"Внешняя политика Екатерины II" - урок истории в 7 классе
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Елена Валентиновна Новикова

На уроке просиходит знакомство  учащихся с основными внешнеполитическими задачами России в правление Екатерины II, их решениями и последствиями этих решений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneshnyaya_politika_ekateriny_2.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внешняя политика Екатерины II

Цель: Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими задачами России в правление Екатерины II, их решениями и последствиями этих решений.

Основные понятия: разделы Речи Посполитой.

Оборудование: ИКТ

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 II. Проверка домашнего задания.

 Тетрадь на печатной основе стр. 69 задание 1 (взаимопроверка)

 III. Изучение нового материала.

         Внутреннюю политику Екатерины II мы рассматривали на предыдущих уроках, сегодня переходим к изучению внешней политики. Тема нашего урока звучит так

Слайд №1 (Внешняя политика Екатерины II)

Интерактивная карта

 

         

         В царствовании Екатерины II России удалось приблизиться к решению внешнеполитических задач, стоявших перед Россией на протяжении долгих десятилетий.

         Как вы думаете, какие  внешнеполитические задачи могли стоять перед Россией во второй половине XVIII века?(ответы учащихся)

Слайд №2

         В-первую очередь достижение выхода России к Черному морю.

Это открыло бы для России возможности торговли со странами Средиземноморья.

Слайд №3 (первая задача)

         Во-вторых, прекращение набегов крымчаков.

Проблема набегов крымчаков существовала столько же, сколько Российское государство. Это являлось одной из причин образования Древнерусского государства.

Слайд №4 (вторая задача)

         В-третьих, возвращение украинских и белорусских земель.

Проблема возникла в 14 веке, когда Литва, пользуясь тем, что земли Руси были разорены монголами, включила в свой состав ее западные и южные территории. Это привело к обособлению Западной и Южной Руси. Так появились белорусский и украинский народы со своими языками и обычаями. Но с русскими их связывали общее происхождение, общеисторическое прошлое, близость языков и обычаев, самое главное – одна религия – православное христианство. В 1569 г. Литва и Польша образовали единое государство – Речь Посполитую. В этом государстве большинство населения исповедовало католическое христианство. Власти Речи Посполитой преследовали православных. Не давали им свободно исповедовать свою религию. Российская империя как православное государство обязано было помочь белорусам и украинцам.

Слайд №5 (третья задача)

         В-четвертых, сохранение позиций России на Балтике.

Швеция не забывала о том, что когда-то Балтийское море было «шведским озером», и жаждала реванша за поражения в Северной войне.

Слайд №6 (четвертая задача)

  1.          Какие же события могли способствовать решению внешнеполитических задач государства?  При прослушивании рассказа вам необходимо внимательно слушать и быть готовыми ответить на вопросы.

Интерактивная карта (вторая часть текста)

         Вопросы:

  1. О каких событиях шла речь?
  2. Кто являлся зачинщиком развязывания русско-турецкой войны?
  3. Какие события нам об этом свидетельствуют?
  4. Почему Россия вынуждена была заключить мир с Турцией?
  5. Какой результат имеют эти события?
  6. Какое новое слово встретилось вам при прослушивании текста?

Протекторат

Интерактивная карта (третья часть текста)

Работа с историческим документом (учебник стр. 204, вопросы 2,3)

Подводя итог новой темы, давайте попытаемся доказать, удалось ли решить внешнеполитические задачи, поставленные перед Россией  во второй половине XVIII века (обращение к карте)?

           Как вы думаете, были ли еще задачи, которые необходимо было решать (выход в Средиземное море)?

 IV. Закрепление.

         В качестве закрепления материала выполним задание на контурной карте.

Контурная карта.

Каким образом происходил раздел Речи Посполитой. Отметить на карте.

Слайд №7 (карта)

 V. Домашнее задание

         «3» Закончить карту

         «4» Задание в тетради на печатной основе №4,5.

         «5» Приготовить сообщение по темам: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, Г. А. Потемкин

Проект урока по истории России

         Учитель: Новикова Е.В.

         Класс: 7 «Б»

         Тема: «Внешняя политика Екатерины II».

         Цель: Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими задачами России в правление Екатерины II, их решениями и последствиями этих решений.

         Задачи: 1. Раскрыть историческое значение внешнеполитических    

                            задач России в период правления Екатерины II.

                        2. Способствовать формированию умения работать с кар-

                             той.

                        3. Формирование навыков самостоятельности.

   

         Методы:

  1. Исторический метод (позволит доказать значимость внешней политики Екатерины II).
  2. Поисковый метод (выполнение познавательных заданий)
  3. Наглядный метод (использование интерактивной карты)

 

         Приемы:

  1. Информационное сообщение.
  2. Организация деятельности по предъявлению результатов по выполнению познавательных заданий.
  3. Работа с картой.

         Ожидаемый  результат: 

  1. Формирование чувства патриотизма и героизма по отношению к своей Родине.
  2.  Умение  воспроизвести полученную информацию в письменном виде.
  3. Знание  исторических  терминов.
  4. Аргументировано отвечать на  заданные  вопросы.
  5. Умение работать с картой.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

         Отметьте правильный вариант ответа, что свидетельствовало о начале разложения феодально-крепостнической системы

  а) начало продажи производимых продуктов на рынке;

  б) рост численности наемных рабочих;

  в) разрешение богатым крестьянам создавать свои предприятия;

  г) сдерживание крепостнической системой новых форм труда;

  д) стремительное внедрение в промышленность новейших машин и станков;

  е) тройное увеличение при Екатерине II оброка с крестьян;

  ж) разорение и упадок крестьянских хозяйств;

  з) запрещение властями изучения и использования передового опыта других стран.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Отметьте правильный вариант ответа, что свидетельствовало о начале разложения феодально-крепостнической системы

  а) начало продажи производимых продуктов на рынке;

  б) рост численности наемных рабочих;

  в) разрешение богатым крестьянам создавать свои предприятия;

  г) сдерживание крепостнической системой новых форм труда;

  д) стремительное внедрение в промышленность новейших машин и станков;

  е) тройное увеличение при Екатерине II оброка с крестьян;

  ж) разорение и упадок крестьянских хозяйств;

  з) запрещение властями изучения и использования передового опыта других стран.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Отметьте правильный вариант ответа, что свидетельствовало о начале разложения феодально-крепостнической системы

  а) начало продажи производимых продуктов на рынке;

  б) рост численности наемных рабочих;

  в) разрешение богатым крестьянам создавать свои предприятия;

  г) сдерживание крепостнической системой новых форм труда;

  д) стремительное внедрение в промышленность новейших машин и станков;

  е) тройное увеличение при Екатерине II оброка с крестьян;

  ж) разорение и упадок крестьянских хозяйств;

  з) запрещение властями изучения и использования передового опыта других стран.

-----------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Александр III. Контрреформы. Внешняя политика. Презентация к уроку истории в 8,10 классах.

Презентация к обзорному уроку по правлению Александра III....

Урок истории для 7 класса по теме "Внешняя политика Екатерины II"

Тема урока: Внешняя политика Екатерины IIЦель урока:изучить особенности внешней политики Екатерины IIЗадачи: сформировать у обучающихся историко- познавательные,информационно-коммуникационные, социаль...

Урок истории в 7 классе по теме "Отечества достойный сын" ("Внешняя политика Екатерины II" )

Урок посвящен личности генералиссимуса А.В.Суворова и взятии турецкой крепости Измаил....

Урок истории в 10 классе "Внешняя политика Екатерины II"

Урок истории в 10 классе по теме "Внешняя политика Екатерины II"...

Презентация к уроку истории России для 10 класса по теме "Внешняя политика Екатерины II"

На этой презентации указаны основные направления внешней политики Екатерины II.  Краткое содержание русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг., раздел Речи Посполитой. Даны портреты полкодцев...

Урок истории 7 класс "Внешняя политика Екатерины"

План урока по истории 7 класс "Внешняя политика Екатерины"Презентация к этому урокуТест к уроку...

Урок истории 7 класс "Внешняя политика Екатерины II" (технологическая карта урока)

Разработка урока истории для 7 класса с технологической картой урока...