Урок - викторина "Развитие российской культуры на рубеже XIX-XX вв."
методическая разработка по истории по теме
Игра строится в форме соревнования между двумя командами.Данный урок завершает цикл уроков по истории русской культуры конца XIX- начала XX в.в. Учащиеся владеют необходимым объемом знаний по теме, и поэтому задания игры должны носить эвристический характер, заставляя применять имеющиеся знания в новой ситуации. В конечном итоге у учащихся появляется целостное, всестороннее представление о культуре данного периода. Этапы игры напрямую связаны с различными видами культуры: наукой, техникой и искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_kultura_nachala_hh_v.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по предмету «история».
Тема: «Русская культура конца XIX- начала XX в.
Цель: повторение пройденного материала; восполнение пробелов в знаниях; применение знаний на практике.
Задачи:
Образовательная: повторить, систематизировать и обобщить, знания по русской культуре конца XIX- начала XX в.в..
Развивающая: развитие навыков творческого мышления у учащихся и познавательных способностей; развитие умения давать оценку исторической эпохе, научить давать характеристику предметам народных промыслов, описывать картины великих художников.
Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма, повысить интерес к отечественной культуре.
Тип урока: повторительно-обобщающий (в виде игры-викторины).
Оборудование урока:
- репродукции картин великих художников конца XIX-XX в.в:
- В.Н. Васнецов «Три богатыря», «Аленушка»;
- А.М. Васнецов «Озеро»,
- И.И. Левитан «Над вечным покоем», «Март»,
- А.И. Сомов «Арлекин и дама»,
- К.Ф. Юон «К Троице»,
- И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», «Неприбранный стол»,
- М.А. Врубель «Гадалка»,
- В.А. Серов «Девочка с персиками», «Сыновья художника», «Похищение Европы»,
- К.А. Коровин «Бумажные фонарики»;
- Кроссворды на исторические темы;
- Репродукции изделий народных промыслов: Хохлома, Гжель, Дымково, шали Павловского Посада.
Время проведения: 45 минут
План урока:
- Организационный момент: рассказать о целях проведения урока, объяснить правила и ход урока.
- Ответы на вопросы викторины.
- Народные промыслы.
- Опережающее задание. Доклады капитанов команд, посвященные народным промыслам.
- Задание на карточках: деятели русской культуры
- Репродукции картин: отгадать название и автора картины
- Разгадывание кроссвордов на тему культуры рубежа 19-20 в.в.
- Подведение итогов, оценивание.
Ход урока:
Данный урок завершает цикл уроков по истории русской культуры конца XIX- начала XX в.в. Учащиеся владеют необходимым объемом знаний по теме, и поэтому задания игры должны носить эвристический характер, заставляя применять имеющиеся знания в новой ситуации. В конечном итоге у учащихся появляется целостное, всестороннее представление о культуре данного периода. Этапы игры напрямую связаны с различными видами культуры: наукой, техникой и искусством.
Игра строится в форме соревнования между двумя командами.
Задание тура № 1.
Группа делится на две равные по количеству участников команды, придумывают название, связанное с русской культурой и выбирают капитанов команд. Из группы выбираются 2 человека для контроля и подсчета баллов. Учитель является ведущим викторины.
В первом задании учитель задает по очереди вопросы командам. Время на размышление 10 секунд. За каждый правильный ответ команде начисляется по 1 баллу. Если команда затрудняется с ответом или дает неправильный ответ вопрос переходит к команде соперников.
Отгадай деятеля культуры
- Три ступени образования в начале XX в.
(начальная: церковно-приходские школы. Средняя: классические гимназии, коммерческие училища. Высшая: институты)
- Когда была отменена цензура на печать?
( Манифест 17 октября 1905г.)
- Российский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904). Его труды оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогикии.
(Павлов И.П.)
- Член многих академий и научных сообществ, в 1908, получил Нобелевскую премию за работы по иммунитету. Российский биолог и патолог, один из основоположников, иммунологии, создатель научной школы, член-корреспондент (1883), почетный член (1902) Петербургской АН.
(Мечников И.И.)
- Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-1854), «Юность» (1855-1857), исследование внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений. Эпопея «Война и мир» (1863-1869) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия в войне с Наполеоном.
(Толстой Л.Н.)
- Русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1900-02). Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов Основные темы творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899). В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего.
( Чехов А.П.)
- Русский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворенность образа («Над вечным покоем», 1893-94), обретающая в картине «Владимирка» (1892) социально-критическую окраску.
(Левитан И.И.)
- Русский живописец. Произведения («Демон», «Гадалка», «Сирень») отмечены драматической напряженностью колорита, «кристаллической» четкостью, конструктивностью рисунка. Иллюстрации (к «Демону» М. Ю. Лермонтова, 1890-91), росписи (Кирилловской церкви в Киеве, 1884-89), произведения декоративно-прикладного искусства), близкие к стилю модерн.
(Врубель М.А.)
- Назовите известных музыкантов конца XIX- начала XX в.в
( Скрябин, Рахманинов, Стравинский)
- Назовите известных архитекторов конца XIX- начала XX в.в
( Лидваль, Щусев, Шехтель)
Задание тура № 2.
Народные промыслы.
Ведущий раздает карточки с изображениями образцов народных промыслов. Дается время-5мин.- на разгадывание города-производителя и образца промысла: Паловский Посад: шали; Дымково: расписные деревянные игрушки; Гжель: глиняная расписная посуда; Хохлома: декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель).
После окончания времени представители команд показывают карточки, дают ответ и характеристику. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Затем капитаны команд зачитывают свои сообщения о народном промысле.
Учитель оценивает доклады по критериям достоверности и информационности.
Задание тура № 3
Деятели русской культуры.
Сгруппируйте представителей русской культуры по сферам деятельности
(раздать карточки с заданиями каждой из команд). Задание выполняется письменно.
За каждую правильно заполненную графу начисляется по 5 баллов.
а) архитектура___________________________________________________
б) живопись_____________________________________________________
в) литература____________________________________________________
- И.А. Бунин
- В.А. Серов
- М.А. Врубель
- И.И. Левитан
- А.И. Куприн
- А.Н. Толстой
- А.В. Щусев
- К.Ф. Юон
Задание тура № 4.
Отгадай название и автора картины. Назвать в каком музее находится оригинал.
Раздать изображения репродукций картин, которые находятся на карточках. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу:
- К.А. Коровин «Бумажные фонарики» (1898 г.). Третьяковская галерея. Москва.
- В.А. Серов «Девочка с персиками» (1887 г.). Третьяковская галерея. Москва.
- В.А. Серов «Похищение Европы» (1910 г.). Третьяковская галерея. Москва
- В.А. Серов «Сыновья художника» (1899 г.). Третьяковская галерея. Москва
- М.А. Врубель «Гадалка» (1895). Третьяковская галерея. Москва.
- И.Э. Грабарь «Неприбранный стол» (1907 г.). Третьяковская галерея. Москва.
- И.Э. Грабарь «Февральская лазурь» (1904 г.). Третьяковская галерея. Москва
- К.Ф. Юон «К Троице» (1903г.). Третьяковская галерея. Москва.
- И.И. Левитан «Март» (1895 г.). Третьяковская галерея. Москва.
- И.И. Левитан «Над вечным покоем» (1894 г.). Третьяковская галерея. Москва.
- В.М. Васнецов «Три богатыря» (1881-1891 г.г.). Третьяковская галерея.
- В.М. Васнецов «Аленушка» (1881г.). Третьяковская галерея. Москва.
- А.М. Васнецов «Озеро» (1902г.). Третьяковская галерея. Москва.
- А.И. Сомов «Арлекин и дама» (1912г). Третьяковская галерея. Москва.
Задание тура № 5
На экран выводятся кроссворды на историческую тему, посвященную русской культуре рубежа XIX-XX в.в. За определенное количество времени капитаны должны отгадать слова.
За каждое правильно отгаданное слово команда получает 2 балла. Команда может помочь в отгадывании слов, но тогда правильный ответ причисляется к 1 баллу.
Команда № 1.
- Иллюстрированный журнал начала 20 века.
- Русский художник; автор картин «Три богатыря», «Аленушка».
- Русский композитор и пианист, автор «Поэмы экстаза».
- Основоположник русского абстракционизма.
- Русский актер, театральный педагог, основоположник современной науки о театре.
- Направление в искусстве начала 20 века.
- Русский художник; автор полотен «Вечерний звон», «Март».
- Русский писатель, драматург: «Ионыч», «Хамелеон», «Вишневый сад»
Команда № 2
- Русский ученый, получивший в 1904 г. Нобелевскую премию за открытия в области физиологии пищеварения.
- Русский писатель, автор произведений «Белый пудель», «Олеся»
- Журнал по искусству в России начала XX в.
- Религиозный философ
- Русский композитор, пианист, автор опер «Соловей».
- Русский художник, автор картин «Гадалка», «Пан».
- Направление в искусстве начала XX века.
- Русский композитор, пианист, «Скупой рыцарь», «Франческа да Рамини».
После завершения последнего задания жюри подсчитывают набранные в течение игры баллы и объявляют команду победителей.
Сами учащиеся проводят анализ викторины; капитаны команд называют самых активных участников своих команд, которые получают оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Российская империя на рубеже веков и ее место в мире
Урок истории в 9 классе...
Российская империя на рубеже веков и ее место в мире
Урок истории в 9 классе...
Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс
Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс...
Кризис Российской государственности на рубеже XVI - XVII веков. Смутное время
Лекция по истории Смутного времени с включением извлечений из исторических источников...
Презентация к уроку истории в 9 классе "Российское общство на рубеже столетий"
Презентация к первому уроку по истории России в 9 классе , по учебнику Данилова А.А., УМК "Сферы"...
Российская империя на рубеже веков
Презентация...