Методическая разработка урока ( Отечественная война 1812 года)
методическая разработка по истории (9 класс)
Методическая разработка урока, посвященного Отечественной войне 1812 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka._tema_otechestvennaya_voyna_1812_goda.odt | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Тема урока: « Отечественная война 1812 года». 9 класс.
Цели урока:
Образовательные:
- рассмотреть основные события и проблемы Отечественной войны 1812 года;
- выделить положительные и отрицательные последствия наполеоновских войн;
- проследить изменение роли России в международных отношениях.
Развивающие: способствовать развитию
- логического мышления;
- навыков целеполагания и поиска способов достижения цели;
- умения работать со схемой, картой, документами;
- креативного мышления.
Воспитательные: способствовать воспитанию
- патриотизма,
- чувства гордости за Россию.
Этапы урока:
Первый этап – вводно-мотивационный: постановка цели, озвучивание темы урока, постановка проблемы.
Второй этап – изучение нового материала.
Третий этап – контроль и коррекция, рефлексия, домашнее задание.
План урока:
1. Причины и начало войны.
2. Бородинское сражение.
3. Отступление русской армии.
4. Наполеон в Москве.
5. Завершение войны.
Ход урока
1этап: вводно-мотивационный.
Есть события, смысл которых так велик, что каждое новое поколение должно знать о нем. И это не просто высокие слова.
Такое событие мы сейчас с вами будем изучать.
-Постановка учебной задачи по исходному противоречию.
-Что вас поражает в этой ситуации?
Исходное противоречие
К началу войны до 400 тысяч солдат в армии вторжения Наполеона и гегемония в Европе
После заврешния отечественной войны во Францию вернулось около 20 тысяч и к 1814 году гегемония Франции пала
Выдвижение учебной задачи учащимися: почему поход в Россию для Наполеона оказался трагическими?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять планы Наполеона в данной войне, а затем выяснить причины, нарушившие их.
Работа с картой на слайде
- Давайте обратимся к карте и посмотрим, какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? (Неман)
Запись на доске и в тетради:
12(24) июня 1812 г.- армия , 380 тысяч вторглась на территорию России.
Работа с картой слайда
-Посмотрите на карте расположение русских армий и их численность на кануне войны. Соотношение сил.Франция -380000 человек ,Россия -250000 человек
- Обратите внимание, что русская армия была разделена на три далеко стоящие друг от друга группы под командованием генералов М.Б. Барклая-де-Толли, П.И. Багратиона и А.П. Тормасова.
-Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон? (французский император рассчитывал разбить русские армии по одиночке. Захватить Москву и добиться от Александра подписания мирного договора. Наполеон: «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце».
- Какую тактику ведения войны могли предпринять русские, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.)
-Александр 1 назначает Главнокомандующим Барклай – де – Толли.
- На ваш взгляд правильную тактику он предпримет, учитывая численное превосходство французов?
- Посмотрите по карте в каком городе русские войска соединились и был дан бой французам?
-3 августа 1812 года – Армия Барклая де Толли и Багратиона соединились под Смоленском. ЗАПИСАТЬ: 4- 5 августа 1812 года – сражение под Смоленском. В этой битве (см. карту) русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ отступать. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось.
- Какое настроение будет в русской армии? Кем они недовольны? На ваш взгляд, правильная тактика была у Барклая? Правомерно ли обвинять в предательстве Барклая-де-Толли, объясните свою точку зрения. Отступление вызвало недовольство в армии, виновником был объявлен Барклай, пошли слухи об измене. Стал вопрос о назначении нового командующего.
Армия требовала назначить Кутузова главнокомандующим. Его любили в армии, но не любили при дворе. Александр1 вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим. Как только прибыл в армию Кутузов настроение солдат сразу сменилось, они говорили «Пришел Кутузов бить французов».
ЗАПИСАТЬ: 8 августа 1812 г.- М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.
- Прибыв в армию, Кутузов решил придерживаться тактики отступления, считал ее единственно правильной для сохранения боеспособности армии. Отход войск продолжался до села Бородино. Здесь и произошло генеральное сражение русских войск с армией Наполеона.
Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»:
"Мы долго, молча, отступали,
Досадно было, боя ждали, ворчали старики».
-Что вы можете сказать о соотношении сил перед Бородинской битвой?
ЗАПИСАТЬ: -26 августа 1812 г. Бородинское сражение.
Работа по слайдам
- Назовите героев этого сражения? в чем его историческое значение?
-Каковы были потери с обеих сторон?
-Почему Кутузов считал, что это сражение будет вечным памятником мужества?
В Петербурге это восприняли как победу. На самом деле, эта битва не выявила победителя.
Наполеон впоследствии писал: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Победа или поражение, в случае с Бородинским сражением нельзя дать однозначный ответ. Русские войска покинули поле боя, организованно отступив, что по сложившейся традиции означало победу тех, кто остался на поле брани, в данном случае французов, однако, потери французов были больше и численность войск уравнялось, кроме того, французские солдаты были деморализованы такой тяжелой битвой, большими потерями и неоднозначной победой. Результат битвы при Бородино можно охарактеризовать как Пиррову победу Франции, оставив за собой поле боя, они лишились высоких шансов на успех кампании.
Какое значение имело это сражение?
ЗАПИСАТЬ: -1 сентября в крестьянской избе в Филях, состоялся военный совет. Какова была главная цель военного совета в Филях?
-Что предлагали генералы? На чьей вы стороне? Какое решение было принято Кутузовым?
-Кутузов сказал: «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством, армией».
-Проблема выбора в жизни всегда касается не только собственных интересов, но и затрагивает интересы других людей, поэтому принимая решение, надо рассмотреть, осмыслить вопрос со всех сторон. Главное, что выбор предполагает личную ответственность за принятое решение.
Наполеон торжествует. ЗАПИСАТЬ: 2 сентября французы вошли в Москву, покинутую армией и жителями. Однако это не принесло Наполеону победы в войне. Вечером город запылал. Пожар уничтожал боеприпасы и продовольствие.
-Кутузов собирает ополчение и начинает подготовку к контрнаступлению. Большую помощь армии оказывает партизанское движение, начавшееся еще летом 1812 года. Стоит отметить, что Кутузов не считал план предыдущего командира неверным и сам продолжил придерживаться его тактике, в логику уоторой вписывается и сдача Москвы.
- Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии, за месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку грабителей и разбойников.
-Французский император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы, но напрасно…
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
-Прекрасным доказательством отношения людей к произошедшему являются и литературные строки написанные в 19 столетии. Однако историки не выяснили действительно ли русские сами подожгли Москву, стоит отметить, что пожары в городах не являлись редкостью, а с учетом вторжения вражеской армии, бегства части населения и нежелание оставшихся содействовать оккупантам привело к некачественному тушению пожара, кроме того, стоит учесть и состояние армии Наполеона, которая была утомлена длинным переходом и истощена Бородинским сражением, моральный дух был подорван, что привело к грабежам и непослушанию командованию, а соответственно проявилась и замедленная реакция на пожар, который мог произойти и по вине самих французов.
-В преддверии зимы Наполеон решил выйти из Москвы и двинуть остатки армии на неразоренный юг России. 6 октября французы покинули Москву, но на пути их встретила окрепшая и увеличившаяся численно русская армия.
Поражения, нанесенные французам под 18 октября 1812г - Тарутином и 24 октября 1812г - Малоярославцем, вынудили Наполеона повернуть войска на им же самим опустошенную Смоленскую дорогу. (карта)
- Что ожидало Наполеона на Смоленской дороге? Ответы учащихся
-Одетые легко французы замерзали и кутались в награбленное белье, женские платки, скатерти. Наполеон бросил свою армию и уехал в Париж. А жалкие ее остатки в середине декабря перешли р. Неман, откуда начинали свой поход. Отступающего к западным границам врага преследовали русская армия и партизанские отряды. Ранняя и суровая зима стало еще одним бедствием для французов. При переправе через р.Березину 14 – 18 ноября1812г Наполеон потерял еще 30 тысяч воинов.
-В конце декабря 1812 генерал - фельдмаршал Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря царь издает манифест об изгнании врага из России и окончании войны на территории России. Предстояли заграничные походы 1813-1814 годов, в результате которых Франция потерпит окончательное поражение и придет конец ее гегемонии в Европе.
-Давайте вернемся к учебной задаче: Почему поход в Россию
для Наполеона оказался трагическими?
Наполеоном не были учтены некоторые особенности: 1) размер России, 2) климатические условия, 3) способность народа подняться для противоборства внешнему агрессору, 4) Некачественная подготовка похода, плохо налаженный подвоз продовольствия и припасов, 5) Отсутствие абсолютной важности Москвы, 6) Опыт борьбы с французской армией в первом десятилетии XIX века и потому готовность солдат и командования к бою со знакомым противником, чего не было у русских сил, например, в битве при Аустерлице.
3 этап: контроль и коррекция.
Рефлексия деятельности на уроке. Оценки заурок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл уроков « Отечественная война 1812 года». Урок с применением технологий: игровой, интегрированной, проектной, компьютерной.
Цикл интегрированных уроков с привлечением учителей географии и английского языка, с тестами и творческими заданиями....
разработка урока "Отечественная война 1812 года".
Данный разработку урока можно применять на уроках истории в 8 и 10 классах. К уроку прилагается электронная презентация....
Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года"
Разработка урока истории для 8 -го класа на тему "Отечественная война 1812 года". Используются различные виды и формы учебной деятельности. Подача материала как лекцией, так и самостоятельное изу...
Разработка урока: Отечественная война 1812 года.
Разработка урока: Отечественная война 1812 года....
Разработка урока "Отечественная война 1812 года"
Разработка урока "Отечественная война 1812 года"...
Разработка урока "Отечественная война 1812 года"
Данная разработка предназначена обучающимся 8 класса. Тема урока "Отечественная война 1812 года". Могут воспользоваться учителя истории при подготовке к уроку и внеклассному мероприятию....
метод разработка «Великой Отечественной войны 1812 года в истории и русской литературе XIX века?»
Методическая разработка представляет собой интегрированный урок, который проходил совместно с преподавателем историиДанное занятие является одной из форм интеграции — явлении более глубоком...