Эпоха Петра Великого ( Внутренняя и внешняя политика)
методическая разработка (история, 11 класс) по теме
Данная публикация содержит элементы рабочей тетради, которая представляет собой комплекс заданий к учебнику «История Отечества с древнейших времен до наших дней» авторов Артемова В.В.. Лубченкова Ю.Н.
Материалы рабочей тетради позволяют студентам организовать самостоятельную деятельность в освоении учебной дисциплины, проводить регулярный контроль и оценку знаний студентов.
Этот элемент рабочей тетради можно использовать как на уроке, заполняя ее всем вместе под руководством учителя, так и применять для организации самостоятельной работы студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эпоха Петра Великого ( Внутренняя и внешняя политика) | 28.55 КБ |
Эпоха Петра Великого ( Внутренняя и внешняя политика) ЭТАЛОН ОТВЕТОВ | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебник «История Отечества…» Артемов В.В.
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I.
Параграф 18. Внешняя политика.
I. Азовские походы и их значение. (Заполните таблицу)
Годы | |
Цели | |
Ресурсы (армия, флот, вооружение) | |
Значение |
II. «Великое Посольство» в Европу.
Цели Великого Посольства:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав Посольства:____________________________________
Итоги и значение: ____________________________________________________________________________________________________________________________
III. Северная война. (заполните таблицу)
Начало и конец войны | |
Союзники | |
Цели и противник | |
Основные сражения | |
Название | Дата и Значение |
1. При крепости Нарва | |
2.При крепости Дерпт (Тарту) | |
3. Битва под Полтавой | |
4. Гангутское сражение | |
5. Битвы у острова Эзель и Гренам | |
Ништадский мирный договор. Итоги войны. |
IV. Каспийский поход.
Цели:_________________________________________________________
Дата:__________________________________________________________
Итоги:______________________________________________________________________________________________________________________
V. К каким морям был открыт проход при Петре Алексеевиче? (подчеркнуть правильный ответ)
Черное, Азовское, Балтийское, Средиземное, Белое.
Параграф 19-20. Внутренняя политика.
Цели реформ Петра I:
- __________________________________
- __________________________________
- __________________________________
VI. Реформа армии (стр. 128-129)
Что произошло со стрелецкими полками?________________
Что нового было введено при формировании полков «нового строя»? 1)____________________________2)________________________
VII. Связи с Западом. (стр. 133)
Какими способами Петр Первый перенимал прогрессивный опыт европейцев?_________________________________________________________________________________________________________________Какие указы были изданы Петром Первым для установления связей с Европой? ____________________________________________________________________________________________________________________________
VIII. Реформы образования.
Укажите какие виды школ и академий открылись во время правления Петра I?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подумайте, какие пользу могли принести выпускники этих учебных заведений? (задание для размышления)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IX. Реформа системы управления.
1) Какой совещательный орган ликвидирован Петром I?_____________________________________
2) Заполните таблицу
Сенат- это… | ||
В сенате представлены три вида власти | ||
1- | 2- | 3- |
3) Закончите предложение:
Высшим церковным органом при Петре I стал _____________________.
Укажите сферы деятельности фискалов ______________________________________________________________ и прокуратуры ___________________________________________________________________________________________________________________________.
4) Условно территориальное деление Российской империи при Петре I можно представить так:
5) Как назывался закон о порядке Государственной службы?
____________________________________________________________
Какое значение он имел для служащих?
____________________________________________________________________________________________________________________________
Какие чины этим законом утверждались?
____________________________________________________________________________________________________________________________
6) Закон о ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИИ 1722 года.
Исходя из лекционного материала, укажите, какие причины заставили Петра I , нарушив закон предков наследования трона от отца к сыну, поменять порядок унаследования престола и самому назначать следующего императора.__________________________________________________________________________________________________________________
X. Реформы в общественной сфере.
Уравнение вотчины и поместья (указ о единонаследии)
До указа | Указ Петра I от 1714 | После указа |
Вотчина = наследственная собственность. (у бояр) Поместье = пользование землей при условии несения военной службы. (_____?__________) | Поместье приравнено к вотчине. | Поместье передается по наследству. Обязательность службы для дворян Сохранялась. |
1.Как вы считаете, исходя из названия указа, кому помещик мог передать в наследство свое поместье? ______________________
2. Внимательно изучите таблицу, и скажите, данный указ для вотчинников и помещиков имел положительные последствия или отрицательные?______________ Почему? ______________________
Предварительный просмотр:
Учебник «История Отечества…» Артемов В.В.
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I.
Параграф 18. Внешняя политика.
I. Азовские походы и их значение. (Заполните таблицу)
Годы | 1695-1696 |
Цели | Выход в Азовское и черное моря |
Ресурсы (армия, флот, вооружение) | Отборные полки, донские казаки, дворянская конница, укр.казаки, флот |
Значение | Россия-морская держава, захватили Азов и др. крепости |
II. «Великое Посольство» в Европу.
Цели Великого Посольства:тпоиск союзников в войне с Турцией, закупка оружия, обучение наукам, научиться строить корабли, нанять специалистов
Состав Посольства: Лефорт, Головин, дворяне, чиновники
Итоги и значение: наладили контакт с иностранными специалистами, переняли опыт европейцев во многих сферах
III. Северная война. (заполните таблицу)
Начало и конец войны | 1700-1721 |
Союзники | Речь Посполитая, Дания, Саксония |
Цели и противник | Выход к Балтике |
Основные сражения | |
Название | Дата и Значение |
1. При крепости Нарва | 1700 – потеряли артиллерию |
2.При крепости Дерпт (Тарту) | 1700-1701 – 1-я победа русских |
3. Битва под Полтавой | 1709 – шведы разбиты |
4. Гангутское сражение | 1714- первая победа русских на море |
5. Битвы у острова Эзель и Гренам | 1719- шведы поняли, что проиграли |
Ништадский мирный договор. Итоги войны. | К России отошли все крепости и земли шведов на Балтийском море. Выход к Балтийскому морю. |
IV. Каспийский поход.
Цели: торговые связи с восточными странами
Дата: 1722-1723
Итоги: у России – Дербент, Баку, закрепились на Каспийском море.
V. К каким морям был открыт проход при Петре Алексеевиче? (подчеркнуть правильный ответ)
Черное, Азовское, Балтийское, Средиземное, Белое, Каспийское.
Параграф 19-20. Внутренняя политика.
Цели реформ Петра I:
- Догнать Европу
- Стать морской державой
- Учиться у Европы
VI. Реформа армии (стр. 128-129)
Что произошло со стрелецкими полками? расформированы
Что нового было введено при формировании полков «нового строя»?
1) рекруты – служба пожизненно 2) не добровольная, а обязательная служба
VII. Связи с Западом. (стр. 133)
Какими способами Петр Первый перенимал прогрессивный опыт европейцев? Посылал за границу, приглашал иностранцев
Какие указы были изданы Петром Первым для установления связей с Европой?
Разрешил молодым дворянам путешествовать для образования, приглашал иностранцев на службу.
VIII. Реформы образования.
Укажите какие виды школ и академий открылись во время правления Петра I?
Пушкарские навигатские, морские, медицинские, инженерные, цифирные, гарнизонные.
Подумайте, какие пользу могли принести выпускники этих учебных заведений? (задание для размышления)
Строить флот, фабрики, заводы. Служить в гос. органах.
Лечить.
IX. Реформа системы управления.
1) Какой совещательный орган ликвидирован Петром I? Боярская дума.
2) Заполните таблицу
Сенат- это высшее правительственное учреждение | ||
В сенате представлены три вида власти | ||
1- законодательная | 2- исполнительная | 3- административная |
3) Закончите предложение:
Высшим церковным органом при Петре I стал: Синод
Укажите сферы деятельности фискалов: искать злоупотребления, нарушения законов, доносы.
и прокуратуры: контроль над всеми гос органами.
4) Условно территориальное деление Российской империи при Петре I можно представить так:
5) Как назывался закон о порядке Государственной службы?
Табель о рангах
Какое значение он имел для служащих?
Стимул продвигаться по служебной лестнице. Непривилегированные сословия могли продвинуться по службе.
Какие чины этим законом утверждались?
3 вида: статские (гражданиские), воинские, придворные.
6) Закон о ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИИ 1722 года.
Исходя из лекционного материала, укажите, какие причины заставили Петра I , нарушив закон предков наследования трона от отца к сыну, поменять порядок унаследования престола и самому назначать следующего императора:
у него нет сына, никому не доверял, нужно исходить из интересов государства.
X. Реформы в общественной сфере.
Уравнение вотчины и поместья (указ о единонаследии)
До указа | Указ Петра I от 1714 | После указа |
Вотчина = наследственная собственность. (у бояр) Поместье = пользование землей при условии несения военной службы. (дворяне) | Поместье приравнено к вотчине. | Поместье передается по наследству. Обязательность службы для дворян Сохранялась. |
1.Как вы считаете, исходя из названия указа, кому помещик мог передать в наследство свое поместье? Одному сыну
2. Внимательно изучите таблицу, и скажите, данный указ для вотчинников и помещиков имел положительные последствия или отрицательные? Почему? Положительное, теперь право на землю у бояр и дворян уровнялось и вотчин пожизненно в руках помещика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Внутренняя и внешняя политика Петра первого"
Презентация позволяет наглядно продемонстривавать учебный материал по теме " Россия в период царствования Петра первого"...
Презентация "Внутренняя и внешняя политика Петра первого"
Презентация позволяет наглядно продемонстривавать учебный материал по теме " Россия в период царствования Петра первого"...
Интерактивный тренажёр "Россия в 1725-1762 г." Часть 2: Внутрення и внешняя политика эпохи дворцовых переворотов, 7 класс. Разработка для интерактивной доски Elite Panaboard
Ссылка "Россия в 1725-1762 г." Часть 2: Внутренняя и внешняя политика эпохи дворцовых переворотовРазработка урока в ПО Easi Teach Next Generatio...
Внутренняя и внешняя политика Петра I
Презентация по истории России...
Внутренняя и внешняя политика Петра 1
Презентационный материал о политике Петра 1...
Проверочная работа в формате ЕГЭ "Внутренняя и внешняя политика Петра I"
Проверочная работа по истории для 10 класса в формате ЕГЭ по эпохе Петра I...
Тема 6. Эпоха Петра I. Внутренняя и внешняя политика России в первой четверти XVIII века.
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ"...