«Единая Россия (конец XV-XVII в.в.)»
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Цель: закрепить и обобщить основные знания учащихся об экономической, политической, культурной жизни страны в конце XV-XVII в.в.
Задачи.
Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся о жизни простых и знатных людей, о крепостных крестьянах, помещиках; подчеркнуть, что конец XV- начало XVII в.- это важный этап исторического развития России.
Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, память, внимание; умения анализировать, сравнивать, обобщать; закреплять навыки работы с иллюстрацией.
Воспитательные: воспитывать у учащихся уважительное отношение к людям, жившим в данный период времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_v_8_klasse_istoriya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок в 8 классе.
Единая Россия (конец XV-XVII века).
Цель: закрепить и обобщить основные знания учащихся об экономической, политической, культурной жизни страны в конце XV-XVII в.в.
Задачи.
Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся о жизни простых и знатных людей, о крепостных крестьянах, помещиках; подчеркнуть, что конец XV- начало XVII в.- это важный этап исторического развития России.
Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, память, внимание; умения анализировать, сравнивать, обобщать; закреплять навыки работы с иллюстрацией.
Воспитательные: воспитывать у учащихся уважительное отношение к людям, жившим в данный период времени.
Оборудование: карточки, таблицы и даты.
Ход урока.
1. Какой период времени изучали?
2. Как называются темы, которые мы изучили?
3. Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова по смыслу и дайте правильный ответ, о каком событие идет речь?
У … было сто пятьдесят пушек, … войска подкопали стены города, подложили туда бочки с … и взорвали. Через пролом в … войска … в город. После ожесточенного … на улицах город был взят. (Ивана IV, стене, русские, боя, порохом, ворвались).
Взятие Астрахани, взятие Казани, взятие Сибири.
4. Расшифруйте словарные слова и дайте их определение.
ц | п | о | р | о | х | у | с | ы | п |
а | а | п | у | т | е | ш | е | с | а |
р | т | р | и | к | о | н | о | т | л |
ь | а | а | о | г | р | а | с | в | ь |
с | м | д | п | я | и | ф | т | е | н |
т | а | ж | и | м | о | з | а | н | и |
р | н | а | т | а | с | в | с | н | ц |
е | т | у | л | у | п | а | ц | и | а |
л | с | в | и | т | а | н | е | к | х |
ь | ц | ы | п | а | т | р | и | а | р |
Царь – правитель России.
Стрельцы – воины царской армии.
Свита – слуги, сопровождающие царя.
Порох – взрывчатая смесь.
Атаман – предводитель казаков.
Тулуп – зимняя крестьянская одежда из шкур.
Усыпальница – место захоронения русских царей.
Путешественник – человек, совершающий путешествие по странам и территориям.
Раджа – правитель Индии.
Иконостас – стена перед входом в алтарь из окон, расположенных в несколько рядов.
Типография – место, где печатают книги.
Патриарх – глава Русской православной церкви.
Самозванец – человек, который выдает себя за другого, присвоив его имя.
5. Знаменитые люди того времени. Отгадай загадку и покажи портрет.
I. В детстве любил уединяться в своей комнате и читать. Читал он очень много книг. А потом и сам стал писать книги. В детстве научился играть в шахматы. Когда подрос стал сочинять музыку. Но вокруг себя он видел постоянное коварство, измены и подлость бояр. Сердце его из-за этого переполнилось жестокостью и жаждой мести к ненавистным боярам. Поэтому он вырос жестоким, подозрительным и мстительным человеком. (Иван IV Грозный).
II. Шесть лет провел он вдали от родины. Все, что видел и узнал записывал в книге. Книга эта называется «Хождение за три моря». Он подробно описал в ней жизнь, быт и традиции индийских народов и их правителей. В книги описана и природа Индии, ее богатство и красота. Но не было для него ничего дороже родной земли и ценнее православной веры. (А.Никитин).
III. Жил в конце XIV- начале XVв.в. Был он монахом в Троице -Сергиевом монастыре. Там он расписывал фресками храмы, писал иконы. Во время своей работы использовал нежные, светлые и золотистые краски. Поэтому его иконы можно было легко отличить от работ других мастеров. (А.Рублев).
IV. Все учебники, которые он печатал начинались с его обращения детям. Многие книги украшались рисунками, которые он вырезал на досках сам. Им были напечатаны такие книги: «Часослов», «Азбука» и первый «Букварь». Обучал других монахов книгопечатному делу. Так, в России начало развиваться книгопечатание. (И.Федоров).
V. Был хитрым и умным человеком, умел прекрасно говорить, был добр и приветлив к людям. Но с врагами своими поступал жестоко. Все бояре и дворяне понимали, что вместо царя он управляет страной. Многие даже обращались с просьбами и жалобами не к царю, а к нему. (Б.Годунов).
6. Даты.
Какие даты не относятся к периоду, который изучили. (1700г., 1213г., 1564г., 1612г., 1581., 1555г, 1552г., 1550г., 1547г., 1812., 1409г.)
Соотнесите даты и события.
1547г. – венчание на царство Ивана IV.
1550г. – был утвержден новый сборник законов Российского государства – Судебник Ивана IV.
1552г. – присоединение Казанского ханства к Российскому государству.
1555г. – присоединение Астраханского ханства к Российскому государству.
1581г. – поход Ермака в Сибирь.
1612г. – освобождение Российского государства от иноземных захватчиков.
1564г. – начало книгопечатания в России.
7. Что лишнее.
Школы |
Университеты |
Читальные избы |
Церкви |
Скипетр |
Посох |
Держава |
Венец |
Нежные |
Светлые |
Золотистые |
Серебристые |
Печь |
Зеркало |
Полати |
Ведро |
Зеркало |
Подсвечники |
Глиняный горшок |
Скатерть |
8. Выберите из перечисленных предметов те, которые существовали в домах крестьян того времени.
кровать стулья
люстра полати
чугунок лучина
лавки подсвечник
чайник кастрюля
шифоньер полки
шкаф для посуды самовар
бадья сундук
9. Подведение итогов, выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Единая Россия (конец XV-XVII веков)".
Цель: закрепить и обобщить основные знания учащихся об экономической, политической, культурной жизни страны в конце XV-XVII в.в. Задачи. Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся о жизни...
Календарно- тематическое и поурочное планирование курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»,7 класс.Планирование составлено на основе Программы курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»
КТП соответствует ФГОС ООО....
Календарно- тематическое и поурочное планирование курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»,7 класс.Планирование составлено на основе Программы курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»
КТП соответствует ФГОС ООО. ...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...
Контрольная работа на тему искусство Руси и единого Российского государства: IX-XVII вв.
Контрольную работу можно использовать по таким предметам, как история, МХК, духовное краеведение...
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...
Филворд по истории России: "Обобщение по теме "Россия в XVI-XVII вв. от великого княжества к царству" (7 класс).
Филворд по истории России: "Обобщение по теме "Россия в XVI-XVII вв. от великого княжества к царству" (7 класс)....