Древний мир
материал по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Эллада и эллины в вопросах и ответах
Викторина для 5 класса
- Где географически располагается современная Греция: в Европе, Азии, Северной Африке? В Европе.
- Каково государственное устройство Греции? Парламентская республика с 1974 г.
- Какую религию исповедуют греки? Православие.
- Древнее название Греции и греков? Эллада и эллины.
- Кто был учителем Александра Македонского? По просьбе отца Александра, македонского царя Филиппа, учителем Александра стал Аристотель.
- Участвовали ли греки в походах Александра Македонского на Персию? Да, участвовали, кроме спартанцев.
- Как называли полководцев Александра Македонского, унаследовавших после его смерти в 323 г. до н. э. его державу? Диадохи, то есть преемники.
- Напомните, как называли пехотинцев Эллады? Пелгасты.
- Как называлось копьё тяжёлой пехоты? Сариса.
- Какое метательное орудие использовали в Элладе во время войн? Баллиста.
- Военная должность в Элладе? Стратег.
- Как называли эллины обитаемую землю? Ойкумена.
- Денежные единицы Эллады? Мина, драхма, талант.
- Знаки для записи партий музыкальных инструментов и тайнописи в Древней Греции? Ноты.
- Как называли связанные пластинки для записи документов? Диплом.
- Где жили древние эллины? В VII в. до н.э. территория Эллады включала в себя юг Балкан, побережье современной Турции и острова Эгейского моря. В V–IV вв. до н.э. греческий мир состоял из множества городов-государств и их колоний, разбросанных по берегам Чёрного, Азовского и Средиземного морей. На новых землях греки сохраняли свой образ жизни, распространяли свою культуру и язык.
- Чем славились эллины? Эллины были талантливыми людьми. Они строили храмы и театры, были выдающимися мыслителями, художниками и атлетами. Они создали мощную армию и сильный флот, систему управления, при которой все свободные граждане имели право голоса в решении важных вопросов города-государства.
- Была ли Эллада единым государством, каково было его устройство? Эллада состояла из нескольких городов-государств — полисов. В каждом из них действовали свои законы, случалось, что они воевали друг с другом. Каждое государство состояло из города и окружавших его сельских поселений. В полисах, расположенных у моря, был свой порт. Самым крупным полисом были Афины.
- Какие права были у граждан полиса? В Афинах гражданином считался любой рождённый свободным мужчина, у которого оба родителя были гражданами Афин. Полноправными гражданами становились с 18 лет, они имели право избирать правительство и голосовать «за» и «против» новых законов, а также высказывать своё мнение в народном собрании. Граждане собирались на агоре и голосовали поднятием руки. Не считались гражданами женщины, рабы и метеки (чужеземцы и вольноотпущенники).
- Что из себя представляли водяные часы, которыми эллины отмеряли время? Время доклада ораторов в народном собрании отмеряли водяные часы (клепсидра), которые представляли собой цилиндрический сосуд с истекающей струёй воды. Когда из верхнего сосуда стекала последняя капля, оратор должен был закончить свою речь. Так ораторов приучали к лаконичности и разговору по существу. Клепсидры были в употреблении до конца XVII в.
- У какого полиса была самая сильная армия, как она воевала? У Спарты, где воинами были храбрые, сильные, хорошо обученные военному делу мужчины. Воевали они тесно сомкнутыми рядами — фалангами. Их щиты смыкались внахлёст, образуя крепкую защитную стену.
- Почему корабли эллинов — триремы — имели длинные и острые носы? Основным орудием военного корабля эллинов был таран — выступ носовой подводной части судна. Таран обивался медью. Гребцы старались направить корабль на полной скорости к борту неприятельского судна, чтобы пробить в нём дыру.
- Какой транспорт предпочитали эллины? Лодку. Греция — страна тысячи островов. Плыть по воде на лодке было быстрее и проще.
- Кто такая Афина Паллада? Какой храм был ей посвящён? Это богиня мудрости и войны. Её символ — мудрая птица сова. Афина — покровительница Афин. В честь неё на высоком холме над городом был построен величественный храм из белого мрамора — Парфенон. В нём стояла громадная статуя Афины, отделанная золотом и слоновой костью.
- Как жили женщины и девушки Эллады? Девушек выдавали замуж рано — в 13–14 лет. Мужчины женились много позже — в 30–40 лет. В день свадьбы юную невесту торжественно привозили в дом жениха на колеснице, которую сопровождала процессия музыкантов и факелоносцев. После свадьбы колесницу ломали — в знак того, что девушка уже никогда не вернётся к родителям. В каждом доме имелась женская половина, куда не пускали посторонних. Мать, как правило, обучала дочь тому, что умела сама: рукоделию, умению вести домашнее хозяйство и навыкам первой медицинской помощи, реже — пению, игре на музыкальных инструментах и грамотности. Лишь немногие женщины в Элладе умели читать и писать.
- Чему и с каких пор учили мальчиков в гимнасиях? Мальчики до семи лет воспитывались в семье, позже ходили в школу, где их учили писать, считать, декламировать стихи и петь. Мальчики с 12 лет посещали палестру, или спортивную школу, где занимались гимнастикой, позже — гимнасий, где продолжали заниматься спортом, а также астрономией и риторикой.
- Какую одежду носили в Элладе? Эллины носили удобные и свободные одежды из тонкой шерсти или льна, нередко украшенные вышивкой. Назывались они — хитоны и гиматии.
- Что ели эллины на завтрак и ужин?
На завтрак эллины ели хлеб, кашу, яйца, рыбу, фрукты. Некоторые, кто богаче, пили вино, сильно разбавленное водой. Но чаще вино подавалось на ужин, а за завтраком пили молоко. Мясо ели нечасто, так как оно стоило дорого. Чаще в дело шла курица, её жарили, тушили, варили бульон. Особым лакомством считались овечий и козий сыр, а также маслины. - Чем завершилось сражение между персами и греками у Марафонской бухты летом 490 г. до н.э.? Победой греков во главе со стратегом Мильтиадом. Персы перестали считаться непобедимыми.
- Какой памятник установлен на месте гибели 300 спартанцев во главе с царем Леонидом у Фермопильского ущелья в 480 г. до н.э.? На месте Фермопильского боя стоит памятник со стихами: «О чужеземец, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли».
- Кто из скульпторов изваял на вершине Акрополя бронзовую статую Афины и Зевса Олимпийского? Знаменитый скульптор Фидий.
- Пользовались ли эллины счётными приборами? Эллины производили расчёты с помощью зёрен, камешков и раковин, которые со временем стали выкладывать на специальной доске — абак (по-финикийски: «пыль», «песок»).
- Расскажите о системах греческой письменной нумерации. В Элладе их было две: аттическая и ионийская, или алфавитная. Название обе получили по областям: Аттика на юго-востоке Средней Греции и Иония — часть побережья Малой Азии. В итоге стали пользоваться алфавитной системой как более удобной
- Знаменитый учёный Пифагор жил в Элладе в VI в. до н.э.: он любил задавать ученикам оригинальные задачи. Решите текстовую задачу Пифагора.Рассказывают, что на вопрос, сколько учеников посещают его школу, Пифагор с улыбкой ответил: «Половина изучает математику, четверть — музыку, седьмая часть пребывает в молчании, кроме того, есть три женщины». Сколько же учеников посещало школу Пифагора? 28 учеников.
1) 1/2+1/4+1/7=25/28;
2) 1–25/28=3/28;
3) 3:3/28=28 - Кто изобрёл таблицу умножения? Самая ранняя дошедшая до нас таблица умножения от 1×1 до 10×10 содержится в книге «Введение в арифметику» греческого математика Никомаха из Геразы (I в. н.э.). В Средние века она ошибочно получила название Пифагоровой.
- Кто, согласно легенде, изобрёл числа? Прометей.
- Кто из учёных ввёл в математику отрицательное число? Учёный Диофант Александрийский (III в. н.э.). При математических преобразованиях он пользовался правилом умножения отрицательных чисел.
- Кто из эллинов изобрёл дроби? Пользоваться дробями начал знаменитый Архимед из Сиракуз (287–212 гг. до н.э.).
- Правда ли, что актёрами в Элладе были только мужчины? Что из себя представляли театры?
В театре все роли, включая женские, исполняли мужчины в масках. Театры располагались под открытым небом и строились в форме чаши. Там помещалось до 20 тысяч зрителей. Спектакли продолжались иногда с утра до вечера, поэтому зрители брали с собой подушки, еду и вино — чтобы перекусить прямо на скамьях театра. За порядком в театре следили особые служители. - Кто и из чего изготовил первую лиру? По легенде, вестник олимпийских богов, покровитель пастухов и путников, бог торговли и прибыли — Гермес. Он из панциря черепахи впервые изготовил семиструнную лиру, и музыка его звучала так чарующе, что Аполлон дал ему коров в обмен на лиру.
- Правда ли, что атлеты на Олимпийских играх выступали полностью обнажёнными? Участниками игр в Олимпии могли быть только мужчины. Игры посвящались Зевсу, царю богов, и проводились раз в 4 года. Участников бывало более 20 тыс. Состязания проводились по бегу, кулачном бою, борьбе и гонках на колесницах. Победителям вручали лавровые венки.
- Кто унаследовал образ жизни эллинов? Римляне, захватившие Элладу, уважали её культуру и многое переняли у них. Именно на основе греческой культуры возникла Византийская империя (324–1453) со столицей в Константинополе, где господствующим языком вновь стал греческий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.
Одна из важнейших тем на уроках Изо 3 четверти 5 класса «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского ) о понимании ...

презентация по истории древнего мира для 5 класса по теме "Древний Египет"
слайды по Древнему Египту, небольшая презентация...
Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и
Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Тест по истории Древнего мира по теме "Древнее Междуречье", тест "Древний Рим"
Тест содержит материал для проверки знаний по истории Древнего мира по теме "Древнее междуречье", "Древний Рим"...

Контрольная работа по истории Древнего мира, раздел "Древняя Индия. Древний Китай." 5 класс.
Контрольная работа по истории древнего мира, а именно по разделу "Древняя Индия. Древний Китай" для 5 класса. Представлена в двух вариантах, включает тесты части А - с выбором одного верного ответа из...

Интерактивное упражнение Пазлы «Древняя Греция и Древний Рим» по истории Древнего мира 5 класс
Интерактивное упражнение разработано на сервисе LearningA...