переселенцы
методическая разработка (история, 11 класс) по теме
разработка урока по теме Столыпинская аграрная реформа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок истории по Столыпинской аграрной реформе | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
При изучении планируется выполнение определенных заданий:
- формулировка и озвучивание собственного мнения, позиции, критического оценивания изучаемых материалов, т.е. умение дискутировать;
Цели и задачи |
Задачи:
|
Ролевая игра «Переселенцы»
Мозговой штурм - какие у вас возникают ассоциации, когда вы видите слово «миграция»
Ключевой вопрос: От чего зависят взаимоотношения между переселенцами и принимающим обществом?
Место действия: Сибирь.
Время действия: начало ХХ века.
Класс делится на три группы: «старожилы», «приезжие», «местные власти».
Этапы игры:
1) Подготовка презентации.
Изучите справочные материалы, которые вам предложит учитель, источники
29 и 30 из рабочего листа 3.3. блока «Дороги и судьбы». На основе этих материалов
выполните задания одной из ролевых групп (см. ниже).
2) Презентация.
Представьте результаты своей работы остальным учащимся.
3) Подготовка к переговорам.
По результатам презентации выберите в классе одну, самую насущную проблему, которую необходимо решить. Обсудите в группе и предложите ваш вариант решения выбранной для переговоров проблемы. Подготовьте аргументы для отстаивания своей позиции. Определите, на какие уступки вы можете пойти, а на какие — нет.
4) Переговоры.
Работая в переговорных «комиссиях», составленных из представителей трех
ролевых групп, постарайтесь выработать оптимальный, наиболее безболезненный вариант решения проблемы. После этого обсудите в своей ролевой группе результаты переговоров, оцените их успешность. Если необходимо, проведите второй раунд переговоров. В результате необходимо выработать итоговый документ — соглашение по проблеме.
5) Обсуждение принятого решения.
Обменяйтесь мнениями в классе о достигнутом соглашении по проблеме: будет ли оно реально способствовать решению проблемы, в какие сроки и т.п.
6) Итоговая дискуссия.
Обсудите в классе: изменятся ли взаимоотношения старожилов и переселенцев через 20—30 лет? Какие проблемы останутся, а какие уйдут в прошлое? Для ответа можно привлечь материал из раздела «Межи да грани…» (рабочий лист 2.2.).
Задание «старожилам»
Что изменилось в жизни старожилов с приездом в село переселенцев?
1. Напишите на листе бумаги: какие изменения, на ваш (старожильческий) взгляд, являются положительными?
2. Перечислите (письменно) те проблемы, которые порождал для местных жителей миграционный приток населения в Сибирь на рубеже XIX—XX вв.
3. Обведите одним цветом те проблемы, решение которых зависит только от самих людей, их терпимости, доброжелательности, а другим цветом — проблемы, для решения которых необходима помощь государственных органов.
Задание «мигрантам»
Что изменилось в жизни людей, переехавших в Сибирь?
1. Напишите на листе бумаги, : какие положительные изменения произошли в вашей жизни после переезда?
2. Перечислите (письменно) те проблемы, с которыми сталкивались переселенцы в Сибири на рубеже XIX—XX вв.
3. Обведите одним цветом те проблемы, решение которых зависит только от самих людей, их терпимости, доброжелательности, а другим цветом — проблемы, для решения которых необходима помощь государственных органов.
Задание «местным властям»
Что изменилось в вашей работе с приездом во вверенный вам регион новых жителей?
1. Перечислите (письменно) то положительное, что дает миграционный приток населения для развития вашего края.
2. Перечислите проблемы, которые приходилось решать местным властям в связи с миграционным притоком населения в Сибирь.
3. Обведите одним цветом те проблемы, которые вы можете решить просто своей властью, подчеркните другим цветом те проблемы, для решения которых вам необходимо содействие старожилов, третьим цветом — те проблемы, для решения которых вам необходимо содействие мигрантов (двумя чертами, если и тех и других).
4. Подумайте: как бы вы расселили новых жителей — в отдельном поселении или среди местного населения, учитывая, что новопоселенцы, возможно, останутся в вашей губернии навсегда? Объясните свой ответ.
Документы
1.Из воспоминаний потомков переселенцев в Сибирь:
Как в древнее время заселение шло _______, так теперь оно подвигается ______. Кроме притягательной силы последней, это происходит и от того, что свободная и удобная _______ в южных уездах Тобольской губернии почти вся уже занята, так что приходится обратить внимание на огромные таёжные пространства. Ну ничего, рядом _______, и, значит, хорошая _______. Вскоре наша семья обжилась, пустила корни. На новом месте высоко ценились скорняжьи навыки. Скоро мы стали заправскими
_______ в своей деревне. Но не все прижились на новом месте. Сибирь оказалась мачехой для брата моего прапрадеда — Василия. Шесть лет тяжелой борьбы за выживание закончились поражением. Как и сотни переселенцев, семья моего прапрадеда решила вернуться на Родину. Семья уезжала, имея серьезные долги перед государством, так что в будущем жизнь обещала быть такой же трудной и безрадостной.
Вставьте вместо линеек подходящие слова: по течению реки, портными,
землестроителями, вдоль железной дороги, тайга, охота.
Задание
1. О каком времени и переселении идет речь?
2. Почему герои рассказа решили переселяться? . Какие трудности им пришлось преодолеть?
4. На что надеялись переселенцы? Оправдались ли их надежды?
5. Предположите, почему для одних миграционный опыт стал удачным, а для других нет?
2. По материалам научной статьи о переселенцах в Сибири:
Село Анисимово — одно из старейших сел Алтайского края — было основано в 1710 г. Основателями села считается отряд казаков из Томского острога. Основная масса переселенцев прибыла в 1906—1910 гг. По национальному составу из 249 семей 180 семей были русскими, 57 — украинскими и 12 — белорусскими. Новоселы с Полтавской и Черниговской губерний научили старожилов штукатурить стены внутри дома. До этого старожилы просто конопатили швы между бревнами паклей или мхом, а некоторые заливали еще швы сверху смолой. Полтавские переселенцы также впервые в Анисимове начали разводить арбузы. Переселенцы многое изменили и в обработке земли. В Сибири переселенцы получили примерно в 8 раз больше земли, чем на родине. Исключение составляли непричисленные к переселенческому поселку переселенцы. По закону они не имели права на надел. В селе их было 40 семей. Большинство семей непричисленных жило действительно очень бедно. Землю под пашню и сенокос они арендовали у своих односельчан. Больше половины из них, 22 семьи, не имели ни
одной лошади и арендовали крошечные кусочки земли. Но были и исключения из правил. Например, Григорий Лепехин, переселившийся в село из Воронежской губернии, был отличным кузнецом и благодаря своим умелым рукам жил совсем неплохо. В приговоре на сборе домохозяев о разделе земли было решено «... всю землю делить навечно и по жребию», но зажиточные старожилы, используя зависимость от них многих бедняков — и переселенцев, и старожилов, получили лучшие земли. Затем зажиточные старожилы начали разными способами прибирать к своим рукам
наделы бедняцких хозяйств. Это была замаскированная продажа и покупка наделов в обход сибирских законов, не разрешавших этого.
Задание .
Подчеркните в тексте документа различными цветами слова, говорящие о позитивных и негативных сторонах взаимоотношений старожилов и переселенцев.
Задание
Закончите предполагаемые высказывания старожилов и переселенцев.
Что могли бы сказать старожилы?
Хорошо, что в нашем селе появились новые люди, потому что…
Плохо, что в нашем селе появились новые люди, потому что…
Мне легко найти общий язык с приезжими…
Мне трудно найти общий язык с приезжими…
Что могли бы сказать переселенцы?
Хорошо, что я приехал в Сибирь, потому что...
Плохо, что я приехал в Сибирь, потому что...
Мне легко найти общий язык с местными жителями…
Мне трудно найти общий язык с местными жителями…
Задание .
Представьте, что прошло 20—30 лет. Как вы думаете, как изменятся взаимоотношения старожилов и переселенцев в селе Анисимово? Какие проблемы останутся, а какие уйдут в прошлое? Почему?
Сформулируйте свое мнение: какое поведение переселенцев и старожилов способствует их взаимопониманию, а какое нет.
Расскажите о результатах классу и сравните свое мнение с мнением других групп
Задание 13.
Раскройте смысл слова «толерантный человек», продолжив фразы:
Быть толерантным человеком — это значит:
Уважать ________________________________________
Ценить __________________________________________
Постараться понять _______________________________
Поддерживать ___________________________________
Опровергать _____________________________________
Отказаться от ____________________________________
Содействовать ____________________________________
Можно использовать следующие слова и выражения:
многообразие культур, индивидуальность, особенности, человеческое
достоинство, сотрудничество, диалог, ценности, интересы,
стереотипы, предубеждения, принуждение, догматическое
мышление.
Из Декларации принципов толерантности
(принята ООН 16 ноября 1995 г.):
Проявление толерантности… не означает отказа от своих или уступки чужим
убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Составить пятистишие со словом толерантность
1 строка – одно слово
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза из четырех слов
5 строка – слово – синоним, ассоциация
В музее Британской империи и Британского содружества наций в Бристоле в конце экспозиции посетители видят специальный стенд, на который они могут прикрепить записки со своим мнением об экспозиции и Империи, чтобы все желающие их читали.
Из записок с этого стенда:
«В школе мы учим только о героях Империи. Музей показывает, что простые
люди тоже строили Империю».
«Британской империи больше нет, и лучше, чтобы она была забыта».
«Империя была мошенничеством. Когда я жил на Барбадосе, нас учили, что лю_
бой человек в Империи член одной семьи. Когда я приехал в Британию в 1951 году,
эта так называемая «семья» вовсе не встретила меня доброжелательно».
«Благодаря Империи я смогла приехать в Британию. Это дало мне шанс жить
лучшей жизнью».
«Мне понравился музей: здесь люди узнают больше об Империи».
Задание:
А какую записку со своим мнением об истории России прикрепили бы вы?
«СТАРОЖИЛЫ»
МИГРАНТЫ
МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое объединение "Социально-педагогическая поддержка семей переселенцев и их детей"
Рассмотрение понятий «мигрант», «миграция», «эмиграция», «иммиграция».Обсуждение причин миграции населения.Просмотр видеоматериала с выступлением В.В. Путина «Защитим права мигрантов».Обобщение предст...
Статья "Вышивка бисером головных уборов сибирских переселенцев 17-19 вв"
Статья по краеведению, описание головных уборов сибирских переселенцев (чувашей, белоруссов, татар)...
"Освение Кубани русскими переселенцами в конце 17 века"
Урок кубановедения в 7 классе...
"Европа - Сибирь - дорогами переселенцев.Проект
Основная часть населения северных районов Омской области сформировалась в ходе мощного переселенческого движения из Европейской части России на рубеже ХIХ-ХХ веков. В крестьянском освоения приртышских...
Европа-Сибирь - дорогами переселенцев.Презентация
Проект предлагает совершить путешествие на "острова" европейских этнических культур в глубине Сибири и направлен на открытие этнокультурного многообразия Омского Прииртышья широкой общественности, пов...
Черноморские переселенцы.
Методическая разработка поможет познакомиться учащимся 7-9 классов с переселенцами, которые заняли экологические ниши в Черном море, вошли в пищевые цепи и стали причиной изменения экологического сост...
Исследовательский реферат "Врачи переселенцы"
Изучение истории своей страны, а тем более своей маленькой Родины, всегда актуальна. История моего поселка связана с репрессиями и судьбами ссыльных. Основная масса населения нашего района, в том числ...