Разработка урока по войне 1812 года
методическая разработка (история, 8 класс) по теме
Разработка урока истории для 8 класса "Война 1812 года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по истории | 129.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Авиловская СОШ
Учитель: Слабуха Е.В.
Цели урока:
- Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается её народный характер;
- Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
- Развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
- Дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка;
Тип урока: комбинированный
Новые термины и даты: 1812 г., Отечественная война, 26 августа 1812 г. – Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
Оборудование: учебник «История России XIX век», автор Данилов А.А., Косулина Л.Г., контурные карты «Отечественная война 1812 г.», индивидуальные атласы «История России XIX в.», цветные карандаши, ручки.
Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят сообщения «Полководец М.И. Кутузов», «Герои-партизаны: Д.Давыдов, Фигнер, Сеславин, В.Кожина», «Война 1812 в русской поэзии» (отрывок из «Бородино» М.Ю.Лермонтова, отрывок из «Евгений Онегин» А.С.Пушкина)
Ход урока:
- Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).
- Вступительное слово учителя.
1812 год в истории России особая дата, это война с Наполеоном, императором, покорившим большую часть Европы, это время проявления мужества и героизма русского народа в борьбе с врагом. В 2012 году исполняется 200 лет Отечественной войне 1812 года. Сегодняшний наш урок мы посвятим этому событию (сообщение целей урока, запись тему в тетрадях).
- Изучение нового материала.
Вторжение Наполеона в Россию.
- Назовите причины войны 1812 г. между Россией и Францией.
- Найдите в учебнике и запишите в тетрадь данные о численности армий России и Франции.
Запись на доске:
К июню 1812 г.: французская армия - не менее 600 тыс. чел., 1372 орудия;
Российская армия – около 220 тыс. чел., рекрутская система комплектования.
- Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армий? (ответы детей)
- Каков был характер войны для обеих сторон? (Отечественная, война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона.)
- Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? (Неман.)
Запись на доске:
12 июня 1812 г. – армия Наполеона вторглась на территорию России.
- С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там – мир; война – с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей.
Работа с контурной картой:
- Отметьте на карте расположение русских армий и их численность накануне войны, города Смоленск, Москву, реку Неман. Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон? (Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора.) Наполеон: «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову, если я возьму Москву – я поражу ее в самое сердце». Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.)
- Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сократили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в достаточной степени для удовлетворения многочисленной французской армии.
Первоначально местом соединения русских армий был назначен г. Витебск, но объединиться в нем не удалось. (Работа с картой)
- Назовите и отметьте место соединения 1 и 2 русской армии. В Смоленске, 22 июля 1812 г. Багратион уступил Барклаю де Толли общее командование, как военному министру. (Вывод формулируют дети – план Наполеона был сорван.)
- В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления и всех бед в русской армии объявили Барклая де Толли. Его обвинили даже в измене. Однако слухи об измене стали распространяться по всей России, и вопрос о назначении нового главнокомандующего был поставлен в конце концов голосом народным. Кто же виноват в том, что Барклай де Толли попал в такое положение? Император, и только он. Ведь Барклай, с самого начала не облеченный полнотой власти, не мог требовать безусловного повиновения не только Багратиона, но и второстепенных лиц.
Запись на доске:
8 августа 1812 г. – М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.
Сообщение учащегося: «Биография М.И.Кутузова»
Чтение стихотворения: отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»:
Мы долго молча отступали
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
В городах шло формирование ополчений в помощь армии.
- Что такое народное ополчение? Вспомните события русской истории, когда созывалось народное ополчение. (Ополчение – военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах. Народное ополчение созывалось в начале XVII в. во время смуты для изгнания поляков из Москвы и России.)
Бородинское сражение.
Работа с контурной картой:
- Отметьте на карте Бородино, напишите дату состоявшегося там сражения, котрое решил дать М.И.Кутузов.
Запись на доске:
26 августа 1812 г. – Бородинское сражение.
(Просмотр презентации «Бородино», работа с ней)
- Каков был итог Бородинского сражения? Кто по вашему мнению, выиграл эту битву? (Потери с обеих сторон были колоссальны. Французы потеряли 35 тыс. человек, русские – 45 тыс. человек.)
Запись на доске:
Военный совет в Филях. Цель: оставить Москву или давать еще одно сражение под Москвой.
Работа с учебником (прочитать о совете в Филях)
- Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву? (Без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение.)
- Итак, 2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам. Бесчинства закончились пожаром в городе. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе.
Учащиеся читают отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
- Известно, что Наполеон , находясь в Москве, трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но все письма остались без ответа. Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные переговоры? Почему Александр I отказался? (Ответы детей)
Отступление и гибель «Великой армии»
- В стране разрасталось партизанское движение. Кто такие партизаны? (Партизан – член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.) Партизанское движение, как и народное ополчение, свидетельствовало о народном характере войны. Когда не только армия, но и весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего отечества. (Сообщения учащихся о подвигах партизан: Давыдова, Фигнера, Сеславина, Кожиной.)
- Отметьте на карте Тарутино, Малоярославец, Тарутинский маневр, напишите даты сражений. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможное продвижение французов к тульским оружейным заводам и к незатронутым войной губерниям. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 г. решало вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город, сгоревший до тла, восемь раз переходил из рук в руки. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.
- Что ожидало армию Наполеона на смоленской дороге? (Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву; дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима.)
- Началось отступление французской армии, инициатива в войне окончательно перешла в руки русских войск. Покидая Москву, французский император имел в с трою 100 тыс. воинов. Выходя 14 ноября из Смоленска – ок5оло 50 тыс. человек. З а армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Русская армия двигалась параллельно, все время угрожая отрезать французам пути отступления.
Работа с контурной картой
- Отметьте р. Березину.
В Районе р. Березина в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся у него армии на тот берег в районе г. Борисова, понеся, правда, огромные потери ( около 30 тыс. человек и большую часть артиллерии). Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6 декабря 1812 г. он был в Париже.
6 января 1813 г. Александр I издает манифест об окончании войны. Таким образом, Отечественная война с Наполеоном завершилась победой русского народа.
- Закрепление изученного материала.
Тестовая работа.
1. В каком месяце началась Отечественная война, в которой в итоге русская армия одержала победу над войсками Наполеона.
А. в июне 1812 г. Б. в июле 1812 г. В. в августе 1812 г. Г. в сентябре 1812 г.
2. Укажите дату Бородинского сражения:
А. 26 августа 1812 г. Б. 5 октября 1812 г.
В. 1 сентября 1812 г. Г. 25 декабря 1812 г.
4. Выберите название ключевого пункта обороны левого фланга, которым в Бородинской битве командовал Н.И.Багратион:
А. Шевардинский редут Б. батарея Раевского (18 орудий)
В. земляные укрепления (флеши) у села Семёновское В. Курганская высота
5. Выберите имена, с которыми связано партизанское движение в России во время Отечественной войны 1812 г.
А. П.С.Нахимов, В.А.Корнилов; Б. Д.В.Давыдов, В.Кожина;
В. М.Д.Скобелев, И.В.Гурко; Г. А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков.
6. Укажите командующего 3-й русской армией в начале Отечественной войны 1812 года.
А. П.И.Багратион Б. М.Б.Барклай де Толи В. М.И.Кутузов Г. А.П. Тормасов
8. Восстановите хронологическую последовательность событий 1812 года.
1. Бородинское сражение; 2. соединение 1-й и 2-й русских армий;
3. Тарутинский маневр; 4. переправа через Березину
Ответы:
1. А
2. А
4. В
5. Б
6. Г
8. 2,1,3,4
- Итог урока.
Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке мне удалось …
- Если бы в истории России не было М. И. Кутузова, то …
- Самым интересным для меня на уроке было …
- Я думаю, что Наполеон…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "Отечественная война 1812 года".
Данный разработку урока можно применять на уроках истории в 8 и 10 классах. К уроку прилагается электронная презентация....
Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года"
Разработка урока истории для 8 -го класа на тему "Отечественная война 1812 года". Используются различные виды и формы учебной деятельности. Подача материала как лекцией, так и самостоятельное изу...
Разработка урока: Отечественная война 1812 года.
Разработка урока: Отечественная война 1812 года....
Разработка урока "Отечественная война 1812 года"
Разработка урока "Отечественная война 1812 года"...
Разработка урока "Отечественная война 1812 года"
Данная разработка предназначена обучающимся 8 класса. Тема урока "Отечественная война 1812 года". Могут воспользоваться учителя истории при подготовке к уроку и внеклассному мероприятию....
метод разработка «Великой Отечественной войны 1812 года в истории и русской литературе XIX века?»
Методическая разработка представляет собой интегрированный урок, который проходил совместно с преподавателем историиДанное занятие является одной из форм интеграции — явлении более глубоком...
Методическая разработка урока ( Отечественная война 1812 года)
Методическая разработка урока, посвященного Отечественной войне 1812 года...