Урок по теме "Начало Великой Отечественной войны"
план-конспект урока по истории (10 класс)
Сценарий урока по теме "Начало Великой Отечественной войны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №5»
г. Железногорска Курской области
Урок истории в 10 классе
«Начало Великой Отечественной войны»
Стародумова Лина Юрьевна,
учитель истории и обществознания
Урок истории в 10 классе
«Начало Великой Отечественной войны»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: сформировать целостное представление о начальном периоде Великой Отечественной войны
Задачи
Образовательные: дать характеристику основных сражений начального периода ВОВ, показать трагизм событий первых месяцев войны, раскрыть характер ВОВ.
Развивающие: продолжать активизировать самостоятельную работу в группах, развивать интерес к работе с дополнительной литературой, свободно ориентироваться по карте.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны и народа.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: содержание плана «Барбаросса», ход сражений начального периода ВОВ, причины поражения Красной Армии в первые месяцы войны;
уметь: обоснованно анализировать исторический источник, статистические данные.
Личностные: способность формировать и отстаивать собственное мнение с привлечением исторических фактов.
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД: формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения целей, в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы сверстников.
Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.
Познавательные УУД: умение пользоваться изучающим видом чтения, преобразовывать схемы и знаки для решения учебных задач, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Основные понятия: блицкриг, мобилизация, фронт.
Межпредметные связи: МХК (искусство кино).
Ресурсы: учебник В.А. Никонов, С.В. Девятов «История. История России 1914-начало XXIв.», Р.В. Пазин, П.А. Ушаков. История. Картографический практикум.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
I. Мотивация.
- Все дальше уходят от нас лихие военные годы. Давно отшумели фронтовые грозы над русской землей. Перепаханы окопы, засыпаны рвы и воронки от взрывов. Но святой долг сегодняшнего поколения - никогда не забывать того, что сделали наши деды и прадеды. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
В те страшные годы речь шла о том, быть или не быть нашей стране, выжить или погибнуть нашему народу. Советский народ ценой неимоверных усилий сумел разгромить врага, однако заплатил за это огромную цену. Каждый день войны стоил жизни более чем 18-ти тысячам человек на фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации и в гетто, в подполье и в партизанских отрядах, на каторжных работах и в газовых камерах лагерей смерти... Это 782 человека ежечасно, 13 человек ежеминутно... Представьте себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек... Это страшные цифры. За ними - миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей, невест...
II. Актуализация опорных знаний.
- Шел второй год второй мировой войны. Весной 1941 года приближение войны к СССР ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Какой же была обстановка в СССР перед началом Великой Отечественной войны?
Аналитическая беседа по вопросам: В сентябре 1939г. И.В. Сталин потребовал: «Не дразните немцев…» Почему было дано такое указание? Как отражались военные события в Европе на обстановке в СССР? Какие меры принимались советским правительством? Как осуществлялось укрепление обороноспособности СССР?
IV. Создание проблемной ситуации.
- 22 июня 1941 года без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германская армия перешла границы Советского Союза и обрушила всю мощь оружия на нашу землю. Началась Великая Отечественная война, которая длилась 1418 дней и ночей.
Первые месяцы войны были самыми сложными для советского народа, Красная Армия, неся огромное потери, была вынуждена оставить большие территории и вела тяжёлые оборонительные бои против гитлеровских агрессоров. Однако гитлеровский план молниеносной войны потерпел крах. Г.Геббельс в сентябре 1941г. сделал вывод о необходимости «постепенно начать готовить народ к продолжительной войне».
Благодаря чему ситуация, сложившаяся в первые месяцы войны не стала катастрофической для СССР? Это главный вопрос, на который мы должны ответить в конце сегодняшнего урока.
III. Формулирование темы и задач урока.
В ночь с 21 на 22 июня 1941г. по всей стране отмечался школьный выпускной бал. В это воскресенье ярко светило солнце, люди занимались привычными делами, кто-то готовился к поступлению в институт, кто-то создавал семью, а кто-то отправился с друзьями на рыбалку.
Такою все дышало тишиной
Что вся земля еще спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
- Определите, о событиях какого этапа Великой Отечественной войны пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие вопросы мы с вами должны рассмотреть для того, чтобы справиться с главным заданием на сегодняшнем уроке? (учащиеся формулируют тему урока «Начало Великой Отечественной войны», определяют задачи).
V. Открытие нового знания.
1. Начало войны. (просмотр отрывка из фильма «Великая война. Барбаросса»)
- Вот так вероломно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан.
2. Планы и силы сторон.
- демонстрация отрывка из фильма «Великая война. Барбаросса» и организация беседы по вопросам: Какова цель плана «Барбаросса»? На каких направлениях были сосредоточены группировки фашистских войск? Какие задачи ставились этим группам? (учащиеся формулируют ответы)
-На Советский Союз двинулась колоссальная военная машина. Существовала ли возможность отражения нападения в начале войны? Проанализируйте данные о соотношении вооруженных сил СССР и Германии к началу Великой Отечественной войны и сделайте выводы о потенциале советских вооруженных сил (работа с таблицей). - Какие преимущества были у Красной Армии в начале войны? В чем вы видите преимущества вермахта? (учащиеся формулируют ответы)
Соотношение вооруженных сил СССР и Германии к началу Великой Отечественной войны | ||
Войска, вооружение, боевая техника | Германия | СССР |
Личный состав, млн. чел | 5,3 | 5,7 (3 млн. – на границе) |
Танки САУ, тыс. | 4,5 | 11 |
Боевые самолеты, тыс. | 5 | 9,1 |
Орудия и минометы, тыс. | 48 | 47 |
3. Мобилизация сил советского общества.
- В полдень первого дня войны с обращением к народу по радио выступил первый заместитель Председателя СНК, нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов. Прослушайте фрагмент аудиозаписи выступления В.М. Молотова и обсудим следующие вопросы (звучит аудиозапись радиообращения В.М. Молотова): Как в обращении В.М. Молотова характеризуется начавшаяся война? О каких исторических событиях говорил В.М. Молотов? Какой смысл имело упоминание о них? Какие слова являются ключевыми?
- «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Эти слова стали девизом на все дни войны. В этот же день началась мобилизация сил на отпор врагу.
Задание классу: Прочитайте материал учебника на стр. 198-199 и определите, какие организационные меры предприняло руководство СССР для перевода мирной жизни страны на военные рельсы (первый ряд – создание и функции Ставки Главного (Верховного) командования, второй ряд – создание ГКО и его функции, третий ряд – характеризует ход всеобщей мобилизации и создание народного ополчения).
- На борьбу с врагом поднялся весь советский народ. Активное участие в мобилизации приняли жители Курской области. (Сообщение учащегося о мобилизации и создании оборонительных укреплений в Курской области)
4. Военные действия летом – осенью 1941г.
- Организация работы в группах. Задание: изучить материал учебника на стр. 200-202, карту и дополнительный материал (биографические справки командующих фронтами) составить характеристику боевых действий на основных направлениях наступления фашистских войск. Результаты работы оформляются учащимися в виде таблицы «Основные этапы Великой Отечественной войны и их характеристика».
1 группа характеризует боевые действия в Прибалтике, Балтийском море, начало блокады Ленинграда.
2 группа составляет характеристику военных действий на центральном направлении (в Белоруссии, Смоленское сражение)
3 группа характеризует военные действия на территории Украины.
- Представление результатов работы групп. Аналитическая беседа. Учащиеся заполняют опорную таблицу «Основные этапы Великой Отечественной войны» (Приложение 1)
- Работа с документом: фронтальное обсуждение приказа №270 от 16.08.1941 (Приложение 2)
Задания к документу: - Какую цель преследовал этот документ?
- Ваше мнение по поводу ответственности членов семей сдавшихся в плен офицеров и красноармейцев?
Организация проблемного диалога с целью выяснения причин неудач Красной Армии летом-осенью 1941г.
- В первые три недели войны немецкие войска продвинулись на 300 – 600 километров вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия.
- Задание классу. На основе данных таблицы сделайте выводы о потерях Красной Армии и сопоставьте их с потерями войск вермахта. К какому вывод можно сделать о потерях СССР по сравнению с Германией?
Характеристика военных действий в начале Великой Отечественной войны | ||
Время | Средние темпы наступления Германии, км в сутки | |
1-3 недели войны | 20-30 км | |
Середина июля-7 августа | 3,5-8,5 км. | |
8 августа-середина сентября | 2,5-3 км | |
Время | Потери Германии | Потери СССР |
Июнь-первая половина июля | Более 100 000 военнослужащих | 750 000 военнослужащих |
Летне-осенняя кампания | 750 000 военнослужащих | Убито, попало в плен, пропало без вести 2 841 900 человек; 1 145 800 ранено |
- Почему Красная Армия понесла огромные потери в первые месяцы войны? (учащиеся формулируют ответы)
5. Героизм советских солдат в первые месяцы войны.
- Ни техническое превосходство, ни тактика, ни боевой опыт противника не сломили советский народ. Несмотря на отчаянное положение, многие советские части вели упорные бои. Первыми приняли на себя удар пограничники. Они проявили чудеса героизма и стойкости. Многие погранзаставы в течение нескольких дней вели бои с превосходящими силами противника. 11 дней держалась погранзастава лейтенанта А.В.Лопатина, упорно сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора, П.М.Гаврилова (краткое сообщение ученика).
Подвиг простых советских людей спас страну от гитлеризма.
Слушаем сообщения одноклассников и делаем необходимые записи в тетради.
26 июня 1941г. - «Огненный таран» Николая Гастелло (краткое сообщение ученика).
7 авг. 1941г. - подвиг Виктора Талалихина (краткое сообщение ученика).
24 авг. 1941г. – подвиг Александра Панкратова (краткое сообщение ученика).
Закрыть своим телом амбразуру вражеского дзота, броситься с гранатами под танк, пойти на таран в воздушном бою – могли только настоящие герои.
Но не менее значимым для страны есть героизм и самопожертвование особого рода – это кропотливая, масштабная работа, которая не на виду. Это тихая и незаметная, но от того не менее ценная работа по обеспечению, подготовке и организации работ в тылу.
VI. Первичное закрепление нового знания.
Самостоятельная работа: тестирование (Приложение 3) и организация самопроверки.
VII. Определение причин Срыва германских планов блицкрига.
Давайте подведем итоги этого этапа. На первом этапе войны СССР понес большие людские и материальные потери начался перевод экономики на военные рельсы, был нанесен первый контрудар под Ельней. Итак, оборонительные сражения первых месяцев войны сорвали осуществление плана «Барбаросса». Новое наступления фашистские войска уже планировали только в одном направлении – московском.
Давайте ответим на главный вопрос сегодняшнего урока. Благодаря чему ситуация, сложившаяся в первые месяцы войны не стала катастрофической для СССР?
VII. Рефлексия.
Внимательно подумайте и продолжите фразу «Мы – молодое поколение…..»
VIII. Домашнее задание.
Параграф 21. Свою благодарность павшим в годы Великой Отечественной войны мы можем выразить сохраняя память о них. Я вам предлагаю начать создание «Стены Памяти», на которой мы будем закреплять информацию о героях ВОВ. Начните поиск героев в своих семьях и поделитесь с нами информацией о них. Ваши сообщения могут быть небольшими, с фотографиями или без.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока истории "Начало Великой Отечественной войны"
разработка урока истории для 9 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Начало Великой Отечественной войны"....
Урок музейной педагогики "Великая Отечественная Война"
Формирование целостной системы знаний о ходе, итогах сражения, положившего начало коренному перелому в войне в пользу ССР...
Конспект урока "Партизанская песня Великой Отечественной войны"
Урок разработан на основе книги писателя и литературоведа, жителя г. Балашова П.Ф. Лебедева "Партизанская песня" ( Саратов, Приволжское издательство, 1991)....
Исторические источники для работы на уроках по теме "Великая Отечественная война" 9 класс
Небольшая подборка исторических источников по теме "Великая Отечественная война" позволяет расширить представления учащихся о войне, контролировать усвоение материала, а также готовить учащихся к экза...
Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).
Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....
Повторительно - обобщающий урок урок по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг"
Разработка урока по истории России в 9 классе...
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....