собственную точку зрения;

-самостоятельно получать, систематизировать, анализировать, творчески перерабатывать информацию из различных источников.

Формы проведения занятий: лекции, семинары, дидактические игры, дискуссии, беседы, уроки-решения проблемных ситуаций, практикумы.

Методы проведения занятий: проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.

Средства: иллюстрации, документы, раздаточный материал, медиа-ресурсы. Обширный перечень Интернет ресурсов по религиозной проблематике представлен в коллекции полезных ссылок на сайте журнала «Преподавание истории в школе».

Основные понятия: анимизм, атеизм, Бог, Будда, Сиддхарта, буддизм, вера, деноминация, Иисус Христос, ислам, конфессия, культ, мессия, Мухаммед, нирвана, религия, сансара, теизм, сакрализация.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование курса Основы православной культуры в 6 классе

Планирование составлено по учебнику «Основы православной культуры». А. В. Бородина. Изд. «ОПК». М., 2007 г. 6 класс ...

тЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА "Основы религиозных культур и светской этики"и"

Данный материал поможет учителям, преподающим новый курс ОРКСЭ,  дана подробная расчасовка тем по предметам...

Тематическое планирование модуля "Основы православной культуры"

Тематическое планирование составлено к учебнику А.В. Кураева "Основы православной культуры"(ОРКСЭ), ДЛЯ 4 КЛАССА...

Тематическое планирование предмета "Основы православной культуры" для 6 класса. Раздел "История церкви"

Тематическое планирование составлено к учебнику и программе "История христианской церкви" Щербаковой Е.В. и учебнику "История христианства. Духовные традиции и культура" под ред. Сахарова А.Н. Планиро...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 5-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся  5-х  классов муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Дмит...

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...