"Русско-японская война 1904 - 1905 гг."
методическая разработка (история, 9 класс) по теме

Урок истории в 9-ом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russko-yaponskaya_voyna.pptx1.31 МБ
Файл konspekt_uroka_russko-yaponskaya_voyna.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русско-японская война 1904 – 1905 гг. Урок истории в 9 – ом классе. Подготовила учитель истории МБОУ Большекрупецкая СОШ Круговых Анна Васильевна

Слайд 4

Почему Россия проиграла войну?

Слайд 5

Карикатура времен русско-японской войны

Слайд 6

Противостояние России и Японии на Дальнем Востоке. Имперская политика России и Японии. Причины войны Война носила захватнический характер с обеих сторон.

Слайд 7

Каково было отношение общества к войне?

Слайд 8

Соотношение сил противников к началу войны В ывод: Россия к войне не готова. Япония превосходит её в военном оснащении и имеет большие человеческие ресурсы, в данном регионе, нежели Россия.

Слайд 9

Стратегические планы сторон Россия (пассивный характер действий) – длительная оборона с осредоточение больших сил в Маньчжурии наступление Япония – внезапное нападение на Порт-Артур з авоевание господства на море з авоевание Маньчжурии Почему для Японии основной задачей было получение превосходства на море?

Слайд 12

23 августа 1905 года – подписание Портсмутского мирного договора

Слайд 13

Почему Россия проиграла войну? Экономическая слабость Н еприятие войны общественностью П ротиворечия с ведущими странами мира Б ездарность командования

Слайд 14

Д/З § 4. Вопрос рассуждение в рабочем листе. Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Эпиграф  урока.

«Чтобы удержать революцию,

нам нужна маленькая победоносная война»

В. Плеве

Тема урока: Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

Цель урока:

  1. выяснить причины, характер, основные этапы, итоги Русско-японской войны;
  2. развивать аналитическое мышление обучающихся, умение рассуждать, сравнивать и систематизировать свои знания, правильно делать выводы;
  3. воспитывать чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, документы, тесты, портреты военачальников, кластер.

Ход урока.

  1. Стадия вызова (актуализация знаний учащихся)

Слайд №1. Карта российской империи начала XX века.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

? Выделите плюсы и минусы геополитического положения Российской империи.

? Какой «минус», на ваш взгляд являлся самым значимым?

?Какая граница, на ваш взгляд, была более всего подвержена нападению внешнего противника? Почему?

Отвечают на вопросы

Сложность защиты такой большой территории

Восточная: отдаленность от центра, слабая защита, близость сильного соперника, желающего расшириться за счет этих территорий.

Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет.  Просмотр видеофрагмента.

Слайд №2. Видеоролик «На сопках Маньчжурии»

Обсуждение увиденного.

? Судя по представленному материалу, какие события разворачивались на восточной границе Российской империи?

? Предположите какой была эта война для нашей страны?

Отвечают: война

Трагической, проигранной

Несмотря на всю трагичность событий этой войны, она остается героической страницей истории нашего государства. И к тому же, эти события серьёзно повлияли на весь дальнейший ход российской истории, и надолго определили отношения России со Страной восходящего солнца.

Постановка проблемного задания. Почему Россия проиграла войну?

Слад №3. Проблемное задание.

Итак, тема сегодняшнего урока «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.»

Открываю на доске тему

Исходя из темы, сформулируйте цели сегодняшнего урока.

Формулируют цели урока

На доске фиксируются ответы учеников. Появляется кластер.

ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ

СИЛЫ И ПЛАНЫ СТОРОН

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ

  1. Стадия осмысления. Работа над темой урока.

? Каковы были интересы России на Дальнем Востоке?

? Сталкивались ли эти интересы с планами других стран?

Рассмотрите карикатуру. Как вы понимаете смысл, изображенного на ней?

Слайд №4.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои предположения, ассоциации

На рубеже веков ситуация на Дальнем Востоке стала одним из главных направлений внешней политики не только России, Японии, но также и Англии, Франции, Германии и США. Слабеющий Китай и Корея стали объектом не только экономической экспансии этих стран, европейские страны и Япония стали рассматривать Китай и Корею как возможные территориальные приобретения, причем акцент делался, как правило, на военный аспект колонизации. Исключение составляла, пожалуй, только Российская империя, которая хотела получить доступ к этим территориям исключительно мирным, экономическим путем. Однако история распорядилась иначе. Мирное экономическое проникновение в Китай, в частности строительство КВЖД, аренда Ляодунского полуострова и Порт-Артура, с одной стороны сопровождалось подписанием с Китаем договора, который имел четкую антияпонскую направленность. В свою очередь Япония, которая приступила к строительству империи еще начиная с реформ МЭЙДЗИ, не мыслила империи без полного господства над странами, которые выходят в бассейн Тихого океана. Так что рано или поздно Япония все равно столкнулась бы с Российской империей, которая ни в коей мере не хотела отдавать пальму первенства в освоении Китая и Кореи. Таким образом, имперская политика двух государств на корейских и китайских землях стала камнем преткновения и привела к развязыванию войны.

Из всего вышесказанного, давайте попробуем выделить причины войны

Открываю причины на доске.

? Какой была эта война по характеру?

Слайд №5

Вывод: в развязывании войны виноваты оба государства

Формулируют причины. Записывают их  в рабочий лист.

  1. Противостояние России и Японии на Дальнем Востоке.
  2. Имперская политика России и Японии.

- Захватнической с обеих сторон.

Записывают в рабочий лист.

Слайд №6.

В 1903 г. Николай II созвал Особое совещание по делам Дальнего Востока, на котором присутствовали крупнейшие чиновники России. Все они высказывали мнения по поводу начала войны.

Сейчас нашей задачей будет выяснить, каково же было отношение к войне этих людей и российского общества в целом.

Работа в парах с документами.

Раздаточный материал  №1
Мы сидели после завтрака в кабинете государя, курили и разговаривали о незначительных вещах. Императрица была беременна, и Ники надеялся, что на этот раз родится мальчик. Он ни слова не говорил о положении на Дальнем Востоке и казался весёлым… «В народе идут толки о близости войны,- сказал я. Государь продолжал курить.- Ты всё еще намерен избегнуть войны во чтобы то ни стало?» «Нет никакого основания говорить о войне»,- сухо ответил он. «Но каким способом ты надеешься предотвратить объявление войны японцами, если ты не согласишься на их требования?» «Японцы нам войны не объявят». – «Почему?» - «Они не посмеют»
(Из воспоминаний великого князя Александра Михайловича. Начало 1904 г.)

Раздаточный материал №2
«Поверьте мне, что нам маленькая победоносная война необходима, иначе нам внутри России будет грозить беда. А Японию мы шапками закидаем».

(Из высказываний министра внутренних дел В.К. Плеве)

Раздаточный материал №3
Россия к войне не готова…
(Из доклада С.Ю.Витте после поездки по Дальнему Востоку в 1902 г.

Лучше революция, чем война…
(Цитата из газеты (конец 1903 г.)


Раздаточный материал № 4
В лице Японии мы имеем соседа, заслуживающего полного с нашей стороны внимания…
Японская армия уже теперь представляет собой внушительную силу, прекрасно организованную, составленную из отличных солдат, очень хорошо обученных и воспитанных, руководимых офицерами, всецело преданными своему делу, относящимся к службе с особым рвением… Я не удивлюсь, если через 10-15 лет японская армия будет отнесена к числу первоклассных. А за этой армией стоит нация честолюбивая, может быть даже чересчур, готовая на все жертвы для славы Японии. После победы над Китаем у неё не будет другого стремления, как померится силами с европейскою державой, а таковой по самому положению Дальнего Востока, может быть только либо Россия, либо Англия…
(Из донесения военного агента в Японии полковника К.И. Вогака. От 16 февраля 1895 г.)

Итак, каково же было отношение к войне российского общества, приведите примеры.

Сам Николай II выступал за военные действия. А была ли Россия готова к войне?

Давайте рассмотрим данные таблицы.

Слайд №7

?А какой вывод можно сделать на основании  сведений представленных в вашем рабочем листе?

Отвечают на вопросы, приводят примеры.

Вывод: отношение к войне неоднозначно. Часть «ЗА» и часть «ПРОТИВ».

Сообщение Романченко Оксаны.

Материал сообщения: Накануне войны с Японией обороноспособность дальневосточных рубежей России была крайне низкой. Из-за незаконченности строительства основных магистралей, нехватки подвижного железнодорожного состава пропускная способность Транссиба и КВЖД была невелика. Не более 8 военных эшелонов в сутки. Время доставки грузов из центральной России доходило до 50 суток. Если подсчитать время переброски армии необходимой для ведения войны с Японией требовалось порядка нескольких месяцев. К тому же тыл русской армии дезорганизовывали хунхузы – вооруженные китайские банды. Тихоокеанский флот был разбит на две эскадры, причем первая находилась в районе Тихого океана, вторая в районе Балтийского моря, первая в свою очередь была поделена на 2 группы. Одна из них находилась в Порт-Артуре, вторая группа во Владивостоке. Вместо достройки крепости Владивосток, деньги были пущены на укрепление Порт-Артура, что в итоге вылилось в распыление средств и обе крепости оказались не готовы к войне. Тем не менее, командующий сухопутными войсками А. Н. Куропаткин утверждал, что русский Дальний Восток превращен в нерушимый Карфаген. Ошибочность данного суждения обошлась Российскому солдату очень дорого.

Анализируют данные таблицы

Анализ сведений


Раздаточный материал № 1
В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулемётами; пополнялась полевой артиллерией, вместо горной, хотя с1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт – Артур начал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037, и не было ни одного 12 дюймового орудия… Сухопутные войска насчитывали около 100 тыс. человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 броненосных катера, 7 легких крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 32 миноносца.
(Очерки дипломатической истории Русско–японской войны. М. 1955)

 Раздаточный материал № 2
Промышленность Страны восходящего солнца в 1898-1903 гг. создала высококачественный броненосный флот (некоторые корабли были закуплены в странах Западной Европы и США). В японской армии появилась прекрасная винтовка образца1898 года. В полевой армии численностью 190 тыс. штыков было484 орудия. Военачальники внимательно следили не только за самым современным технологическим обеспечением армии, но и за поддержанием высокого боевого духа своих солдат. Хорошо в Японии была поставлена разведка. Кроме того, полководцы этой страны отлично представляли театр предстоящих боевых операций…
Всемирная история сражений. (М.,2000)

Какой вывод можно сделать?

Каковы же были планы сторон?

Слайд №8

Стратегический план России имел пассивный характер. Русское командование предполагало в течение длительного периода (7 месяцев) обороняться, а затем после сосредоточения в Маньчжурии превосходящих сил перейти в наступление. Планы действий русской сухопутной армии и военно-морского флота не были согласованы.

Стратегический план Японии намечал внезапное нападение на главные силы русского флота в Порт-Артуре, завоевание господства на море, переброску сухопутных армии на континент, завоевание Ляодунского полуострова и Маньчжурии до прибытия туда крупных сил русской армии.

? Почему Япония ставила для себя первоочередной задачей получение контроля над морскими территориями?

Делают вывод: Россия к войне не готова. Япония превосходит её в военном оснащении и имеет большие человеческие ресурсы, в данном регионе, нежели Россия.

Заполняют рабочий лист во время рассказа учителя.

Отвечают на вопрос

Слайд №9

24 января 1904 г. Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и одновременно начала военные действия против русских войск, находящихся на территории Китая. Японский военно-морской флот в полном составе вышел в Желтое море для внезапного нападения на русские корабли и обеспечения себе полного превосходства на морском театре военных действий. В ночь на 27 января японские корабли внезапно атаковали русскую эскадру, которая стояла на внешнем рейде, незащищенная со стороны открытого моря. В результате неожиданного удара русская эскадра сразу же потеряла два броненосца “Цесаревич” и “Ротвизан” и крейсер “Паллада”.

Работа в группах

У вас на столах есть материалы, характеризующие ход основных военных действий. Ваша задача, используя эти материалы, заполнить таблицу в рабочих листах.

1-я группа выбирает сухопутные сражения и заполняет левую сторону таблицы, 2-я наоборот правую и выбирает морские сражения.

Читают текст, выбирают недостающие сведения, записывают их в рабочий лист.

Русско-японская война началась 27 января 1904 г. внезапным ударом главных сил японского флота по кораблям русской Тихоокеанской эскадры стоявшим па внешнем рейде Порт-Артура. Были выведены из строя два русских броненосца и  крейсер «Варяг». Тихоокеанская эскадра укрылась на внутреннем рейде.

Активные действия Тихоокеанская эскадра начала только в марте, когда в командование Тихоокеанским флотом вступил адмирал С. О. Макаров. Действия эскадры были весьма успешными, но после гибели Макарова  на броненосце «Петропавловск» (31 марта 1904 г.) они прекратились.

В начале августа 1904 г. Тихоокеанская эскадра безуспешно пыталась прорваться из Порт-Артура во Владивосток. Некоторые русские корабли при этом были потоплены, часть укрылась в нейтральных портах, а остальные вернулись в Порт-Артур. Во второй половине августа японцы попытались штурмом взять Порт-Артур. Штурм длился шесть суток, но огнем артиллерии, пулеметов и винтовок русские успешно отразили его. Японская пехота, наступавшая очень густыми стрелковыми цепями, понесла огромные потери. Защитники Порт-Артура, отразив все атаки противника, уничтожили до 15 тыс. его солдат и офицеров. 27 января – 20 декабря 1904 года оборона Порт-Артура.

К исходу августа 1904 г. главные силы Маньчжурской армии развернулись в районе Ляояна. 24 августа японские армии начали атаку русских войск, сосредоточенных под Ляояном. Японское командование намеревалось охватить Маньчжурскую армию с флангов, окружить ее и уничтожить. Этот замысел был нереальным, поскольку русские располагали численным превосходством и оборонялись на хорошо подготовленных позициях. Сражение под Ляояном длилось 11 суток. Русские войска успешно отражали атаки противника и прочно удерживали свои позиции. Однако главнокомандующий русской армией генерал Куропаткин неправильно оценил ход сражения, проявил крайнюю нерешительность и без всяких оснований приказал отступить в момент, когда обескровленный противник сам готовился к отступлению. 11 – 21 августа 1904 года сражение под Ляояном.

Русская армия отошла в район южнее Мукдена. По требованию царского правительства 5 октября 1904 г. Маньчжурская армия перешла в наступление. К этому времени в ее рядах насчитывалось 210 тыс. человек и 758 орудий против 170 тыс. человек и 648 орудий, имевшихся в армиях противника.

После падения Порт-Артура японское командование сосредоточило все войска (пять армий) против главных сил русской армии, находившихся южнее Мукдена, на фронте 155 км.  23 февраля 1905 г. японские войска перешли в наступление. Хотя русские части стойко защищали свои позиции, плохое управление сводило на нет все усилия войск. Маньчжурская армия вынуждена была оставить Мукден и отступить на заранее подготовленные оборонительные позиции. 6 – 25 февраля 1905 года сражение под Мукденом.

После Мукденского сражения активные боевые действия на суше прекратились, хотя обе стороны продолжали наращивать свои силы. Царское правительство намеревалось изменить ход войны путем переброски большой эскадры кораблей из Балтийского моря на Тихий океан. Однако в конце мая 1905 г. эту эскадру перехватил японский флот и разгромил в Цусимском проливе. 14 – 15 мая 1905 года - Цусимское сражение.

Русская армия была практически «обескровлена» как на суше, так и на море.

Давайте проверим, все ли у нас получилось.

Какое сражение Вы считаете ключевым на море и на суше? Ответ обоснуйте.

Каждое сражение это пример беспредельного героизма русских солдат и офицеров, которые погибали, но оставались несломленными. Это и подвиг матросов крейсера «Варяг» и героическая оборона крепости «Порт-Артур»

Просмотр видеоролика.

Слайд №10

Но, несмотря на весь героизм русских солдат и офицеров дальнейшее продолжение войны для России становилось невозможным. Да и силы Японии были на исходе. В сложившейся ситуации, США выступили посредником в заключении мирного договора между Россией и Японией. И 23 августа 1905 года в Американском городе Портсмуте был подписан мирный договор. Каковы же были его условия?

? Каковы были условия мирного договора для России?

? Каково было значение войны для России?

Главным итогом войны стало военное поражение России? Давайте вернемся к нашему заданию и ответим на вопрос: «Почему Россия проиграла эту войну?»

Слайд №11

Сверяют свои записи с записями на доске.

Отвечают на вопрос

Сообщение Кобозева Кости об обороне Порт-Артура

Работа с текстом учебника стр.33 4абзац. Выбирают условия мирного договора.

Отвечают на вопросы

Работают над проблемным заданием.

  1. Стадия рефлексии

Работа с эпиграфом урока

? Как война отразилась на внутреннем состоянии России?

 Оправдала ли она ожидание В. Плеве? «Чтобы удержать революцию,  нам нужна маленькая победоносная война»

Закрепление. Исправьте в тексте ошибки.

Отвечают на вопросы. Подводят итог

Работают с текстом, находят ошибки.

Русско-японская война началась из-за стремления России захватить Корею. Огромная русская армия вторглась на территорию Кореи и нанесла поражение японским войскам под Мукденом. Тем не менее, японцы смогли с помощью небольшой морской эскадры осадить крепость Порт-Артур, которая сдалась на милость победителя через месяц после начала осады. Оставшийся в живых главнокомандующий сухопутной армией С. О. Макаров, нанес поражение японцам в Цусимском проливе. После Цусимского сражения японцы запросили мира. На мирных переговорах в городе Владивосток Россия отдала часть Сахалина Японии в обмен на территорию Курильских островов.                                                  (Всего 9 ошибок)

Слайд №12

Оцените урок и себя на уроке.

Желтый стикер: урок мне понравился,  тема мне понятна. Зеленый стикер: урок мне не понравился, тема мне не понятна.

Д/З  § 4. Вопрос рассуждение в рабочем листе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кто хочет стать отличником?" - Русско-японская война 1904-1905 гг.

Материал представляет собой презентацию, выполненную в стилистике игровой программы "Кто хочет стать миллионером?". Игра проходит по схожим правилам (один из слайдов в начале поясняет соответствие отм...

Аннотация к проекту «ПРОИГРАННАЯ ПОБЕДА»: АНАЛИЗ ПРИЧИН ПОРАЖЕНИЯ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1904-1905 гг.

Мтаериал подготовлен к IХ областному фестивалю презентаций учебных и педагогических проектов. Проект защищался в секции по истории  "Сокровища веков". В работе проанализированы причины поражения ...

Русско-японская война 1904-1905

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ...

Кроссворд по теме "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Кроссворд по теме "Русско-японская война 1904-1905 гг."...

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Презентацию к уроку "Русско-японская война" можно использовать в 9-х классах как материал для изучения....