П.А. Столыпин: судьба реформатора в России
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Ход урока
Организационный момент: Учитель здоровается с учениками.
План урока:
1 Положение России в начале XX века.
2 П.А.Столыпин его биография.
3 Программа реформ Столыпина.
4 Нужен ли был России такой человек как Столыпин?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stolypin.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« П.А. Столыпин: судьба реформатора в России»
Цели: - Познакомить учащихся с биографией Столыпина, его семьей, его взглядами на жизнь и на то, как он видел будущее России;
-Овладение базовыми историческими знаниями и представлениями о закономерностях развития российского общества в эпоху реформ;
-Развитие умений анализировать, сопоставлять, оценивать цели и результаты реформаторской деятельности;
-Воспитание уважительного отношения к исторической личности, действующей в государственных интересах;
-Развить умение сопоставлять исторические факты и отвечать на вопросы, понимать чужую позицию, осознавать право других людей на собственное мировоззрение.
Оборудование: портрет П.А.Столыпина, памятники П.А. Столыпину, мульти - медийная презентация про П.А. Столыпина, карта « России в начале XX века», доска.
Предварительная подготовка: разработка урока, подготовка актеров (ученики, которые должны сыграть Столыпина и его дочь Марию, близкого знакомого Кофорда), оформление доски ( На доске написано « Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия), подготовка стола за которым будет сидеть Столыпин, а потом его дочь Мария, подготовка одним из учащихся мульти - медийной презентации про П.А.Столыпина, подготовка отрывка из письма Столыпина жене, вырезка из цветной бумаги лепестков красного и желтого цвета.
Ход урока
Организационный момент: Учитель здоровается с учениками.
План урока:
1 Положение России в начале XX века.
2 П.А.Столыпин его биография.
3 Программа реформ Столыпина.
4 Нужен ли был России такой человек как Столыпин?
Тема на доске закрыта портретом П.А.Столыпина.
Учитель: Ребята посмотрите на доску и попробуйте самостоятельно определить тему сегодняшнего урока. (Ответы учащихся, например, портрет какого-то политического деятеля).
Правильно сегодня речь пойдет о политическом деятеле П.А.Столыпине. (портрет перевешивается и открывается тема урока). Давайте теперь вместе попытаемся сформулировать цели урока ( вместе с учителем формулируются цели урока): познакомиться с этим человеком, узнать, что он сделал полезного для России.
Учитель: И в конце урока давайте попробуем ответить на вопросы: Нужен ли был России такой человек, как П.А. Столыпин? Чтобы вы изменили в России, будучи на его месте?
Первый вопрос освещается учителем.
Учитель: В России в 1905-1907 год произошла революция, которая была подавлена, но она показала что крестьянство не является надежной опорой самодержавия. На тот момент, на престоле правил только не давно, коронованный император Николай II, именно ему предстояло, найти человека который решит такие проблемы, как нищета русской деревни, малоземелье крестьян. Игнорирование этих вопросов могло привести к новой волне революционных выступлений. Все это прекрасно понимал молодой император, поэтому он и принимает решение доверить реформирование сельского хозяйства П.А.Столыпину. Почему ему и откуда он взялся?
Второй вопрос освещает ученик.
Ученик: (объясняет материал, используя мульти медийную прецентацию) П.А.Столыпин родился 2 апреля 1862 году в Дрездене – представитель старинного дворянского рода, был сыном севастопольского героя генерал-адъютанта А.Д.Столыпина и княжны Горчаковой. Детство его прошло в подмосковном Средникове и, затем, в Колнобережье. В детстве Петр много путешествовал. Высокий подтянутый, подвижный, П.А. Столыпин не курил, почти не употреблял спиртного; увлекался поэзией. В его квартире собирались близкие друзья. 7 октября 1885г. Совет университета утвердил Столыпина кандидатом физико-математического факультета. Женился П.А. Столыпин молодым (ему ещё не было 22-х лет). Тогда это было большой редкостью. Женился не обычно: Ольга Нейдгарт была невестой его старшего брата Михаила; после дуэли умирая, он « вложил руку своего брата в руку молодой девушки, которую он нежно любил. В браке П.А. Столыпин был счастлив, оказался замечательным семьянином – любящим мужем и заботливым отцом шестерых детей.
После окончания Петербургского университета он начал свою служебную карьеру в Министерстве внутренних дел, был губернским предводителем дворянства, губернатором. Работоспособность П.А. Столыпина была изумительна, работал порою целыми ночами. Очень ценил время, не только своё, но и чужое – он никогда не заставлял ждать. В 1903 году Столыпин был переведен на должность губернатора Саратовской губернии, едва ли не самой революционной в России. В семье это объясняли одним: « За короткий срок успели в Петербурге оценить способности молодого губернатора и решили дать ему более ответственный пост». Это действительно было так: Николай II на аудиенции 8 марта 1904г. поставил перед новым губернатором задачу « поправить губернию», которую в Петербурге считали одной из самых трудных и запущенных.
Выступает сам Столыпин (Один из учеников, говорит от имени Столыпина, сидя за столом.)
Столыпин: «Преобладающие в саратовском обществе настроения были неблагоприятны для меня. Среди крестьян, рабочих, интеллигенции имелось сильное влияние социалистов – революционеров и социал-демократов. Земство, где заправляли либералы, стало ко мне в оппозицию. С началом революции я занял решительную и бескомпромиссную позицию по отношению к зачинщикам беспорядков, к какому бы лагерю они не принадлежали. Дело доходило до оскорблений в адрес лично меня и членов моей семьи: однажды с концерта, где я присутствовал с семьей, несколько членов земства с семьями вышли демонстративно, с шумом отодвигая стулья. В условиях начавшейся революции мне пришлось столкнуться с шантажом и угрозами отравить единственного сына, взорвать детей. Сам я стал объектом дерзких покушений: в меня стреляли, пытались взорвать».
Ученик: С самого начала его деятельность в Саратовской губернии приобрела энергичный и разнообразный характер. Он организовал съезд исправников и лично выезжал в уезды, чтобы прекратить « беспорядки»; ревизовал волостные управы и земских начальников; устраивал смотр пожарных команд; осматривал тюрьмы, заводы, винные склады и полицейские управления. В марте 1905 года его вызвали в Петербург и предложили должность управляющего Крестьянским банком. 26 апреля 1904 года саратовский губернатор был назначен министром внутренних дел. В отличии от многих членов правительства, он часто посещал заседания 1 Государственной думы, выступал там по многим вопросам. Его гражданскую позицию выражала формула: « успокоение и реформы». Министром он был требовательным. В июле 1906 года Столыпин стал Председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел. По инициативе Столыпина принимались меры направленные на поиск путей преодоления раздиравших страну противоречий и обеспечения выживания российской монархии в создавшихся сложных условиях. П.А. Столыпин был выдающимся оратором. Его речь « свободно и плавно лилась в могучих аккордах его редкого по выразительности голоса», его отличали « простота изложения, ясность, глубокое знание предмета», « ясное построение», « гармоническое, сочетание тона и содержания».
По воспоминаниям дочери П.А. Столыпина (выступает ученица от имени старшей дочери Марии, девочка в бальном платье сидит за столом и делает вид, что пишет пером в своем дневнике). «Отец не любил охоту, не терпел театральности, не выносил « ни малейшей неточности во времени»; был враг всяческих привычек: считал, что они лишают человека свободы; терпеть не мог нытья и никаких истерик не допускал; с пренебрежением отзывался о людях, боящихся ответственности. Любил он наоборот деревню, её тишину и воздух; любил ходить по полям весной, летом и осенью; очень любил сельское хозяйство, весь уходил в заботы о посевах, покосах, посадках в лесу и работах в фруктовых садах, больше всего его интересовали лошади. Очень любил оперу, стихи А.К. Толстого, восхищался И.С. Тургеневым.
Ученик: Премьером Столыпин оказался требовательным, особенно в отношении точности.
Выступает ученик от имени человека близко знакомого со Столыпиным.
А.А. Кофод : « Мы должны были прибыть к Столыпину без пяти девять вечера. Собрались в небольшой приемной перед кабинетом премьера и залом заседаний. В углу стояли старинные напольные часы. С первым ударом часов появился Столыпин, с каждым поздоровался и прошел в зал заседаний. С последним ударом часов двери закрыли на ключ. Если бы кто-нибудь опоздал, то остались бы в приемной. Так Столыпин учил чиновников точности».
Учитель: Несмотря на жесткость на работе в семье он был очень мягок (зачитывается отрывок из его письма жене).
По третьему вопросу выступил учитель.
Учитель: Царь очень доверял Столыпину и во всем его поддерживал и все при дворе это хорошо знали.
12 августа 1906г. на Аптекарском острове в Петербурге, где жила семья главы правительства и где он принимал посетителей, раздался мощный взрыв. 27 человек погибло, 32 были ранены, была искалечена его дочь и ранен сын. Сам Столыпин чудом остался в живых. 19 августа он подписал Указ о военно-полевых судах.
Судебное разбирательство по делам о революционном терроре должно было длиться не более 48 часов, а приговор исполняться в течение суток. За период 1906-1910г. было казнено около 4 тыс. человек, 26 тыс. человек были направлены на каторгу по политическим обвинениям. Дума требовала отменить военно-полевые суды, но Столыпин был убежден: « К горю и сраму нашему, лишь казнь немногих предотвратит море крови…….»
Работа с классом
Учитель: Ребят, а теперь давайте немного поработаем, разделимся по рядам. 1ряд читает и анализирует закон о выходе крестьян из общины, а потом нам расскажет, как это должно было произойти. 2 ряд читает документ о переселении крестьян на Урал и тоже нам его освещает. 3 ряд даст общую характеристику аграрных реформ Столыпина, что получилось, а что нет.
Ответ представителя от первого ряда. Ученик: Начать свои реформы Столыпин решил с переустройства жизни деревни. 9 ноября 1906г. был издан закон, разрешивший свободный выход крестьян из общины. Выходя из общины, крестьяне получали в частную собственность все закрепленные за ними наделы, которые должны были сведены в один участок. Указ поощрял образование отрубов и хуторов. Помещичье землевладение оставалось неприкосновенным.
Подписывая указ о разрушении общины, Столыпин имел в виду сразу несколько целей. Он считал, что общинное единение облегчает революционерам их задачу, захват и раздел помещичьих земель. А вот крестьян, получивших в собственность землю, занятых своими хозяйствами, поднять на бунт будет трудно.
Аграрная реформа была призвана создать широкий слой мелких собственников и тем самым обеспечить стабильность в обществе. Он делал ставку « на крепких и сильных». Он считал, что « мелкий земельный собственник…… трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства, внесет в деревню и культуру, и просвещение, и достаток».
Учитель: Спасибо, теперь второй ряд.
Выступает представитель второго ряда. Ученик: Одним из важнейших направлений аграрных реформ была политика массового переселения крестьян на Урал. Правительство хотело ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, отправить миллионы безземельных, недовольных крестьян подальше от помещичьих имений – в Сибирь, где было много пустующей земли. Устанавливались многочисленные льготы для желающих отправиться на новые места. Переселенцы на пять лет освобождались от налогов, получали в собственность землю (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи), денежное пособие (200р. на семью). Мужчин освобождали от воинской обязанности.
Учитель: Спасибо, теперь выступает третий ряд.
Выступает представитель третьего ряда. Ученик: Несмотря на все усилия правительства, лишь чуть больше 10% крестьянских хозяйств можно было назвать фермерскими: ориентированными на рынок, применявшими новейшую технику, удобрения, получившими высокие урожаи. Успехи хуторян – фермеров нередко становились причиной ненависти крестьян-общинников. Хозяйства удачливых соседей поджигали, травили их скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь.
Переселенческая политика имела положительное значение. Увеличилось население Сибири. Новоселы освоили более 30 млн. десятин пустующей земли, построили тысячи сел, дали толчок развитию экономики Сибири. Важным было и то, что становление земельных отношений в переселенческих районах шло именно в том направлении, которое определяли реформы Столыпина, - по пути единоличных хозяйств.
Учитель: Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся не скоро. В 1909г. он заявил: « Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».
Столыпина не любили в обществе. Крестьяне были разочарованы тем, что им не отдали помещичьи земли, а предлагали ехать за землей невесть куда. Идеи « черного передела» жила в крестьянском сознании.
Дворянство видело в Столыпине лишь разрушителя вековых устоев и узурпатора власти. Помещикам нужен был успокоитель, в реформаторе они не нуждались.
Либеральная интеллигенция не могла простить главе правительства военно-полевых судов, приверженности к самодержавным формам правления, антисемитских настроений.
Для революционных партий он навсегда остался « душителем революции», « вешателем».
Курс Столыпина также перестал поддерживать Николай II. В душе император чувствовал, что, несмотря на искреннее убеждение Столыпина в необходимости самодержавия в России, осуществившей реформы, самодержавная власть станет ненужной. Испуг революционных лет прошел, и император все больше прислушивался к мнению крайних правых сил, которые стремились вернуть Россию к неограниченному самодержавию.
Все ждали отставки Столыпина. Но 1 сентября 1911г. в Киевском оперном театре в присутствии императора П.А. Столыпин был смертельно ранен Д.Г. Богровым. Убийца был связан с революционной организацией и в то же время являлся платным агентом полиции. 5 сентября Столыпин скончался.
Государь назначил солидный пенсион семье Столыпина, от которого Ольга Борисовна отказалась. Первое время после гибели мужа она пыталась узнать правду о том, как это произошло, кто стоял за выстрелами Богрова. Она написала царю письмо, в котором умоляла его не приводить в исполнение приговор над Богровым, пока сенатор Трусевич не закончит свое расследование. Все было напрасно. Что касается детей Столыпина, то во время революции, они бежали заграницу, жена в 1944г. умерла во Франции, средняя дочь Ольга, будет застрелена большевиками, остальные дочери выдут замуж и до конца дней в Россию не вернуться. Детей у них не будет. Сын же стал известным журналистом и вместе с Солженицыным выпустит несколько книг, например, « Посев». Единственный кто посетил Россию, это внук П.А. Столыпина, сын А.П. Столыпина, он приезжал в 1994г. в Саратов, на открытие культурного центра имени П.А.Столыпина.
Работа с классом.:
Учитель: Ребят давайте попробуем ответить на вопросы: « Нужен ли был России такой человек, как П.А. Столыпин», «Чтобы вы изменили в России, будучи на его месте?», «Какие сложности у вас вызвала работа на уроке?», «Как вы думаете, мы достигли целей урока, которые ставили в самом начале?
Ответы учащихся
Учитель подводит итог: Многие видные деятели по-разному относились к деятельности Столыпина. Граф И.И. Толстой писал на следующий день после смерти Столыпина: « Мое отношение к политической деятельности покойного, - абсолютно отрицательное. Его любовь к России была того свойства, о которой принято говорить: « Избави меня от друзей, а от врагов я сам избавлюсь». Вообще видеть в Столыпине « талантливого» государственного деятеля я решительно отказываюсь. Он обладает такими качествами, как энергия и решительность, но несравненно более серьезными недостатками: отсутствием критического ума, узостью политического кругозора, не оправдываемой его личными качествами – самоуверенностью и неразборчивостью средств для сохранения своего влияния и положения при сильно развитом самомнении.
Ф.А. Головин считал Столыпина способным « энергично бороться с проявлениями революции, но не с причинами её». « Подавить восстание Столыпин мог, - утверждал он, - но выработать и осуществить реформы, необходимые для уничтожения причин революционного движения, он не был способен. Для последнего у него не было достаточно ума государственного деятеля».
Современники ставили в заслугу П.А. Столыпину, прежде всего то, что не удавалось ни одному из его предшественников, - он примирил общество с властью. « Общество поверило власти, власть остро почувствовала нужду в поддержке общества. В этом акте примирения выдающуюся роль сыграл Столыпин» благодаря « совершенно исключительному сочетанию тех качеств, какие требовались, современным моментом», « обаятельная личность, высокие свойства его ума и характера». Заслуга Столыпина и в том, что он спас конституционный строй в России от полного уничтожения, которое одно время ему угрожало, спас, сломав « неудачный избирательный закон Витте». Он превратил « Государственную Думу из установления, принципиально враждебного правительству, в его деятельного и мощного сотрудника».
Сегодня вы узнали о судьбе выдающегося человека П.А. Столыпина, и как бы мы к нему не относились, мы должны признать единственное, он был уверен в том, что делает все во благо России.
А теперь ребята давайте каждый из вас самостоятельно оценит свою работу на уроке на парте лежат красные лепестки цветка – это значит, урок вам понравился, и вы в нем принимали активное участие и заслуживаете положительную оценку, и желтые лепестки – это значит, что вы недостаточно активное участие принимали в работе класса. Ученики подходят, и каждый выбирает свой лепесток, практически все выбрали красный лепесток (При этом все ученики внимательно наблюдали кто и какой выберет лепесток, поэтому у тех кто хотел обмануть и взять не тот лепесток который ему за работу полагался шансов не было).
Домашнее задание и выставление оценок за урок.
Учитель: Урок окончен спасибо большое нашим актерам и вам за ваше активное участие на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме Роль реформаторов в России
презентация может использоваться в качестве обобщения по теме: "Реформы в России" в 9 или 11 классе...
Столыпин - великий реформатор
Урок посвящен 150 - летию со дня рождения П.А. Столыпина. Материал поможет узнать этого государственного деятеля как хорошего семьянина, раскрыть суть его реформ, дать возможность проанализировать его...
Реформы и реформаторы в России в начале 20-го века
Цель: показать значение реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина для дальнейшего развития России по либеральному образцу, уяснить причины по которым начинания С.Ю. Витте и П.А. Столы...
Урок истории в 9, 11 кл.: "Реформы Столыпина" или "Программа модегнизации России"
История РоссииРоссия в начале ХХ – ХХI в.Россия в начале ХХ в.(1900-1916 гг.) 12 ч.Урок №9. Тема урока: «Реформы П..А. Столыпина» или «Программа модернизации России»...
урок истории в 11 классе. Урок-конференция «Столыпин: палач или спаситель России?»
На уроке были заявлены следующие цели:Изучить реформы, проведенные Столыпиным в начале 20 века в России и выяснить роль преобразований в истории развития российского государства.Определить, какие урок...
"С.Ю. Витте- судьба реформатора"
Статья "С.Ю. Витте - судьба реформатора" создана для участия во Всероссийской научно-практической конференции «П.А. Столыпин: становление и реформирование российской государственности». В статье приво...
Открытый урок по истории России. "П.А.Столыпин: палач или спаситель России?". 9 кл.
В начале 20 века в России отношение к Столыпину было неоднозначным. Можно было услышать такие куплеты Зингерталя, но были и такие люди, кто считал, что «…нам нужна великая Россия». ...