Урок в 5 классе «Природа и люди в Древней Индии»
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Фартушнова Марина Александровна

Данный урок-репортаж даст обучающимся представление о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; расширит кругозор,  приобщит ребят  к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе «Природа и люди Древней Индии»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока:

• формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;

• развитие восприятия, внимания, расширение кругозора;

• приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Задачи урока:

• развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию;

• развитие интереса к истории, мотивации к учению;

• формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.

Форма  проведения: урок-репортаж

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.

3. Изучение новой темы:

•        местоположение Индии;

•        природные условия Индии;

•        занятия жителей Древней Индии.

4. Подведение итогов

5. Объяснение домашнего задания

Оборудование:

• учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2003 г.,

• компьютер,

• мультимедийный проектор,

• презентация,

• отрывок документа "Диодор Сицилийский. Историческая библиотека";

• схемы "Индия" для каждого ученика (формат А4, на другой стороне - контурная карта) и на доске;

• сахар, чай, пряности, хлопчатник, рис; тексты для ролевой игры;

• раздаточный материал: пакетики с символами Индии для каждого ученика: пряности, вата, сахар, рис, чай, к пакетику прикреплена табличка с изображение слона и с текстом домашнего задания.

Методы

• словесный,

• наглядный,

• практический.

Предполагаемый результат:

1. Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней Индии" учащимися класса.

2. Расширение кругозора.

3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Ход урока:

Организационный этап.

Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется... Впрочем, что это за страна - вы назовете мне сами после подсказки.

(Исполнение индийского танца).

Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают: "Индия").

Учитель: Тема нашего урока "Природа и люди Древней Индии".(Презентация - слайд №1 - Приложение №1). На доске - схема. (Приложение № 2). Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (Дети сами высказывают предположения: "Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии").

Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы: (Презентация - Слайд № 2)

• Местоположение Индии

• Климат Индии

• Животный и растительный мир Индии

• Занятия жителей Древней Индии.

Разбирая эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим документом. По ходу изучения темы вам предстоит заполнить схему. Эта схема у каждого из вас лежит на парте. В тетрадях писать мы с вами не будем, а будем работать только на этих листах. Потом вы их свернете пополам и вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Задание понятно?  И итогом нашей работы станет репортаж. А для этого я предлагаю вам выступить в роли журналистов. Есть вопросы? Итак, начинаем.

Изучение новой темы:

Учитель: Запишите тему урока (Презентация, слайд №3). Сейчас вы прослушаете информацию о географическом положении и природных условиях Индии и попробуете ответить на следующие вопросы:

Где находится Индия? Какой океан омывает Индию? Какие крупные реки текут по территории Индии?

Аудиофрагмент, ответы детей

Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.92 (Презентация, слайд № 4). Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? Давайте поработаем с контурной картой. Подпишите на карте название полуострова, где находится Индия и название океана, водами которого она омывается. (Работа с контурной картой).

Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Презентация, слайд № 5). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.

Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".( у каждого на парте лежит текст документа) (Приложение № 3).

Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями :"

Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы")

Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Дети отвечают: Гималаи). (Презентация, слайд №6)

Учитель: У нас было индивидуальное задание у Маши , которая сейчас  расскажет о Гималаях.  

Сообщение учащегося: Гималаи, самые высокие горы в мире. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина, которая называется  Джомолунгма. Ее имя Джомолунгма означает «поднебесное жилище богов».  Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги.  Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера и  способствовали  защищенности Индии от нападения врагов? (Презентация, слайд №7).

Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:"

Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут дожди").

Учитель: Дожди в  Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями. (Презентация, слайд №8).

Учитель: О джунглях нам расскажет Алина.

Сообщение учащегося:  Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность:(Презентация, слайд №9). Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии обитает  слон. (Презентация, слайд №10). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Презентация, слайд №11).

Учитель: Спасибо. Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни мальчика в джунглях. Как называется эта книга, кто ее автор? (Дети отвечают: "Маугли", автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм).

Физминутка:

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

• заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

• идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

• увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

• впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);

• раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

• вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. (Презентация, слайд №12). Я попрошу вас открыть учебники на стр. 93, прочитать п. 3 и назвать основные занятия индийцев.

Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью они относились к корове. (Презентация, слайд №13). Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация, слайд №14).

А сейчас мы с вами немного поиграем. Это поможет вам получить дополнительную информацию о жизни древних индийцев. Мы с вами разыграем импровизированный спектакль. Несколько человек получат роли, которые им предстоит сыграть.

(Учитель раздает слова Клеопатры, 1 путешественника, 2 путешественника).

Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

Учитель: Клеопатра воскликнула:

Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

Учитель: Взмолился путешественник.

1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!

Учитель: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка (Презентация, слайд №15).Царица помиловала путешественника и сказала:

Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.

Учитель: Тогда заговорил второй путешественник:

2 путешественник: (Презентация, слайд №16). Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез.

Игра "Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Учитель приглашает желающих учеников отгадать, что находится в сундучке. Ученик должен с закрытыми глазами отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается. (В процессе отгадывания на экране меняются слайды: (Презентация, № 17-20).

Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.

Поклон. Аплодисменты.

Историческая задача.

Найдите задачу в «Маршрутном листе» и давайте решим её.

Задача.

Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во П  тыс.до.н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

• Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли)

Учитель: Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э. В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250 га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.

Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10 м. Вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн.

Подведение итогов

Учитель: А теперь пришло время подвести итоги. Сейчас мы с вами, ребята, составим репортаж об интересной и привлекательной стране – Древней Индии.

Молодцы, все сегодня поработали хорошо.

Объяснение домашнего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природа и люди Древней Индии

Слайд 2

План урока 1.Местоположение Индии 2.Климат Индии 3.Животный и растительный мир Индии 4.Занятия жителей Древней Индии

Слайд 4

Местоположение Индии Индия находится в Южной Азии на полуострове Индостан

Слайд 6

Главные реки Река Инд Река Ганг

Слайд 7

На севере Индии горы - Гималаи

Слайд 8

Гималаи: -Преграждают путь холодным ветрам -Являются самой высокой горной системой в мире(Самая высокая вершина – Джомолунгма) -Согласно верованиям древних индийцев на вершине Гималаев жили боги

Слайд 9

Природа Индии Джунгли

Слайд 10

Животный мир Индии

Слайд 11

Животный мир Индии

Слайд 12

Слон - священное животное Ганеша

Слайд 13

Деревни среди джунглей

Слайд 15

Корова – священное животное

Слайд 16

Главное занятие - земледелие

Слайд 17

Сельскохозяйственные культуры хлопчатник

Слайд 18

Сельскохозяйственные культуры Пшеница Ячмень

Слайд 19

Сельскохозяйственные культуры Рис

Слайд 20

Сельскохозяйственные культуры Чайная плантация

Слайд 21

Сельскохозяйственные культуры Сахарный тростник

Слайд 22

Сельскохозяйственные культуры пряности

Слайд 23

Историческая задача Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам. Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

Слайд 24

Хараппа

Слайд 25

Мохенджо-Даро

Слайд 26

Домашнее задание: Параграф № 20 прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа (устно)



Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

  1.   Подпишите на карте название полуострова, где находится Индия и название океана, водами которого она омывается.              

                                                                                                                           

2.  Решите историческую задачу:

Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во П  тысячелетие до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

3. Дополнительный материал

Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э. В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250 га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.

Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10 м. Вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн.

4.Подготовьте репортаж о Древней Индии

Индия расположена на _____________. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире_________. Берега Индии омываются__________. Самые многоводные реки Индии _______и_______. Климат полуострова очень _______и______. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами –_______.   Там водится множество__________ и__________.  Здесь живут огромные__________, страшные ___________, ловкие_______, ядовитые________.

Домашнее задание. Прочитать § 20 и подготовить ответ на вопрос: «Какие занятия и верования существовали у древних индийцев?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индия Полуостров -’ это часть суши, омываемая с трёх сторон водой: морями и океанами. Полуостров….. Реки: 1…. 2…. Горы… Сельскохозяйственные культуры: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Животный мир: 1. 2. 3. 4. 5 6. Главное занятие…. Тема:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии

Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии для 5 класса по учебнику Вигасина А.А. и др....

Разработка урока по истории «Природа и люди Древней Индии», 5класс

Разработка урока по истории «Природа и люди Древней Индии», 5класс...

Урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"...

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Разработка урока в 5 классе «Природа и люди Древней Индии». ФГОС.

Данная подробная разработка урока ставит цель познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии, ...

урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

сценарий урока истории Древнего мира в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии", подробный ход урока с проблемой и рефлексией...