Урок по теме "Победы и поражения в 1942 г." в 9 классе
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Урок в 9 классе разработан в рамках проблемной тихнологии с использованием материалов CD Энциклопедии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. История Отечества XIX – XX". В ходе урока использована работа с документами, что позволяет продолжить формирование УУД у обучающихся, а также совершенствовать умение анализировать документы, необходимое при сдаче ГИА по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_pobedy_i_porozheniya_v_1942_g.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме
«Победы и поражения 1942 года»
9 класс.
Недошивина Татьяна Анатольевна
МАОУ Гимназия № 17
2009-2010 учебный год.
Цель: - способствовать пониманию учащимися причин неудач Красной Армии в 1942 году;
- формировать представление о предпосылках коренного перелома;
- продолжить развивать умение анализировать текст документов и делать
соответствующие выводы.
Оборудование. Учебник «Отечественная история » 9 класс, Данилов Д.Д.
презентация (см. приложение),
CD Энциклопедия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. История Отечества XIX – XX
века».
Основные понятия:
- значение победы под Москвой
- оборона Севастополя
- «Харьковский котёл» (12 мая 1942 г. – начало наступления советских войск)
- приказ № 227 от 28 мая 1942 г. «Ни шагу назад»
- Сталинградская битва
- «Дом Павлова»
Вопрос урока: «Каковы причины неудач Красной армии в 1942 году»
Дома: «Почему Красная Армия сумела остановить продвижение немецких войск под Сталингра
дом?»
СЛАЙДЫ 1-3
План
1. Контрнаступление под Москвой. Значение победы.
2. Военные планы сторон летней компании 1942 г. (работа с документами. Воспоминания Василевского)
3. Весенне -летнее наступление немцев
4. Приказ № 227 от 28 мая 1942 г. (анализ документа)
5. Битва за Сталинград.
Д/з & 22, «Ответить на вопрос урока № 2»
ОПРОС
1. Как назывался план нападения на Советский Союз?
2. Какое событие ускорило принятие Гитлером решения о нападении на СССР? Почему?
3. Что предполагал план Барбаросса?
4. Кто командовал группами армий «Центр», «Север», «Юг»?
5. Когда началась Великая Отечественная война?
6. Кто первым из советского руководства выступил с обращением к советскому народу?
7. Кто из командиров Красной армии был обвинен в поражениях лета 1941 г.
8. За участие в какой операции нескольким дивизиям было присвоено звание «гвардейские»?
9. Кто был назначен Верховным главнокомандующим Советского союза в начале войны?
10. Когда началась блокада Ленинграда?
11. Как называлось немецкая операция по захвату Москвы?
12. В чём причины неудач Красной Армии в 1941 г.?
1. Битва за Москву 30. 09.1941-20.04.1942 г. Операция «Тайфун»
СЛАЙД 4
- 30 сентября 1941 г. по 30 октября1 941 г.- попытка взять столицу при помощи лобовой атаки в центральной части фронта
- 8 октября 1941 г. – Г.К. Жуков назначен командующим Западным фронтом, оборонявшим Москву
- с 15 ноября 1941 г. по 4(5) декабря 1941 г. новое наступление немцев взять столицу при помощи фланговых ударов с севера (из Клина) и с юга (из Тула).
Наступление не удалось. Вставка из энциклопедии «Контрнаступление Советских войск под Москвой»
- 5-6 декабря 1941 г. начало контрнаступление Красной Армии под Москвой, которое переросло в январе 1942 г. в общее наступление красной Армии на всём Советско-Германском фронте.
- апрель 1942 г. – завершение Московского сражения. Были освобождены Московская и Тульская области.
Работа с документом № 1
Итог-СЛАЙД 6
Вопрос: «В чем Василевский видит значение победы над немцами под Москвой?»
Приведите в подтверждении два высказывания.
2. Каковы же были планы сторон на летнюю компанию 1942 г.
Работа с документом № 2
Вопросы
1. Каковы главные идеи плана Советского Генерального штаба?
2. Какие дополнения внес И.В. Сталин? Чем он это мотивировал? Для чего?
3. На что, по мнению Василевского рассчитывали немцы в 1942 г.?
4. Соответствовал ли этот план действительности? Мог ли быть реализован на практике?
3. Весенне-летнее наступление немцев
Вставка из энциклопедии «Захват Керчи и Севастополя»
- август-октябрь 1941 г. – оборона Одессы
- 30 октября 1941 – 4 июля 1942 г. захват Керчи и Севастополя. Захватом Севастополя командовал генерал Манштейн
Причины неудач:
- превосходство немецких сил
- просчеты командования в организации наступления.
Вставка из энциклопедии «Неудачи в Крыму и под Харьковом»
Прочитать !!!
К началу лета 1942 г. наступление Красной Армии выдохлось, крупных резерв не осталось
4. Приказ № 227 от 28 мая 1942 г.
Вставка из энциклопедии «Приказ № 227»
Вопросы
1. Чем руководствовалось руководство страны объясняет невозможность дальнейшего наступления армии?
2. Какие меры предполагается принять для изменения ситуации?
Однако изменить ситуацию с расстановкой сил «приказ» не мог. (Смотрим карту на стр. 232). Уже в августе немецкие танки двинувшиеся на Кавказ захватили Ставрополь, Краснодар, Новороссийск, намериваясь через Ингушетию и Чечню выйти к Бакинской нефти.
Но овладеть Кавказом сходу, немцы не смогли . Советские войска , в которых преобладали кавказские народы сумели остановить продвижение немецких войск.
5. Битва за Сталинград.
Не сумев овладеть Кавказкой нефтью немцы решили перерезать Волгу в районе Сталинграда.
В случае удачи в войну против СССР обещали вступить Турция и Япония.
Штурмовать Сталинград должна была 6-я армия под командованием генерала Паулюса.
17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва
Июль 1942 г. – образован Сталинградский фронт
Август-сентябрь 1942 г. – бои на подступах и в самом городе.
Однако захватить город с ходу немцами не удалось.
Девайте подведём итог:
Каковы же причины неудач Советской армии в военной компании 1942 г.?
- Просчёты командования
- Переоценка сил. Ещё рано было наступать по всем фронтам.
- Недостаток резервов и вооружения
- Эвакуированы заводы ещё не наладили выпуск своей продукции на полную мощность.
- Отсутствие второго фронта в Европе (активных боевых действий) позволило немцам перебросить на советско-германский фронт новые силы.
Все молодцы. Сегодня все эксперты отлично справились со своей работой. Не забудьте записать домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»
20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...
Открытый урок Современные обычные средства поражения
Цель представления данного материала - систематизировать практический опыт и представить некоторые методические приёмы изучения раздела «Современные средства массового поражения и способы защиты от ни...
ОБЖ 10 класс.Презентация к уроку "Современные обычные средства поражения".
Данная работа представляет собой один из уроков по теме: «Современные обычные средства поражения и защита от них».Основу урока составляет примене...
Технологическая карта карта урока. УМК И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. 4 класс. Городская жизнь. Лондон. Урок 53, урок 26 темы
Технологическая карта карта урока. УМК И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. 4 класс. Городская жизнь. Лондон. Урок 53, урок 26 темы...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
урок-конференция "Победа, обернувшаяся поражением"
урок для учащихся 9 класса по теме "Гражданская война в России"...
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....