Урок мужества "Блокадный Ленинград"
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Материал можно использовать для проведения классных часов или урока по истории в 9,11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzhestva_blokadnyy_leningrad.doc | 66.11 КБ |
Предварительный просмотр:
1
1-й ведущий.
Опять война,
Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: « не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда не права.
2-й ведущий. Но как бы не было тяжело снова и снова вспоминать величайшее испытание, выпавшее на долю старшего поколения, о нем надо говорить, чтобы мы, молодое поколение не забывали тех, кто много лет назад сделал для своей отчизны все и даже больше.
3-й ведущий. Блокада… Страшное слово… 900 дней и ночей.
900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносили столь жестокого испытания. Блокированный фашистами город оказался под угрозой полного уничтожения. Но враг просчитался. Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели.
1-й ведущий.
Город стоял непоколебимо, как Россия. Никакими словами не опишешь подвиг ленинградских мальчишек и девчонок, наравне со взрослыми защищавших свой город!
Нам в 43-м выдали медали
И только в 45-м – паспорта.
2-й ведущий. О значении освобождения Ленинграда говорит и тот факт, что единственный раз за всю войну, была нарушена традиция передавать приказы Верховного Главнокомандующего в ознаменование побед Советских Вооруженных Сил над немецкими захватчиками из Москвы.
3-й ведущий. 27 января 1944 г., право чествования победителей от имени Родины было передано северной столице.
В тот день советский народ слушал приказ командующего войсками Ленинградского фронта генерала армии Л.А. Говорова о полном освобождении Ленинграда от вражеской блокады и о том, что « сегодня, в 20 часов, город Ленина салютует доблестным войскам Ленинградского фронта»…
1-й ведущий. Огромное значение обороне Ленинграда придавал и И.В. Сталин, назначивший командующим Ленинградского фронта одного из выдающихся полководцев Великой Отечественной войны – Георгия Константиновича Жукова.
2-й ведущий. Ленинград- колыбель пролетарской революции... Он особенно дорог сердцу каждого советского человека. Ленинград- один из красивейших городов мира. Архитектура, живопись, скульптура, чудесные памятники, прекрасные сады, парки и музеи города являются гордостью нашей страны. Захвату этого крупнейшего индустриального центра и морского порта ,гитлеровское командование придавало исключительное значение. Овладение городом на Неве давало фашисткой Германии ряд преимуществ в политическом экономическом и моральном отношениях. В морально-психологическом плане захват города на Неве нужен был фашистскому руководству для поднятия духа своей армии, населения Германии и союзных с ней государств ,чтобы поддерживать их веру в реальность планов войны против Советского Союза. Ведь обещанный Гитлером блицкриг давал серьёзные осечки. Это путало карты немецкого командования, а чрезмерно большие потери на Восточном фронте вызывали серьёзные сомнения в возможности победного и быстрого завершения войны с Советским Союзом .
3-й ведущий. Чтобы овладеть Прибалтикой и Ленинградом гитлеровское командование бросило в наступление крупную массу своих войск, группу армий Север под командованием генерал- фельдмаршала фон Лееба.
Огромная военная лавина, насчитывающая до 600тысяч войск, около 6
тысяч орудий, до тысячи самолетов и более тысячи танков, прорвав пограничные заслоны, устремилась к Ленинграду. Фашистское командование рассчитывало за 1,5-2 месяца овладеть Ленинградом. Сохранился секретный документ германских вооруженных сил за ..... от 29 сентября 1941 года "О Будущности г.Петербурга":" а Сначала мы блокируем Ленинград герметически и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией. Когда террор и голод сделают своё дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей. Остатки гарнизона крепости останутся там на зиму.
Весной мы проникнем в город, вывезем всё, что осталось живое, в глубь России в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии»
1-й ведущий. На Ленинград, обхватом с трёх сторон,
Шёл Гитлер силой сорока дивизий.
8 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград был блокирован.Страшная угроза нависла над городом на Неве.
Первый день догорал...
Как потом оказалось,
Впереди оставалось
Ещё девятьсот.
На экране слайды «Дорога Жизни»
2-й ведущий. Сообщение с Большой землёй могло осуществляться только через Ладожское озеро и по воздуху под прикрытием нашей авиации. Начались бомбёжки и варварские артиллерийские обстрелы города. Фашистские войска нажимали со всех сторон.
Для ленинградцев начались тяжелые дни блокады.
3-й ведущий. История воин не знала такого массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда. Трудно переоценить трудовую доблесть рабочего класса города Ленина. Люди трудились с исключительным энтузиазмом, недоедая и недосыпая, под артиллерийским огнём и бомбовыми ударами авиаций. Большим разрушениям и повреждениям подверглись завод имени С.М.Кирова, Ижорский, Русский дизель, Большевик, Мясокомбинат, Дубровская электростанция, Адмиралтейский, фабрика имени 1 Мая и ряд других важнейших предприятий и сооружений. Однако, несмотря на варварские действия немецко-фашистских воиск, трудящиеся ленинградских предприятий героически выполняли задачи, которые им были поручены. Так,с июля и до конца 1941 года они изготовили 713 танков, 480 бронемашин,58 бронепоездов, свыше 3 тысяч полковых и противотанковых пушек, около 10 тысяч миномётов, свыше 3 миллионов снарядов и мин, более 80 тысяч реактивных снарядов и бомб. Только в последнем квартале 1941 года, то есть в самый разгар битвы за Москву, ленинградцы отправили героям обороны столицы нашей Родины более тысячи полковых пушек и минометов.
1-й ведущий. Вот что вспоминает Г.К.Жуков «В то время я уже командовал Западным фронтом, сражавшимся на подступах к Москве. Помнится, как я был глубоко взволнован, когда сообщили о той помощи ,которую оказывали нам ленинградцы, уже испытавшие голод и лишения, но сильные волей и духом».
2-й ведущий. Перед войной в Ленинграде проживало - 3 миллиона 385 тысяч человек .Согласно постановлению Совнаркома с 29 июня 1941 года по 31 марта 1943 года было эвакуировано 1 миллион 743 тысячи 29 человек, в том числе 414 тысяч 148 детей .
Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудет в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодные, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, в конце концов сами сдадут город. Враги душили Ленинград голодом. Они обрушили на него сто тысяч авиабомб и 150 тысяч снарядов.641 тысяча ленинградцев погибла голодной смертью, каждый третий дом был поврежден, каждый пятый - разрушен.
Пытал нас враг железом и огнём.
Ты сдашься, струсишь- бомбы нам кричали.
Забьёшься в землю, упадешь ничком.
Дрожа, запросят плена ,как пощады,
Не только люди-камни Ленинграда.
Слайд «Ольга Берггольц»
3-й ведущий. Несмотря на большие трудности, ленинградцы жили и побеждали. Приникнув к репродукторам, они слушали стихи Ольги Берггольц, любимой ленинградской поэтессы, которая была не просто поэтом, а голосом блокадного Ленинграда, загадочной сутью победы, живущей в глубине душ измотанных голодом и бомбежками лениградцев. Она стала живой легендой, символом стойкости. Её голос был для ленинградцев кислородом мужества и уверенности, мостом, перекинутым через мертвую зону окружения. Она сама падала в снег от голодного обморока, но находила в себе силы подняться, потому что была ленинградкой, питерской по своей душевной природе.
Ученик Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена,
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна.
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети.
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад.
И если завтра будут баррикады,
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут.
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю:
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
2-й ведущий. Город жил своей привычной жизнью. Ученые проводили опыты в лабораториях, музыканты опускали замерзшие пальцы на клавиши рояля ,и рождалась чудо-музыка. Мы знаем о подвиге музыкантов симфонического оркестра Ленинградского радио.
Одетые в ватники и полушубки, они играли в зале, где медь инструментов примерзала к губам, а пальцы скрючивались от холода,- они берегли музыку непокоренного города. Чем была музыка для Ленинграда в эти дни? Ведь фашисты стояли у стен великого города и уже хвастливо оповестили на весь свет, что Северная Пальмира пала. Фашисты фабриковали фальшивки, где гитлеровский солдат был "сфотографирован" на фоне Гостиного двора, а для офицеров уже были напечатаны билеты на праздничный банкет в гостинице "Астория",где с немецкой аккуратностью указаны даже номера столов. И вдруг мир услышал из Ленинграда трансляцию Пятой симфонии Чайковского, Девятой симфонии Бетховена и седьмой симфонии Шостаковича, Гром орудий и мелодия музыки слились воедино, пушки и музы творили победу.
3-й ведущий. Во время блокады сотрудники Всесоюзного института растениводства имени академика Вавилова сохранили сортовую коллекцию семян пшеницы, риса, кукурузы и многих других культур. Всего более ста тысяч образцов из ста восемнадцати стран. Это значит- тонны зерна! Ну, по горсти из ящика, по зерну из пакета. И даже не себе-детям. Своим умирающим от голода детям! Кто может за это осудить? А стакан риса- это котелок каши, горсть пшеницы- кастрюля супа-болтушки, горячая лепешка... Рядом с пакетами риса умерли от голода доктор биологических наук С.А.Эгис и старший научный сотрудник Д.С.Иванов, умерла от истощения хранительница образцов овса Л.М.Родина, готовя к отправке на Большую землю семена пшеницы, умер А.Г.Щукин.В этом горьком списке - 24 имени ленинградских интеллигентов. Они умирали рядом с хлебом, но не взяли ни зернышка.
Слайды «Таня Савичева»
1-й ведущий. Имя 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой и её дневник известны всему миру. Это самый короткий и потрясающий дневник. Таню убили фашисты. Не пулей, не снарядом,- голодом. В конце лета 1942 года Таню Савичеву вместе с ребятами детского дома вывезли из Ленинграда в Шатковский район Горьковской области. Там она умерла от последствий голода. На могиле Тани установлен памятник-обелиск. На нем- отлитый из металла барельеф Тани и страница ее потрясающего дневника.
Я к ним подойду,
Одеялом укрою,
О чем-то скажу, но
Они не услышат.
Спрошу- не ответят.
А в комнате- трое.
Нас в комнате трое,
Но двое не дышат.
Я знаю - не встанут,
Я все понимаю.
Зачем же я хлеб на три части ломаю...
2-й ведущий Но, несмотря на все трудности, ленинградцы жили, работали, боролись. Родина не оставила ленинградцев в беде. По указанию ГКО была создана военно- транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру и связывавшая с сентября 1941 г. по март 1943-го осажденный город с Большой землей. Эту артерию, имевшую важнейшее стратегическое значение, ленинградцы прозвали Дорогой жизни.
В тягчайших испытаниях Ленинград не только держал удары врага, но и активно боролся за свою деблокаду и освобождение пришло.
В январе 1944 г.блокада Ленинграда была прорвана.
Слайды «Медали и награды» 3-й ведущий. В ознаменование подвига воиск, массового героизма и мужества населения Ленинграда, указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года учреждена медаль За оборону Ленинграда, которой награждено около 930 тысяч человек. 26 января 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинград награжден орденом Ленина. За героизм и мужество, проявленные в битве за Ленинград, свыше 350 тысяч участников обороны Ленинграда награждены орденами и медалями,266 из них присвоено звание Героя Советского Союза, 6 тысяч партизан удостоены боевых орденов и медалей СССР, а 19 из них - звания Героя Советского Союза.8 мая 1965 года в честь 20- летия победы в Великой Отечественной войне город - герой Ленинград награжден медалью Золотая Звезда, в 1967 году в связи с 50 - летием Великой Октябрьской социалистической революции - орденом Октябрьской Революции.
Слайды «Памятники и мемориалы в Ленинграде»
1-й ведущий. В память о героической обороне и разгроме немецко - фашистских воиск в битве за Ленинград в городе воздвигнуто много мемориальных памятников, в окрестностях
создан Зелёный пояс Славы. А 27 января считается днем ратной славы России.
Когда потомки захотят,
Найдя слова с понятиями вровень,
Сказать о пролитой бесценной крови,
О мужестве, проверенном стократ.
О доблести, то скажут- Ленинград.
И все сольется в этом слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"
Данная презентация посвящается 70 годовщине снятия блокады Ленинграда. Презентацию можно испольльзовать на уроках английского языка по этой теме или на классных часах....
ОТКРЫТЫЙ УРОК: « БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»
Этот урок посвящен одной из самых трагических страниц в истории нашей Родины, мужественным защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....
открытый урок "Блокада Ленинграда"
Целью данного мероприятия является на примерах мужества, храбрости вызвать у учащихся чувства патриотизма, сострадания, сопереживания; развить чувства гражданственности, уважения перед людьми, выстояв...
Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"
Презентация для 7 класса к уроку "Блокада Ленинграда" по учебнику Коровина...
Разработка урока "Блокада Ленинграда"
8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда....
Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"
Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"...
Разработка урока "Блокадный Ленинград"
Урок "Блокадный Ленинград" напровлен на формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины. Используя умения сравнения, обобщения, и систематизации информации помо...