Разработка урока истории в 7 классе «Славянские воины и богатыри»
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Учащиеся в силу особенностей своего развития (низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь, нарушения последовательности высказывания и пространственно временных представлений) не могут воспринимать исторический материал в большом объеме. Поэтому учитель строит урок, разделяя его на отдельные смысловые части. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи, обогащению и совершенствованию активного словаря исторических терминов. Последовательное изучение исторических событий обеспечивает более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет формирование знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_7_klasse_po_teme_slavyanskie_voiny_i_bogatyri.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Войнова Антонина Юрьевна,
учитель истории МОУ специальной
(коррекционной) школы-интернат № 8
г. Саяногорска.
Урок истории в 7 классе
Тема: «Славянские воины и богатыри»
- Пояснительная записка.
Программа по истории, обучающихся по программе VIII вида, для 7 класса составлена на основании приказа Миообразования РФ №29/2065 от 10 апреля 2002г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», с учётом Образовательной программы и учебного плана МОУ коррекционной школы – интерната №8 г. Саяногорска. Учащиеся в силу особенностей своего развития (низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь, нарушения последовательности высказывания и пространственно временных представлений) не могут воспринимать исторический материал в большом объеме. Поэтому учитель строит урок, разделяя его на отдельные смысловые части. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи, обогащению и совершенствованию активного словаря исторических терминов.
Последовательное изучение исторических событий обеспечивает более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет формирование знаний.
Одним из основных методов работы с учащимися является беседа, которая позволит выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково –познавательную активность, речевую деятельность, внимание.
На изучение данной темы отводится два часа. За счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями можно расширить объём по данной теме.
В ходе урока используются следующие методы обучения:
- по виду – словесные, наглядные и практические;
- по способу осуществления – репродуктивные.
Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют углубить знания учащихся о истории нашей страны древнейшего периода.
- План проведения урока.
Цель: Дать представление о военном искусстве славян; воспитывать у учащихся чувство
патриотизма, восхищение мужеством и храбростью славян.
Задачи:
1.Формировать образное представление о славянских воинах и богатырях; познакомить с вооружением славян, показать храбрость и военное умение славян.
2. Обогащать словарный запас учащихся.
3. Вызвать чувство уважения к славянским воинам и богатырям.
Основные знания: Вооружение и военное искусство славян.
Основные термины: колчан, секира, палица, засека, дозорный, кольчуга, шлем.
Оборудование: карта «Древнерусское государство. Киевская Русь в IX – начале XII век»;
репродукция картины В.В. Васнецова « Три богатыря»
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой учащихся.
- Повторение пройденного материала.
Вопросы:
- Какую тему мы изучали на прошедшем уроке?
- О чем шла речь на уроке?
- Назовите соседей восточных славян.
- Какие племена относятся к кочевым? (можно обратиться к тексту учебника).
- Кто такие кочевники?
Задание № 1.
Работа с карточками « Найти правильный ответ».
Учитель показывает карточку, на которой написана первая половина слова. Учащиеся показывают карточку со второй половиной слова.
_ На востоке жили …… ПЕЧЕ – НЕГИ; ХА – ЗАРЫ; ПО – ЛОВЦЫ.
_ На юге жили…… БОЛ – ГАРЫ; ГРЕ – КИ.
_ На западе жили ….. ЛИТОВ – ЦЫ.
_ На севере жили ….. ВА – РЯГИ.
Задание № 2.
Работа с картой.
- Показать на карте место, где жили соседи восточных славян, используя историческую карту.
(Под руководством учителя проводится коллективная работа с картой).
- Какие племена считались очень воинственными?
( Если учащиеся затрудняются, обратиться к учебнику истории на стр. 88).
Задание № 3.
На доске план:
1) - Кочевники… 2) - Варяги…
- Степь… - Берег моря…
- Юрта… - Рыболовство…
- Животные… - Смелые, выносливые…
- Расстояние…
Составить рассказ по опорным словам.
- Почему варяги были сильными, храбрыми, выносливыми?
Работа с картой.
Показать на карте путь «Из варяг в греки».
- Для чего варяги проделывали такой долгий, трудный и опасный путь?
- Актуализация знаний.
Восточные славяне среди других народов выделялись храбростью, выносливостью, отвагой.
Тема урока, с которой мы сегодня познакомимся, называется: «Славянские воины и богатыри».
III. Изучение нового материала.
(Работа в тетради).
Восточные славяне славились своей силой и храбростью. Сражались они отчаянно, смело пробирались в тыл врага. Умирали в бою без стонов и жалоб. Если враги нападали на города и поселки, то все мужское население вставало на защиту своей земли.
Сегодня мы познакомимся с вооружением славян.
- Основное оружие славян:
(Поместить карточки с основными понятиями на доску)
- ЛУК, СТРЕЛЫ.
- НАЛУЧЬЕ, КОЛЧАН.
- КОПЬЕ.
- СЕКИРА.
- ПАЛИЦА.
- МЕЧ.
- ЩИТ (учащиеся дают пояснение к словам, обращаясь при затруднении к тексту учебника).
Каждое славянское племя имело свою дружину.
- ДРУЖИНА (пояснение к слову).
Дружина не занималась ни земледелием, ни скотоводством. Их основное занятие – защищать
людей и землю от врагов. Дружинники строили сторожевые башни, делали засеки.
- ЗАСЕКА
- ДОЗОРНЫЙ (пояснение к словам).
Одевался дружинник в особую одежду.
- КОЛЬЧУГА
- ШЛЕМ (пояснение к словам).
Работа с текстом учебника (стр. 97) и иллюстрациями.
- Найти описание внешнего вида дружинника в учебнике и зачитать.
Физ. пауза.
- Упр. для глаз (с «Лепестками»).
- Упр. для глаз (по рис. «Славянские обереги»).
- Что означает слово «Оберег»?
- Упр. «Жили славяне».
В лесу – древляне ( руки вверх),
В болотистых местах – дреговичи (руки вниз),
В поле – поляне (руки в стороны),
Севернее - северяне (руки вперед)
Это наши предки – восточные славяне (руки скрещиваются на груди).
Среди славянских воинов в бою всегда кто-нибудь отличался силой, смелостью, боевым
умением. Таких воинов называли богатырями.
-БОГАТЫРЬ (пояснение к слову).
Работа по картине В.В.Васнецова «Три богатыря».
-Кого вы видите на репродукции?
-Как зовут богатырей?
-Как вы думаете, кто из них главный?
-Что делают богатыри в поле?
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович былинные герои Древней Руси.
Художник В.Васнецов закончил работу над картиной в 1898 году. Она посвящена
доблестным воинам – богатырям. Добрыня, Илья и Алеша на богатырском выезде. Они
объезжают поле и смотрят, нет ли где «ворога» - врага.
Во главе княжеской дружины стоял Илья Муромец. Древнерусское слово «Муром» -
означает КРЕПОСТЬ, а «Муромец» - СТРОИТЕЛЬ крепостей, а это может означать, что
«Илья из пограничной крепости».
Имя второго богатыря – Добрыня Никитич. Он являлся родным дядей князю Владимиру
Красно Солнышко. Отчество Никитич, ему присвоили русичи (от греческого слова
«аникитас»), что означает НЕПОБЕДИМЫЙ.
Третий богатырь – Алеша Попович – сын попа, который победил, как говорится в былине,
Идолище Поганое. Под Идолищем был знатный половец Итларь.
IV. Закрепление.
Проверка знаний (можно с помощью кроссворда).
- Метательное оружие с острым металлическим наконечником.
- Сумка для стрел.
- Основное оружие славян.
- Старинное оружие в виде длинного ножа.
- Защитное вооружение воина.
- Боевой топор.
- То, с чем воевали дружинники.
Вопросы по теме:
- Зачем славянам нужна была дружина?
- Кого приглашали славяне к себе в дружину?
- Кого из воинов называли дозорными?
- Кого называли богатырями?
V. Подведение итогов.
Комментарии по уроку, оценивание.
VI. Домашнее задание:
Прочитать текст учебника; нарисовать вооружение славян – Копье, Меч, Щит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Славянские воины и богатыри.
В данной разработке даётся представление о военном искусстве славян; воспитывает у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством славян....
Открытый урок по литературе в 5-6 классе "Славянские истоки пушкинской сказки"
Открытый урок внеклассного чтения по литературе для учащихся 6 класса.Тема: "Славянские истоки пушкинской "Сказки о царе Салтане". Цели:1) вспомнить, что такое сказка, виды с...
Разработка урока в 5 классе по теме "Богатыри"
с дополнительными материалами...
Презентация к разделу русской словесности в 6 классе "Славянская мифология"
В презентации представлены изображения и описания славянских языческих богов. Демонстрируется слайдовая презентация на вводном уроке по теме....
Конспект открытого урока по истории Отечества в 7 классе на тему: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри».
Тема: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри». Цели:· формирование личности способной к творческой деятельности;·...
Конспект урока истории Отечества в 7 классе по теме:" Славянские воины и богатыри"
Коррекционная педагогика...
Славянские воины и богатыри (открытый урок для детей с ОВЗ)
Цель: дать представление о военном искусстве славянских воинов.Задачи:Образовательные: формировать образное представление о вооружении и снаряжении славян: показать их храбрость и военные умения.Корре...