Урок - викторина "Развитие российской культуры на рубеже XIX-XX вв."
методическая разработка по истории по теме

Косова Инна Андреевна

Игра строится в форме соревнования между двумя командами.Данный урок завершает цикл уроков по истории русской культуры конца XIX-  начала XX в.в. Учащиеся владеют необходимым  объемом знаний по теме, и поэтому задания игры должны носить эвристический характер, заставляя применять имеющиеся знания в новой ситуации. В конечном итоге у учащихся появляется целостное, всестороннее представление о культуре данного периода. Этапы игры напрямую связаны с различными видами культуры: наукой, техникой и искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_kultura_nachala_hh_v.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по предмету «история».

Тема:      «Русская культура конца XIX- начала XX в.

Цель: повторение пройденного материала; восполнение пробелов в знаниях; применение знаний на практике.

Задачи:

Образовательная: повторить, систематизировать и обобщить, знания по русской культуре конца XIX- начала XX в.в..

Развивающая: развитие навыков творческого мышления у учащихся и познавательных способностей;  развитие умения давать оценку исторической эпохе, научить давать характеристику предметам народных промыслов, описывать картины великих художников.

Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма, повысить интерес к отечественной культуре.

Тип урока: повторительно-обобщающий (в виде игры-викторины).

Оборудование урока:

  1. репродукции картин великих художников конца XIX-XX  в.в:
  1. В.Н. Васнецов «Три богатыря», «Аленушка»;
  2. А.М. Васнецов «Озеро»,
  3. И.И. Левитан «Над вечным покоем», «Март»,
  4. А.И. Сомов «Арлекин и дама»,
  5. К.Ф. Юон «К Троице»,
  6. И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», «Неприбранный стол»,
  7. М.А. Врубель «Гадалка»,
  8. В.А. Серов «Девочка с персиками», «Сыновья художника», «Похищение Европы»,
  9. К.А. Коровин «Бумажные фонарики»;
  1. Кроссворды на исторические темы;
  2. Репродукции изделий народных промыслов: Хохлома, Гжель, Дымково, шали Павловского Посада.

Время проведения: 45 минут

План урока:

  1. Организационный момент: рассказать о целях проведения урока, объяснить правила и ход урока.
  2. Ответы на вопросы викторины.
  3. Народные промыслы.
  4. Опережающее задание. Доклады капитанов команд, посвященные народным промыслам.
  5. Задание на карточках: деятели русской культуры
  6. Репродукции картин: отгадать название и автора картины
  7. Разгадывание кроссвордов на тему культуры рубежа 19-20 в.в.
  8. Подведение итогов, оценивание.

Ход урока:

Данный урок завершает цикл уроков по истории русской культуры конца XIX-  начала XX в.в. Учащиеся владеют необходимым  объемом знаний по теме, и поэтому задания игры должны носить эвристический характер, заставляя применять имеющиеся знания в новой ситуации. В конечном итоге у учащихся появляется целостное, всестороннее представление о культуре данного периода. Этапы игры напрямую связаны с различными видами культуры: наукой, техникой и искусством.

Игра строится в форме соревнования между двумя командами.

Задание тура № 1.

Группа делится на две равные по количеству участников команды, придумывают название, связанное с русской культурой и выбирают капитанов команд. Из группы выбираются 2 человека для контроля и подсчета баллов. Учитель является ведущим викторины.

В первом задании учитель задает по очереди вопросы командам. Время на размышление 10 секунд. За каждый правильный ответ команде начисляется по 1 баллу. Если команда затрудняется с ответом или дает неправильный ответ вопрос переходит к команде соперников.

Отгадай деятеля культуры

  1. Три ступени образования в начале XX в.

(начальная: церковно-приходские школы.  Средняя: классические гимназии, коммерческие училища. Высшая: институты)

  1. Когда была отменена цензура на печать?

( Манифест 17 октября 1905г.)

  1. Российский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904).  Его труды оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогикии.                                                                

(Павлов И.П.)

  1. Член многих академий и научных сообществ, в 1908, получил Нобелевскую премию за работы по иммунитету. Российский биолог и патолог, один из основоположников, иммунологии, создатель научной школы, член-корреспондент (1883), почетный член (1902) Петербургской АН.                                  

  (Мечников И.И.)

  1. Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-1854), «Юность» (1855-1857), исследование внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений. Эпопея «Война и мир» (1863-1869) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия в войне с Наполеоном.                                                                                          

  (Толстой Л.Н.)

  1. Русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1900-02). Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов Основные темы творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899). В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего.

( Чехов А.П.)

  1. Русский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворенность образа («Над вечным покоем», 1893-94), обретающая в картине «Владимирка» (1892) социально-критическую окраску.

(Левитан И.И.)

  1. Русский живописец. Произведения («Демон», «Гадалка», «Сирень») отмечены драматической напряженностью колорита, «кристаллической» четкостью, конструктивностью рисунка. Иллюстрации (к «Демону» М. Ю. Лермонтова, 1890-91), росписи (Кирилловской церкви в Киеве, 1884-89), произведения декоративно-прикладного искусства), близкие к стилю модерн.

(Врубель М.А.)

  1. Назовите известных музыкантов конца XIX- начала XX в.в

( Скрябин, Рахманинов, Стравинский)

  1. Назовите известных архитекторов конца XIX- начала XX в.в

( Лидваль, Щусев, Шехтель)

Задание тура № 2.

Народные промыслы.

Ведущий раздает карточки с изображениями образцов народных промыслов. Дается время-5мин.- на разгадывание города-производителя и образца промысла: Паловский Посад: шали; Дымково: расписные деревянные игрушки; Гжель: глиняная расписная посуда; Хохлома: декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель).

После окончания времени представители команд показывают карточки, дают ответ и характеристику. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Затем капитаны команд зачитывают свои сообщения о народном промысле.

Учитель оценивает доклады по критериям достоверности и информационности.

Задание тура № 3

Деятели русской культуры.

Сгруппируйте представителей русской культуры по сферам деятельности

(раздать карточки с заданиями каждой из команд). Задание выполняется письменно.

За каждую правильно заполненную графу начисляется по 5 баллов.

а) архитектура___________________________________________________

б) живопись_____________________________________________________

в) литература____________________________________________________

  1. И.А. Бунин
  2. В.А. Серов
  3. М.А. Врубель
  4. И.И. Левитан
  5. А.И. Куприн
  6. А.Н. Толстой
  7. А.В. Щусев
  8. К.Ф. Юон

Задание тура  № 4.

Отгадай название и автора картины. Назвать в каком музее находится оригинал.

Раздать изображения репродукций картин, которые находятся на карточках. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу:

  1. К.А. Коровин «Бумажные фонарики» (1898 г.). Третьяковская галерея. Москва.
  2. В.А. Серов «Девочка с персиками» (1887 г.). Третьяковская галерея. Москва.
  3. В.А. Серов «Похищение Европы» (1910 г.). Третьяковская галерея. Москва
  4. В.А. Серов «Сыновья художника» (1899 г.). Третьяковская галерея. Москва
  5. М.А. Врубель «Гадалка» (1895). Третьяковская галерея. Москва.
  6. И.Э. Грабарь «Неприбранный стол» (1907 г.). Третьяковская галерея. Москва.
  7. И.Э. Грабарь «Февральская лазурь» (1904 г.). Третьяковская галерея. Москва
  8. К.Ф. Юон «К Троице» (1903г.). Третьяковская галерея. Москва.
  9. И.И. Левитан «Март» (1895 г.). Третьяковская галерея. Москва.
  10. И.И. Левитан «Над вечным покоем» (1894 г.).  Третьяковская галерея. Москва.
  11. В.М. Васнецов «Три богатыря» (1881-1891 г.г.). Третьяковская галерея.
  12. В.М. Васнецов «Аленушка» (1881г.). Третьяковская галерея. Москва.
  13. А.М. Васнецов «Озеро» (1902г.). Третьяковская галерея. Москва.
  14. А.И. Сомов «Арлекин и дама» (1912г). Третьяковская галерея. Москва.

Задание тура № 5

На экран выводятся кроссворды на историческую тему, посвященную русской культуре рубежа XIX-XX в.в. За определенное количество времени капитаны должны отгадать слова.

За каждое правильно отгаданное слово команда получает 2 балла. Команда может помочь в отгадывании слов, но тогда правильный ответ причисляется к 1 баллу.

Команда № 1.

  1. Иллюстрированный журнал начала 20 века.
  2. Русский художник; автор картин «Три богатыря», «Аленушка».
  3. Русский композитор и пианист, автор «Поэмы экстаза».
  4. Основоположник русского абстракционизма.
  5. Русский актер, театральный педагог, основоположник современной науки о театре.
  6. Направление в искусстве начала 20 века.
  7. Русский художник; автор полотен «Вечерний звон», «Март».
  8. Русский писатель, драматург: «Ионыч», «Хамелеон», «Вишневый сад»

Команда № 2

  1. Русский ученый, получивший в 1904 г. Нобелевскую премию за открытия в области физиологии пищеварения.
  2. Русский писатель, автор произведений «Белый пудель», «Олеся»
  3. Журнал по искусству в России начала XX в.
  4. Религиозный философ
  5. Русский композитор, пианист, автор опер «Соловей».
  6. Русский художник, автор картин «Гадалка», «Пан».
  7. Направление в искусстве начала XX века.
  8. Русский композитор, пианист, «Скупой рыцарь», «Франческа да Рамини».

После завершения последнего задания жюри подсчитывают набранные в течение игры баллы и объявляют команду победителей.

Сами учащиеся проводят анализ викторины; капитаны команд называют самых активных участников своих команд, которые получают оценки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс

Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс...

Кризис Российской государственности на рубеже XVI - XVII веков. Смутное время

Лекция по истории Смутного времени с включением извлечений из исторических источников...

Презентация к уроку истории в 9 классе "Российское общство на рубеже столетий"

Презентация к первому уроку по истории России в 9 классе , по учебнику Данилова А.А., УМК "Сферы"...