Реформы Петра I и их последствия
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Левков Александр Владимирович

План-конспект урока в 10 классе по истории, тема "Реформы Петра I и их последствия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reformy_petra_i_i_ih_posledstviya.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СИДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

633166 РФ, Новосибирская обл.  

Колыванский район с.Сидоровка ул.Ленина 23

e-mail sidor_shkola@mail.ru тел.  8-(383)-52-34-277

План-конспект урока

Выполнил:

       Учитель истории высшей

   квалификационной         категории

        МБОУ «Сидоровская СОШ»  

     Колыванского района

Новосибирской области

Левков________________________

                                                           фамилия

Александр_____________________

                                                     имя

Владимирович_________________

                                                               отчество

с.Сидоровка 2015г.


ИСТОРИЯ РОССИИ

_____________________________________________-

Название учебного предмета

___                           __Императорская Россия____________________

Название раздела учебного предмета

Россия в XVIII-середине XIX в

_________________________________________________________________

Название темы

_№1_ «Реформы Петра I и их последствия».

Номер и название и урока по теме

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ УРОКА

Урок изучения нового материала

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Петровские преобразования. Победа в Северной войне и провозглашение империи. Абсолютизм. Формирование чиновичье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Дворянство – господствующее сословие. Традиционные порядки и крепостничество в условиях модернизации. Дискуссии о месте и роли петровских реформ в истории России.

ПЕРЕЧЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ, ФОРМИРУЕМЫХ НА УРОКЕ

(С КОНКРЕТНОЙ ПРИВЯЗКОЙ К УРОКУ)

Иметь представление

-О причинах, целях, основных направлениях и последствиях  Петровских реформ;

- Об историческом значении петровской модернизации России;

Знать/понимать

-Факты, явления, процессы, суждения, интерпретации, характеризующие системность, целостность исторического процесса в период правления ПетраI;

-Взаимосвязь  и особенности истории России;

-Понятия по теме «Реформы Петра I и их последствия»;

Уметь

-Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- -Классифицировать исторические источники по типу информации;

-Различать в исторической информации о периоде правления Петра I факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, суждения и интерпретации;

-Участвовать в групповой работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам темы «Реформы Петра I и их последствия», использовать её для аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

-Объяснять значение понятий: мануфактура, коллегия, Генерал-прокурор, майорат, Сенат, Синод, рекрут, протекционизм, меркантилизм, фискал, абсолютная монархия, приписные крестьяне, «Табель о рангах», Генеральный регламент, регулярное государство, губерния, ревизия.

-Представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах резюме, публичной презентации.

 

Использовать

-Использовать полученные знания и умения по теме «Реформы Петра I и их последствия», для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

-Осознавать себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России;

-Историческую карту «Россия в XVII в. – 1760-х гг.».

-Исторические источники по теме «Реформы Петра I и их последствия»

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

География

8 класс «Физическая география России», 7 класс «Физическая география зарубежных стран»

Литература

А.С.Пушкин, 11 класс «Преобразовательная деятельность Петра», 11 класс «Панорама русской жизни в романе «Петр I»»,

Информатика

Использование МC POWER POINT

Иностранный язык

Английский язык 10кл. «К истокам. По России. «Петр Великий. Великие реформы»

Естествознание

нет

История России

Реформы Избранной рады, проекты реформ XVII века

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1Телевизор

2.DVD - рекордер

КАРТА

Название карты

Цель использования

Россия в XVII в. – 1760-х гг.

Используется для более лучшего усвоения  уч-ся областной реформы

ТЕКСТЫ

Выходные данные текста

Используемое содержание

«Петр Великий» - Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 1991г.

Характеристика Петра I (наружность, привычки и т.д.)

ВИЗУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Название

Продолжительность показа

Используемое содержание

Видеофильм «Петр Великий» М., 1999г.

3мин.

Проявление характера Петра I в деятельности

С.13 в учебнике А.А.Левандовского «История России XVIII-XIX веков: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение» 2005г.

0,5 мин

Солдаты времени Петра I

АУДИОМАТЕРИАЛЫ

Название

Продолжительность звучания

Используемое содержание

нет

нет

нет

МУЛЬТИМЕДИА

Выходные данные

Что используется

Продолжительность  

На каком этапе урока используется

МC POWER POINT

Электронная презентация (схемы: реформы, цели реформ, центральное государственное управление, территориальное деление России)

3мин.

Изучение нового материала

МC POWER POINT

Электронная презентация (схема: последствия и значение преобразований Петра I)

2мин

Подведение итогов урока

ПЕРСОНАЛИИ

Ф.И.О.

Необходимые данные

Петр Алексеевич Романов

Царь, Император Всероссийский, за ним утвердилось почетное имя Петр Великий, Отец Отечества

Александр Данилович Меншиков

«Счастья баловень безродный, полудержавный властелин»,

герой Нотебурга и Полтавы,

в 1709г. Возглавлял Военную коллегию

Никита Демидович Демидов

Стал основателем династии промышленников меценатов, поставлял железо и чугун для строительства Санкт-Петербурга, поставляемые им ружья стоили в 12 раз дешевле, чем иностранные.

Феофан Прокопович

Псковский епископ составивший по поручению Петра I «Духовный регламент»

ХРОНОЛОГИЯ

Дата

Содержание

1699

Учреждение Ближней канцелярии

1699

Организация ратуши в Москве и земских изб в провинциях

1705

Первый рекрутский набор в армию по всей России

1708

Губернская реформа (8 губерний)

1711

Учреждение Сената

1714

Указ об обязательном обучении дворянских детей с запретом венчать невыучившихся

1714

Указ о единонаследии (майорате), окончательное уравнение боярских вотчин с поместьями

1716

Указ о цифирных школах

1716

Воинский устав Петра I

1717-1721

Учреждение первых коллегий

1718

Учреждение Тайной канцелярии

1718

Проведение первой подушной переписи и введение подушной подати

1719

Учреждение провинций и надворных судов

1719

Учреждение Берг-коллегии для управления горнорудной промышленностью и создание Бер - привилегий

1720

«Генеральный регламент» Петра I – Устав гражданской службы

1721

Введение «регулярного» и «подлого» гражданства, гильдий и цехов в городах

1721

Учреждение Священного Синода вместо патриаршества

1721

Открытие епархиальных школ. «Духовный регламент» Петра I – включение церкви в систему государственной администрации

1721

Указ о посессионных крестьянах

1722

Принятие «Табеля о рангах»

1722

Указ о престолонаследии по воле императора

1722

Упразднение гетманства на Украине

1722

Отмена тайны исповеди

1723

Резолюция Петра I о внесении холопов в подушную перепись. Завершение процесса создания единого крепостного состояния

1724

Введение паспортных правил для крестьян

1724

Первый протекционистский таможенный тариф

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Понятие/термин

Содержание

Мануфактура

Промышленное предприятие капиталистического типа, на котором введено разделение труда

Коллегия

Органы центрального управления, построенные на принципах коллегиальности  - коллективной ответственности за принимаемые решения, распространявшие свою деятельность на всю территорию страны

Генерал-прокурор

Высшее должностное лицо осуществляющее контроль за работой Сената

Фискал

Государственный чиновник, осуществляющие контроль за всеми центральными и местными административными учреждениями

Абсолютная монархия

Форма правления, при которой законодательная, судебная и исполнительная власть в стране принадлежит всецело главе государства

Протекционизм

Меры покровительства, осуществляемого правительством в отношении отечественной промышленности и торговли прежде всего путем предоставления льготных условий для отечественный купцов и промышленников и, наоборот, обложения высокими пошлинами привозных товаров

Майорат

Принцип наследования препятствующий дроблению дворянских имений в результате наследования

«Табель о рангах»

Документ, в котором был зафиксирован принцип чиновной, бюрократической выслуги

Генеральный регламент

Устав гражданской службы, закрепивший принцип коллективной ответственности за решения, принимаемые в коллегиях

Регулярное государство

Государство, основанное по заранее разработанному плану – на принципах разумности, с единой и идентичной в своих частях системой управления

Синод

Высший орган управления православной церковью во главе которого находился обер-прокурор – светский государственный чиновник, назначаемый главой государства

Подушная подать

Государственный налог, бравшийся с каждой души мужского пола

Приписные крестьяне

Казенные, черносошные крестьяне, которых правительство принудительно приписывало для работы на заводе

Сенат

Высшее государственное учреждение, осуществляющее управление страной в отсутствие государя, по его особому распоряжению, а также надзор за судебными делами и расходованием средств

Губерния

Административно-территориальная единица в России

Ревизия

Перепись податного населения в России в XVIII-XIX вв

Рекрут

Солдат-новобранец, которого брали в армиюот определенного количества населения

ЦЕЛЬ УРОКА

Обобщить и углубить знания учащихся по теме “ Реформы Петра I и их последствия», определить цели, итоги, значение и последствия его реформ;

ЗАДАЧИ УРОКА

Область

Задача

Способ достижения

Представление

-О причинах, целях, основных направлениях результатах и последствиях реформ

- Об историческом значении петровской модернизации России;

Объяснение учителя, демонстрация схем, самостоятельная работа учащихся

Объяснение учителя , демонстрация схем,

Знание

-дат важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов петровской эпохи

-важнейших исторических понятий

Объяснение учителя, работа с картой

Работа со сборником понятий

Понимание

-определять характерные, существенные черты реформ эпохи Петра Великого;

Объяснение учителя, самостоятельная (групповая) работа

Умение

-называть обстоятельства, участников, результаты важнейших реформ;

-соотносить единичные исторические факты и общие явления эпохи реформ Петра I;

-излагать суждения о причинно-следственных связях реформ;

-объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности Петра I;

-проводить оценку исторических событий, изложенных в учебнике;

- определять и объяснять свое отношение и оценку реформ и личностей в эпоху Петра I.

Объяснение учителя, самостоятельная работа

Объяснение учителя, беседа

Объяснение учителя, беседа

Объяснение учителя

Самостоятельная работа, беседа

Самостоятельная работа, беседа

Применение

-Использовать полученные знания и умения для понимания и критического осмысления реформ Петра I;

-Осознавать себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России;

Беседа

Беседа

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

(С УКАЗАНИЕМ СТРАНИЦ)

Автор

Название

Издательство

Место издания

Год издания

Нужные страницы

В.О.Ключевский

Исторические портреты

Мысль

Москва

1991

С.174-179

А.Л. Юрганов, Л.А.Кацва

История России 16-18 вв.

Мирос

Москва

1996

С.247-269

А.А.Левандовский

История России XVIII-XIX веков

Просвещение

Москва

2005

С.11-21

Б.Г.Пашков

Русь-Россия-Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917гг.

ЦентрКом

Москва

1997

С.351 - 386, 560-563

А.Н.Толстой

Петр I

Детгиз

Москва

1989

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Автор

Название

Издательство

Место издания

Год издания

Нужные страницы

Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов

История России (учебник для ВУЗов)

Норма-Инфра

Москва

1999

С.98-111

С.В.Перевезенцев

Смысл русской истории

Вече

Москва

2004

С.291-301

Е.В.Анисимов

Время петровских реформ

Лениздат

Ленинград

1989

В.И.Буганов

Петр Великий и его время

Наука

Москва

1989

192с.

ХОД УРОКА.

ТЕМА УРОКА

Реформы Петра I и их последствия

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ

Действия учителя

Действия учащихся

Для того, чтобы стать вровень с передовыми державами, России необходимо было прорываться к морям. «В Европу прорубить окно, ногою твердой стать у моря» - лучше А.С.Пушкина эту основную задачу царствования Петра I не определить. Недаром Петр на протяжении почти всего своего правления вел бесконечные войны. Но первые же неудачи в этих войнах показали, что для успешного их завершения нужно создавать новую армию, заводить флот, развивать мануфактурное производство и т.д. Но пустая казна сковывала руки Петру в осуществлении грандиозных планов. Петр пошел по пути, традиционному для России: проблемы, стоявшие перед государством, решались в основном за счет основной массы населения. При этом у Петра не было четкого плана переустройства России. Он пытался решать задачи по мере того, как они вставали перед ним; многое делал наскоро, начерно или просто оставлял недоделанным. Однако в конечном итоге преобразования Петра, охватившие чуть ли не все стороны жизни, сложились в единую грандиозную систему. С конца 19 века идет спор о необходимости петровских преобразований: Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию.

А.И. Герцен считал заслугой Петра I осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: "Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом".

Итак, проблема:

Как же нужно оценивать деятельность Петра I?

Учащиеся знакомятся с информацией и постановкой проблемного вопроса

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ НА УРОКЕ

Задача

Способ решения

.- Сформировать представление у учащихся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти, способствовали оформлению абсолютизма и оказали огромное влияние на все стороны российской жизни.

Объяснение учителя и самостоятельная (групповая) работа учащихся, мультимедиа презентация, работа с картой, работа со сборником понятий.

- Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований; подчеркнуть, что проведенные реформы не ликвидировали отсталость страны; успехи в ее развитии были достигнуты за счет усиления эксплуатации крестьян и ремесленников.

Объяснения учителя, самостоятельная работа учащихся, дискуссия.

- Формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений периода реформ Петра I;

Беседа, диспут.

-Расширить представления о роли и значении личности в истории.

Демонстрация фрагмента видеофильма.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ/РУКОВОДЯЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Работа учащихся

Действия учителя

Содержательное обеспечение работы

Фронтально:
Записать тему урока в тетрадь.

Актуализация темы.

Записать тему на доске

Вступительное слово учителя: Для того, чтобы стать вровень с передовыми державами, России необходимо было прорываться к морям. «В Европу прорубить окно, ногою твердой стать у моря» - лучше А.С.Пушкина эту основную задачу царствования Петра I не определить. Недаром Петр на протяжении почти всего своего правления вел бесконечные войны. Но первые же неудачи в этих войнах показали, что для успешного их завершения нужно создавать новую армию, заводить флот, развивать мануфактурное производство и т.д. Но пустая казна сковывала руки Петру в осуществлении грандиозных планов. Петр пошел по пути, традиционному для России: проблемы, стоявшие перед государством, решались в основном за счет основной массы населения. При этом у Петра не было четкого плана переустройства России. Он пытался решать задачи по мере того, как они вставали перед ним; многое делал наскоро, начерно или просто оставлял недоделанным. Однако в конечном итоге преобразования Петра, охватившие чуть ли не все стороны жизни, сложились в единую грандиозную систему. С конца 19 века идет спор о необходимости петровских преобразований: Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию.

А.И. Герцен считал заслугой Петра I осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: "Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом".

Итак, проблема:

Как же нужно оценивать деятельность Петра I?

В группе:

1.Заполнение таблицы по основным направления реформ ( по одному направлению от группы)

2.Подведение итогов работы (выступление групп, заполнение табличных форм)

Работа со сборником понятий

Групповая работа по оценки реформ

Разбить класс на группы по направлениям реформаторской деятельности (военные, экономические, управление государством, общественные реформы)- в последующей работе вопросы дискуссии, раздать табличные формы, проинструктировать учащихся по заполнению таблицы

Контроль, презентация схем в среде Power Point

Инструктаж по заполнению сборника понятий

l)привести факты и примеры положительной оценки реформ.

2) найти недостатки реформ.

Приложение 3

Работа с индивидуальными листами

Фронтально: дискуссия по вопросам оценки реформ (учащиеся обсуждают, доказывают свою точку зрения)

Индивидуально:

Текущий контроль

Контроль, подведение итогов дискуссии

Задание записано на доске

Работа с индивидуальными листами

Приложение 1

Индивидуально:

Сообщения о сподвижниках ПетраI при осуществлении реформ (Н.Демидов, А.Меншиков, Ф.Прокопович)

Дополнение ответов,

Н.Демидов: его деятельность при осуществлении экономической политики ;

А.Меншиков: его деятельность при осуществлении военной реформы;

Ф.Прокопович: его деятельность при осуществлении церковной реформы

Работа в группах - анализ документов. (Задания прилагаются)

Ответы учащихся

Оценка правильности ответов, комментарии, дополнения

Приложение 2

Мозговой штурм,

Как же можно оценивать реформы Петра I? Ваша позиция.

Государственные реформы, проведенные ПетромI, сыграли большую роль в жизни страны. Они значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд великих держав. Реформы изменили оставшиеся от старой Руси пережитки местничества, стерев грани между боярством и дворянством в экономическом и служебном положении. Они усовершенствовали систему местного управления, впервые в истории России были введены выборные начала в управлении городами. Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов. В России окончательно оформляется абсолютная монархия – система власти, при которой вся её полнота принадлежит неограниченно одному человеку, стоящему во главе государства – императору. В тоже время Реформирование России при Петре I отличалось известной лихорадочностью и даже непоследовательностью. Во многом это было связано с ведением напряженной войны со Швецией

Индивидуально: Тестовый итоговый контроль

Фронтально

Просмотр видеофрагмента

Индивидуально

Заполнение схемы «Последствия и значение преобразований Петра»

Раздача тестов, проверка по ключу

Демонстрация фрагмента видеофильма Петр Великий»

Работа в Power Point

Подведение итогов урока, выставление оценок

Приложение 5

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАРАБОТАННОГО СОДЕРЖАНИЯ

Название презентации

Форма презентации

Обязательные пункты

Заполнение таблицы по основным направления реформ

Выступление учащихся

Военные, Экономические, Управление государством, Общественные реформы

Анализ схем

Среда МS Power Point

Реформы
Центральное государственное управление

Территориальное деление России

Оценка реформ

Выступление учащихся:

1)привести факты и примеры положительной оценки реформ.

2) найти недостатки реформ.

Дискуссия

Ответы групп

Доклады учеников о сподвижниках ПетраI

Выступления учеников

Н.Демидов

А.Меншиков

Ф.Прокопович

Результат мозгового штурма

Устный ответ

Результаты, значения реформ

Заполнение схемы «Последствия и значение преобразований Петра»

Среда МS Power Point

1.Превращение России в империю с мощной армией и флотом. Улучшение международного положения

2.Консервация феодально-крепостнических отношений;

3.Ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России;

4.Становление абсолютной монархии;

5.Подчинение церкви государству;

6.Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения;

7.Подавление личности государством.

РЕФЛЕКСИЯ

Узнал, понял, научился

Захотел узнать, понять, научиться

Изменил точку зрения

Даты важнейших реформ, значительные события и процессы петровской эпохи, важнейшие исторические понятия

Все, а не только самые важные реформы

Не изменил

существенные черты реформ эпохи Петра Великого;
какова роль Петра Великого в реформировании России

Более полно узнать о роли Петра I в истории.

Не изменил

Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

Участвовать в групповой работе, определять ключевые моменты дискуссии

Захотел научиться более глубокому анализу исторического источника

Чаще использовать групповую работу на уроках

Не изменил

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Приложение 1

Выберите государственные реформы, проведенные Петром 1.

1. Создание Государственного Совета
2. Учреждение Боярской думы
3. Роспуск магистратов
4. Организация коллегий
5. Создание Сената
6. Введение губернского административного деления
7. “Жалованная грамота дворянству”
8. Провозглашение империи
9. Уничтожение патриаршества
10.Уничтожение Синода

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ

Приложение2

 Задания по группам (по 4 человека) - анализ документов. (Задания прилагаются).

№ 1.

“…Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем... За благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:

1.1. Всем недвижимых вещей, т.е. родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать...

1.2. А с сего указа кто принужден будет из недвижимых продать вотчину или поместье... и за то имать пошлины с рубля по гривне для того, чтоб никто ничего из недвижимого вымыслом (обманом) для укрепления не продавати...”

1. О каком документе идет речь?

2. Когда он был принят?

3. В чем его значение?

№ 2

“…Наше же Российское государство... преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы; паче же не так употреблены были, как принадлежат ….

Между тем мы за благо усмотрели... сим нашим указом народу нашего Российского государства объявить.

1. Соизволяется всем, и каждому дается воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы...

2. Кто новые металлы и минералы обрящет, и охоту будет иметь ко устроению заводов, тем являться в Санкт-Петербурге в Берг-коллегии; в Москве же, в Сибири и в Казани определенным от Берг-коллегии берг-офицерам, которые долженствуют оным добрым советом вспомоществовать…”

1. Чему посвящен этот документ?

2. В чем его значение?

3. Соответствует ли он политике протекционизма?

№ 3

“...Ныне по нашим указам... к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы... Того ради позволяется... для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно... дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того... тех деревень особо без заводов отнюдь не продавать и не закладывать”

1. О какой категории работников идет речь в документе?

2. Зачем понадобился этот указ?

№ 4

“Понеже его царское величество... всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих поданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур... ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, ... и надлежащие Государственные... учредить.”

1. О создании чего идет речь в документах?

2. Как этот документ называется?

3. В чем его значение?

№ 5

“Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние”.

1. Когда были сказаны эти слова Петром?

2. В чем значение этого события?

№ 6

“В 27 день по утру господин наш адмирал со всем при нем будущим флотом, с полуночи пошед, и тогож утра приближася к неприятелю... Когда господин адмирал... учредя флот к бою послал генерала адъютанта Егушинского к командующему тою щвецкою эксвадрою Эрншелту, чтоб оной отдался. На что оной сказал, что того учинить не может. Тогда ... господин адмирал дал сигнал авангарду атаковать, которая атака началась в третьем часу и продолжалась до пятого часа... Воистину нельзя описать мужества наших, ... а что взято от неприятеля людей, судов и артиллерии, також сколько побито и ранено, тому при сем реестр.”

1. О чем идет речь в документе?

2. В чем значение этого события?

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Тестовые задания:

  1. Какой принцип организации армии был использован Петром I:

А) всеобщая воинская повинность;

Б) рекрутские наборы;

В) всеобщее ополчение.

2. Почему России в начале XVIII в. Удалось завоевать выход в Балтийское море:

А) благодаря созданию русского флота;

Б) потому что в России проведены реформы в экономической и военной областях;

В) так как Швеция располагала слабым флотом.

3. Что такое протекционизм:

А) меры покровительства отечественной промышленности и торговли;

Б) денежная система, введенная при Петре I;

4) Как назывался налог, введенный Петром I и заменивший все прежние налоги:

А) подворное обложение;

Б) подушная подать;

В) ревизия.

5) Чем занималось Адмиралтейство:

А) морским флотом;

Б) наблюдением за корабельными лесами;

В) делами армии.

6) Что такое Синод:

А) высший законодательный орган в России;

Б) высший орган управления православной Церковью;

В) церковные доходы.

7)Кто называл Петра I «вечным работником»:

А) М.Ю.Лермонтов;

Б) А.С.Пушкин;

В) Г.Р.Державин.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ №1

Для работы в группах

№ и тема урока ___№1 «Реформы Петра I и их последствия»._______________

Дата _________________________

Задача _____Определить цели, основные направления результаты и последствия реформ

Фамилия, имя ученика(цы) ___________________________________________

Фамилия, имя ученика(цы) ___________________________________________

Фамилия, имя ученика(цы) ___________________________________________

Фамилия, имя ученика(цы) ___________________________________________

Фамилия, имя ученика(цы) ___________________________________________

Информация

Задания

Сфера реформирования

Цель реформы

Основные мероприятия

Результаты реформы

Исторические последствия

Заполнить таблицу по направлениям реформаторской деятельности (военные, экономические, управление государством, общественные реформы)

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ №2

Для мозгового штурма

№ и тема урока __1 «Реформы Петра I и их последствия».

Дата _________________________

Задача Оценить реформаторскую деятельность Петра I

Информация

Задания

Государственные реформы, проведенные ПетромI, сыграли большую роль в жизни страны. Они значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд великих держав. Реформы изменили оставшиеся от старой Руси пережитки местничества, стерев грани между боярством и дворянством в экономическом и служебном положении. Они усовершенствовали систему местного управления, впервые в истории России были введены выборные начала в управлении городами. Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов. В России окончательно оформляется абсолютная монархия – система власти, при которой вся её полнота принадлежит неограниченно одному человеку, стоящему во главе государства – императору. В тоже время Реформирование России при Петре I отличалось известной лихорадочностью и даже непоследовательностью. Во многом это было связано с ведением напряженной войны со Швецией

1.Определить основные направления реформ

2.Высказать свою позицию по отношению к реформаторской деятельности ПетраI

Фамилия, имя ученика(цы) Шмакова Галина

Мои предложения

Мои критические замечания по чужим предложениям

Больше обращать внимание на связь реформ изучаемого периода истории с предыдущим.

У группы, которая работала по реформам управления государством нет четкого разделения на реформы центрального и местного управления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Реформы Петра Великого"

Презентация "Реформы Петра Великого" может использоваться при объяснении темы "Петровские реформы", а также при обобщении материала по всей главе "Эпоха Петра I" Предназначена для учащихся 7 класса, с...

Элективный курс "Реформы Петра Первого"

-помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований  для истории России, обобщить знания о Петре Iи его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;-показать, что в ист...

урок "Реформы Петра Первого"

Расширить и помочь осмыслить знания о Петре Первом. Урок проводится в форме игры. Класс делится на группы....

Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"

«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого  и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...

Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)

Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)...

Реформы Петра Великого

Презентация к занятию по истории России  в 10 класcе по теме: «Реформы Петра Великого».  На изучение данного материала желательно отвести не менее 90 минут. Текст презентации и тест, а...

Урок "Социальные последствия реформ Петра I"

Урок "Социальные последствия реформ Петра I" с приемом "работа в группах сменного состава" в 7, 10 классах...