конспект урока в 11 классе по теме "Семейное право"
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Урок предъявления и изучения нового материала в форме лабораторно-практического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynoe_pravo.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новоалександровская средняя общеоразовательная школа
Ровеньского райна Белгородской области»
Разработка урока обществознания в 11 классе
на тему «Семейное право»
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Сподина Наталия Николаевна
Новоалексангдровка, 2012.
Тема: Семейное право
Цели урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали.
совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов;
способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран. Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/(Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2006.
Тип урока: урок предъявления и изучения нового материала в форме лабораторно-практического занятия.
Формы работы: Работа в группах, использование элементов технологии критического мышления.
Ход урока
I Организационный этап
эмоциональный настрой класса
II Этап актуализации субъективного опыта учащихся СЛАЙД
1.Работа над эпиграфом
“Семья приносит полноту жизни, счастье,
но каждая семья … является прежде всего
большим делом, имеющим
государственное значение”.
А.С. Макаренко
Составьте кластер со словом семья
III Этап изучения нового материала
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрим некоторые проблемы, возникающие на различных этапах существования семьи, попытаемся сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей.
Работа в группах (5-6 минут).
Группа № 1.
- Прочитать часть пункт параграфа “Что такое семейное право” стр. 273-274.
- Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
- Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.
- В чём сущность, цели и принципы семейного права?
- Что такое семейное право?
- Что является основным источником семейного права?
- Каковы основные цели семейного законодательства?
- Что составляет правового регулирования определяют и его основные принципы семейного права?
- Сформулируйте определение понятия семейное право.
Группа № 2.
- Прочитать пункт параграфа “ Условия вступления в брак и препятствия к заключения брака” стр. 274-275
- Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
- Каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению?
- Сформулируйте определение понятия брак, брачный возраст.
При ответе использовать статьи Семейного кодекса.
Группа № 3.
- Прочитать пункт “ Права и обязанности супругов”. Стр. 275 до абзаца “С прекращением брака ….” на стр.277.
- Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
- В чем суть личных и имущественных правоотношений супругов?
- Каковы имущественные права супругов?
- Каковы личные не имущественные права супругов?
- Сформулируйте определение понятия законный режим имущества супругов.
Группа № 4.
- Прочитать пункт “ Права и обязанности супругов”. От стр. 276 с абзаца “Имущественные права и обязанности ….” до конца пункта стр. 278.
- Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
- Каковы условия решения имущественных вопросов после разводов супругов?
- Что такое брачный договор?
- Сформулируйте определение понятия брачный договор, договорной режим супружеской собственности
Группа № 5.
- Прочитать пункт “Права и обязанности родителей и детей”. Стр. 278 до абзаца “Следовательно, закон охраняет родительские права….” на стр. 279.
- Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
- Что понимается под родительскими правами?
Группа № 6.
- Прочитать пункт “Права и обязанности родителей и детей”. С абзаца “Следовательно, закон охраняет родительские права….” на стр. 279 до конца пункта.
- Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
- Какими правами и обязанностями обладает ребенок?
- Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?
Отчет о проделанной работе
Заслушивается отчёт группы №1
Подведение итогов
Семейное право - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.
Цели семейного законодательства:
- укрепление семьи и построение семейных отношений на основе любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;
- обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их защита, не допущение произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.
Основные принципы: добровольность брачного союза; равенство прав супругов в семье; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.
Основной источник - Семейный кодекс Российской Федерации, введенный в действие в 1996 г.
Заслушивается отчёт группы №2
Подведение итогов
Решение правовых задач
- Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В органах ЗАГС она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать такой брак недействительным из – за нарушения принципа его добровольности?
(Нет, т.к. в ЗАГСе Валентина высказала добровольное согласие. Брак может быть признан недействительным по другому основанию в судебном порядке как регистрация по фиктивному основанию без намерения создать семью
- Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?
(Будет признан недействительным второй брак, т.к. нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке)
Рассказ учителя
Но иногда случается так, что люди вынуждены разводиться. Развод или расторжение брака осуществляется через органы ЗАГС или через суд. В органах ЗАГС – если у супругов нет несовершеннолетних детей и они оба согласны на развод. Органы ЗАГС расторгнут брак и в том случае, если у супругов есть несовершеннолетние дети, но один из супругов осужден к лишению свободы на срок свыше 3 лет. В судах же расторгают браки, если один из супругов не согласен на развод (или уклоняется от расторжения брака) или в семье есть несовершеннолетние дети.
Порядок регистрации брака. СЛАЙД
- Личная подача заявления будущими мужем и женой в ЗАГС.
- Установление дня регистрации брака – через месяц после подачи заявления (срок может сокращён или увеличен).
- Регистрация в назначенный день и в назначенный час в присутствии жениха и невесты, свидетелей, родных и близких.
- Запись регистрации брака в книге актов гражданского состояния – подписи молодожёнов.
- Отметка в паспорте жены и мужа.
- Выдача супругам свидетельства о регистрации брака.
Заслушивается отчёт группы №3
Подведение итогов
Заслушивается отчёт группы № 4
Подведение итогов
Решение правовых задач
- Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев “Сказки о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина. Объясните, почему.
(старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.)
- Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт?
(Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)
- Жена продала своей знакомой картину, которая являлась совместной собственностью супругов. Муж потребовал возврата картины и, получив отказ, обратился с иском в суд о признании сделки недействительной. В процессе судебного разбирательства он доказал, что знакомая, которая часто бывала в их доме, знала о его возражении против продажи картины, т. е. действовала недобросовестно.Подумайте, какое решение примет суд. Аргументируйте ответ. Каковы юридические последствия этого решения?
Заслушивается отчёт группы № 5
Подведение итогов
Заслушивается отчёт группы № 6
Подведение итогов
Решение правовых задач
- Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям: “Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана (ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу...”Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответ Ольга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на родителей. “Почему же вы ее не решаете?” — обиженно спросила она и вышла из комнаты.
- Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните.
- Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери?
- Как поступили бы в этой ситуации? Почему?
IV Этап первичного закрепления изученного материала
Работа с афоризмами
Из предложенных афоризмов, посвящённых семье, выберете тот, который более всего соответствует вашему мнению. Свой выбор объясните.
- Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр).
- Коли семья вместе, то и душа на месте. (Русская пословица).
- Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и родиной. (У.Фосколо).
- Семья – это кристалл общества. (В.Гюго).
- Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать. (А.Моруа).
V Этап закрепления изученного материала СЛАЙД
1. Тестовые задания по вариантам (необходимо выбрать и отметить один или несколько правильных вариантов ответов).
1 вариант:
1.Брачный возраст в России определён:
а. 16 лет; б. 18 лет. +
2. Брак не может быть заключён между…
а. близкими родственниками; + б. несовершеннолетними; +
в. лицами без определённого места жительства.
3. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?
а. различие национальностей; б. одна из сторон уже состоит в браке; +
в. отсутствие денежных средств.
4. Согласно принципам семейного права
а. главой семьи является мужчина; б. вопрос решается по общему согласию супругов;
в. супруги обладают равными правами. +
5. Брак в РФ заключается…
а. в суде; б. в церкви; в. в органах ЗАГС. +
6. Над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет устанавливается:
а. наблюдение; б. попечительство; в. опека. +
7. Закончите следующее предложение: В случае если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, закон предусматривает…
а. проведение с ними специальных разъяснительных бесед;
б. лишение родительских прав; + в. конфискацию имущества.
8. Для того, что бы приобрести полную дееспособность необходимо:
а. достичь 18 лет; + б. вступить в брак; + в. получить паспорт.
9. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно вправе:
а. совершать мелкие сделки; + б. распоряжаться стипендией. +
10. При взаимном согласии на расторжение брака и отсутствии совместных детей супруги будут разведены:
а. в суде; б. в ЗАГСе. +
2 вариант:
1. Брачный договор определяет:
а. место жительства супругов;
б. порядок изменения фамилий супругов в браке или в случае его расторжения;
в. имущественные права, обязанности супругов в браке или в случае его расторжения. +
2. Когда возможно заключение брачного договора?
а. до регистрации брака; + б. после регистрации брака; +
в. после расторжения брака.
3. В каких случаях брак не может быть расторгнут по требованию мужа?
а. во время беременности жены; +
б. при наличии спора о разделе совместно нажитого имущества;
в. в течение года после рождения ребёнка. +
4. Какие из следующих юридических фактов подлежат регистрации в органах записи актов гражданского состояния?
а. рождение; + б. поступление на работу; в. заключение брака. +
5. В случае развода может ли один из бывших супругов запретить видеться другому с
ребёнком?
а. да; б. нет. +
6. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18-ти лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими?
а. да; + б. нет.
7. Может ли несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно, без согласия родителей или иных законных представителей, распоряжаться своим заработком?
а. да; б. нет.
8. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается:
а. опека; б. Наблюдение; в. попечительство. +
9. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?
а. с момента рождения ребёнка; + б. с момента регистрации ребёнка;
в. с момента вступления в брак.
10. Какое имущество не подлежит разделу в случае расторжения брака?
а. вещи индивидуального пользования; + б. предметы роскоши;
в. вещи, подаренные каждому супругу в отдельности. +
V Этап информации о д\з СЛАЙД
п. 43 задание для сильных учащихся
Написать сочинение – эссе на одну из предложенных тем:
- Брак и «неофициальные отношения»: достоинства и недостатки;
- Развод родителей и судьба детей;
- Что для ребёнка лучше – плохая семья или детский дом?
- Я хотел бы жить в семье, потому что…
VI Этап подведения итога урока СЛАЙД
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
VII Этап рефлексии
Составьте синквейн со словом семья.
Самоанализ урока обществознания в 11 классе
по теме «Семейное право»
Подготовила учитель истории и обществознания
МБОУ «Новоалександровская сош»
Сподина Наталия Николаевна.
Данный урок относится к разделу «Правовое регулирование общественных отношений» Тема данного урока является логическим переходом к новой теме. Перед обучащимися были поставлены конкретные цели, достижимые, понятные.
Я планировала достичь в ходе урока следующих целей и задач:
- дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали;
- совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов;
- способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье.
Главными были воспитательные и развивающие цели и задачи, т. к. учащиеся этой возрастной категории находятся на такой стадии социализации, когда начинается переход от внешнего восприятия самого себя к своему духовному миру, желанию решить проблемы начинающегося нравственного поиска, определить роль и место свое в своей семье.
Урок отличается научностью, доступностью восприятия материала.
Структура урока соответствовала заявленному типу и виду урока.
Использовались инновационные образовательные технологии: технология критического мышления, информационно-коммуникативная и «Займи позицию».
Выбор данных методов и приемов не случаен. Тема достаточно личная, надо было создать соответствующий психологический климат, более доверительные отношения.
Метод рефлексии позволил привлечь учащихся к оценке и анализу урока.
Использование на уроке тестовых заданий позволило быстро и качественно закрепить новый материал, одновременно шла подготовка к ЕГЭ.
Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным и интересным.
Прослеживались как внутрипредметные, так и межпредметные связи: обществознание – история, обществознание – литература.
Применение групповой формы работы облегчило процесс усвоения нового материала, удалось выделить главное в содержании урока, отодвинув на задний план второстепенное.
Высокий темп урока и работоспособность учеников обеспечивались постоянно меняющимися видами учебной деятельности. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок у учащихся.
Психологическая атмосфера поддерживалась доброжелательностью учителя, его корректным поведением, личным участием в познавательной деятельности.
Поставленные цели и задачи были реализованы в ходе урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОБЖ на тему: "Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера" в 10 классе
Разработка подробного конспекта урока...
Конспект урока 7 класс Правила безопасной работы на электроточиле
Конспект урока по столярному делу с инструкцией по Правилам безопасной работы на электроточиле...
Конспект урока 11 класс алгебра и начала математического анализа по теме "Производная. Правила вычисления производной."
Методическая разработка урока посвящается обобщению и систематизации знаний по теме «Производная. Правила вычисления производной». Урок сопровождается презентацией. К методической разработ...
Конспект урока: «Дрель ручная: применение, устройство, правила работы" (5 класс)
Конспект урока для учащихся 5 класса коррекционной школы...
Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителя (конспект урока, 8 класс)
Конспект урока посвящен изучению технологии совершения покупок, учитывающую: правила покупки, информацию о товарах, способы определения качества товара....
Методическая разработка: Конспект урока. 5 класс. "Правила вокруг нас". УМК English Кузовлев В.П.
Конспект урока 5 класс по УМК English Кузовлев В.П. и др....
Конспект урока 2 класс УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой “Rainbow English” - STEP 57 - «Правила чтения буквосочетаний OU / OW. Правила чтения артикля the»
2 класс УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой “Rainbow English” STEP 57 Тема урока: «Правила чтения буквосочетаний OU / OW. Правила чтения артикля the» Тип урока:...