«Единая Россия (конец XV-XVII в.в.)»
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

 

Цель: закрепить и обобщить основные знания учащихся об экономической, политической, культурной жизни страны в конце XV-XVII в.в.

Задачи.

Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся о жизни простых и знатных людей, о крепостных крестьянах, помещиках; подчеркнуть, что конец XV- начало XVII в.- это важный этап исторического развития России.

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, память, внимание; умения анализировать, сравнивать, обобщать; закреплять навыки работы с иллюстрацией.

Воспитательные: воспитывать у учащихся уважительное отношение к людям, жившим в данный период времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_v_8_klasse_istoriya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок в 8 классе.

Единая Россия (конец XV-XVII века).

Цель: закрепить и обобщить основные знания учащихся об экономической, политической, культурной жизни страны в конце XV-XVII в.в.

Задачи.

Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся о жизни простых и знатных людей, о крепостных крестьянах, помещиках; подчеркнуть, что конец XV- начало XVII в.- это важный этап исторического развития России.

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, память, внимание; умения анализировать, сравнивать, обобщать; закреплять навыки работы с иллюстрацией.

Воспитательные: воспитывать у учащихся уважительное отношение к людям, жившим в данный период времени.

Оборудование: карточки, таблицы и даты.

Ход урока.

1. Какой период времени изучали?

2. Как называются темы, которые мы изучили?  

3. Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова по смыслу и дайте правильный ответ, о каком событие идет речь?

У … было сто пятьдесят пушек, …  войска подкопали стены города, подложили туда бочки с … и взорвали. Через пролом в … войска … в город. После ожесточенного …  на улицах город был взят. (Ивана IV, стене, русские, боя, порохом,  ворвались).

  Взятие Астрахани, взятие Казани, взятие Сибири.

4. Расшифруйте словарные слова и дайте их определение.

ц

п

о

р

о

х

у

с

ы

п

а

а

п

у

т

е

ш

е

с

а

р

т

р

и

к

о

н

о

т

л

ь

а

а

о

г

р

а

с

в

ь

с

м

д

п

я

и

ф

т

е

н

т

а

ж

и

м

о

з

а

н

и

р

н

а

т

а

с

в

с

н

ц

е

т

у

л

у

п

а

ц

и

а

л

с

в

и

т

а

н

е

к

х

ь

ц

ы

п

а

т

р

и

а

р

Царь – правитель России.

Стрельцы – воины царской армии.

Свита – слуги, сопровождающие царя.

Порох – взрывчатая смесь.

Атаман – предводитель казаков.

Тулуп – зимняя крестьянская одежда из шкур.

Усыпальница – место захоронения русских царей.

Путешественник – человек, совершающий путешествие по странам и территориям.

Раджа – правитель Индии.

Иконостас – стена перед входом в алтарь из окон, расположенных в несколько рядов.

Типография – место, где печатают книги.

Патриарх – глава Русской православной церкви.

Самозванец – человек, который выдает себя за другого, присвоив его имя.

5.  Знаменитые люди того времени. Отгадай загадку и покажи портрет.

   I. В детстве любил уединяться в своей комнате и читать. Читал он очень много книг. А потом и сам стал писать книги. В детстве научился играть в шахматы. Когда подрос стал сочинять музыку. Но вокруг себя он видел постоянное коварство, измены и подлость бояр. Сердце его из-за этого переполнилось  жестокостью и жаждой мести к ненавистным боярам. Поэтому он вырос жестоким, подозрительным и мстительным человеком. (Иван IV Грозный).

   II. Шесть лет провел он вдали от родины. Все, что видел и узнал записывал в книге. Книга эта называется «Хождение за три моря». Он подробно описал в ней жизнь, быт и традиции индийских народов и их правителей. В книги описана и природа Индии, ее богатство и красота. Но не было для него ничего дороже родной земли и ценнее православной веры. (А.Никитин).

   III.  Жил в конце XIV- начале XVв.в. Был он монахом в Троице -Сергиевом монастыре. Там он расписывал фресками храмы, писал иконы. Во время своей работы использовал нежные, светлые и золотистые краски. Поэтому его иконы можно было легко отличить от работ других мастеров. (А.Рублев).

   IV. Все учебники, которые он печатал начинались с его обращения детям. Многие книги украшались рисунками, которые он вырезал на досках сам. Им были напечатаны такие книги: «Часослов», «Азбука» и первый «Букварь». Обучал других монахов книгопечатному делу. Так, в России начало развиваться книгопечатание. (И.Федоров).

   V. Был хитрым и умным человеком, умел прекрасно говорить, был добр и приветлив к людям. Но с врагами своими поступал жестоко. Все бояре и дворяне понимали, что вместо царя он управляет страной. Многие даже обращались с просьбами и жалобами не к царю, а к нему. (Б.Годунов).

6. Даты.

  Какие даты не относятся к периоду, который изучили. (1700г., 1213г., 1564г., 1612г., 1581., 1555г, 1552г., 1550г., 1547г., 1812., 1409г.)

  Соотнесите даты и события.

1547г. – венчание на царство Ивана IV.

1550г. – был утвержден новый сборник законов Российского государства – Судебник Ивана IV.

1552г. – присоединение  Казанского ханства к Российскому государству.

1555г. – присоединение  Астраханского ханства к Российскому государству.

1581г. – поход Ермака в Сибирь.

1612г. – освобождение Российского государства от иноземных захватчиков.

1564г. – начало книгопечатания в России.

7. Что лишнее.

Школы

Университеты

Читальные избы

Церкви

Скипетр

Посох

Держава

Венец

Нежные

Светлые

Золотистые

Серебристые

Печь

Зеркало

Полати  

Ведро

Зеркало

Подсвечники

Глиняный горшок

Скатерть

8. Выберите из перечисленных предметов те, которые существовали в домах крестьян того времени.

кровать                                                    стулья

люстра                                                     полати

чугунок                                                    лучина

лавки                                                        подсвечник

чайник                                                      кастрюля

шифоньер                                                полки

шкаф для посуды                                    самовар

бадья                                                        сундук

9. Подведение итогов, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Единая Россия (конец XV-XVII веков)".

Цель: закрепить и обобщить основные знания учащихся об экономической, политической, культурной жизни страны в конце XV-XVII в.в. Задачи. Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся о жизни...

Контрольная работа на тему искусство Руси и единого Российского государства: IX-XVII вв.

Контрольную работу можно использовать по таким предметам, как история, МХК, духовное краеведение...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...

Филворд по истории России: "Обобщение по теме "Россия в XVI-XVII вв. от великого княжества к царству" (7 класс).

Филворд по истории России: "Обобщение по теме "Россия в XVI-XVII вв. от великого княжества к царству" (7 класс)....