КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.9 КЛАСС.
рабочая программа (9 класс) на тему
Календарно- тематическое планирование 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно – тематическое планирование | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Всего часов | Дата проведения | |
план | факт |
1 | Развитие религии в Новое время (общая характеристика) | 1 | ||
2 | Развитие синтоизма | 1 | ||
3 | Развитие конфуцианства | 1 | ||
4 | Развитие буддизма. Буддизм - традиционная религия народов в России | 1 | ||
5 | Развитие иудаизма. | 1 | ||
6 | Развитие ислама. Основные исторические события | 1 | ||
7 | Ислам - традиционная религия народов в России. | 1 | ||
8 | Развитие христианства в Западной Европе. | 1 | ||
9 | Развитие римского католицизма в XVIII–XX вв. | 1 | ||
10 | Развитие протестантизма в XVIII–XX вв. | 1 | ||
11 | Развитие англиканской церкви в XVIII–XX вв. | 1 | ||
12 | Развитие других нехристианских конфессий в XVIII–XX вв. | 1 | ||
13 | Деструктивные религиозные секты и их опасность | 1 | ||
14 | Государственно-религиозные отношения в России в первой половине XVIII века.. | 1 | ||
15 | Святые Русской православной церкви в XVIII веке.. | 1 | ||
16 | Политика государства по отношению к Церкви во второй половине XVIII века. | 1 | ||
17 | Отношение государства и церкви в XIX веке. | 1 | ||
18 | Святые земли русской XIX в. Миссионерская деятельность церкви. | 1 | ||
19 | Монастыри России в XIX веке.. | 1 | ||
20 | Отношение интеллигенции к Церкви. Развитие атеизма | 1 | ||
21 | Православная интеллигенция XIX века. | 1 | ||
22 | История православия в Курском крае XVIII- XIXвв | 1 | ||
23 | Русская Православная Церковь на рубеже XIX – начала XX вв. | 1 | ||
24 | Идея необходимости возвращения к православию в трудах русских мыслителей XX в. | 1 | ||
25 | Поместный Собор Русской православной церкви в 1917 году. | 1 | ||
26 | Русская православная церковь при Советской власти. | 1 | ||
27 | Новомученики и исповедники российские.. | 1 | ||
28 | Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны. | 1 | ||
29 | Новый этап борьбы против православной церкви после смерти И.В. Сталина | 1 | ||
30 | Развитие русской православной церкви в 70–80 годы. | 1 | ||
31 | Трагические последствия борьбы с церковью в XX веке | 1 | ||
32 | Возрождение православной веры с конца 80-х годов XX века. | 1 | ||
33 | Русская православная церковь в наши дни. | 1 | ||
34 | История иконы Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. | 1 |
Итого 34 уч часа
Основы православной культуры. 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе учебной программы разработанной КГУ под руководством доктора педагогических наук В.М. Меньшикова, утвержденной постановлением коллегии Комитета образования Курской области от 9 июня 2006 г.
Место предмета в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Цель курса: духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.
Основные задачи курса:
Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.
Познакомить учащихся с историей, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.
Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь
Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Программно-организационные пособия
Основы православной культуры: учебная программа. Научн. рук. В. М. Меньшиков, авторы: Л. П. Гладких, протоиерей Валентин Гребеньков, архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин), В. М. Меньшиков, С. Э. Наперстникова. — Курск: Курск. гос. ун-т., 2010.
Учебная литература для учащихся
Христианство и религии мира. – 2-е изд. Под ред. В.М. Царева–М.: ПРО-ПРЕСС, 2010
Княжеский А.И. Притчи: Учеб. пособие для 7–11 классов. – М.: МИРОС, 2010.
Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Учеб. пособие для школьников и студентов. 3-е издание. – М.: Про-Пресс, 2013.
Учебно-методическая литература для учителя
Перевезенцев С.В., Епископ Зиновий (А.А. Корзинкин), Меньшиков В.М. От Руси языческой до Руси Святой. Основы православной культуры 9 класс. История русского православия от древнего времени до XVIII века. Курск-2013 г.
Янушкявичене О.Л.Основы нравственности. Методическое пособие для учителя М.: ПРО-ПРЕСС, 2010
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2011.
Дополнительная литература для учителя и учащихся, иллюстративный материал
Великие духовные пастыри России. – М.: Владос, 2010.
Святые земли Русской / Сост. С.С. Бычков. – М.: Белый берег, 2012.
. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи: Очерки о русской культуре XII–XX вв. – М.: Филология, 2010.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.
Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований, особенно – обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы – задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграцию в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество.
Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реализации государственной политики в решении задач воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.
Изучение православной культуры в светской школе будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества. Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации как традиционной религии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского народа, так и других народов в составе Российского государства. Программа предусматривает специфику Курского и соответственно тех, в которых будет осуществляться. Это обеспечивается выделением специальных или свободных тем в программе.
Цель курса:
духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.
Основные задачи курса:
1. Помочь каждому ребенку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, традиционного образа жизни.
2. Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.
3. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета; историей христианской церкви, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
4. Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.
5. Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы и системообразующее значение для российской культуры. Сформулировать интерес у детей к систематическому изучению православного искусства.
6. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты.
7. Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью
Средняя группа охватывает учеников с 5 по 9 классы. Этот период является переходным в жизни человека, поэтому в изучении курса очень важно сместить акценты в сторону морально-интеллектуального развития. Основой содержания становится история, что дает возможность изучения православной культуры не только в ее историческом развитии, но и в органичной связи с другими школьными предметами, особенно с историей. Изучение истории дает огромный и неопровержимый материал и для понимания истины православия и для более правильного уяснения моральной, эстетической, культурной сторон православной жизни.
Заметное место в изучении этого раздела должно занять знакомство с историей православия родного края: его монастырей и храмов, его святых, важнейших событий Курского края. При этом изучение не должно ограничиваться только изложением сведений, но предполагается посещение монастырей и храмов, святых мест, участие на доступном уровне в исследовательской краеведческой работе.
Требования к уровню подготовки ученика средней школы
Важнейшее, общее требование к подготовке ученика старших классов – целостное видение и представление православной культуры на уровне содержательных линий, соответственно возрастным возможностям учащегося старшего возраста, умение использовать полученные знания в рамках других учебных дисциплин, желание и потребность учащихся в формировании своей жизни согласно нравственным заповедям христианства.
В соответствии с этим учащийся должен:
1. По содержательной линии: «Православная христианская картина мира»: иметь понятие о православном видении мира, истории человечества и человеке.
2. По содержательной линии: «Православие и религии мира»: иметь целостное представление о главных религиях мира, о сектах и опасностях деятельности деструктивных сект для общества и человека.
3. По содержательной линии: «История православной религии и культуры»: иметь целостное представление об основных библейских событиях, истории православия и православной культуры.
4. По содержательной линии: «Письменная культура православия (православная словесность)»: иметь целостное представление о главных линиях развития духовной художественной литературы.
5. По содержательной линии: «Православный образ жизни»: иметь целостное представление о православном образе жизни человека, семьи, общества; об умении и желании жить в соответствии с этими нормами.
6. По содержательной линии: «Нравственная культура православия»: иметь целостное представление о мире этики, в том числе знать основные этические понятия: духовность, благодать, смирение, послушание, милосердие и т.д., знать о путях духовно-нравственного совершенствования.
7. По содержательной линии: «Художественная культура православия»: иметь целостное видение развития мировой и русской православной художественной культуры.
8. По содержательной линии: «Православие – традиционная религия русского народа»: иметь целостное представление о главных исторических событиях в России в контексте православного понимания русской истории. Уяснить ведущую роль православия в духовной жизни русского народа.
9. По содержательной линии: «Региональный (национально-региональный) компонент образования»: иметь целостное видение истории развития православия в Курском крае и его современное состояние
Рабочая программа составлена на основе учебной программы разработанной КГУ под руководством доктора педагогических наук В.М. Меньшикова, утвержденной постановлением коллегии Комитета образования Курской области от 9 июня 2006 г.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Содержание тем учебного курса
по разделам курса 9 класс
Раздел I. Религии мира (XVIII–XX) вв.13 ч
Новое время - возникновение понятия и его духовное содержание. Учение Церкви о развращении народов в «последние времена» после эпохи доминирования христианства. Развитие религии в Новое время (общая характеристика)
Развитие синтоизма
Развитие конфуцианства
Развитие буддизма. Буддизм - традиционная религия народов в России
Развитие иудаизма.
Развитие ислама. Основные исторические события
Ислам - традиционная религия народов в России. Развитие ислама в России. Современное состояние
Развитие христианства в Западной Европе. Рационализм. Секуляризация. Изменения в духовном мире западно-европейского человека XVIII века
Развитие римского католицизма в XVIII–XX вв.
Развитие протестантизма в XVIII–XX вв.
Развитие англиканской церкви в XVIII–XX вв.
Развитие других нехристианских конфессий в XVIII–XX вв.
Оккультизм. Сатанизм. Деструктивные религиозные секты и их опасность
Раздел II. История Русской Православной Церкви (XVIII–XIX) вв.
Государственно-религиозные отношения в России в первой половине XVIII века. Двойственный характер реформ Петра I. Петр I и Русская Православная Церковь. Проникновение протестантизма в Россию. Упразднение патриаршества, учреждение Духовной коллегии сената (Святейший Правительствующий синод).
Развитие православия в XVIII веке. Святые Русской православной церкви в XVIII веке: Димитрий Ростовский, Митрофаний Воронежский, Тихон Задонский и другие. Просветительская деятельность Церкви: Феофан (Прокопович), митрополит Платон (Левшин).
Политика государства по отношению к Церкви во второй половине XVIII века. Православие и русская культура в XVIII веке. Значение православия в жизни российского государства и русских людей. Православные воины: Ф.Ушаков, А.Суворов
XIX век и православие в России. Отношение государства и церкви в XIX веке. Личная вера русских императоров.
Святые земли русской XIX в.: прп. Серафим Саровский, митрополит Филарет. Миссионерская деятельность церкви: митрополит Иннокентий и др. Епископ Феофан Затворник, епископ Игнатий Брянчанинов.
Монастыри России в XIX веке. Оптина Пустынь как один из центров духовной жизни в России. Старчество как феномен русской религиозной жизни. Св. прп. Амвросий Оптинский.
Отношения народа к церкви. Отношение интеллигенции к Церкви. Развитие атеизма. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и др.
Православная интеллигенция XIX века: Н.В. Гоголь, А.С. Хомяков,
Ф.М. Достоевский, К.Д. Ушинский, К.П. Победоносцев, В.С. Соловьев, Д.И. Менделеев и др.
История православия в Курском крае XVIII веке
Раздел III. История Русской Православной Церкви. XXв- начало ХХI века 12ч
Русская Православная Церковь на рубеже XIX – начала XX вв.:Обоснование идеологии необходимости возвращения к православию в трудах крупнейших русских мыслителей XX в.: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, С.Л. Франка, В.И. Вернадского и др. Молодежное православное движение.
общая характеристика.
Поместный Собор Русской православной церкви в 1917 году.
Развитие православной церкви в Курской губернии XIX – начала XX вв Русская православная церковь при Советской власти. Начало гонений и массовых репрессий православных христиан, русского народа. Патриарх Тихон. Скорбный путь патриарха. Православная церковь в годы гражданской войны
Гонения на церковь после гражданской войны. Подвиг мученичества Русской православной церкви. Новомученики и исповедники российские. Икона «Собор новомучеников российских». Свидетельства об этой эпохе.
Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны. Восстановление патриаршества. Патриарх Алексий (Симанский). Маршал Жуков и старец Нектарий. Частичное восстановление православной церкви в период войны и в послевоенное время
Новый этап борьбы против православной церкви после смерти И.В. Сталина
Развитие русской православной церкви в 70–80 годы. Поместный Собор Русской православной церкви 1988 года и празднование 1000-летия Крещения Руси
XX век. Трагедия русского православия. Трагические последствия борьбы с церковью для всех сторон жизни русского народа: экономической, социальной, духовной, нравственной, культурной
Русская православная церковь в наши дни. Необходимость восстановления полноты православной жизни. Пути преодоления религиозной катастрофы. Главные направления деятельности Русской православной церкви: духовная, миссионерская, социальная, образовательная. Роль православия в жизни нашего государства, общества, культуры, семьи, человека
История иконы Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. Великие святые Курского края
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | тема | Количество часов |
1 | Раздел I. Религии мира (XVIII–XX) вв. | 13ч |
2 | Раздел II. История Русской Православной Церкви. XVIII– XIX вв. | 9ч |
3 | Раздел III. История Русской Православной Церкви. XXв- начало ХХI века | 12ч |
Требования к уровню подготовки учащихся.
$11. Знать термины и понятия: Единобожие, Бог-Троица, Дух, духовная жизнь, творение человека, откровение, символ веры, Церковь Божия, Христианская церковь, Искупление, спасение. Знать притчи Библейских сюжетов.
$12. Сопоставлять: мировоззрения религиозные и нерелигиозные: религия и наука: Бог и Творение; мир духовный и материальный; ересь, раскол, секта.
3.Объяснять: мировоззрение личности, духовно-мировоззренческие основы культуры; Православная Христианская культура; духовная сущность грека и его последствия.
4. Знать особенности культур: буддизма, иудаизма, мусульманства, католицизма, протестантизма.
5. Соблюдать заповеди, правила поведения в храме.
Источники информации и средства обучения.
$11. Библия.
$12. Медушевский В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. – M., 2001
$13. Основы православной культуры. Учебная программа. - Курск: КГУ, 2006
$14. Религии мира: Пособие для учащихся / Под ред. Я.Н.Щапова- М: Просвещение, 1994
$15. Христианство и религии мира. - М.: Про-Пресс, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...
. Терскова С. А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе. // Основы православной культуры в школе. – 2015 - № 4. – с. 27-29.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе....
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...
Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс
Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....
Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...