Урок по теме "Победы и поражения в 1942 г." в 9 классе
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Недошивина Татьяна Анатольевна

Урок в 9 классе разработан   в рамках   проблемной тихнологии с использованием материалов CD  Энциклопедии  «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. История Отечества XIX – XX".  В ходе урока использована работа с документами, что позволяет продолжить формирование  УУД у обучающихся, а также совершенствовать умение анализировать документы,  необходимое при сдаче ГИА по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme_pobedy_i_porozheniya_v_1942_g.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме

«Победы и поражения 1942 года»

9 класс.

Недошивина Татьяна Анатольевна

МАОУ Гимназия № 17

2009-2010 учебный год.

Цель: - способствовать пониманию учащимися причин неудач Красной Армии в 1942 году;

            - формировать представление о предпосылках коренного перелома;

            - продолжить развивать умение анализировать текст документов и делать  

 соответствующие выводы.

Оборудование.  Учебник «Отечественная история » 9 класс, Данилов Д.Д.

                                презентация (см. приложение),

                                CD  Энциклопедия  «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. История Отечества XIX – XX

                                    века».

 Основные понятия:

               - значение победы под Москвой

               - оборона Севастополя

               - «Харьковский котёл»  (12 мая 1942 г. – начало наступления советских войск)

               - приказ № 227 от 28 мая 1942 г. «Ни шагу назад»

               - Сталинградская битва

               - «Дом Павлова»

Вопрос урока: «Каковы причины неудач Красной армии в 1942 году»

Дома: «Почему Красная Армия сумела остановить продвижение немецких войск под Сталингра

             дом?»

СЛАЙДЫ 1-3

План

1. Контрнаступление под Москвой. Значение победы.

2. Военные планы сторон летней компании 1942 г.  (работа с документами. Воспоминания Василевского)

3. Весенне -летнее наступление немцев

4. Приказ № 227 от 28 мая 1942 г.  (анализ документа)

5. Битва за Сталинград.

Д/з  & 22, «Ответить на вопрос урока № 2»

ОПРОС

1. Как назывался план нападения на Советский Союз?

2. Какое событие ускорило принятие Гитлером решения о нападении на СССР? Почему?

3. Что предполагал план Барбаросса?

4. Кто командовал группами армий «Центр»,  «Север», «Юг»?

5. Когда началась Великая Отечественная война?

6. Кто первым из советского руководства выступил с обращением к советскому народу?

7. Кто из командиров Красной армии был обвинен в поражениях лета 1941 г.

8. За участие в какой операции нескольким дивизиям было присвоено звание «гвардейские»?

9. Кто был назначен Верховным главнокомандующим Советского союза в начале войны?

10. Когда началась блокада Ленинграда?

11. Как называлось немецкая операция по захвату Москвы?

12. В чём причины неудач Красной Армии в 1941 г.?

1. Битва за Москву 30. 09.1941-20.04.1942 г. Операция «Тайфун»

СЛАЙД 4

- 30 сентября 1941 г. по 30 октября1 941 г.- попытка взять столицу при помощи лобовой атаки в центральной части фронта

- 8 октября 1941 г. – Г.К. Жуков назначен командующим Западным фронтом, оборонявшим Москву

- с 15 ноября 1941 г. по 4(5) декабря 1941 г. новое наступление немцев взять столицу при помощи фланговых ударов с севера (из Клина) и с юга (из Тула).

Наступление не удалось.  Вставка из энциклопедии «Контрнаступление Советских войск  под Москвой»

- 5-6 декабря 1941 г. начало контрнаступление Красной Армии под Москвой, которое переросло в январе 1942 г. в общее наступление красной Армии на всём Советско-Германском фронте.

- апрель 1942 г. – завершение Московского сражения. Были освобождены Московская и Тульская области.

Работа с документом № 1                                                                      

Итог-СЛАЙД 6

Вопрос: «В чем Василевский видит значение победы над немцами под Москвой?»

Приведите в подтверждении два высказывания.

2. Каковы же были планы сторон на летнюю компанию 1942 г.

Работа с документом № 2

Вопросы

1. Каковы главные идеи плана Советского Генерального штаба?

2. Какие дополнения внес И.В. Сталин? Чем он это мотивировал? Для чего?

3. На что, по мнению Василевского рассчитывали немцы в 1942 г.?

4. Соответствовал ли этот план действительности? Мог ли быть реализован на практике?

3. Весенне-летнее наступление немцев

Вставка из энциклопедии «Захват Керчи и Севастополя»

- август-октябрь 1941 г. – оборона Одессы

- 30 октября 1941 – 4 июля 1942 г. захват Керчи и Севастополя. Захватом Севастополя командовал генерал Манштейн

Причины неудач:

- превосходство немецких сил

- просчеты командования в организации наступления.

Вставка из энциклопедии «Неудачи в Крыму и под Харьковом»

                                                                                                                                                                                               Прочитать !!!

К началу лета 1942 г. наступление Красной Армии выдохлось, крупных резерв не осталось

4. Приказ № 227 от 28 мая 1942 г.  

Вставка из энциклопедии «Приказ № 227»

Вопросы

1. Чем руководствовалось руководство страны объясняет невозможность дальнейшего наступления армии?

2. Какие меры предполагается принять для изменения ситуации?

Однако изменить ситуацию с расстановкой сил «приказ» не мог. (Смотрим карту на стр. 232). Уже в августе немецкие танки двинувшиеся на Кавказ захватили Ставрополь, Краснодар, Новороссийск, намериваясь через Ингушетию и Чечню выйти к Бакинской нефти.

Но овладеть Кавказом сходу, немцы не смогли . Советские войска , в которых преобладали кавказские народы сумели остановить продвижение немецких войск.

5.  Битва за Сталинград.

Не сумев овладеть Кавказкой нефтью немцы решили перерезать Волгу в районе Сталинграда.

В случае удачи в войну против СССР  обещали вступить Турция и Япония.

Штурмовать Сталинград  должна была 6-я армия под командованием генерала Паулюса.

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.  – Сталинградская битва

Июль 1942 г. – образован Сталинградский фронт

Август-сентябрь 1942 г. – бои на подступах и в самом городе.

Однако захватить город с ходу немцами не удалось.

Девайте подведём итог:

Каковы же причины неудач Советской армии в военной компании 1942 г.?

  1. Просчёты командования
  1. Переоценка сил. Ещё рано было наступать по всем фронтам.
  2. Недостаток резервов и вооружения
  3. Эвакуированы заводы ещё не наладили выпуск своей продукции на полную мощность.
  1. Отсутствие второго фронта в Европе (активных боевых действий) позволило немцам перебросить на советско-германский фронт новые силы.

 

Все молодцы. Сегодня все эксперты отлично справились со своей работой. Не забудьте записать домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Открытый урок Современные обычные средства поражения

Цель представления данного материала - систематизировать практический опыт и представить некоторые методические приёмы изучения раздела «Современные средства массового поражения и способы защиты от ни...

ОБЖ 10 класс.Презентация к уроку "Современные обычные средства поражения".

Данная работа представляет собой один из уроков по теме: «Современные обычные средства поражения и защита от них».Основу урока составляет примене...

Технологическая карта карта урока. УМК И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. 4 класс. Городская жизнь. Лондон. Урок 53, урок 26 темы

Технологическая карта карта урока. УМК И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. 4 класс. Городская жизнь. Лондон. Урок 53, урок 26 темы...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

урок-конференция "Победа, обернувшаяся поражением"

урок для учащихся 9 класса по теме "Гражданская война в России"...