"Суд над фашизмом"
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Тарасова Валентина Ивановна

Заседание исторического поискового общества "Прометей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sud_nad_fashizmom.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:


«Суд над фашизмом»

                               (заседание клуба старшеклассников «Прометей»)

Цель: Более глубоко изучить   события  Второй мировой войны. Показать бессмертный подвиг советского народа, духовное величие человека, перенесшего суровые испытания, самоотверженность и мужество тех, кто отстоял свободу и независимость в борьбе с фашизмом.  Оценивать событиям, понимать какую опасность нес фашизм для всех народов.

Способствовать воспитанию патриотизма, ответственности за судьбу своего народа и своей страны.  сохранять и приумножать славные традиции стойкости, мужества и безграничной преданности Родине;

Оборудование:  

Мантии для судьи, присяжных заседателей. Акт о расстрела евреев в с.Труновском,  кино и фото материалы.  На  доске  плакаты: «Фашизм – это презрение к другим народам», «Фашизм – это культ грубой силы», «Фашизм – это унижение человеческой личности».  В центре, у доски – стол судей, слева – обвинитель, справа – адвокат и скамьи и трибуна для выступления свидетелей.

Председатель клуба «Прометей»: Сегодня мы проводим очередное заседание клуба «Прометей», чтобы подчеркнуть величие подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Мы хотим еще раз рассмотреть, вспомнить какое зло нес фашизм человечеству. Какую высокую цену пришлось заплатить народам мира, чтобы одержать победу над врагом.  За 6 лет  Второй мировой войны погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл.

Заседание проводится в форме «Суда над фашизмом». Прошу участников занять места.

Секретарь: Встать. Суд идет.

Судья: Сегодня слушается дело по обвинению фашизма. Слово предоставляется обвинителю.

Прокурор: Уважаемый судья! Уважаемые присяжные заседатели! Сегодня я попытаюсь доказать величайшую бесчеловечность фашизма, его антигуманную сущность противоестественность человеческой природе. К сожалению, сегодня фашизм поднимает голову, неофашистские организации существуют и в Германии, и в Италии, и даже в России действует партия «Русское национальное единство» с фашистской символикой, с выраженной националистической направленностью.

Что стало бы с миром в случае поражения антифашистских сил? Какая участь была уготовлена России и другим республикам СССР?

Европейской части СССР больше нет. Карелия присоединена к Финляндии, город Ленинград фактически уничтожен. Прибалтика и часть Белоруссии входят в рейхскомиссариат Остланд. Отсюда высылается на восток, в рейхскомиссариат Московия 30% населения,; 20% планируется сократить зв счет ограничения рождаемости. Еще 25%  населения Остланда  готовят к высылке в Западную Сибирь. Не желающим работать некоторое время открыта дорога на Восток или в концлагеря. В целом на территории СССР уничтожается по 1 миллиону ежегодно евреев ради «окончательного решения еврейского вопроса». Поголовно истреблены цыгане.

Рейхскомиссариат Украины включает в себя даже Заволжье Саратова и Сталинграда, поскольку становиться житницей Германии. Крым попадает непосредственно в имперское подчинение. Рейхскомиссариат  Кавказ (без Армении, отданной Турции для поощрения более решительных действий) становится источником нефти. Новым языком международного общения становится немецкий.

Рейхскомиссариат Москва ликвидируется, Гитлер хотел сровнять город с землей.

Политика онемечивания сокращенного на 40% русского населения начинается с замены в школах русского алфавита на латинский. Образование, причем платное, для большинства ограниченно 4 классами. Цель обучения предельно конкретна: простой счет, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам.

Десятки, сотни, тысячи русских вывозятся в Рейх в качестве «остарбайтеров» - дешевой и выносливой рабочей силы для «расы господ».

Вся экономическая жизнь рейхскомиссариата подчиняется одной цели – удовлетворению потребностей Германии. Материальные ценности, драгоценные ресурсы вывозятся. Сохраняются наиболее крупные производства, переориентированные на нужды Германии.

Вся духовная жизнь  подчиняется пропаганде идей: превосходство арийской расы, покорность и трудолюбие, антисемитизм.

Уважаемые присяжные заседатели, уважаемый судья, я считаю, что должен быть вынесен обвинительный приговор.

Судья: Для дачи свидетельских показаний суд вызывает свидетелей обвинения. Суд предупреждает свидетелей обвинения и защиты об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Свидетель обвинения: Я свидетельствую о том, что фашисты в целях завоевания жизненного пространства для арийцев (немцев), которых они считают высшей расой, планировали уничтожения целых народов. Я готов привести доказательства: из обвинительного заключения

(зачитывает обвинение из акта). Уважаемый судья, в этом документе приводятся и другие данные, разрешите вам передать их (передает через присяжного заседателя).

Судья: Есть вопросы у защиты к свидетелю?

Адвокат: Нет, ваша честь.

Судья: Для дачи свидетельских показаний суд вызывает свидетеля обвинения.        Суд        предупреждает        свидетеля        обвинения        об        уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Свидетель 2. Я свидетельствую о злодеяниях немецко-фашистских оккупантов  в Ставропольском крае. Преступные действия немецких оккупантов засвидетельствованы актами комиссий, заявлениями потерпевших, показаниями свидетелей, заключениями медицинских экспертов        , подтверждаются членом Чрезвычайной Государственной комиссии академиком Алексеем Толстым, Лично посетившим города и районы Ставропольского края.

Так установлено, что в декабре 1942 года по приказу начальника гестапо города Микоян – Шахар (ныне Карачаевск), обер-лейтенантом Отто Вебера было организованно исключительное по своей жестокости умерщвление больных костным туберкулезом советских людей, находившихся на излечении в санаториях курорта Теберда.

 С 5 по 10 августа 1942 года немецкие солдаты из комендатуры СС во главе с Оберфельдфебелем Герингом и фельдфебелем Шмитцем вывезли из Ставропольской психологической больницы и умертвили окисью углевода в автомашине 660 больных.

Установлено, что в городе Кисловодске в школе № 16 в августе 1942 года немцами были зверски замучены советские граждане. Свои жертвы гестаповцы свозили за реку Подкумок и там, в овраге, расстреливали из автоматов. Среди расстрелянных 47 детей от грудного до 15 – летнего возраста.

В этом акте содержатся и другие акты о зверствах фашистов, разрешите вам передать документы (продолжает0. У меня в руках еще один документ, архивная копия о фашистских злодеяниях в Труновском районе, разрешите зачитать.

Судья: Есть вопросы у защиты к свидетелю.

Адвокат: Да, ваша честь. Уважаемый свидетель, не кажется ли вам, что действия немецких властей были ответной реакцией на злостные действия партизан и подпольщиков.

Прокурор: Протестую, ваша честь. Защита пытается навязать свою точку зрения свидетелю обвинения. Разве можно назвать партизанами грудных детей, психиатрически больных, да и партизаны действовали защищая свою Родину.

Судья: Протест принят. Свидетель вы можете занять свое место. Вызывается следующий свидетель обвинения.

Свидетель обвинения: (участник войны) Свидетельствуют ветераны ВО войны.

Судья: Спасибо, Есть вопросы у присутствующих?

Судья: Для дачи свидетельских показаний вызывается представитель гражданского населения, пережившего войну.

Судья: Спасибо, займите свое место в зале.

Судья: Для дачи свидетельских показаний вызывается общественный обвинитель.

Общественный обвинитель: Фашистами были замучены миллионы людей.

Убийство и жестокое обращение в концентрационных лагерях и подомных учреждениях, созданных немцами, включая лагеря в Майданеке и в Освенциме. Около 1 500 000 человек было истреблено в Майданеке и около 4 000 000 человек было истреблено в Освенциме, среди них – граждан СССР, Польши, США, Великобритании, Чехословакии, Франции и других стран. В Львовской области и в городе Львове немцы истребили около 700 000 советских людей, включая работников искусства, науки и техники, а также граждан США, Югославии, Нидерландов, Великобритании, доставленных в эту область из других концентрационных лагерей.

На территории советской Украины имели место чудовищные преступления. В Бабьем Яру, вблизи Киева, фашисты расстреляли свыше 100 000 мужчин, женщин, стариков и детей.

Вместе со взрослыми фашисты безжалостно убивали детей. Они убивали их вместе с родителями, поодиночке, группами. Они убивали их в детских домах, в больницах, заживо хороня в могилах, бросая в огонь, прокалывая штыками, отравляя и производя над ними опыты, беря кровь у них для немецких солдат, бросая их в тюрьмы, гестаповские камеры пыток и концентрационные лагеря, где дети умирали от голода, пыток и эпидемических заболеваний.  

Так с 6 сентября по 24  ноября 1942 года в районе Бреста, Пинска, Кобрина, Дивина, Малориты и Березы-Катуской около 400 детей было расстреляно немецкими карателями отрядами. В лагере города Львова немцы убили около 8000 детей за два месяца. (Разрешите представить кино, фото документы).

Общественный обвинитель 2.

Разрешите привести высказывания немецко-фашистских политиков о судьбе человечества, мира:

 - Не разговаривайте, а действуйте. Русского вам никогда не «переговорить» и не убедить словами. Говорить он умеет лучше, чем вы, ибо он прирожденный диалектик и унаследовал «склонность к философствованию». Меньше слов и дебатов. Главное  -  действовать (Из «12 заповедей поведения немцев на Востоке и их обращения с русскими», 1 июня 1941 года).

 - Наша политика относительно народов, населяющих широкие просторы России, Должна заключаться в том, чтобы поощрять любую форму разногласий и раскола. (А.Гитлер).

 - Остерегайтесь русского интеллигента, как эмигрантской,  так и новой советской. Эта интеллигенция обладает особым обаянием и искусством влиять на характер немца. Этим свойством обладают и русские мужчины и еще в большей степени женщины (Из «12 заповедей поведения немцев на Востоке и их обращения с русскими», 1 июня 1941 года).

- Сотрудничество с Советским Союзом, при всем искреннем стремлении добиться окончательной разрядки, часто сильно тяготило меня. Ибо это казалось мне разрывом со всем прошлым, моим мировоззрением и моими прежними обязательствами. Я счастлив, что освободился от этого морального бремени.  (А.Гитлер «Из письма  Б. Муссолини».  21 июня 1941 года)

Судья: Слово предоставляется адвокату.

Адвокат: Уважаемей присяжные заседатели, уважаемый судья. Все в нашей жизни рассматривается с точки зрения добра и зла, света  и тени, морального и аморального, допустимого и недопустимого. Разумеется, этот перечень можно продолжить, но сегодня речь идет о таком явлении как фашизм, и моя задача доказать, что главное вовсе не явление, а причины которые к ним привели.

  1. Приход нацистов к власти был вызван условиями Версальского Мирного договора, заключенного после окончания Первой мировой войны. По условию договора Германия передавала Эльзас и Лотарингию Франции, район Эйпер-Мальмеди и другие  - Бельгии, часть Верхней Силезии  - Польше, северную часть Шлезвига – Дании. По обоим берегам Рейна устанавливалась демилитаризованная зона (здесь запрещалось возводить укрепления и держать вооруженные силы). Саарский угольный бассейн на 15 лет передавался под управление Лиги наций. Данцинг(Гданьск) объявлялся «вольным городом», город Мемель(Клайпеда) отошли от Германии (позже был включен в состав Литвы). Всего от Германии была отторгнута 1/8 части территории, на которой  проживало 1/10 часть населения страны. Помимо этого Германия лишилась колониальных владений, ее права на провинцию Шаньдун в Китае передавались Японии. Вводились ограничения численности (не более 100 тыс. человек) и вооружений германской армии. Германия должна была также выплачивать репарации – плату отдельным странам за ущерб, причиненный в результате германского нападения.

Германию обвинили главной виновницей Первой мировой войны, Германия была унижена, немецкий народ стремился к пересмотру договора – к реваншу.

  1. Немалую роль в усилении Германии, возможности развязывания ее новой войны сыграли страны запада и США. С 1924 года вступил в действие предложенный американцами «план Дауэса», который облегчал Германии выплату репараций. Иностранные займы, главным образом американский, помогли Германии восстановить тяжелую промышленность. В стране возникли новые монополии: крупнейшая химическая компания «И.Г.Фарбениндустри», «Стальной трест», и другие. Вскоре с нее был снят военный контроль. Немецкие военные и промышленники строили планы возрождения вооруженных сил. В  стране активно действовали  военизированные организации «Стальной шлем», «Вервольф» и другие, занимавшиеся подготовкой будущих солдат( общая их численность превышала 3 миллионов человек). Идеи возрождения экономической и военной мощи страны дополнились планами реванша за прежнее поражение и потери.
  2. Кризис 1929 – 1933 годов стал тяжелым уларом для германской экономики. Поиск выхода из кризиса стал главной проблемой. Власть имущие видели в нацистской партии силу, способную взять под контроль социально-политическую обстановку в стране. Крупные германские промышленники начали финансировать гитлеровскую партию еще в середине 20–х годов. В начале 30-х годов многочисленные взносы поступали в казну от многих известных компаний: «Тиссен АГ», «Стального треста», «Угольного синдиката Рура», и др.
  3. Коммунисты и социал-демократы не смогли объединить силы. Их разделяла  принадлежность к разным течениям рабочего движения. Установлению контакта мешала и позиция Исполкома Коминтерна, заклеймившего социал-демократов как «социал-фашистов».
  4. Стремясь к власти, нацисты приспосабливали свои лозунги к интересам разных слов населения. Нацисты провозгласили немецкий народ представителем «высшей расы». С понятием «высшей расы» была связана другая ключевая идея нацизма – о необходимости расширения « жизненного пространства» немецкого народа, т.е. Расширение границ рейха и его владений. Сделать это предполагалось в перв4ю очередь за счет соседей – французов на западе и славян на востоке, а также других стран, у которых следовало отнять колонии. Обращаясь к молодежи, Гитлер говорил: «Слабые должны быть отсечены. Молодой немец должен быть быстрым, как борзая, упругим, как кожа, и твердым, как крупповская сталь»
  5. Вывод: Таким образом, приходу фашистов к власти способствовали несправедливые, на взгляд немцев, условия Версальского мирного договора, экономическая политика запада в отношении Германии, политика попустительства, а также отсутствие единства левых сил.
  6. Западные страны во второй половине 30-годов не предпринимали сколько-нибудь решительных мер для того, чтобы остановить фашистскую и нацистскую агрессию. Кульминационным событием в политике «умиротворения» агрессоров стало подписание Мюнхенского соглашения. Великобритания и Франция своими подписями под договором поддержали предстоящее расчленение Чехословакии. Они питали надежду, что этой уступкой отведут угрозу дальнейшей германской агрессии от Западной Европы. Уважаемые присяжные заседатели, уважаемый суд, при вынесении приговора должны быть учтены смягчающее обстоятельства.

Судья: Защита может занять свое место. Суд вызывает для дачи свидетельских показаний свидетеля защиты.

Свидетель защиты:

Уважаемый суд, главным виновником в развязывании войны и геноцида является Гитлер, многие солдаты и офицеры просто выполняли свой воинский долг и были верны воинской дисциплины, не знали о творимом в рейхстаге геноциде. Немецкий народ, к сожалению, оказался одурманен нацистской идеологией. Так фашисты обещали всем работу, они ликвидировали безработицу, обещали землю и дали ее. Немецкий народ нес культуру неполноценным, простите, славянским народам. Еврейский капитал занял господствующее положение в экономике Германии, что было обидно для немцев и несправедливо. Конечно, война всегда безжалостна и бесчеловечна, Германия потеряла в войне 7 миллионов 30 тысяч человек.

Судья: Есть ли вопросы к свидетелю защиты?

Прокурор: Да. Уважаемый свидетель, а знаете ли вы о потерях других стран в войне?

(молчание свидетеля, пожал плечами)

СССР – 27 миллионов; Франция-600тысяч; США –500 тысяч; Великобритания – 370 тысяч.

Знаете ли вы, что под приказами о расстрелах и других злодеяниях рейха стоят подписи высокопоставленных чиновников.

Судья: Свидетель может занять свое место. Слово предоставляется обвиняемому.

Обвиняемый: Я признаю себя виновным частично. Любая война имеет издержки. Бомбили и Германию, погибли немцы, разрушены города Дрезден, Берлин. Немецкие матери теряли своих детей. Разве я виноват, что вместо демократии Германия выбрала тоталитарный режим.

Судья: Для вынесения приговора слово предоставляется присяжным заседателям.

1 – й – виновен, так как совершил преступление против  мира, развязал мировую войну.

2-й – виновен, т.к. совершил преступление против человечности, уничтожив сильных не в чем не повинных людей.

3-й – виновен, т.к. совершил бессмысленные разрушения гражданских объектов, памятников культуры и истории, безвозвратно исчезнувших.

4-й – виновен, т.к.антигуманен по своей сути, т.к. одурманивает сознание человека, мешает его воли и стремлений, лишает его высоких моральных мотивов поведения.

5 – й- виновен, т.к. толкает человечество на разные преступления, тяжкие и умышленные , создает угрозу спокойствию и безопасности жизни общества.

6-й – виновен, т.к. ставит существование человечества под угрозу.

Судья: На основе предоставленных, на суде фактов, фашизм признается виновным и приговаривается к искоренению усилиями всего человечества.

Председатель клуба «Прометей». К зрителям: считаю, что сегодняшнее заседание посвящено очень важной проблеме. Важно еще и еще раз подчеркнуть все ужасные последствия, вред, связанные с этим злом, чтобы не допустить новых жертв. Фашизму был вынесен юридический и моральный приговор. Мы надеемся и верим, что человечество получит шанс навсегда избавиться от этого зла.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возникновение фашизма в Европе

Причины возникновение фашизма,его последствия...

Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....

Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...

классного часа «Мы внуки страны, победившей фашизм»

Сценарий классного часа посвященного победе в Великой Отечественной войне...

Круглый стол "Международный день памяти жертв фашизма"

Организация и проведение данного круглого стола даёт возможность учащимся познакомиться с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов, произошедших в годы В...

План-конспект урока ИЗО Искусство против фашизма

На уроке ребята знакомятся с творчеством деятелей изобразительного искусства советского периода....

Классный час "Молодежь против фашизма"

Данный материал предназначен для учащихся 9 классов. Театрализованное представление - суд....

11 сентября – День памяти жертв фашизма.

Презентация. В годы Великой Отечественной войны были созданы концентрационные лагеря, где погибло много советских военнопленных. В 1962 годубыло принято решение считать каждое второе воскресенье сентя...