"Экономическое развитие России при Петре I" - урок истории в 7 классе
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
На уроке учащиеся знакомятся с экономическим развитием России при Петре I
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_pri_petre.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экономическое развитие России при Петре I
Цель: Познакомить учащихся с экономическим развитием России при Петре I
Основные понятия: протекционизм, меркантилизм, каме-рализм, мануфактура, таможенный тариф, подушная подать.
Оборудование: карта «Россия в первой половине XVIII в.
План: 1. Экономические проблемы России в начале XVIII в.
2. Решение экономических проблем Петром I.
3. Итоги экономического развития России при Петре I.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
(тетрадь на печатной основе)
«3» задание №3
«4» задание №3,4
«5» задание №1
- Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать деятельность Петра I.
Когда мы начинаем с вами изучать деятельность нового правителя, о чем мы в первую очередь говорим? (о политике)
Политику Петра Великого мы с вами изучили.
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (об экономике)
А что такое экономика? (Существует большое количество определений понятия экономика. Одно из них – это производство и потребление материальных благ)
Что такое материальные блага? (Материальные блага – еда, одежда, топливо, металлы, жилье и т. п.)
Могут ли люди обойтись без экономики? (нет)
Важно ли развитие экономики в эпоху реформ? Можно ли реформировать страну, если экономика слабо развита? (нет, нельзя)
Каково же было развитие экономики России в начале XVIII в., когда Петр I начал свои реформы?
(Опережающее задание сильным учащимся: протекционизм с. 123-125 п. 3,4,5; камерализм с. 126 п 6; меркантилизм с. 127 п. 7)
Российская экономика значительно отставала от европейской по уровню своего развития. Страна нуждалась в более тесных связях со странами Европы. Вставала необходимость модернизации отсталой аграрной страны.
Что такое модернизация? (Процесс преобразований, усовер-шенствований)
В результате, каких причин государство стало уделять большое внимание на развитие экономики?
Работа с текстом § 16 п. 1
Работа со схемой.
Нехватка промышленных изделий Нехватка сельскохозяйственного сырья
(ремесленных и мануфактурных) для армии и флота
Усиление роли государства
в развитии экономики
протекционизм камерализм меркантилизм
Записать в тетрадь.
Протекционизм – защита интересов отечественных производителей и торговцев.
Меркантилизм – преобладание вывоза товаров над ввозом.
Камерализм – увеличение государственных налогов
Давайте вспомним, кто из русских реформаторов XVII в. пытался провести реформы? (Голицын В.В.)
Теперь давайте выясним, к каким результатам привела экономическая политика Петра I
Чем экономика России XVII в. отличалась от экономики России XVIII в.? Сравнить карты «Экономическое развитие России в XVII –XVIII вв.» (атлас) стр. 39 и стр. 127
Итоги экономической политики Петра I
Рост внешней торговли, Рост промышленного рост налогов
Активный торговый баланс производства привел к обнищанию
России крестьян
Россия – ведущий экспортер
металлов в Европе.
Какой же вывод можно сделать по данной схеме?
Вывод: Экономическая политика Петра помогла России выиграть Северную войну, сделала Россию ведущим экспортером металлов в Европе, но привела к обнищанию большинства населения.
IV. Домашнее задание
§ 16
Задание №3. Заполните пропуски в тексте.
- Вместо Боярской думы был избран __________________, ставший высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
- Вместо нескольких десятков громоздких приказов были созданы 11 _______________, работа которых была более эффективной.
- Вместо патриарха делами Русской православной церкви теперь ведал ____________________________________.
- Страна была разделена на 8 ________________, которые, в свою очередь, были поделены на провинции.
Задание №4. Заполните пропуски в тексте.
Недовольные политикой Петра в самом начале его царствования объединялись вокруг его сестры ___________ . После ее смерти, по мере углубления реформ и продолжения Северной войны, взгляды противников преобразований обратились к первой жене царя _____________ и к его сыну __________.
_____________________________________________________________________________________
Задание №3. Заполните пропуски в тексте.
- Вместо Боярской думы был избран __________________, ставший высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
- Вместо нескольких десятков громоздких приказов были созданы 11 _______________, работа которых была более эффективной.
- Вместо патриарха делами Русской православной церкви теперь ведал ____________________________________.
- Страна была разделена на 8 ________________, которые, в свою очередь, были поделены на провинции.
Задание №4. Заполните пропуски в тексте.
Недовольные политикой Петра в самом начале его царствования объединялись вокруг его сестры ___________ . После ее смерти, по мере углубления реформ и продолжения Северной войны, взгляды противников преобразований обратились к первой жене царя _____________ и к его сыну __________.
___________________________________________________________________________________
Задание №3. Заполните пропуски в тексте.
- Вместо Боярской думы был избран __________________, ставший высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
- Вместо нескольких десятков громоздких приказов были созданы 11 _______________, работа которых была более эффективной.
- Вместо патриарха делами Русской православной церкви теперь ведал ____________________________________.
- Страна была разделена на 8 ________________, которые, в свою очередь, были поделены на провинции.
Задание №4. Заполните пропуски в тексте.
Недовольные политикой Петра в самом начале его царствования объединялись вокруг его сестры ___________ . после ее смерти, по мере углубления реформ и продолжения Северной войны, взгляды противников преобразований обратились к первой жене царя _____________ и к его сыну __________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по истории России (8 класс) "Социально- экономическое развитие России в сер. ХIX в."
Урок изучения новых знаний. В процессе урока создаются проблемные ситуации, которые решаются в ходе дискуссии, с использованием интегрированных знании по истории, обществознанию, литературе. Исто...
Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"
Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...
«Создание условий для развития памяти и мышления на уроках истории в классах коррекционно-развивающего обучения»
Формирование условий для развития памяти и мышления на уроках истории у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Конечно, необходимо знание фактов, явле...
Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России.
Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России....
Технологическая карта изучения этапов урока по теме «Экономическое развитие России в первой половине XIX века» 8 класс по ФГОС ООО
Технологическая карта урока с указанием этапов урока, времени, заданий для учеников, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов, деятельности преподавателя, деятельности учен...
Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс
Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс к учебнику под редакцией Арсентьева из-во Просвещение...
Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс
Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс к учебнику под редакцией Арсентьева из-во Просвещение...