"С.Ю. Витте- судьба реформатора"
статья по истории (9, 10, 11 класс) на тему

Статья "С.Ю. Витте - судьба реформатора" создана для участия во Всероссийской научно-практической конференции «П.А. Столыпин: становление и реформирование российской государственности». В статье приводится краткий анализ влияния С.Ю. Витте на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства, характеристика крупных экономических мероприятий, содействие развитию российского капитализма, сочетание этих процессов с укреплением монархии. В статье приводится характеристика вклада С.Ю.Витте в историю, развитие русской промышленности, народного хозяйства, приток денег из-за границы. С.Ю. Витте рассматривается как организатор, предприниматель, реформатор, придворный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.yu_._vitte_sudba_reformatora.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Ю. Юматова

Учитель

(МБОУ СОШ №4 г. Никольска)

С.Ю. ВИТТЕ – СУДЬБА РЕФОРМАТОРА

Российская империя в конце XIX – начале XX века была государством со средним уровнем развития капитализма, вставшим на путь модернизации. Её экономика динамично развивалась, темпы роста производства были устойчиво высокими. Важную роль в экономике играло государство. Однако огромные размеры России, быстрое увеличение населения и преобладание отсталых форм сельскохозяйственного производства требовали ещё более высоких темпов экономического развития. Социальная база модернизации, цементирующая и стабилизирующая общество, – класс мелких и средних собственников – была слабой. Как известно, роль личности в истории велика и именно в переломные моменты важно наличие деятеля, который сможет оказать решительное влияние на дальнейший ход событий. Именно таким человеком и был Сергей Юльевич Витте.

Как правило, личности Витте в общем ходе изложения истории отводится достаточно мало места. Основная суть информация сводится примерно к следующим сведениям: «Витте Сергей Юльевич (1849 – 1915 гг.) – русский  государственный деятель, финансист, государственный чиновник и дипломат, граф».[1] Оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства, активно содействовал развитию российского капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением российской монархии. По инициативе С.Ю. Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия: введена винная монополия (1894г.), сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развёрнуто железнодорожное строительство (1890-е гг.), осуществлена денежная реформа (1897 г.). В его программе аграрных требований были намечены положения, использованные впоследствии П.А. Столыпиным. При участии С.Ю. Витте были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве КВЖД на территории Маньчжурии. С.Ю. Витте возглавлял русскую делегацию,   которая  подписала    Портсмутский   мирный            договор 1905 г. с Японией. В 1906 г. вышел в отставку.

За этими сухими фразами и фактами скрывается драматичная, наполненная глубоким смыслом и переживанием за судьбу Отечества жизнь человека, посвятившего себя Служению Родине.

 Витте родился в Тифлисе в семье крупного правительственного чиновника. Его отец был директором департамента государственных имуществ. Мать происходила из семьи известного генерала и писателя А. Фадеева. Казалось, благосостояние, и связи семьи открывали Сергею и его брату блестящие перспективы. Но в 1857 году неожиданно умирает отец, и почти все семейное состояние уходит на выплату его многочисленных долгов. Семью выручил наместник на Кавказе, который предоставил сыновьям Витте стипендию для обучения в Новороссийском университете. Витте заканчивает физико-математическое отделение естественного факультета. После блестящей защиты магистерской диссертации ему предложили остаться для подготовки к получению профессорского знания. Но, по мнению семьи, дворянину не следовало делать научную карьеру, поэтому Сергей выбирает другой путь. Он становится секретарем одесского губернатора графа Коцебу. Пребывание в канцелярии Витте использует для завязывания необходимых связей и уже через несколько месяцев становится доверенным лицом министра путей сообщения графа В. Бобринского.

Витте очень быстро включился в работу и за короткое время хорошо изучил систему работы железнодорожного транспорта. В течение шести месяцев он работал на разных станциях в качестве помощника и начальника станции, контролера и диспетчера движения. Как раз в это время он собирает материал для своих первых трудов по организации работы железных дорог. Одним из первых Витте понял, что железнодорожные тарифы являются весьма удобным инструментом для извлечения прибыли и стимулирования развития железнодорожного транспорта. Исполнительного и аккуратного юношу заметило начальство, примерно через год его назначают начальником движения Одесской железной дороги. Вступая в должность, Витте пришлось мобилизовать все свои способности и знания. Всего через несколько месяцев после его назначения началась русско-турецкая война, и Одесская железная дорога стала основной стратегической магистралью России.

Молодой чиновник смог разработать систему организации перевозок, при которой военные грузы доставлялись практически без задержек. После окончания войны Витте переезжает в Киев и становится начальником службы эксплуатации всех юго-западных дорог России. Теперь он получил возможность для реализации накопленного опыта. Витте реформирует систему оплаты перевозок, разрабатывает порядок предоставления ссуд для перевозки особо важных грузов и единую тарифную сетку для всех видов перевозок. Его нововведения позволили превратить юго-западные дороги из убыточного в прибыльное предприятие. Витте начинает приглашать в различные частные компании для консультаций, многие фирмы предлагают ему высокооплачиваемые посты. Но он отклоняет все предложения, поскольку не хочет покидать государственную службу, понимая, что только здесь сможет полностью реализовать свои разработки. Впоследствии он даже гордился тем, что был первым и единственным управляющим самой большой дороги в России, не являясь по образованию инженером путей сообщения.

В Киеве Витте завязывает связи среди местной аристократии. Одновременно он нащупывает пути для переезда в Петербург. Решающую роль в дальнейшем продвижении по службе сыграла его женитьба. В 1878 году Витте познакомился с женой одного из киевских богачей Н. Спиридоновой. «Она была намного моложе своего мужа и увлеклась Витте. После развода Спиридоновой Витте не мог оставаться в Киеве из-за своего двусмысленного положения».[2] Он мобилизует все свои связи и добивается перевода в Петербург, где занимает должность помощника председателя железнодорожной комиссии в Министерстве путей сообщения.

Витте разрабатывает единый устав для всех российских железных дорог. Но главной сферой его деятельности становится организация движения всех царских поездов по России. Он сопровождает Александра III в его поездках, причем однажды ему удалось быстро устранить последствия крушения царского поезда. В благодарность император назначает Витте директором департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов, практически Витте становится министром путей сообщения России. Тогда ему только исполнилось сорок лет. Он поселяется в государственном особняке и начинает обширную программу реорганизации железнодорожных перевозок. Через два года Александр III назначает его министром финансов России.

Витте разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала: проведение жёсткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки; дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции; денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото; широкое привлечение в страну иностранного капитала. Большую часть этой одобренной Александром III программы Витте претворил в жизнь уже после его смерти.  «В 1897 г. он ввёл золотое денежное обращение, укрепил валюту»[3].

Витте провел на этом посту одиннадцать лет и за это время внедрил в практику множество начинаний. Ему удалось реформировать порядок оплаты перевозок, систематизировать налогообложение. В 1884 году Витте добивается введения винной монополии, существенно повысившей доходную часть бюджета. Она стала подготовительным этапом к денежной реформе 1897 года. Витте вводит в обращение золотые монеты и добивается стабилизации курса российского рубля.

Одновременно проявляются и его дипломатические способности. В 1886 году он разрабатывает условия русско-китайского договора о строительстве Китайской Восточной железной дороги. Осознав, что развитие капитализма в России невозможно без введения собственности на землю, Витте продумывает земельную реформу. Но его идея о свободном землевладении вызывает жесткое сопротивление. Отдельное положение этой реформы удалось осуществить П. А. Столыпину только через несколько лет. В 1889 году умирает первая жена Витте, и вскоре он женится на М. Лисаневич. Но этот брак расценили как вызов обществу, так как жена Витте была разведенной, да вдобавок еще и еврейкой. Однако Александр III выступил в защиту Витте: он не только не принял его отставку, но и публично выразил ему свое доверие. Вскоре у Витте родилась дочь, ставшая его единственной наследницей.

 Пользуясь доверием императора, Витте продолжает намеченные реформы. Но неожиданная смерть Александра III нарушает его планы, хотя вступивший на престол Николай II тоже на первых порах поддерживает Витте. В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. С. Ю. Витте первоочередными считал экономические реформы, среди них реформы в области промышленности и финансов. Индустриализацию страны он называл задачей не только экономической, но и политической. Создание современной промышленности позволило бы, по его мнению, достичь двух целей: во-первых, накопить средства для проведения назревших социальных реформ, заняться сельским хозяйством; во-вторых, постепенно вытеснить с российской политической сцены дворянство, заменив его представителями крупного капитала, провести преобразования политического строя.

Витте полагал необходимым создавать условия для постепенного развития капитализма в деревне. Государство не станет богаче при бедных крестьянах, в связи с этим требуется освободить крестьянина от попечительных пут, уравнять в правах с другими сословиями, сделать персоною с точки зрения гражданского права. Витте не настаивал на предоставлении крестьянам права на закрепление общинной земли в частную собственность. Тем не менее, он считал нужным облегчить выход из общины, и оказать государственную помощь выделяющимся хозяевам. В ответ на свои предложения Витте, по его словам, «встретил апатию, затем интриги, а в заключении недоверие государя ко всем реформам»[4].

Правда, в 1903 году его увольняют с поста министра финансов. Это было связано с тем, что Витте, осторожный и дальновидный политик, понимал опасность укрепления Японии на Дальнем Востоке и стремился к соглашению, которое не допустило бы войны. Но эта линия шла вразрез с планами ближайшего окружения царя. Тем не менее, его назначают председателем Кабинета министров, он остается членом Государственного совета и выполняет важнейшие поручения императора. В конце русско-японской войны 1904 – 1905 гг. Витте направляют в Америку, где он добивается заключения Портсмутского мирного договора с Японией. Россия признала Корею сферой влияния Японии, утратила Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, была вынуждена отдать половину острова Сахалин. Витте, возведенного за подписание договора в графское достоинство, стали за глаза называть графом Полусахалинским.

Звездный час в карьере Витте наступает после событий 1905 года. Он становится одним из составителей манифеста от 17 октября. Николай II назначает его председателем совета министров России. В новой должности Витте проявил себя как изворотливый политик, сумевший договориться и с правыми, и с левыми. В 1906 году он добивается получения займа во Франции. Средства, полученные по этому договору, позволили стабилизировать финансовое положение России после войны и первой русской революции. Но по своим убеждениям Витте оставался ярым монархистом, поэтому он не мог в полной мере осознать необходимость реформирования политической системы в России. С середины 1906 года Витте выступает против наметившегося расширения полномочий Государственной думы и Государственного совета, что привело к его отставке.

Интересно, что по отношению к привилегированному сословию Витте занимал достаточно неоднозначную позицию, считая, что: «Все великие реформы императора Александра II были сделаны кучкой дворян, хотя и вопреки большинству дворян того времени. В начале  XX века большинство дворян – дегенераты, которые, кроме своих личных интересов и удовлетворения своих похотей, нечего не признают»[5], а все усилия направляют для получения милостей за счет народных денег.

Поэтому Витте готов допустить к политической жизни творческую часть «бескорыстного» дворянства и верхи буржуазии. Это позволит, думал он, укрепить правительство и предотвратить революцию. А позднее, через несколько десятилетий, ввести сверху конституцию.

Витте с огромной горечью отмечал, что в Российской империи мало капиталов в сельском хозяйстве, слабо развита промышленность, а это ведёт к отставанию страны и тяжёлому положению населения: «… Россия позже других государств вступила на путь широкого промышленного развития; промышленно-землевладельческою страною… она постепенно становится только теперь. Причина этого замедления кроется в бедности России капиталами… Общий итог русских движимых ценностей исчисляется на первое января 1899 года в 11 миллиардов рублей, из коих около половины находится за границей…  Постоянные капиталы (машины, орудия производства) в равной мере ничтожны… При недостатке капиталов и при слабом развитии промышленности нет ничего удивительного, что в нашем земледелии все ещё господствует хищническая экстенсивная система, что за отсутствием широкого поля для приложения народного труда всякий, даже местный, неурожай обращается, как и встарь, в народное бедствие… чего промышленные страны уже не знают…»[6].

Занимаясь изучением наследия С.Ю. Витте, мы обнаруживаем беспокойство и сострадание, выраженное скудному состоянию простого народа: «Уровень потребностей…общественных классов, а особенно простого народа России, несравненно ниже, чем в культурных странах Запада. Потребление в русском крестьянском хозяйстве поражает своими незначительными размерами»[7].

После отставки С.Ю. Витте переходит на консультативные работы и занимается публицистикой. Он приобретает виллу в Биаррице, где работает над своими книгами и воспоминаниями.  Там он и умирает весной 1915 года.

Таким образом, граф С.Ю. Витте оставил заметный след в истории государства Российского. Его деятельность пришлась как раз на тот период, когда в России начали складываться капиталистические отношения.  Благодаря реализации собственной экономической программы, С.Ю. Витте добился взлёта русской промышленности, развития отраслей народного хозяйства, притока денег из-за границы, развития нефтяной промышленности на Кавказе, роста железнодорожного строительства и других успехов. Сергей Юльевич оказался на своем месте, так как в его характере успешно сочетались качества крупного организатора промышленности, хватка предпринимателя и изворотливость опытного придворного.

Библиография:

  1. Кто есть кто в мире. Гл. ред. Г. П. Шалаева. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2007;
  2. Долуцкий И.И. Отечественная история. 20 век. – М.: Мнемозина, 1998;
  3. История Отечества. Справочник. М.: Филологическое общество «Слово»;
  4. История России. 20 век. Материалы и документы, под редакцией М. Е. Главацкого – М.: Дрофа, 1999;
  5. История. Большой справочник. – М.: Дрофа, 2000;
  6. Яковер Л.Б. Пособие по истории Отечества. – М., 1995.

    [1]
  1. История Отечества. Справочник. М.: Филологическое общество «Слово» - с 60

    [2]
  1. Кто есть кто в мире. Гл. ред. Г. П. Шалаева. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2007 с. 216 - 217

    [3]
  1. Яковер Л.Б. Пособие по истории Отечества. – М., 1995 80

    [4]
  1. Долуцкий И.И. Отечественная история. 20 век. – М.: Мнемозина, 1998, с 48

    [5]
  1. Долуцкий И.И. Отечественная история. 20 век. – М.: Мнемозина, 1998, с 48

    [6]
  1. История России. 20 век. Материалы и документы, под редакцией М. Е. Главацкого – М.: Дрофа, 1999 – с.6 -7

    [7]
  1. История России. 20 век. Материалы и документы, под редакцией М. Е. Главацкого – М.: Дрофа, 1999 – с.6 -7

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фильм "Голландский художник XVII века Эманюэль де Витте".

Фильм состоит из двух частей. Первая - знаменитая серия интерьеров церквей художника под музыку французского композитора Марена Маре. Вторая - рассказ о творчестве де Витте. Краткие биогра...

П.А. Столыпин: судьба реформатора в России

Ход урокаОрганизационный момент: Учитель здоровается с учениками.План урока:1 Положение России в начале XX века.2 П.А.Столыпин его биография.3 Программа реформ Столыпина.4 Нужен ли был России такой че...

Презентация к уроку по теме "Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина"

Презентация по теме РЕФОРМЫ С.Ю.ВИТТЕ И П.А.СТОЛЫПИНА...

Буклет "Судьба природы - наша судьба, твоя судьба!"

Буклет о необходимости охраны природы....

Конспект урока "Личность реформатора и судьба преобразований в российской истории"

На основе изучения наследия П.А.Столыпина и А.Н. Косыгина определить, какие уроки можно извлечь из опыта их реформаторской деятельности, чтобы использовать их в современной России...

Презентация - Значение деятельности С. Ю. Витте - видного политического деятеля Российской Империи. История России - 9 класс.

В этой презентации содержится информация о жизни и деятельности Витте С. Ю. - видного политика России конца 19 - начала 20 в.в....

Одинокий реформатор и судьба преобразований в Российской империи.

Реформаторский путь России был прерван не только торможением правящей верхушки и отсутствием покоя внутреннего, но и, главное, покоя внешнего. Россия оказалось втянутой в Первую мировую войну....