Разработка урока: Отечественная война 1812 года.
методическая разработка по истории по теме

Купреева Нинель Александровна

Разработка урока: Отечественная война 1812 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otechestvennaya_voyna_1812_goda.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок отечественная война 1812 года

Задачи:

•     сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории,

•     показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;

•     подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;

•     акцентировать внимание учащихся на связи времен и значении сохранения и преумножения традиций прошлого;

•     продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала.

Оборудование:

•     учебник "История России XIX век" (авторы Данилов А.А., Зырянов П.Н., для 8-го класса);

•     настенная карта;

•     компьютер; компакт-диск "Энциклопедия истории России. 1862-1917";

•     комплект открыток "Герои Отечественного войны 1812 года", художник Иванов Ю.; репродукции картин, посвященных данной теме,

•     музыкальное сопровождение.

План изучения темы:

1.    Повторение изученного: "Внешняя политика, задачи России на международной арене накануне начала войны 1812 года".

2.    Изучение новой темы:

•        а) причины войны, уровень подготовки стран к военным действиям;

•        б) начало военных действий;

•        в) назначение М.И.Кутузова главнокомандующим русской армии;

•        г) Бородинское сражение;

•        д) герои Отечественной войны 1812 года;

•        е) совет в Филях;

•        ж) малая война {партизанское движение, народное ополчение, положение французов в
        Москве);

•        з) изгнание французских войск из России, окончание войны;

•        и) итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

3.    Рефлексия (анкетирование учащихся).

4.    Домашнее задание (по усмотрению учителя).

В начале урока целесообразно повторить с учащимися вопросы, касающиеся внешнеполитических задач Российской империи в начале XIX века:

1.        Каковы задачи внешней политики правительства Александра I?

2.        Какие направления внешней политики в 1801-1812 годах были наиболее актуальны?

3.        На каком из направлений России удалось добиться наибольших успехов?

4.        Какое из направлений внешней политики для России было самым проблемным? Почему?

Изучение нового материала можно начать с вступительного слова учителя о причинах будущего военного конфликта между Россией и Францией.

В истории войны 1812 года еще много дискуссионных и неясных вопросов, требующих своего глубокого осмысления. Говоря о причинах Отечественной войны, необходимо подчеркнуть, что она явилась следствием серьезных противоречий между Россией и Францией. По мнению современных историков, речь не шла о завоевании России - эта задача была

трудноосуществимой. Главным же противников Наполеон считал не Россию, а Англию. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что Наполеон стремился нанести военной поражение России, заключить мирный договор, в соответствии с которым Россия была бы вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, а также принять участие в походе на Индию. Активным устремлениям французского императора противостоял Александр I. сам желавший влиять на европейскую политику. Нарушение Россией континентальной блокады стало одной из причин вступления Франции в войну.

Уже в 1810 году и Франция, и Россия начали подготовку к войне. В июне 1812 года на русской границе была сосредоточена французская армия, численность которой достигла 678 тысяч человек (включая резервы). Перешли границу 448 тысяч воинов, которые и приняли участие в боевых действиях на российской территории с июня по декабрь 1812 года. Ядром французской армии являлась старая (10 тысяч человек) гвардия. В армию "двунадесяти языков" входили контингенты Французской империи, Итальянского королевства, королевства Неаполя и обеих Сицилии, королевства Пруссии, Австрийской империи, королевства Дании, королевства Баварии, Саксонии и др.

Армии вторжения противостояли русские силы, которые насчитывали 590 тысяч человек, но против Наполеона можно было выставить немногим более 200 тысяч. Она была разделена на 3 части, стоящие далеко друг от друга, под командованием генералов М.Б. Барклая-де-Толли, П.И. Багратиона, А.П. Тормасова. Александр I находился при штабе армии Барклая. "Я не положу оружия, - заявил он, - доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем". Россию поддерживали Англия, Испания, Португалия, Швеция.

Французов в великой армии было менее половины. Большинство французских полков имело значительное число новобранцев. Качество французского вооружения было лучше русского: ружья лучше поддавались ремонту, части ружей были взаимозаменяемы. Лафет в артиллерийских орудиях опирался на металлические оси, что позволяло французам передвигать их с большей скоростью. Командовали армией опытные маршалы: Богарне, Удино, Даву, Ней, Мюрат и другие

В отличие от французской армии, русская армия комплектовалась на основе рекрутских наборов. Российская промышленность производила больше боеприпасов и вооружения, чем французская. Но по качеству оно уступало французскому вооружению. Имея значительное превосходство в артиллерии, русские солдаты испытывали немало трудностей при передвижении орудий на деревянных осях, которые часто ломались. Русские солдаты отличались военной выучкой, доблестью и стойкостью. Командный состав был не менее опытным, чем французский. Среди талантливых военачальников 1812 года: М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.С. Дохтуров и другие.

Влючается диск «Начальный период войны» Перед классом ставится вопрос: Почему летом 1812 года русская армия была вынуждена отступать?»

После обсуждения поставленного вопроса ответ кратко записывается учащимися в тетрадях.

Включается диск «Назначение Кутузова главнокомандующим». Вопрос классу: Почему, несмотря на свое отношение к М.И.Кутузову, Александр I именно его назначил главнокомандующим?

Включается диск «Бородинское сражение». Вопрос классу: Кто победил в этой «битве гигантов»? (Для ответа на этот вопрос можно обратить внимание учащихся на цели сражения для обеих сторон: Наполеон хотел разгромить в генеральном сражении русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов был намерен остановить наступление французов и защитить Москву.

Те шесть месяцев 1812 года, с июня по декабрь, в которые наполеоновская армия вторглась в пределы России, дошла до Москвы, вступила в русскую столицу, а затем была изгнана с территории страны, во многом определили характер эпохи. Трагические и славные события пробудили патриотические чувства во всех слоях общества. А. Кайсаров, герой Отечественной войны, писал: "Чувство патриотизма не есть преимущество какого-либо сословия: все сыны Отечества им воодушевляются". В Зимнем дворце находится уникальный памятник Отечественной войны 1812 года: в одном из музейных залов представлено более трехсот портретов русских военачальников и офицеров - участников Бородинской битвы. Михаил Илларионович Кутузов возглавил русскую армию, сражавшуюся с Наполеоном, в 67 лет. Для Петра Ивановича Багратиона, любимого ученика Александра Васильевича Суворова, бородинское сражение, 151-е на его счету, стало последним Большинство русских генералов, участвовавших в этом сражении, были очень молоды: Ермолову в 1812 году исполнилось 34 года, Давыдову и Волконскому - по 28, самым юным генералом в армии был Александр Иванович Кутайсов. Этот высокий чин смельчак получил в 22 года, а в 27 лет он командовал всей артиллерией на Бородинском поле, где и убит

Далее можно совершить воображаемую экскурсию по знаменитой портретной галерее героев 1812 года в Зимнем дворце. Экскурсию проводят учащиеся, которые заранее подготовили небольшие сообщения о некоторых из них. Для лучшего эмоционального восприятия каждое выступление учеников можно сопровождать небольшим лирическим вступлением.

Михаил Илларионович Кутузов (сообщение учащегося ).

Посол судьбы, явился ты полком –

И пред твоей священной сединою

Безумная гордыня пала в прах.

Жуковский В. А.

Михаил Богданович Барклаи-до-Толли (сообщение учащегося).

"Стоическое лицо Барклая есть одно из самых замечательных в нашей истории"- А.С Пушкин.

Петр Иванович Багратион (сообщение учащегося).

Одному из самых опытных полководцев 1812 года, человеку, имя которого стало легендой, Денис Давыдов посвятил такие строки:

О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,

Ты, голосом своим рождающий в полках

Погибели врагов предчувственные клики, -

Вождь героический, Багратион великий.

Александр Иванович Кутайсов (сообщение учащегося).

Кутузов об А.И. Кутайсове: "Если русские не добились при Бородине полного успеха, то тому причина смерть Кутайсова, ибо она лишила армию начальника артиллерии в такой битве, где преимущественно действовали орудия". Учитель говорит, что самым молодым генералом на Бородинском поле был А.И. Кутайсов. Он геройски погиб; друзья по оружию не смогли похоронить его тело с почестями, ибо оно не было найдено. Останься он жить, ему бы через несколько дней исполнилось всего лишь 28 лет.

Надежда Андреевна Дурова (сообщение учащегося).

Так любопытна,

Так известна

И так таинственна.

Пушкин А. С.

После Бородинского сражения русские войска начали отступление к Москве. 1 сентября 1812 года в деревне Фили в избе крестьянина Фролова А. состоялся военный совет русского командования. Обратимся к картине художника Алексея Даниловича Кившенко. Как известно, художник в работе над картиной следовал, в основном, за описанием Военного совета в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир". На картине то же расположение действующих лиц за столом (кроме Кайсарова, который у Л.Н. Толстого сидит на лавке, а у Кившенко - стоит за спиной у Кутузова). Давайте попробуем и мы воссоздать эту картину и всего того, что там произошло. (Приложение 1)

Вопросы для обсуждения классу, после просмотра инсценировки:

1.    Какая из предложенных позиций представляется Вам более аргументированной? Какую отстаивали бы Вы?

2.    Какие факторы (моральные, военно-политические, экономические), на Ваш взгляд,

принимал во внимание М.И. Кутузов, считая, что, несмотря на отступление, и Москва, и вся Россия могут быть спасены?

3     Какими качествами должен обладать человек, который мог бы оказаться на месте Кутузова?

После обсуждения учитель может сделать вывод: проблема выбора в жизни всегда касается не только собственных интересов, но и затрагивает интересы других людей, поэтому необходимо рассмотреть и осмыслить вопрос со всех сторон, и лишь затем принимать решение. Выбор предполагает личную ответственность за принятое решение.

Далее следует рассказ учителя.

На следующий день, 2 сентября, русские войска оставили Москву. "Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду; как бы лично ему причиненную". (М.И. Кутузов). Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге, а затем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу Нары, в селе Тарутине. А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Но как здесь не вспомнить известные строки А.С. Пушкина:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был практически пуст. В различных частях города вспыхнули пожары. Вопрос о причине пожаров не получил однозначного ответа у современников и потомков, историков. Еще до окончания войны правительственная пропаганда обвинила в сожжении Москвы Наполеона. Наполеон объявил пожары делом рук столичного губернатора Ф.В. Растопчина. Распространилась версия о стихийном возникновении пожара (получила отражение у Л.Н. Толстого в романе "Война и мир"). Сам Рэстопчин к концу жизни издал в Париже брошюру, в которой отрицал свою причастность к пожарам. Историк Е.В. Тарле видел источник пожаров как в действиях московских патриотов, так и в действиях французов. Н.А. Троицкий считал, что распоряжение Кутузова и Растопчина сжечь склады и магазины, вывезти из города "весь окончательный снаряд" уже обрекло Москву с большим количеством деревянных строений на пожар. Современные историки единодушны в том, что не одно из существующих мнений с исторической точки зрения не может считаться доказательным. Пожары бушевали целую неделю, со 2 по 9 сентября. Три четверти построек в огне. Из 9151 дома сгорело 6496. Полностью выгорели Китай-город, Замоскворечье, Немецкая слобода, Воздвиженка, Знаменка, Пречистенка, Тверская. Среди погибших памятников истории и культуры - Гостиный двор, Московский университет, в огне погибла рукопись "Слова о полку Игореве". Убытки от пожара исчислялись суммой около 250 миллионов рублей. Тушить огонь было нечем, приспособления для тушения пожаров были вывезены московским губернатором графом Ф.В. Растопчиным. 5 сентября пожар принимает чудовищные масштабы. Император Франции перебрался из Кремля в роскошный Петровский дворец, расположенный в предместье Москвы. Наполеон вместе со своей свитой заблудился в дыму и пламени городских кварталов. Спастись удалось чудом: его случайно обнаружили солдаты, занимавшиеся грабежом в этом квартале. Для восстановления порядка в городе Наполеон предпринял попытку организовать московский муниципалитет. Подобные органы создавались в большинстве занятых неприятелем русских городов. Жители Москвы, отказываясь сотрудничать с неприятелем, принудительно были включены в правление. Но чиновники не являлись к своим должностям. Стремление Наполеона поправить положение, решить с помощью муниципалитета продовольственную проблему и проблему квартирного обеспечения армии потерпело неудачу. С каждым днем пребывания в Москве терялась боеспособность наполеоновской армии, падала дисциплина, развивалось мародерство. На улицах гибли от рук захватчиков безвинные люди, в госпиталях заживо сжигались русские солдаты. В Благовещенском соборе была устроена мастерская по переплавке церковной утвари из золота, платины и серебра. Слитки переправлялись во Францию. С колокольни Ивана Великого был сорван крест. Архангельский собор был превращен в винный склад, в Успенском соборе была устроена конюшня. В Москве, желая как-то ободрить свое воинство, Наполеон распорядился составить труппу из французских актеров, оставшихся в городе, во главе с Брюсе. Помещение театра украшали награбленным серебром, золотом. Всего было дано 11 представлений. Для них использовали нетронутый пожаром дворец генерал-майора П.А. Позднякова, страстного театрала. Через три недели в городе начался страшный голод. На посланных за продовольствием французских солдат нападали крестьяне окрестных деревень. Армия, по существу не ведя военных действий, таяла. Находясь в Москве, Наполеон предпринял три попытки вступить в мирные переговоры с Александром I. Первый раз ему способствовал генерал-майор И.А. Тутолмин - директор Воспитательного дома. Он, оставшись в Москве вместе со своими воспитанниками, просил французов об охране своего дома и его питомцев, а также о возможности отправить рапорте Петербург о состоянии Воспитательного дома. Наполеон позволил, и при этом прибавил: "Я прошу вас при этом написании передать Александру, которого я уважаю по-прежнему, что я хочу мира". Через три дня, 21 сентября, Наполеон отправил личное письмо Александру I с отставным капитаном гвардии И.А.Яковлевым, который обратился к Наполеону за разрешением выехать в Петербург. Однако Александр I отправил нераспечатанным письмо Наполеона Кутузову, а Яковлев был посажен в Петропавловскую крепость. 4 октября Наполеон направил в лагерь Кутузова в село Тарутино своего генерал-адъютанта Жака Лористона за пропуском для проезда в Петербург, напутствуя его приказом: "Мне нужен .мир, он мне нужен абсолютно, во что бы то ни стало, спасите только честь". Лористон пропуска не получил, но был принят Кутузовым, который отказался вести с ним какие бы то ни было переговоры о мире или перемирии и только обещал донести предложение Наполеона до сведения Александра I. Царь не ответил ни на одно из предложений, ибо не забыл оскорбительного ответа Наполеона на свое единственное предложение о мире, переданное через генерала Балашова. Попытки Наполеона начать мирные переговоры высмеивал известный баснописец И.А. Крылов в басне "Волк на псарне", которую в русской армии все читали наизусть. Ответ ловчего Волку приводил всех в восторг:

... Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкурку с них долой.

На рассвете 8 октября 1812 года наполеоновская армия начинает отступление из Москвы. Исчезла последняя надежда продиктовать свою волю Александру I и добиться мира. Маршалу Мортье было приказано взорвать Кремль, уцелевшие здания, погреба, склады. Был разрушен Арсенал, часть Кремлевской стены, Водовзводная башня, часть Никольской башни, повреждена Грановитая палата. Специально изготовленные снаряды были заложены под храм Василия Блаженного, кремлевские соборы, Чудов монастырь. Эти памятники старины удалось спасти казачьим частям Ивана и Василия Дмитриевичей Иловайских. Стараниями казаков был спасен от взрывов Новодевичий монастырь. Приняв рапорт об уходе французов из Москвы, Кутузов произнес: "С сей минуты Россия спасена!". Оставив Москву, русская армия расположилась у Тарутина и заняла оборону. В то время, когда Москва, как губка, всасывала в себя наполеоновские войска, русская армия, прикрывая тульские заводы, использовала перестройки армии, укомплектования ее людскими резервами, продовольственного снабжения, вооружения. Гибельной для захватчиков стала "малая война". Обращаем внимание на то, что под "малой войной" Кутузов понимал военные действия ополчений, армейских и крестьянских партизанских отрядов. Инициатива в организации армейских партизанских отрядов принадлежала М,Б. Барклаю-де-Толли. Он же являлся автором первой 1812 года инструкции о действиях партизан в тылу врага. М.И. Кутузов поддержал и развивал эту идею.

Денис Васильевич Давыдов (сообщение учащегося).

Он был одним из самых популярных людей своего времени. Личность его полна обаяния. Его любили, им восхищались, ему посвящали стихи. Его портреты писали Кипренский, Орловский, Дау.

Усач. Умом, пером остер он. как француз, Но саблею французам страшен ...

Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,

И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан!

Но милым он дарит, в своих куплетах, розы:

Давыдов! Это ты, поэт и партизан!

(из стихотворения Ф. Глинки "Партизан Давыдов").

Гроза двенадцатого года Настала - кто тут нам помог? Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?

Что касается народного ополчения, то его формирование и участие в сражениях - особенное явление. К подобным мерам Россия прибегала в самые тяжелые периоды, когда сил для сопротивления не хватало. В 1806 году для восполнения потерь, понесенных русской армией в войнах начала века, было собрано народное ополчение в количестве 110 тысяч человек. Впервые о создании народного ополчения в 1812 году заявил сам Александр I. Указ "О создании временного внутреннего ополчения" от 18 июля 1812 года предписывал создание ополчения в 16 центральных губерниях европейской России. В ратники набирались крестьяне по специальной разверстке и по согласованию с помещиками. Студенты, мещане, купеческие сыновья вступали в ополчение добровольно. Массовый характер приняли пожертвования деньгами и вещами. Некоторые состоятельные люди помимо оказанной финансовой помощи сформировали на свои средства крупные военные соединения. Народное ополчение принимало участие в сражениях, начиная от Смоленска и заканчивая территорией Франции. Составной частью "малой войны" было действие крестьянских партизанских отрядов. Крестьянские выступления начались сразу после вступления армии Наполеона на русскую землю и носили активный характер. Говоря о крестьянских выступлениях против завоевателей, представляется интересным обратиться к вопросу о намерениях Наполеона отменить крепостное право в России. Находясь в Москве, Наполеон пытался оказать давление на Александра I и дворянское сословие. В этих целях была напечатана антикрепостническая прокламация. Но когда Наполеон, по его словам, "узнал грубость нравов этого многочисленного класса русского народа", до отмены крепостного права дело не дошло. Некоторые французские историки видят в отказе Наполеона отменить крепостное право в России одну из главных причин его поражения.

Влючается диск «Изгнание Наполеона из России». Вопрос классу: Истоки победы русских войск в войне 1812 года?

История 1812 года наполнена не только воинскими подвигами; в ней нашлось место и повествованию о прекрасной любви. Любовь и скорбь слились воедино в судьбе Маргариты Тучковой (нна фонезвучания "Романса " Свиридова к повести А. Пушкина "Метель " звучит сообщение учащегося о М.Тучковой и ее муже Л, А. Тучкове).

Завершение Отечественной войны было ознаменовано приказом М.И.Кутузова по армии 21 декабря 1812 года и Манифеста Александра I от 25 декабря 1812 года. Далее следует предоставить учащимся возможность самостоятельно изучив соответствующий пункт параграфа в учебнике, записать в тетрадях историческое значение Отечественной войны 1812 года.

1812 год был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории. Участники событий 1812 года - это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе не должна и не может быть предана забвению.

К сожалению, в настоящее время в нашей стране очень часто в угоду отдельным политическим лидерам, течениям, направлениям стало популярным переписывать нашу историю, ее замечательные, героические, трагические страницы. Не осталась без их внимания и Отечественная война 1812 года. Я предлагаю вам заполнить анкету и выразить свою позицию в отношении некоторых вопросов, отражающих ряд проблем нашего исторического прошлого (заполняется анонимно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл уроков « Отечественная война 1812 года». Урок с применением технологий: игровой, интегрированной, проектной, компьютерной.

Цикл интегрированных уроков с привлечением учителей географии и английского языка, с тестами и творческими заданиями....

разработка урока "Отечественная война 1812 года".

Данный разработку  урока можно применять на уроках истории в 8 и 10 классах. К уроку прилагается электронная презентация....

Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года"

Разработка урока истории для 8 -го класа на тему "Отечественная война 1812 года". Используются различные виды и формы учебной деятельности. Подача материала как лекцией, так и самостоятельное изу...

Разработка урока "Отечественная война 1812 года"

Разработка урока "Отечественная война 1812 года"...

Разработка урока "Отечественная война 1812 года"

Данная разработка предназначена обучающимся 8 класса. Тема урока "Отечественная война 1812 года". Могут воспользоваться учителя истории при подготовке к уроку и внеклассному мероприятию....

метод разработка «Великой Отечественной войны 1812 года в истории и русской литературе XIX века?»

Методическая разработка представляет собой интегрированный урок, который проходил совместно с преподавателем историиДанное занятие является одной из форм интеграции — явлении более глубоком...

Методическая разработка урока ( Отечественная война 1812 года)

Методическая разработка урока, посвященного Отечественной войне 1812 года...