переселенцы
методическая разработка (история, 11 класс) по теме

клименко татьяна васильевна

разработка урока по теме Столыпинская аграрная реформа

Скачать:


Предварительный просмотр:

При изучении планируется выполнение определенных заданий:

  1. формулировка и озвучивание собственного мнения, позиции, критического оценивания изучаемых материалов, т.е. умение дискутировать;


Цели и задачи


  1. Образовательную цель – изучить и систематизировать теоретический материал на уровне определенном стандартом образования;
  2. Воспитательную цель – формирование критического и осмысленного отношения к самостоятельной деятельности, личной ответственности обучающихся, т.е. формирование ключевых компетенций, а также воспитание уважительного и терпимого отношения к любой личности;
  3. Развивающую цель – развитие умения мыслить, анализировать, сравнивать.

Задачи:

  1. создать для учащихся комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности самореализации на уроках обществознания;
  2. обеспечить обучающимся возможность выбора характера деятельности и темы по их интересам и склонностям;
  3. способствовать формированию творческих групп исходя из их личного желания;
  4. содействовать проявляющейся активности учащихся в овладении определенной суммой знаний, исходя из потребностей профильной школы.

Ролевая игра «Переселенцы»

Мозговой штурм   - какие у вас возникают ассоциации, когда  вы видите слово «миграция»

Ключевой вопрос: От чего зависят взаимоотношения между переселенцами и принимающим обществом?

Место действия: Сибирь.

Время действия: начало ХХ века.

Класс делится на три группы: «старожилы», «приезжие», «местные власти».

Этапы игры:

1) Подготовка презентации.

Изучите справочные материалы, которые вам предложит учитель, источники

29 и 30 из рабочего листа 3.3. блока «Дороги и судьбы». На основе этих материалов

выполните задания одной из ролевых групп (см. ниже).

2) Презентация.

Представьте результаты своей работы остальным учащимся.

3) Подготовка к переговорам.

По результатам презентации выберите в классе одну, самую насущную проблему, которую необходимо решить. Обсудите в группе и предложите ваш вариант решения выбранной для переговоров проблемы. Подготовьте аргументы для отстаивания своей позиции. Определите, на какие уступки вы можете пойти, а на какие — нет.

4) Переговоры.

Работая в переговорных «комиссиях», составленных из представителей трех

ролевых групп, постарайтесь выработать оптимальный, наиболее безболезненный вариант решения проблемы. После этого обсудите в своей ролевой группе результаты переговоров, оцените их успешность. Если необходимо, проведите второй раунд переговоров. В результате необходимо выработать итоговый документ — соглашение по проблеме.

5) Обсуждение принятого решения.

Обменяйтесь мнениями в классе о достигнутом соглашении по проблеме: будет ли оно реально способствовать решению проблемы, в какие сроки и т.п.

6) Итоговая дискуссия.

Обсудите в классе: изменятся ли взаимоотношения старожилов и переселенцев через 20—30 лет? Какие проблемы останутся, а какие уйдут в прошлое? Для ответа можно привлечь материал из раздела «Межи да грани…» (рабочий лист 2.2.).

Задание «старожилам»

Что изменилось в жизни старожилов с приездом в село переселенцев?

1. Напишите на листе бумаги: какие изменения, на ваш (старожильческий) взгляд,  являются положительными?

2. Перечислите (письменно) те проблемы, которые порождал для местных жителей миграционный приток населения в Сибирь на рубеже XIX—XX вв.

3. Обведите одним цветом те проблемы, решение которых зависит только от самих людей, их терпимости, доброжелательности, а другим цветом — проблемы, для решения которых необходима помощь государственных органов.

Задание «мигрантам»

Что изменилось в жизни людей, переехавших в Сибирь?

1. Напишите на листе бумаги, : какие положительные изменения произошли в вашей жизни после переезда?

2. Перечислите (письменно) те проблемы, с которыми сталкивались переселенцы в Сибири на рубеже XIX—XX вв.

3. Обведите одним цветом те проблемы, решение которых зависит только от самих людей, их терпимости, доброжелательности, а другим цветом — проблемы, для решения которых необходима помощь государственных органов.

Задание «местным властям»

Что изменилось в вашей работе с приездом во вверенный вам регион новых жителей?

1. Перечислите (письменно) то положительное, что дает миграционный приток населения для развития вашего края.

2. Перечислите проблемы, которые приходилось решать местным властям в связи с миграционным притоком населения в Сибирь.

3. Обведите одним цветом те проблемы, которые вы можете решить просто своей властью, подчеркните другим цветом те проблемы, для решения которых вам необходимо содействие старожилов, третьим цветом — те проблемы, для решения которых вам необходимо содействие мигрантов (двумя чертами, если и тех и других).

4. Подумайте: как бы вы расселили новых жителей — в отдельном поселении или среди местного населения, учитывая, что новопоселенцы, возможно, останутся в вашей губернии навсегда? Объясните свой ответ.

Документы

1.Из воспоминаний потомков переселенцев в Сибирь:

Как в древнее время заселение шло _______, так теперь оно подвигается ______. Кроме притягательной силы последней, это происходит и от того, что свободная и удобная _______ в южных уездах Тобольской губернии почти вся уже занята, так что приходится обратить внимание на огромные таёжные пространства. Ну ничего, рядом _______, и, значит, хорошая _______. Вскоре наша семья обжилась, пустила корни.  На новом месте высоко ценились скорняжьи навыки. Скоро мы стали заправскими

_______ в своей деревне. Но не все прижились на новом месте. Сибирь оказалась мачехой для брата моего прапрадеда — Василия. Шесть лет тяжелой борьбы за выживание закончились поражением. Как и сотни переселенцев, семья моего прапрадеда решила вернуться на Родину. Семья уезжала, имея серьезные долги перед государством, так что в будущем жизнь обещала быть такой же трудной и безрадостной.

Вставьте вместо линеек подходящие слова: по течению реки, портными,

землестроителями, вдоль железной дороги, тайга, охота.

Задание

1. О каком времени и переселении идет речь?

2. Почему герои рассказа решили переселяться? . Какие трудности им пришлось преодолеть?

4. На что надеялись переселенцы? Оправдались ли их надежды?

5. Предположите, почему для одних миграционный опыт стал удачным, а для других нет?

2. По материалам научной статьи о переселенцах в Сибири:

Село Анисимово — одно из старейших сел Алтайского края — было  основано в 1710 г. Основателями села считается отряд казаков из Томского острога. Основная масса переселенцев прибыла в 1906—1910 гг. По национальному составу из 249 семей 180 семей были русскими, 57 — украинскими и 12 — белорусскими. Новоселы с Полтавской и Черниговской губерний научили старожилов штукатурить стены внутри дома. До этого старожилы просто конопатили швы между бревнами паклей или мхом, а некоторые заливали еще швы сверху смолой. Полтавские переселенцы также впервые в Анисимове начали разводить арбузы. Переселенцы многое изменили и в обработке земли. В Сибири переселенцы получили примерно в 8 раз больше земли, чем на родине. Исключение составляли непричисленные к переселенческому поселку переселенцы. По закону они не имели права на надел. В селе их было 40 семей. Большинство семей непричисленных жило действительно очень бедно. Землю под пашню и сенокос они арендовали у своих односельчан. Больше половины из них, 22 семьи, не имели ни

одной лошади и арендовали крошечные кусочки земли. Но были и исключения из правил. Например, Григорий Лепехин, переселившийся в село из Воронежской губернии, был отличным кузнецом и благодаря своим умелым рукам жил совсем неплохо. В приговоре на сборе домохозяев о разделе земли было решено «... всю землю делить навечно и по жребию», но зажиточные старожилы, используя зависимость от них многих бедняков — и переселенцев, и старожилов, получили лучшие земли. Затем зажиточные старожилы начали разными способами прибирать к своим рукам

наделы бедняцких хозяйств. Это была замаскированная продажа и покупка наделов в обход сибирских законов, не разрешавших этого.

Задание .

Подчеркните в тексте документа различными цветами слова, говорящие о позитивных и негативных сторонах взаимоотношений старожилов и переселенцев.

Задание

Закончите предполагаемые высказывания старожилов и переселенцев.

Что могли бы сказать старожилы?

Хорошо, что в нашем селе появились новые люди, потому что…

Плохо, что в нашем селе появились новые люди, потому что…

Мне легко найти общий язык с приезжими…

Мне трудно найти общий язык с приезжими… 

Что могли бы сказать переселенцы?

Хорошо, что я приехал в Сибирь, потому что...

Плохо, что я приехал в Сибирь, потому что...

Мне легко найти общий язык с местными жителями…

Мне трудно найти общий язык с местными жителями…

Задание .

Представьте, что прошло 20—30 лет. Как вы думаете, как изменятся взаимоотношения старожилов и переселенцев в селе Анисимово? Какие проблемы останутся, а какие уйдут в прошлое? Почему?

Сформулируйте свое мнение: какое поведение переселенцев и старожилов способствует их взаимопониманию, а какое нет.

Расскажите о результатах классу и сравните свое мнение с мнением других групп

Задание 13.

Раскройте смысл слова «толерантный человек», продолжив фразы:

Быть толерантным человеком — это значит:

Уважать ________________________________________

Ценить __________________________________________

Постараться понять _______________________________

Поддерживать ___________________________________

Опровергать _____________________________________

Отказаться от ____________________________________

Содействовать ____________________________________

Можно использовать следующие слова и выражения: 

многообразие культур, индивидуальность, особенности, человеческое

достоинство, сотрудничество, диалог, ценности, интересы,

стереотипы, предубеждения, принуждение, догматическое

мышление.

Из Декларации принципов толерантности

(принята ООН 16 ноября 1995 г.):

Проявление толерантности… не означает отказа от своих или уступки чужим

убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Составить пятистишие со словом толерантность

1 строка – одно слово

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырех слов

5 строка – слово – синоним, ассоциация

В музее Британской империи и Британского содружества наций в Бристоле в конце экспозиции посетители видят специальный стенд, на который они могут прикрепить записки со своим мнением об экспозиции и Империи, чтобы все желающие их читали.

Из записок с этого стенда:

«В школе мы учим только о героях Империи. Музей показывает, что простые

люди тоже строили Империю».

«Британской империи больше нет, и лучше, чтобы она была забыта».

«Империя была мошенничеством. Когда я жил на Барбадосе, нас учили, что лю_

бой человек в Империи член одной семьи. Когда я приехал в Британию в 1951 году,

эта так называемая «семья» вовсе не встретила меня доброжелательно».

«Благодаря Империи я смогла приехать в Британию. Это дало мне шанс жить

лучшей жизнью».

«Мне понравился музей: здесь люди узнают больше об Империи».

Задание:

А какую записку со своим мнением об истории России прикрепили бы вы?

«СТАРОЖИЛЫ»

МИГРАНТЫ

МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение "Социально-педагогическая поддержка семей переселенцев и их детей"

Рассмотрение понятий «мигрант», «миграция», «эмиграция», «иммиграция».Обсуждение причин миграции населения.Просмотр видеоматериала с выступлением В.В. Путина «Защитим права мигрантов».Обобщение предст...

Статья "Вышивка бисером головных уборов сибирских переселенцев 17-19 вв"

Статья по краеведению, описание головных уборов сибирских переселенцев (чувашей, белоруссов, татар)...

"Европа - Сибирь - дорогами переселенцев.Проект

Основная часть населения северных районов Омской области сформировалась в ходе мощного переселенческого движения из Европейской части России на рубеже ХIХ-ХХ веков. В крестьянском освоения приртышских...

Европа-Сибирь - дорогами переселенцев.Презентация

Проект предлагает совершить путешествие на "острова" европейских этнических культур в глубине Сибири и направлен на открытие этнокультурного многообразия Омского Прииртышья широкой общественности, пов...

Черноморские переселенцы.

Методическая разработка поможет познакомиться учащимся 7-9 классов с переселенцами, которые заняли экологические ниши в Черном море, вошли в пищевые цепи и стали причиной изменения экологического сост...

Исследовательский реферат "Врачи переселенцы"

Изучение истории своей страны, а тем более своей маленькой Родины, всегда актуальна. История моего поселка связана с репрессиями и судьбами ссыльных. Основная масса населения нашего района, в том числ...