Урок-игра по истории России (8 класс) "Социально- экономическое развитие России в сер. ХIX в."
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Урок изучения новых знаний.
В процессе урока создаются проблемные ситуации, которые решаются в ходе дискуссии, с использованием интегрированных знании по истории, обществознанию, литературе. Исторические факты, взятые из исторических источников, анализ основных тенденции развития экономики и социальных отношений России второй четверти ХХ в., позволяет создавать интригующие ситуации, формируют умения использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении исторических фактов, явлении, процессов.
Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма и уважения к достижениям отечественной технической мысли, к мнениям других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ypok_po_istorii.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чегодаева Елена Геннадьевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназии № 4» Елабужского муниципального района РТ
Социально-экономическое развитие России
в середине XIXв.
Цель урока: познакомить учащихся с основными тенденциями развития экономики России во второй четверти XIX века.
Задачи урока:
- развивающая: развивать умения сравнительно сопоставлять основные тенденции экономического развития России п.п. XIX века, выделять своеобразие экономического развития России; продолжить работу по формированию умения участвовать в дискуссиях по актуальным историческим проблемам;
- обучающая: закрепить содержание новых понятий темы, изучить социальную структуру российского общества п.п. XIX века, особенности развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства, технической мысли;
-воспитательная: формирование у учащихся чувства патриотизма и уважения к достижениям технической мысли России; воспитание уважительного отношения к мнению других людей.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Основные понятия и даты: промышленный переворот – 30-40гг. XIXв., пролетариат, буржуазия.
Оборудование урока: мультимедийная презентация «Социально-экономическое развитие России в середине XIXв.», плакат «Экономическое дерево», карточки с тестами, с хрестоматийным материалом.
План урока
I. Социальный состав Российской империи.
II. Развитие сельского хозяйства в п.п. XIXв.
III. Развитие промышленности в п.п. XIXв.
IV. Развитие технической мысли.
Ход урока
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг.момент | 1. Знакомство, приветствие учащихся | 1. Приветствуют учителя. |
II. Проверка домашнего задания | Фронтальный опрос: (слайд 1презентации ) В качестве проверки домашнего задания проведём блиц – опрос на тему «Внутренняя политика Николая I». На представленные ниже вопросы необходимо дать один правильный ответ Ключ: 1-3, 2-2, 3-2, 4-3, 5-3; исторические деятели – 1. М.М. Сперанский. Выставление оценок за тест (самопроверка) Беседа: 1. По каким характеристикам вы определили, что данная историческая личность – М.М.Сперанский?
| 1. Решают тест |
III. Изучение нового материала IV.Закрепление нового материала V. Домашнее задание | Рассказ учителя, демонстрация слайдов из презентации (слайд № 2презентации ): Наступивший XIXв. в корне изменил облик Европы, по которой бурными темпами шагала индустриальная эпоха: сеть железных дорог покрыла просторы Англии, Франции, Италии, был изобретен паровой двигатель, который стал активно использоваться на пароходах, паровозах, в паровых котлах, в 1825г. была поострена первая железная дорога, в Англии в 1840г. пароход «Британия» пересёк Атлантический океан, в 1818г. - был построен первых железно-дорожный мост, 1803г. – построен автомобиль с паровым двигателем. В 1831г. англичанин М. Фарадей открыл явление электрического тока, в 1832г. американец С.Морзе изобрёл электрический телеграф. Всё это ясно говорило о том, что XIXв. был бурным, стремительным, наполненным новыми идеями и изобретениями. Беседа: 1. Какие виды транспорта получили развитие в п.п. XIXв. в Европе и почему именно эти? (обращая внимание на слайд презентации №2) 2. Почему в индустриальную эпоху необходимы были именно эти отрасли промышленности и виды транспорта А теперь давайте поговорим о том, что же в это время происходило в России. И начнём мы искать ответы на эти вопросы с изучения новой темы. Сегодня на уроке мы с вами будем реализовывать следующие цели обучения (демонстрация слайда № 3презентации ) Давайте запишем в тетрадях сегодняшнее число и новую тему. (демонстрация слайда №4 презентации ) Давайте познакомимся с территориальным устройством Российской империи в п.п. XIXв.(карта) (демонстрация слайда №5презентации ). На этом огромном континентальном пространстве, которое занимала наша страна, существовал огромный комплекс социально-экономический проблем, выявить которые мы будем должны сегодня на уроке. Беседа: 1. Какие слои населения проживали на территории Российском империи? 2. Какова была социальная структура российского общества? (демонстрация слайда № 6 презентации ) Социальный состав Российской империи. Согласно данным 8 ревизии населения в 1834 г. в России проживало 60 млн. человек, по данным 9 ревизии населения в 1851 г. население России насчитывало 68 млн. человек. Сословия в России в п.п. XIXв. Господствующее сословие:
Полупривилегированные сословия:
Податные сословия:
Беседа: 1.Скажите, какие факты свидетельствуют о том, что Россия п.п. XIXв. аграрная страна? Работа с историческим источником (№1) Рассказ учителя: В п.п. XIXв. под воздействием промышленного переворота и в процессе модернизации в России получает развитие индустриальное общество. Происходят перемены в социальной структуре общества: формируются новые классы – буржуазия и пролетариат (особенно после отмены крепостного права). Рассказ учителя. Об особенностях промышленного переворота в России. (демонстрация слайдов № 7-9) Развитие сельского хозяйства в п.п. XIXв. Рассказ учителя, демонстрация слайдов (слайдов № 10 презентации , карта - 11 ) - Российская империя – аграрная страна (90% населения страны – крестьяне) - проникновение товарно-денежных отношений деревню (расслоение крестьян, появление капиталистых крестьян) - низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах, малоземелье крестьян - применение труда крепостных крестьян на мануфактурах (посессионные крестьяне) 1. Какой вывод можно сделать из представленной на слайде информации? Работа с историческим источником (№1) Демонстрация слайда № 11 презентации Физкультминутка. Развитие промышленности в п.п. XIXв. Рассказ учителя, демонстрация слайда №12 Особенности промышленного переворота в России: - 30-40гг. – начало промышленного переворота в России, который начался в условиях феодально-крепостнической системы (господство крепостного права, техническая отсталость , отходничество, посессионные мануфактуры) - поздние сроки вступления России на путь промышленного переворота (Англия – 80-90г.. XVIIIв., Франция - 80-90гг. XVIIIв.,. США -20гг. XIXв. - первые промышленные предприятия появились в текстильной промышленности (1804г.), предприятия тяжёлой промышленности (машиностроение, металлургия, и т.д.) появились гораздо позднее – в 1830-40гг. - медленными темпами развивалась рыночная инфраструктура (биржи, банки, транспортная сеть, шоссейные и железные дороги). Демонстрация слайдов №14 – классификация мануфактур, 15, 16, 17 презентации (работа с понятиями). Беседа: 1. Скажите, какие выводы о развитии промышленности России п.п. XIXв. можно сделать из информации? Работа с документом (слайд №18 презентации): о богатых крестьянах. Развитие транспорта Рассказ учителя Развитие технической мысли. Работа с учебником. Стр.109 3 абз. сверху. Беседа 1. О чём свидетельствуют эти факты? В каких специалистах нуждалась экономика России п.п. XIXв. Рассказ учителя, демонстрация слайдов (слайд № 19 презентации) - 1802г. – исследования электрической дуги и электрического разряда В.В. Петровым; -1831г. – разработка основ науки о качественных сталях П.П. Аносовым; - 1834г. – построен первый паровоз в России Е.А. и М.Е. Черепановыми; - 1837г. – первая железная дорога между Петербургом и Царским селом; 1851г. – железная дорога между Петербургом и Москвой; Технические открытия и изобретения долгое время оказывались невостребованными, замедленное внедрение технических и научных достижений в промышленности. Решение проблемных задач № 1 Творческое задание: А сейчас мы будем выполнять творческое задание. Представьте себе экономику России в виде дерева. У «экономического дерева» два ствола: один широкий, другой тонкий. Напишите на одном из них слово «промышленность», а на другом – «Сельское хозяйство». Устно объясните, какое слово и почему вы записали на одном и на другом «стволе». На дереве выросли листочки. Они символизируют отдельные черты развития сельского хозяйства и промышленности. Каждый лист имеет название: расслоение крестьян, районная специализация и т.д. На «стволе» промышленном расставьте листочки так, что бы на «ветках» смотрящих вверх, появились «листочки» капиталистические, а на смотрящих вниз – «листочки» феодальные, и также на сельскохозяйственном стволе. Беседа: 1. О чём говорит наш проект, Россия п.п. XIXв. была страной индустриальной или аграрной? 2. Как вы думаете, почему одни ветки дерева смотрят вверх, а другие вниз? 3. Сделайте вывод об особенностях социально-экономического развития России п.п. XIXв. Демонстрация слайда №20 презентации. 1. По параграфу 26 заполнить пропуски в тексте «Социально-экономическое развитие в п.п. XIXв.» 2. Написать историческое сочинение на тему: «Социально-экономическое развитие в п.п. XIXв.»езническая отрасль, отходничеств в условиях феодально-крепостнической системе (господство крепостного права, | 1. Просмотр презентации Примерные ответы учащихся: - машиностроение - металлургия - железнодорожный транспорт, шоссейные дороги, пароходы, паровозы. Ответы учащихся: - производству и торговле необходимы были возможности связывать города и регионы в единый рынок - индустриальное общество – это общество развитой промышленности Примерные ответы: - дворянство, духовенство, крестьяне - сословная структура общества Ответы учащихся: - подавляющее большинство населения страны – крестьяне 1. Читают документ, отвечают на проблемные вопросы к нему. Ответы учащихся: - крепостное право тормозило развитие страны - крепостные крестьяне находились в полной собственности помещика - за пользование землёй крестьяне несли повинности(барщина, оброк) - подневольный труд крепостных был малоэффективен как в сельском хозяйстве, так и в промышленности Примерные ответы учащихся: - по сравнению с др. странами Европы, России вступила на путь капитализма позднее - капиталистичес кому развитию России мешало крепостное право Работа в тетрадях Записывают в тетрадях понятия. Примерные ответы учащихся: - в этот период открывались преимущественно технические и коммерческие учебные заведения; - они готовили специалистов, которые необходимы были на быстро появлявшихся заводах и фабриках; - промышленность и торговля России остро нуждалась в специалистах с техническим и экономическим образованием Решают проблемные задания. Примерные ответы учащихся: - к середине XIXв. в России бурными темпами развивался промышленный переворот. Однако, развитие отечественной промышленности замедляло крепостное право 1.Учащиеся указывают, куда нужно поместить названные учителем «листочки». Примерные ответы учащихся: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и план урока истории в 11 классе "Социально-экономические противоречия в условиях форсированной модернизации. Рубеж XIX - ХХ вв."
В основе урока лежит проектная деятельность учащихся. Данная педтехнология позволяет включить учащихся в активную познавательную деятельность. Кроме того, применяются информационно-коммуник...
Урок-конференция по истории в 8 классе "Социально-экономическое и культурное развитие Керчи во 2-ой половине 19 века"
Краеведческий материал по истории города Керчи...
Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"
Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...
Урок истории в 8 классе "Социально-экономическое развитие России в 30 - 50-е гг. XIX века".
Урок изучения нового материала с элементами групповой работы помогает легче усвоить сложную тему трансформации традиционного общества в России и формированию индустриального, динамику изменения привыч...
Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России.
Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России....
Конспект открытого урока по истории 9 класс. Тема: «Социально-экономическое развитие России в пореформенный период».
Урок составлен в рамках программы: авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История...